Решение б/н Решение от 1 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/5-861/2022

 

01 декабря 2022 года                                                                                                          г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ….;

            Члены Комиссии –   …

                                               ...,                                                                                                       

рассмотрев дело № 063/05/5-861/2022, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя …) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно пункта 1 части 2, части 7 статьи 5, части 7 статьи 7, частей 13,14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителей:

заявитель –– Волго-Вятское ГУ Банка России (603008, г. Нижний Новгород,                               ул. Большая Покровская, д. 26), представителя по доверенности - … (доверенность от 29.10.2021 № 63 АА 6879362), лицо было уведомлен надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80102677178696, с пометкой «вручение адресату почтальоном 31.10.2022», списком внутренних почтовых отправлений от 26.10.2922, чеком от 26.10.2022;

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП …), лицо было уведомлен надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80102677178689, с пометкой «вручение адресату почтальоном 27.10.2022», списком внутренних почтовых отправлений от 26.10.2922, чеком от 26.10.2022

эксперта –  ———

переводчика –  ———

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступило заявление Волго-Вятского главного управления банка России (далее – ВВГУ ЦБ РФ) (вх. №11085-ДСП/22 от 23.08.2022), о наличии признаков нарушения пункта 1 части 2, части 7 статьи 5,  пункта 7 статьи 7 , частей 13, 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), выразившихся в размещении в виде рекламных конструкций по адресу: Новый переулок, д. 2, г. Чапаевск, Самарская обл. рекламы «Чапаев комиссионный магазин мы лучше чем ломбард», по адресу: ул. Орджоникидзе, д. 15А, г. Чапаевск, Самарская область, рекламы «Чапаев комиссионный магазин мы лучше чем ломбард  покупка продажа обмен золото залог».

Из заявления следует, что по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, Новый переулок, д. 2 располагается двухэтажное административное здание № 2А. На первом этаже с отдельным выходом на улицу располагается Комиссионный магазин «Чапаев». На входной группе комиссионного магазина указано: Чапаев комиссионный магазин мы лучше, чем ломбард». В офисе магазина сообщается информация о возможности получения займа под залог техники (телевизоры, телефоны, ноутбуки), бытовой техники, строительных инструментов, золотых и серебряных изделий. Стоимость золотых изделий оценивается в зависимости от пробы, драгоценные камни в стоимости не учитываются. Золото 585 пробы оценивается по 1920 рублей за грамм. Ставка зависит от срока выдачи денежных средств (на 5 дней - 3 %, на 10 дней – 5%, на 30 дней – 10%). В офисе магазина отсутствует информация о лице, оказывающем услуги.

Также, в заявлении указанно, что по адресу: Самарская область, г. Чапаевск, ул. Орджоникидзе, д. 15A располагается двухэтажное административное здание, на первом этаже которого осуществляет деятельность Комиссионный магазин «Чапаев». На входной группе комиссионного магазина указано: «Чапаев комиссионный магазин мы лучше чем ломбард покупка продажа обмен золото залог». В оконном проеме размещена следующая информация: «Скупаем золото дорого. Залог от 0.394 в день. Берем все! Деньги сразу!». В офисе магазина сообщается информация о возможности получения займа под залог техники (телевизоры, телефоны, ноутбуки), бытовой техники, строительных инструментов, золотых и серебряных изделий. Стоимость золотых изделий оценивается в зависимости от пробы, драгоценные камни в стоимости не учитываются. Золото 585 пробы оценивается по 1920 рублей за грамм. Ставка зависит от срока выдачи денежных средств (5 дней - 3 %, на 10 дней – 5%, на 30 дней – 10%). В офисе магазина отсутствует информация о лице, оказывающем услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

На основании узнанной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом,  информация на рекламных конструкции по адресу: Новый переулок, д. 2, г. Чапаевск, Самарская обл. «Чапаев комиссионный магазин мы лучше чем ломбард» и по адресу: ул. Орджоникидзе, д. 15А, г. Чапаевск, Самарская обл. «Чапаев комиссионный магазин мы лучше чем ломбард  покупка продажа обмен золото залог» подпадает под понятие рекламы, поскольку направлена на неопределенный круг лиц и имеет объект рекламирования в виде индивидуализации лица «Чапаев» и следовательно должны соответствовать требованиям ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Фраза в рассматриваемых рекламах «мы лучше чем ломбард» имеет некорректное сравнение, поскольку в данной фразе «Комиссионный магазин Чапаев» сопоставляется с ломбардами в превосходной степени.

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Использование слова «Ломбард» может ввести обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, в заблуждение относительно характера оказываемых финансовых услуг и гарантий, которые предоставляются заемщикам законодательством о ломбардной деятельности.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. В данном случае отсутствие у комиссионного магазина «Чапаев» статуса кредитной организации или не кредитной финансовой организации, а также отсутствие сведений о нем в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России, может квалифицироваться как отсутствие специального разрешения, требуемого для осуществления деятельности по предоставлению займов под залог движимого имущества.

Также, согласно части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В соответствии с частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Согласно имеющимся в распоряжении ВВГУ ЦБ РФ отчетным данным, предоставляемым в Банк России ломбардами, ломбарды, а также обособленные подразделения ломбардов по адресам: Самарская область, г. Чапаевск, Новый переулок, д. 2 и Самарская область, г. Чапаевск, ул. Орджоникидзе, д. 15А деятельность не осуществляют.

Самарским УФАС России были выполнены запросы в администрацию г.о. Чапаевск Самарской области (далее - Администрация) (исх. № 7068/8 от 26.08.2022 с целью определения лица, осуществляющего деятельность по адресам: Самарская область, г. Чапаевск, Новый переулок, д. 2 и Самарская область, г. Чапаевск, ул. Орджоникидзе, д. 15А под наименованием  «Чапаев комиссионный магазин» и в ГБУ СО «ЦРР» (исх. № 7069/8 от 26.08.2022) для определения собственника рассматриваемых рекламных конструкций.

Из ответа ГБУ СО «ЦРР» (вх. № 11922/22 от 12.09.2022) следует, что в ходе выезда в рамках осуществления указанного запроса установлено, что данные рекламные конструкции размещаются без разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, собственника установить не удалось.

Администрация, в своем ответе (вх. № 11621/22 от 06.09.2022) указала, что деятельность по указанным адресам осуществляет индивидуальный предприниматель – …

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Таким образом, ИП … является рекламодателям.

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, частью 7 статьи 5, пунктом 7 статьи 7, частями 13,14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Исходя из указного, в действиях ИП … содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе, а именно: пункта 1 части 2, части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 13,14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Самарского УФАС России возбудила производство по делу № 063/05/5-861/2022 по признакам нарушения рекламного законодательства.

На рассмотрение дела № 063/05/5-861/2022   явились ИП …  и представитель ВВГУ ЦБ РФ.

На заседании Комиссии ИП … указал, что не знал, что рассматриваемая реклама нарушает законодательство РФ о рекламе, а представитель ВВГУ ЦБ РФ поддержал доводы заявления.

Также, ИП … были представлены запрашиваемые документы и фотоматериалы от 22.11.2022.

Заслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Самарского УФАС России приходит к следующим выводам.

Как ранее было установлено, информация на рекламных конструкций по адресу: Новый переулок, д. 2, г. Чапаевск, Самарская обл. «Чапаев комиссионный магазин мы лучше чем ломбард», по адресу: ул. Орджоникидзе, д. 15А, г. Чапаевск, Самарская область «Чапаев комиссионный магазин мы лучше чем ломбард  покупка продажа обмен золото залог» подпадает под понятие рекламы, следовательно должна соответствовать требованиям ФЗ «О рекламе».

Также, в ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено, что по адресу: ул. Орджоникидзе, д. 15А, г. Чапаевск, Самарская область располагалась (на момент подачи заявления) следующая информация «Чапаев скупаем золото дорого. Залог от 0.3% в день. Берем все! Деньги сразу!».

Указанная информация подпадает под понятие рекламы, поскольку направлена на неопределенный круг лиц и имеет объект рекламирования в виде индивидуализации лица «Чапаев» и предоставления финансовых услуг (скупка, залог).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Фраза в рассматриваемых рекламах «мы лучше чем ломбард» имеет некорректное сравнение, поскольку в данной фразе «Комиссионный магазин Чапаев» сопоставляется с ломбардами в превосходной степени.

При сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства, данная позиция подтверждается Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20.03.2017 по делу № 305-ЭС16-17606, А41-947/2016.

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемых рекламах данные сведения отсутствуют.

Кроме того, использование слова «Ломбард» может ввести обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, в заблуждение относительно характера оказываемых финансовых услуг и гарантий, которые предоставляются заемщикам законодательством о ломбардной деятельности.

Согласно части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В соответствии с частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В рассматриваемых рекламах присутствуют следующе слова (фразы): «Залог», «Залог от 0.3 % в день».

В соответствии с пунктами 1,6 статьи 358 ГК РФ принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями-ломбардами.

По отчетным данным ВВГУ ЦБ РФ ломбарды по адресам: Самарская область, г. Чапаевск, Новый переулок, д. 2 и Самарская область, г. Чапаевск, ул. Орджоникидзе, д. 15А деятельность не осуществляют.

Также, в реестре ломбардов по данному адресу ломбарды не состоят.

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели – это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Следовательно ИП … не может осуществлять деятельность, указанную в рекламах, а именно «Залог», «Залог от 0.3 % в день».

Таким образом, реклама по адресу: Новый переулок, д. 2, г. Чапаевск, Самарская обл. «Чапаев комиссионный магазин мы лучше чем ломбард» содержит нарушения пункта 1 части 2, части 7 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама по адресу: ул. Орджоникидзе, д. 15А, г. Чапаевск, Самарская область «Чапаев скупаем золото дорого. Залог от 0.3% в день. Берем все! Деньги сразу!» содержит нарушения части 7 статьи 5, частей 1, 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» и реклама по адресу: ул. Орджоникидзе, д. 15А, г. Чапаевск, Самарская область «Чапаев комиссионный магазин мы лучше чем ломбард  покупка продажа обмен золото залог»  содержит нарушение нарушения пункта 1 части 2, части 7 статьи 5, частей 1, 13, 14 статьи 28 ФЗ.

По указанным адресам деятельность осуществляет ИП …., что подтверждается договором аренды № 4 от 01.03.2022 и договором аренды нежилого помещения от 12.02.2022.

Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, части 7 статьи 5, частью 7 статьи 7 частями 1,13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

ИП … является рекламодателем указанной рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:

1. Договорами аренды нежилых помещений № 4 от 01.03.2022 и от 12.02.2022;

2. Ответом Администрации г.о. Чапаевск Самарской обл. (вх. № 11621/22 от 06.09.2022);

3. Пояснениями ИП ….;

4. Определением о возбуждении дела № 063/05/5-861/2022 (исх. № 9662/8 от 24.10.2022);

5. Служебной запиской от 24.10.2022.

ИП … представлен фотоматериал, согласно которому на данный момент рассматриваемые нарушения устранены.

Стоит отметить, что устранение нарушения не отменяет факта, что на момент подачи заявления нарушение было допущено.

Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

У Самарского УФАС России отсутствуют сведения о продолжении ИП …. нарушении ФЗ «О рекламе», в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи ИП … предписания. 

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п. 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу по адресу: Новый переулок, д. 2, г. Чапаевск, Самарская обл. «Чапаев комиссионный магазин мы лучше чем ломбард» поскольку содержит нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 7, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе», рекламу по адресу: ул. Орджоникидзе, д. 15А, г. Чапаевск, Самарская область «Чапаев скупаем золото дорого. Залог от 0.3% в день. Берем все! Деньги сразу!» поскольку содержит нарушения части 7 статьи 7 частей 1, 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» и рекламу по адресу: ул. Орджоникидзе, д. 15А, г. Чапаевск, Самарская область «Чапаев комиссионный магазин мы лучше чем ломбард  покупка продажа обмен золото залог»  поскольку содержит нарушения пункта 1 части 2, части 7 статьи 5, части 7 статьи 7,частей 1, 13, 14 статьи 28 ФЗ

2.  Предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства ИП … не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 ноября 2022 г.

Решение изготовлено в полном объеме 01 декабря 2022 г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                        …

 

Члены Комиссии                                                                                                     …

 

                                                                                                                                  …

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны