Решение №896/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ИП <...> от 29 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <...> (далее – Заявитель) на действия государственного автономного учреждения Самарской области «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» (далее – ГАУ «СШОР № 1», Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по профессиональной уборке объекта (структурного подразделения) ГАУ «СШОР № 1»: «Спортивный комплекс «Крытый каток», расположенный по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 15, № 26 и прилегающей к нему территории (извещение № 32009863654, https://zakupki.gov.ru; процедура 32009863654, https://www.roseltorg.ru) (далее – Конкурс),

в присутствии представителей: от ГАУ «СШОР № 1» – <...> (доверенность); в отсутствие ИП <...> (надлежащим образом извещен, ходатайств не заявлял),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.01.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ИП <...> на действия ГАУ «СШОР № 1» при проведении Конкурса.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, при проведении Конкурса в извещении, размещенном на сайте электронной торговой площадки, отсутствовал функционал выбора способа обеспечения заявки, что не соответствует установленным требованиям конкурсной документации.

ГАУ «СШОР № 1» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Конкурса. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 19.01.2021г. № 405/7.

Изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Самарским УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке Заказчика размещена в ЕИС: 02.10.2020г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

29.12.2020г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Конкурса. Указанное извещение также размещено Заказчиком на сайте электронной торговой площадки акционерного общества «Единая электронная торговая площадка» (АО «ЕЭТП» или «Росэлторг») (далее – ЭТП). Актуальная документация по Конкурсу (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 29.12.2020г.

 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Целью регулирования Положения о закупке Заказчика является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей предприятия, при соблюдении принципов закупки товаров, работ, услуг, установленных Законом о закупках и настоящим Положением.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Как следует из части 25 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках. Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Разделом 1 Документации о закупке установлено извещение о проведении закупки в форме Конкурса, в соответствии с пунктом 10 которого определен размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также способы предоставления участником конкурентной закупки обеспечения заявки.

Из указанного пункта извещения следует, что обеспечение заявки на участие в Конкурсе может предоставляться участником следующими способами:

  • путем внесения денежных средств (обеспечивается блокированием оператором денежных средств на ЭТП);
  • предоставления банковской гарантии;
  • предоставления поручительства, выданного организацией, отвечающей требованиям к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и их деятельности.

Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки (часть 25 статьи 3.2 Закона о закупках).

Из жалобы Заявителя следует, что ИП <...> выбран способ обеспечения заявки в виде предоставления банковской гарантии, которая была выпущена и оплачена до даты окончания срока подачи заявок.

Вместе с тем Заявитель указывает, что при подаче заявки на ЭТП отсутствовал функционал возможности предоставления способа обеспечения заявок путем предоставления банковской гарантии, тем самым отсутствовала возможность подачи заявки, выбрав способ обеспечения путем предоставления банковской гарантии.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения жалобы заявителя по существу, а также с целью установления подлинных обстоятельств Самарским УФАС России направлен запрос в адрес площадки АО «ЕЭТП».

Как следует из представленного АО «ЕЭТП» ответа на указанный запрос, площадка указывает, что для указания способа предоставления обеспечения заявки заказчики при создании извещения активируют чек-бокс «Установлено требование обеспечения заявки», где предоставлена возможность выбора способов предоставления обеспечения в соответствии с Документацией о закупке, в том числе нескольких. 29.12.2020г. на ЭТП «Росэлторг» ГАУ «СШОР № 1» размещено электронное извещение о проведении закупки, в котором Заказчиком установлено требование обеспечения заявки только путем внесения денежных средств на счет электронной площадки.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что функционал ЭТП обеспечивает при подаче заявки участниками соблюдение условий, выбранных Заказчиком при размещении электронного извещения. При этом, функционал площадки «Росэлторг» предусматривает такой способ обеспечения заявки, как предоставление банковской гарантии.

Таким образом, поскольку в электронном извещении, размещенном на сайте ЭТП, ГАУ «СШОР № 1» был предоставлен только один способ предоставления обеспечения заявки – путем внесения денежных средств на счет электронной площадки, функционалом «Росэлторг» были представлены лишь данные опции для участников Конкурса при подаче заявки.

Как следует из части 8 статьи 4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Сведения, содержащиеся в конкурсной (аукционной) документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о закупках, должны конкретизировать и разъяснять положения извещения о закупках (пункт 16.1.2 Положения о закупке).

Из буквального толкования вышеуказанных норм следует, что заказчики, осуществляющие закупки по правилам законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, при размещении электронного извещения на сайте электронной торговой площадки должны указывать сведения, соответствующие сведениям, содержащимся в Документации о закупке.

Таким образом, ГАУ «СШОР № 1» в электронном извещении, размещенном на сайте ЭТП «Росэлторг», установлены параметры предоставления обеспечения заявки, которые влекут необоснованное ограничение количества участников. При этом в представленных документах и сведениях отсутствуют доказательства, подтверждающие невозможность выбора и установления Заказчиком необходимых опций в разделе функционала предоставления обеспечения заявки на участие в Конкурсе.

На основании изложенного, в обжалуемой части в действиях ГАУ «СШОР № 1» установлено нарушение требований, установленных частью 1 статьи 1, частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 1 статьи 3, частью 8 статьи 4 Закона о закупках, пунктом 16.1.2 Положения о закупке, при организации и проведении Конкурса.

Доводы, указанные в жалобе ИП <...>, признаются Комиссией Самарского УФАС России обоснованными.

 

Учитывая установленные нарушения порядка организации и проведения Конкурса, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о выдаче предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП <...> обоснованной.
  2. Признать в действиях ГАУ «СШОР № 1» нарушение требований, установленных частью 1 статьи 1, частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 1 статьи 3, частью 8 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по профессиональной уборке объекта (структурного подразделения) ГАУ «СШОР № 1»: «Спортивный комплекс «Крытый каток», расположенный по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 15, № 26 и прилегающей к нему территории (извещение № 32009863654, https://zakupki.gov.ru; процедура 32009863654, https://www.roseltorg.ru).
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при проведении Конкурса нарушений.

Связанные организации

Связанные организации не указаны