Решение №13629/7 Решение по жалобе ООО "Авианта" от 5 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <....>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <....>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <....> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Авианта» (далее – Заявитель) на действия Федерального государственного автономного учреждения высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (далее – Заказчик, ФГАУ высшего образование «Самарский университет») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание клининговых услуг (извещение № 32009576371, www.zakupki.gov.ru)(далее – Конкурс),

в присутствии представителей Заказчика – <....> (доверенность), <....> (доверенность), <....> (доверенность); представителя Заявителя – <...>(доверенность),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

27.10.2020г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Авианта» на действия  ФГАУ высшего образование «Самарский университет» при проведении Конкурса.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, установленные в Документации критерии оценки заявки участников, могут привести к ограничению Конкуренция.

ФГАУ высшего образование «Самарский университет» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Конкурса. Заказчиком предоставлены документы, запрошенные уведомлением Самарского УФАС России от 29.10.2020 г. № 13309/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке  (№1140045220), размещена в Единой Информационной Системе (далее – ЕИС) 04.04.2019г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

13.10.2020г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение №32009576371 о проведении Конкурса.

 

1. Пунктом 2.4 Раздела 3 «Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме» предусмотрена оценка заявки участника закупок по подкритерию: «Наличие у участника закупки документа, подтверждающего членство в саморегулируемой организации в области клининговых услуг (услуг профессиональной уборки)».

Согласно доводам Заявителя, государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере клининговых услуг не существует.

В соответствии с частью 1 статьи  2  Федерального закона от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон о саморегулируемых организациях) под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о саморегулируемых организациях саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

С 1 июля 2015 г. Приказом Росстандарта от 11.11.2014 N 1554-ст введен в действие ГОСТ Р 51870-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия" (далее - ГОСТ). Данный Стандарт устанавливает общие технические условия к предоставлению услуг профессиональной уборки - клининговых услуг на объектах недвижимости, территориях, транспортных средствах, а также требования безопасности клининговых услуг для жизни и здоровья потребителей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды. ГОСТ распространяется на услуги профессиональной уборки - клининговые услуги, оказываемые исполнителями услуг - юридическими организациями и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о саморегулируемых организациях членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным.

Из части 2 статьи 5 Закона о саморегулируемых организациях, следует, что Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.

Действующее законодательство  не устанавливает  обязательного членства в саморегулируемых организациях  в области клининговых услуг, вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о саморегулируемых организациях, субъекты профессиональной и предпринимательской деятельности обладают правом на объединение в саморегулируемые организации.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закон о саморегулируемых организациях некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 №457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»  Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.

При рассмотрении жалобы, Комиссией было установлено, что на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии размещён государственный реестр саморегулируемых организаций, в отношении которых не определён уполномоченный орган исполнительной власти, который включает в себя сведения о саморегулируемых организациях в сфере клининговых услуг.

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства опровергают довод Заявителя об отсутствии государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере клининговых услуг.

 

Пунктом 2.3 Раздела 3 Документации установлен подкритерий: «Наличие  у участника закупки сертификатов соответствия»:

- ГОСТ Р 51870-2014;

- ГОСТ 12.0.230-2007;

- ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001-2015);

- ГОСТ Р ИСО 14001-2016 (ISO 14001-2015);

- ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2017.

ГОСТ Р 51870-2014 – Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Общие технические условия. Утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.11.2014г. № 1554-ст.

ГОСТ 12.0.230-2007 – Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования. Введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007г. № 169-ст.

ГОСТ Р ИСО 9001-2015 – Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования. Утвержден Приказом Росстандарта от 28.09.2015г. № 1391-ст.

ГОСТ Р ИСО 14001-2016 – Национальный стандарт Российской Федерации. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению. Утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.04.2016г. № 285-ст.

ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 – Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования. Утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 06.07.2012г. № 154-ст.

Согласно представленным пояснениям Заказчика, наличие данных сертификатов говорит о том, что организация:

- обладает штатом квалифицированного персонала;

-гарантирует безопасность используемых химических веществ для здоровья людей и окружающей среды;

-подтверждает, что на предприятии разработаны и применяются документы, направленные на обеспечение безопасности труда и охраны здоровья, в том числе сотрудников организации и сторонних лиц, при осуществлении организацией своей хозяйственной деятельности;

-разработано и применяется положение о повышении и поддержании надлежащего качества оказываемых услуг и так далее.

В соответствии с частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно пунктам 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные неценовые критерии оценки заявок участников закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и требований, относительно устанавливаемых Заказчиком критериев. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Представление вышеуказанных документов участником закупки не является требованием Заказчика и установлено в качестве подкритериев с целью определения лучших условий исполнения договора. Непредставление указанных документов в составе заявки не является основанием для отклонения  заявки претендента.

Указанные в пункте 2.3 и 2.4 Раздела 3 Документации подкритерии являются измеряемыми и имеют конкретные значения, а также применяются в равных условиях ко всем участникам закупки. При этом сертификация и членство в саморегулируемых организациях доступно для всех участников рынка.

Сама по себе невозможность получения определенного количества баллов участником, не отвечающим предъявляемым Заказчиком требованиям не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, выбор победителя Конкурса, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в Документации о закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные критерии оценки предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

На основании вышеизложенного, доводы Заявителя признаются комиссией необоснованными.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Авианта» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны