Решение №2540/7 РЕШЕНИЕ № 83-10235-19/7 по жалобе ООО «МИР ТРУБ» от 19 марта 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 83-10235-19/7
по жалобе ООО «МИР ТРУБ»
Резолютивная часть решения оглашена
19.03.2019 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя управления А.Р. Б, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов Ю.В.Ш, главного специалиста-специалиста отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов М.А.К (далее – Комиссия),
рассмотрев ООО «МИР ТРУБ» (далее - Заявитель) (вх. №1693 от 12.03.2019 г.) на действия ООО «Средневолжская газовая компания» (далее – Организатор торгов, ООО «СВГК») при проведении запрос предложений в электронной форме на поставку труб ПЭ (Извещение № 31907588312) (далее - Запрос предложений),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
12.03.2019 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «ПромСнаб» на действия ООО «СВГК» при проведении Запроса предложений.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Организатор торгов в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам ООО «МИР ТРУБ»:
- Организатор торгов в нарушение пункта 1.2.1 Положения, пункта 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках установил в документации требование о предоставлении на момент подачи заявки сертификата соответствия или декларации о соответствии требованиям технического регламента таможенного союза, либо сертификата соответствия требованиям технического регламента таможенного союза.
- Организатор закупки неправомерно включил в договор условие о возможности одностороннего отказа от исполнения обязательств по приобретению товара.
- Организатор закупки неправомерно включил в документацию требования о предоставлении в составе заявки справки о кадровых ресурсах (форма 5.8 раздела 5), подтверждающей наличие у участника следующих специалистов: менеджеров по работе с клиентами – не менее 2 человек; специалистов, отвечающих за комплектацию и отгрузку продукции – не менее 2 человек; прочего персонала – 3 человека с приложением документов, подтверждающих оформление персонала в соответствии с законодательством РФ, заверенных участником копий документов, подтверждающих наличие у участника в собственности или на ином законном основании помещения по месту фактического нахождения участника (расположение офиса) (копия свидетельства о государственной регистрации права собственности или договора аренды/субаренды)
Организатор торгов просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении торгов, представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 13.03.2019 г. № 2305/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. 28.02.2019 г. Организатором торгов на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещена действующая редакция извещения № 31907588312 о проведении запрос предложений в электронной форме (далее – Извещение) и документация (далее - Документация о закупке).
В соответствии с Извещением предметом запроса предложений является заключение договора на поставку на поставку труб ПЭ.
Заказчиком выступило ООО «СВГК».
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что 28.12.2018 г. в ЕИС Заказчиком размещена действующая на момент размещения Извещения редакция Положение о закупках ООО «СВГК» (далее – Положение).
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.
2. В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к участникам закупки; перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, а также порядок и критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В подпункте 2 пункта 2, подпункте «с» пункта 6 документации, раздела 2 информационной карты установлено требование о предоставлении при подаче заявки копии сертификата соответствия на поставляемый товар, выданный органом по сертификации, аккредитованным в системе ГОСТ Р (сертификаты РОСС RU), или декларация о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза, либо сертификат соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза.
Согласно пункту 2 раздела 2 информационной карты закупочной документации к поставке требуется труба полиэтиленовая D32, 63, 110, 160, 225, 315, 355, 500 в количестве 52 601 п.м. Труба должна соответствовать полным требованиям ГОСТ 50838-2009.
Приобретаемый товар предполагается использовать при строительстве газопроводов в целях транспортировки по ним горючевзрывоопасного вещества (природного газа), требования о полном соответствии товара действующему стандарту (ГОСТ Р 50838-2009) в совокупности, обусловлены соблюдением требований промышленной безопасности.
Так, в силу требований статьи 2, 20, 23, 21 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" труба полиэтиленовая, используемая под газ, должна иметь подтверждение соответствия всем обязательным требованиям.
Использование трубы полиэтиленовой для транспортировки газа под давлением, не соответствующей всем требованиям ГОСТ Р 50838-2009, может повлечь неблагоприятные последствия в виде инцидентов, аварий, пожаров, а также причинения вреда как ООО «СВГК», так и третьим лицам.
Таким образом, учитывая, что полиэтиленовые трубы применяются ООО «СВГК» на опасных производственных объектах, установление в закупочной документации требований о предоставлении участниками закупки сертификатов соответствия на поставляемый товар в совокупности всем положениям ГОСТ Р 50838-2009 является обоснованным, не нарушает действующее законодательство, не влечет каких-либо ограничений для участников закупки и направлены на исключение участия в закупке недобросовестных участников (поставщиков).
Кроме того, установление данного требования способствует в данном случае удовлетворению потребностей заказчика в товаре с необходимыми показателями качества и надежности и наиболее эффективном использовании денежных средств при закупке товара высокого качества, направлено на реализацию мер по сокращению издержек заказчика, принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств.
Организатор торгов пояснил, что довод Заявителя о невозможности предоставления сертификата соответствия на поставляемый товар без его приобретения у изготовителя не соответствует действительности в силу следующего.
Сертификация продукции осуществляется изготовителем в соответствии с ГОСТ Р 53603-2009 «Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в России», а также ГОСТ 31816-2012 «Оценка соответствия. Применение знаков, указывающих о соответствии», ГОСТ 31815-2012 «Оценка соответствия».
Законодательством установлено несколько схем сертификации, подразумевающих определенный порядок их проведения. Выбор схемы зависит от вида и количества продукции, а также от целей сертификации. Сертификация продукции на соответствие обязательным требованиям стандартов подразумевает под собой проведение аккредитованным исследовательским центром лабораторных испытаний продукции на соответствие требованиям стандартов как в части, так и в целом, в зависимости от выбранной изготовителем схемы сертификации.
Таким образом, сертификация продукции осуществляется по заявлению изготовителя, результаты сертификации зависят от выбранной заявителем схемы сертификации и количества испытаний продукции. Информация о сертификации продукции является открытой и может быть предоставлена изготовителем любому лицу по запросу. Учитывая изложенное, участник закупки не обязан приобретать продукцию в целях участия в закупке на поставку труб полиэтиленовых, достаточно предоставить копию сертификата соответствия продукции того изготовителя, чью продукцию он впоследствии (в случае признания его победителем закупки) будет поставлять заказчику.
Для ООО «СВГК» в силу специфики деятельности важным аспектом является наличие у поставщика продукции наличие сертификата соответствия требованиям ГОСТ Р 50838-2009 в полном объеме.
Таким образом, требование о наличии у участника закупки сертификата соответствия на момент определения победителя закупки не нарушает требования действующего законодательства и не ограничивает конкуренцию среди потенциальных поставщиков.
3. Довод Заявителя о неправомерном включении в договор условия о возможности одностороннего отказа от исполнения обязательств по приобретению товара, не подлежит рассмотрению Самарским УФАС России.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Самарским УФАС России установлено, что заявка ООО МИР ТРУБ» на участие в запросе предложений не подавалась.
При этом, Заявитель обжалует действия Заказчика, не связанные с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
При указанных обстоятельствах, у Комиссии Самарского УФАС России отсутствуют основания для рассмотрения вашего довода в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
4. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Организатор закупки установил в закупочной документации в качестве одного из требований к участникам закупки в пункте 5 требований к участникам закупки раздела 2 информационной карты документации наличие у участника квалифицированного персонала, необходимого для выполнения условий договора: менеджеры по работе с клиентами - не менее 2 человек; специалисты, отвечающие за комплектацию и отгрузку продукции, - не менее 2 человек; прочий персонал - 3 человека (подтверждается оригиналом справки о кадровых ресурсах (Форма 5.8) с приложением документов, подтверждающих оформление персонала в соответствии с законодательством РФ).
Закупочная комиссия при рассмотрении заявок на участие в закупке оценивает, исходя из объемов и специфики закупаемой продукции, а также ее физических характеристик и потребительских свойств, наличие достаточного для исполнения договора количества квалифицированного персонала в целях оценки возможности потенциального поставщика своевременно и надлежащим образом осуществить поставку товара.
ООО «СВГК» при размещении закупочной документации не имеет достоверной информации о наличии необходимого количества квалифицированного персонала у потенциальных участников закупки, общество установило минимально необходимые требования к квалифицированному персоналу.
В абзаце «б» подпункта 3 пункта 6 раздела 2 информационной карты закупочной документации ООО «СВГК» установлено требование о предоставлении сведений о фактическом месте нахождения (офисе) участника.
Такое требование продиктовано необходимостью проявления им должной осмотрительности при выборе потенциального контрагента из числа участников закупки, осуществляющего реальную хозяйственную деятельность и способного поставить необходимую продукцию надлежащего качества, своевременно и в полном объеме.
Допуск участников без данных требований документации к участию в закупке может повлечь для ООО «СВГК» негативные последствия, связанные с невозможностью осуществлять свою производственную деятельность и налоговыми рисками, а отклонение заявок лиц, не предоставивших в составе заявок необходимых документов, позволит заказчику избежать заключения договора с недобросовестным контрагентом, неспособным своевременно и в полном объеме поставить товар надлежащего качества, являющегося предметом закупки.
Таким образом, установленные в Информационной карте закупочной документации требования обоснованы, соответствуют действующему законодательству, не влекут каких-либо ограничений для потенциальных участников закупки и направлены на исключение участия в закупке недобросовестных участников (исполнителей).
Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие невозможность предоставления им необходимых сведений о фактическом месте нахождения (с приложением подтверждающих документов) и наличии квалифицированного персонала (с приложением подтверждающих документов).
Участник закупки запросов разъяснений не подавал.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «МИР ТРУБ» необоснованной.