Решение б/н Решение № 063/05/5-388/2023 от 5 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/5-388/2023

  

05 июня 2023 года                                                                                                           г.о. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ….;

            Члены Комиссии –     …;                                              

                                                 ….,            

рассмотрев дело № 063/05/5-388/2023, возбужденное в отношении ООО «Наш Автоломбард» (…) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г №38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»)

в присутствии представителя:

заявителя – Волго-Вятское ГУ Банка России (ул. Большая Покровская, д.26,                              г. Нижний Новгород, 603008,) – … (доверенность № 63 АA 6879362 от 29.10.2021г.),

в отсутствие представителя:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО «Наш Автоломбард» (Цветной б-р, д. 7, кв. 220, г. Тольятти, Самарская область, 445030) – о месте и времени рассмотрения дела лицо уведомлено надлежащим образом, что подтверждается списком № 219 внутренних почтовых отправлений от 04.05.2023, чеком ккм от 04.05.2023, отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80080984353329 и атрибутом операции «Вручение адресату 11.05.2023, 12:16»;

заинтересованного лица –  ———

эксперта –  ———

переводчика –  ———

УСТАНОВИЛА:

В адрес Самарского УФАС России поступило заявление Волго-Вятского ГУ Банка России (вх. № 2208-ДСП/23 от 01.03.2023г.) о наличии в действиях ООО «Наш Автоломбард» признаков нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с данными ЕГРЮЛ юридический адрес Общества: 445030, Самарская область, г. Тольятти, бульвар Цветной, д. 7, кв. 220. Место фактического нахождения (место осуществления деятельности) ломбарда: 445004, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводское шоссе, 24.

В ходе осмотра фактического места нахождения (место осуществления деятельности) Общества по адресу: 445004, Самарская область, г. Тольятти, Автозаводское шоссе, 24, установлено, что ООО «Наш Автоломбард» располагается на втором этаже двухэтажного нежилого здания. На примыкающем к зданию заборе размещены баннеры с наружной рекламой: «Деньги под залог Авто, ПТС, спецтехники «НАШ» АВТО ЛОМБАРД 792-792» и «Деньги под залог ПТС авто и любых видов транспорта в Тольятти «НАШ АВТО Ломбард до 85% стоимости … Займы … 2 этаж».  

Фотоотчет места нахождения ломбарда содержится в приложении к Заявлению.

Волго-Вятское ГУ Банка России полагает, что информация на указанных баннерах содержит признаки нарушения ФЗ «О рекламе».

Волго-Вятское ГУ Банка России просило провести оценку содержания вышеуказанной рекламы в соответствии с компетенцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области на наличие признаков недопустимой, недостоверной и недобросовестной рекламы.

Самарское УФАС России направило запросы в адрес: Министерства имущественных отношений Самарской области (далее – Министерство» (исх. № 1788/8 от 16.03.2023), ГБУ СО «ЦРР» (исх. № 1788/8 от 16.03.2023), Администрации г.о. Тольятти (далее – Администрация) (исх. № 2303/8 от 03.04.2023).

В своих ответах Министерство (вх. № 3785/23 от 03.04.2023) и ГБУ СО «ЦРР» (вх. № 3626/23 от 30.03.2023) указали, что обнаружены указанные рекламные конструкции, разрешение на установку и эксплуатацию не выдавалось.

Из ответа Администрации следует, что деятельность по адресу: Автозаводское шоссе, д. 24, г. Тольятти осуществляет ООО «Наш Автоломбард».

Кроме того, в своем заявлении ВВГУ ЦБ РФ также указывает, что деятельность по адресу: Автозаводское шоссе, д. 24, г. Тольятти осуществляет ООО «Наш Автоломбард».

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно правовой позиции, выраженной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 08.10.20212 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее - Постановление Пленума от 08.10.2012 № 58 (пункт 28), оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

На основании изложенного, указанная выше информация имеет все признаки рекламы:

-          адресована неопределенному кругу лиц;

-          направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – финансовым услугам по выдаче займов под залог паспорта транспортного средства (далее – ПТС).

Таким образом, указанная информация должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе (в частности, содержащимся в статьях 5, 7 ФЗ «О рекламе»), так и специальным требованиям указанного федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из представленных заявителем фотоматериалов, можно сделать вывод о том, что вышеуказанное имеет признаки рекламы, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.6 Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (ФЗ «О ломбардах») юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения сведений о нем из указанного реестра. Пунктом 3 статьи 2.6 ФЗ «О ломбардах» установлено, что юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для ломбардов, со дня приобретения им статуса ломбарда.

Согласно данным государственного реестра ломбардов, Общество включено в указанный реестр 21.10.2021, соответственно с этой даты Общество приобрело права и обязанности, предусмотренные ФЗ «О ломбардах» для ломбардов, в том числе запрет на осуществление определенных видов деятельности.

Часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускает рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Так, указанная в рекламе (размещена на баннере на примыкающем к зданию заборе по адресу: Автозаводское шоссе, д. 24, г. Тольятти) информация: «Деньги под залог Авто, ПТС, спецтехники «НАШ» АВТО ЛОМБАРД 792-792» и «Деньги под залог ПТС авто и любых видов транспорта в Тольятти «НАШ АВТО Ломбард до 85% стоимости … Займы … 2 этаж», имеет признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», так как слова «Деньги под залог ПТС» могут вводить потребителей в заблуждение, поскольку на самом деле, денежные средства выдают под залог автомобиля.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Пунктом 1 статьи 358 ГК РФ предусмотрено, что принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами.

При этом согласно пункту 3 этой статьи закладываемые вещи передаются в ломбард.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Частями 1 и 2 статьи 7 ФЗ «О ломбардах» предусмотрено, что по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.

Из положений главы 4 ФЗ «О ломбардах» следует, что в случае, если заемщик не погашает обязательства перед ломбардом в срок, установленный договором займа, то по истечении установленного статьей 10 этого Закона льготного срока, ломбард вправе обратить взыскание на невостребованную вещь путем ее продажи (часть 2 статьи 12, часть 2 статьи 13), с целью удовлетворения требований ломбарда к заемщику (часть 1 статьи 13).

Таким образом, договор займа подразумевает передачу заложенной вещи в ломбард, поскольку именно из стоимости заложенной вещи подлежат удовлетворению требования ломбарда в случае невозврата денежных средств заемщиком.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" документом, идентифицирующим транспортное средство является паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства) (далее - ПТС).

ПТС предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также для идентификации самого транспортного средства.

В соответствии со статьей 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, на которое может быть обращено взыскание.

ПТС должен храниться у собственников либо владельцев транспортных средств.

При таких обстоятельствах ПТС не может являться предметом залога по договору займа.

Из смысла Закона, регулирующего такую меру обеспечения исполнения обязательства как залог имущества усматривается, что таким предметом может быть имущество за счет которого в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником, кредитор может получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества.

Таким образом, предмет залога должен иметь стоимостную оценку, тогда как ПТС является документом, не имеющим стоимостной оценки.

Следовательно, ломбард не сможет получить удовлетворение требований из стоимости ПТС в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения заемщиком своих обязательств.

Из изложенного следует, что ПТС не может являться предметом залога по договору займа в ломбарде.

Заключение договора займа под залог ПТС без передачи транспортного средства свидетельствует о несоблюдении ломбардом норм, установленных ГК РФ и Законом о ломбардах.

С учетом изложенного, Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу о том, что данная рекламная информация нарушает часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В настоящем случае ООО «Наш Автоломбард», исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, является рекламодателем указанной рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:

1.         Заявлением ВВГУ ЦБ РФ (вх. № 2208-ДСП/23 от 01.03.2023);

2.         Фотоматериалами;

3.         Ответом Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара (исх. от 18.04.2023г. № 614/1.7 от 10.04.2023;

4.         Выпиской из реестра ломбардов;

5.         Ответом Министерства имущественных отношений Самарской области (исх. № МИО-03/3921исх от 28.03.2023);

6.         Ответом ГБУ Самарской области «Центр размещения рекламы» (исх. № 472 от 21.03.2023);

7.         Определением о возбуждении и назначении к рассмотрению дела № 063/05/5 -388/2023 (от 02.05.2023 № 3190/8);

8.         Служебной запиской от 02.05.2023г.

  Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент вынесения решения материалы дела не содержат доказательств прекращения нарушения законодательства о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Наш Автоломбард», нарушившим требования части 7 стать 5 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы: «Деньги под залог Авто, ПТС, спецтехники «НАШ» АВТО ЛОМБАРД 792-792» и «Деньги под залог ПТС авто и любых видов транспорта в Тольятти «НАШ АВТО Ломбард до 85% стоимости … Займы … 2 этаж».

  2. Выдать ООО «Наш Автоломбард» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Наш Автоломбард».

4. Направить копию решения по данному делу в Министерство имущественных отношений Самарской области для принятия мер в рамках компетенции.  

 

Резолютивная часть решения оглашена 23 мая 2023 г.

Решение изготовлено в полном объеме 05 июня 2023 г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                          …        

 

Члены Комиссии                                                                                                          …

                                                                                                                             

                                                                                                                                       …

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны