Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «ЧОО Сигнал-Сервис» от 20 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ЧОО Сигнал-Сервис»

 

20.03.2023г.                                                                                                                  г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: ... (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «ЧОО Сигнал-Сервис» (далее – Заявитель) на действия ПАО «Сбербанк России» в лице филиала – Поволжский банк ПАО Сбербанк (далее – Поволжский банк ПАО Сбербанк, Заказчик) при проведении адресного запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание охранных услуг (закупка № ПВБ2023-0001 (ЗПА), https://www.sberbank-ast.ru/) (далее – Адресный запрос предложений),

в присутствии представителей: Заказчика – ... (доверенность), Заявителя – ... (доверенность),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.03.2023г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «ЧОО Сигнал-Сервис» на действия Поволжский банк ПАО Сбербанк при проведении Адресного запроса предложений.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, Закупочная документация содержит положения, противоречащие законодательству.

Поволжский банк ПАО Сбербанк указывал на соответствие Закупочной документации действующему законодательству. Заказчик представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 03.03.2023г. № 1496/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

27.01.2023г. Заказчиком в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» (далее – Постановление № 301) на официальном сайте электронной торговой площадки (далее – ЭТП) АО «Сбербанк - АСТ» https://www.sberbank-ast.ru размещено извещение № ПВБ2023-0001 (ЗПА) о проведении Адресного запроса предложений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Исходя из содержания извещения, предметом Адресного запроса предложений является оказание охранных услуг.

 

Частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках закреплен перечень информации и документов, представление которых заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке.

Согласно части 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках, в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

В соответствии с частью 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках, не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 настоящей статьи.

Статьей 4.1 Раздела 4 Закупочной документации установлено, что в составе заявки Участник предоставляет в том числе следующие документы:

- Копии бухгалтерских отчетов по формам, установленным законодательством Российской Федерации, с отметкой о способе отправления документа в подразделение ФНС России (для годовой отчетности), заверенные руководителем и печатью организации (при ее наличии) за последний завершенный финансовый год и последний отчетный квартал текущего года (отчетность за последний отчетный квартал предоставляется за подписью руководителя и печатью (при ее наличии):

- бухгалтерский баланс (форма №1);

- отчет о финансовых результатах прибылях и убытках (форма №2),

- копия бухгалтерского отчета по форме, установленной Минфином России и другими министерствами, и ведомствами, с отметкой о способе отправления документа в подразделение ФНС России, заверенная руководителем и печатью организации за последний завершенный финансовый год;

- отчет об изменениях капитала – (форма №3);

- Аудиторское заключение к годовой отчетности;

- Расшифровки кредитов и займов к представленным балансам и на текущую дату с указанием кредиторов, суммы задолженности, даты получения и погашения заемных средств, просроченной задолженности, соглашений о реструктуризации задолженности и их основных условий;

- Справка о наличии/отсутствии текущей картотеки просроченных неоплаченных расчетных документов, выставленных к банковским счетам;

- Расшифровки кредиторской и дебиторской задолженности к представленным балансам с выделением просроченной задолженности с указанием наименований кредиторов и дебиторов и дат возникновения задолженности;

- Учредительные документы, включая все внесенные в них изменения (Устав и учредительный договор, или Устав).

Как следует из доводов жалобы и дополнений к ней, требование представления указанных документов в составе заявки установлено Заказчиком в нарушение положений частей 19.1-19.3 статьи 3.4 Закона о закупках.

В представленных возражениях и дополнениях к ним Заказчик пояснил, что информация о проведении Адресного запроса предложений не размещалась в единой информационной системе в соответствии с Постановлением № 301, в связи с чем спорная закупка не является конкурентной и к ней не применяются положения статьи 3.4 Закона о закупках.

Также, Заказчик указал, что Заявителем пропущены сроки для обжалования положений Закупочной документации, в соответствии с чем отсутствуют правовые основания для рассмотрения поданной жалобы.

 

Частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках установлено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках, конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 3.3 Закона о закупках, при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

Пунктом 2.1.5 Положения о закупке установлено, что адресный запрос предложений – это неконкурентный Способ закупки, применяемый среди определенного круга Участников, не являющийся Торгами, при котором Победителем признается Участник Закупки, Заявка которого в соответствии с критериями, определенными в 5 Документации, наиболее полно соответствует требованиям Документации и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В силу пункта 12.1 Положения о закупке, адресный запрос предложений и адресный запрос котировок проводятся в соответствии с разделами 10 и 11 Положения соответственно с учетом отличий, в том числе: информация о Закупке может направляться адресно Участникам Закупочной процедуры (в том числе посредством ЭТП (в случае проведения в электронной форме).

Согласно пункту 10.3 Положения о закупке, банк осуществляет публичное размещение Извещения и Документации в соответствии с п.7.2 Положения.

 

Комиссия Самарского УФАС России, проанализировав положения Закона о закупках и Положение о закупке, установила, что Адресный запрос предложений фактически содержит все признаки конкурентной закупки.

Размещение заказчиком информации о закупке путем публикации извещения, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением Закупочной документации, при помощи оператора электронной площадки на ЭТП в полной мере обеспечивает соблюдение условия подпункта «а» пункта 1 части 3 статьи 3 Закона о закупках, а также обеспечивает принцип информационной открытости закупки.

Требования же Постановления № 301 затрагивают лишь техническую составляющую проведения закупок в части неразмещения соответствующей информации в ЕИС при сохранении иных условий проведения закупочных процедур.

Таким образом, к спорной закупке в полной мере применимы положения статьи 3.4 Закона о закупках.

Установлено, что указанные в жалобе документы, требование о представлении которых Заказчик закрепил в Закупочной документации, не поименованы в частях 19.1-19.2 статьи 3.4 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, Комиссией Самарского УФАС России доводы Заявителя признаются обоснованными.

 

Кроме того, вопреки доводам Заказчика, согласно письму ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Адресном запросе предложений – 28.02.2023г. 18:00 (МСК).

Вместе с тем, жалоба ООО «ЧОО Сигнал-Сервис» направлена в Самарское УФАС России посредством электронной почты 28.02.2022г. в 16:04 (МСК+1), то есть до окончания срока подачи заявок на участие в Адресном запросе предложений.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ЧОО Сигнал-Сервис» на действия Поволжского банка ПАО Сбербанк при проведении Адресного запроса предложений обоснованной.
  2. Признать в действиях Поволжского банка ПАО Сбербанк нарушение требований, установленных частью 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках.
  3. Выдать Поволжскому банку ПАО Сбербанк в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.
  4. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

 

Заместитель председателя Комиссии:

                                                     

Члены Комиссии:

                                               

 

                                               

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны