Решение №13038/7 РЕШЕНИЕ по жалобам ООО «Фобос-СБ» от 14 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торговли <...>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобы общества с ограниченной ответственностью «Фобос-СБ» (далее – Заявитель) на действия акционерного общества "Ракетно-космический центр «Прогресс» (далее – Заказчик, АО «РКЦ «Прогресс») при проведении запросов предложений в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право оказания услуги по ежемесячному техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в корпусах на территории АО «РКЦ «Прогресс» (извещение № 31908308180, http://zakupki.gov.ru; процедура № 31908308180, https://etpgpb.ru) (далее – Запрос предложений 1), а также на право выполнения работ по ежемесячному техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту аппаратного комплекса АРМ «Орион Про» (извещение № 31908298613, http://zakupki.gov.ru; процедура № 31908298613, https://etpgpb.ru) (далее – Запрос предложений 2),

в присутствии представителей: от ООО «Фобос-СБ» – <...> (паспорт <...> (до и после перерыва); от ООО «СамараЭкспертМонтаж» <...> (доверенность) (до перерыва); от АО «РКЦ «Прогресс» – <...> (доверенность) (до и после перерыва), <...> (доверенность) (после перерыва), <...> (доверенность) (после перерыва),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Самарское УФАС России 21.10.2019г. и 25.10.2019г. поступили жалобы ООО «Фобос-СБ» на действия АО «РКЦ «Прогресс» при проведении Запросов предложений.

Указанные жалобы приняты к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалоб ООО «Фобос-СБ» от 21.10.2019г. и 25.10.2019г., Закупочной комиссией АО «РКЦ «Прогресс» неверно проведена оценка и сопоставление заявок Заявителя на участие в процедурах.

Заявитель считает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Закупочной комиссией АО «РКЦ «Прогресс» неверно рассчитаны баллы по критерию «Квалификация участника».

АО «РКЦ «Прогресс» просило отказать в удовлетворении жалоб Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Запросов предложений. Представило документы и сведения согласно уведомлениям Самарского УФАС России от 23.10.2019г. № 12318/7, от 29.10.2019г. № 12527/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

1. 17.09.2019г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 31908308180 о проведении Запроса предложений 1. Актуальная документация по Запросу предложений 1 (далее – Документация о закупке 1) размещена в ЕИС: 17.09.2019г.

13.09.2019г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 31908298613 о проведении Запроса предложений 2. Действующая редакция вышеуказанного извещения размещена в ЕИС: 25.09.2019г. Актуальная документация по Запросу предложений 2 (далее – Документация о закупке 2) размещена в ЕИС: 25.09.2019г.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещений редакция Положения о закупке товаров, работ, услуг государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (№ 1140069200 (присоединение к положению № 1150091860)), утвержденного решением Наблюдательного совета Госкорпорации «Роскосмос» (в редакции с изменениями, утвержденными решением Наблюдательного совета Госкорпорации «Роскосмос» от 27.05.2019г. № 28-НС), размещена в ЕИС 28.06.2019г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

 

2. 08.10.2019г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол № 510СМСП/19-1 от 07.10.2019г. рассмотрения первых частей заявок на участие в Запросе предложений 1 (№ 31908308180-01), согласно которому всего подано 4 (четыре) заявки на участие в Запросе предложений 1: 1) участник № 1 – допустить к участию в процедуре (соответствует); 2) участник № 2 – допустить к участию в процедуре (соответствует); 3) участник № 3 – допустить к участию в процедуре (соответствует); 4) участник № 4 – отказать в допуске к участию в процедуре (не соответствует (на основании пункта 4.5.2 Документации о закупке (в первой части заявки содержатся сведения об участнике процедуры закупки), не представлен документ по пункту 1 Приложения № 3 Раздела 6 Документации о закупке)).

15.10.2019г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол № 510СМСП/19-2 от 14.10.2019г. рассмотрения вторых частей заявок на участие в Запросе предложений 1 (№ 31908308180-02), согласно которому Закупочной комиссией принято решение: 1) участник № 1 ООО «АЛЬФА-Пожарная Безопасность» – допустить к участию в процедуре (соответствует); 2) участник № 2 ООО «Блокпост Телеком» – допустить к участию в процедуре (соответствует); 3) участник № 3 ООО «Фобос-СБ» – допустить к участию в процедуре (соответствует).

18.10.2019г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол № 510СМСП/19-3 от 15.10.2019г. подведения итогов Запроса предложений 1 (№ 31908308180-03), согласно которому произведена оценка заявок: 1 место – участник № 1 ООО «АЛЬФА-Пожарная Безопасность» (цена договора – 6 598 800,00 руб., количество договоров – 14, количество письменных отзывов и благодарностей – 2) (итоговый рейтинг: 66,65+23,70=90,35); 2 место – участник № 3 ООО «Фобос-СБ» (цена договора – 6 282 711,36 руб., количество договоров – 5, количество письменных отзывов и благодарностей – 2) (итоговый рейтинг: 70,00+17,40=87,40); 3 место – участник № 2 ООО «Блокпост Телеком» (цена договора – 7 015 181,45 руб., количество договоров – 8, количество письменных отзывов и благодарностей – 2) (итоговый рейтинг: 62,69+23,70=86,39). Закупочной комиссией приняты решения: 1) в соответствии с пунктом 14.9.2 Положения о закупке признать победителем Запроса предложений 1 ООО «АЛЬФА-Пожарная Безопасность»; 2) заявке на участие в Запросе предложений 1 ООО «Фобос-СБ» присвоить второй номер.

Договор по результатам Запроса предложений 1 с победителем не заключен.

 

11.10.2019г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол № 501СМСП/19-1 от 10.10.2019г. рассмотрения первых частей заявок на участие в Запросе предложений 2 (№ 31908298613-01), согласно которому всего подано 4 (четыре) заявки на участие в Запросе предложений 2: 1) участник № 1 – допустить к участию в процедуре (соответствует); 2) участник № 2 – допустить к участию в процедуре (соответствует); 3) участник № 3 – допустить к участию в процедуре (соответствует); 4) участник № 4 – допустить к участию в процедуре (соответствует).

21.10.2019г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол № 501СМСП/19-2 от 18.10.2019г. рассмотрения вторых частей заявок на участие в Запросе предложений 2 (№ 31908298613-02), согласно которому Закупочной комиссией принято решение: 1) участник № 1 ООО «Фобос-СБ» – допустить к участию в процедуре (соответствует); 2) участник № 2 ООО «САМАРАЭКСПЕРТМОНТАЖ» – допустить к участию в процедуре (соответствует); 3) участник № 3 ООО «Блокпост Телеком» – допустить к участию в процедуре (соответствует); 4) участник № 4 ООО «Оскар СБ»» – допустить к участию в процедуре (соответствует).

24.10.2019г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол № 501СМСП/19-3 от 21.10.2019г. подведения итогов Запроса предложений 2 (№ 31908298613-03), согласно которому произведена оценка заявок: 1 место – участник № 4 ООО «Оскар СБ» (цена договора – 999 840,00 руб., количество договоров – 6, количество письменных отзывов и благодарностей – 0) (итоговый рейтинг: 70,00+14,70=84,70); 2 место – участник № 2 ООО «САМАРАЭКСПЕРТМОНТАЖ» (цена договора – 1 273 500,00 руб., количество договоров – 0, количество письменных отзывов и благодарностей – 0) (итоговый рейтинг: 54,96+0,00=54,96); 3 место – участник № 1 ООО «Фобос-СБ» (цена договора – 1 519 889,76 руб., количество договоров – 0, количество письменных отзывов и благодарностей – 0) (итоговый рейтинг: 46,05+0,00=46,05); 4 место – участник № 3 ООО «Блокпост Телеком» (цена договора – 1 620 000,00 руб., количество договоров – 0, количество письменных отзывов и благодарностей – 0) (итоговый рейтинг: 43,20+0,00=43,20). Закупочной комиссией приняты решения: 1) в соответствии с пунктом 14.9.2 Положения о закупке признать победителем Запроса предложений 2 ООО «Оскар СБ»; 2) заявке на участие в Запросе предложений 2 ООО «САМАРАЭКСПЕРТМОНТАЖ» присвоить второй номер.

Договор по результатам Запроса предложений 2 с победителем не заключен.

 

3. Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, подразделу 2.2 раздела 2 главы I Положения о закупке при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 22 статьи 3.2 Закона о закупках, пунктом 6.4.1 подраздела 6.4 раздела 6 главы III Положения о закупке под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 10.4.1 подраздела 10.4 раздела 10 главы V Положения о закупке заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, указываются в документации о закупке и в равной мере распространяются на всех участников закупки (пункт 10.4.2 подраздела 10.4 раздела 10 главы V Положения о закупке).

Из подпункта 10 пункта 10.2.3 подраздела 10.2 раздела 10 главы V Положения о закупке следует, что в процессе подготовки к проведению закупки заказчик, организатор закупки, ЗК на основе норм Положения устанавливают требования, условия и ограничения, необходимые для проведения закупки, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок (подраздел 10.13 Положения).

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с пунктом 10.13.1 подраздела 10.13 раздела 10 главы V Положения о закупке в целях определения победителя конкурентной процедуры закупки осуществляется оценка и сопоставление заявок по степени их предпочтительности.

Пункт 10.13.3 подраздела 10.13 раздела 10 главы V Положения о закупке гласит, что оценка предпочтительности предложений участников закупки осуществляется в соответствии с критериями оценки и в порядке, установленными в документации о закупке (критерии оценки). Оценка предложений участников закупки по критериям, не предусмотренным документацией о закупке, не осуществляется.

 

4. Разделом 6 Документации о закупке 1 установлена Информационная карта (далее – ИК 1), в которой изложены условия проведения закупки, являющиеся неотъемлемой частью настоящей Документации о закупке, которые уточняют и дополняют положения разделов 3-5 Документации о закупке 1.

Согласно пункту 26 ИК 1 критерии и порядок оценки и сопоставления заявок приведен в приложении № 2 к ИК 1.

Приложением № 2 к ИК 1 установлен порядок оценки и сопоставления заявок (далее – Порядок 1).

Оценка и сопоставление заявок осуществляются на основании критериев оценки и в порядке, установленном ниже (приложение № 2 к ИК 1):

 

№ п/п

Порядок оценки по критерию (подкритерию)

Значимость (весомость) критерия

(КЗК)

Значимость (весомость) подкритерия (КЗП)

2.

Квалификация участника закупки (РЗК.):

30%

100

 

Порядок оценки по критерию:

РЗК1 + К2

где:

РЗК – рейтинг заявки до его корректировки на коэффициент значимости критерия оценки (КЗК);

К1, К2 – оценки в баллах по показателям (подкритериям), скорректированные с учетом значимости каждого из показателей (КЗП).

 

 

2.1

Подкритерий № 1 - Наличие опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема 1)

 

70%

Содержание подкритерия:

Под выполнением работ сопоставимого характера для целей настоящей документации понимается выполнение работ по ежемесячному техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре за период 2015 - 2018 гг.

Под выполнением работ сопоставимого объема для целей настоящей документации понимается любой объем работ в рамках одного договора.

 

 

Подтверждающие документы:

Справка об опыте выполнения работ сопоставимого характера и объема по форме 5 раздела 7 документации о закупке, включая обязательные приложения к ней в виде:

- копии договоров, заключенных и исполненных за период 2015 - 2018 гг. и актов о приемке выполненных работ, подтверждающих наличие у участника опыта выполнения работ, сопоставимого характера и объема.

 

Порядок оценки по критерию:

0 баллов – 0 договоров;

30 баллов – от 1 до 2 договоров;

50 баллов – от 3 до 4 договоров;

70 баллов – от 5 до 7 договоров;

100 баллов – 8 и более договоров.

 

 

2.2.

Подкритерий № 2 Репутация участника закупки 2)

 

30%

Содержание подкритерия:

Под репутацией участника закупки понимается количество письменных отзывов и благодарностей от предприятий и организаций, содержащие положительную оценку участника по выполнению работ, оказанию услуг являющихся предметом процедуры закупки за период 2015 – 2018 г.г.

 

 

Подтверждающие документы:

Справка о репутации участника закупки по форме 6 раздела 7 документации о закупке, включая обязательные приложения к ней в виде:

- копии письменных отзывов и благодарностей от предприятий и организаций, содержащие положительную оценку участника по выполнению работ, оказанию услуг являющихся предметом процедуры закупки за период 2015 – 2018 г.г.

Порядок оценки по критерию:

0 баллов – 0 отзывов и благодарностей;

30 баллов - от 1 до 2 отзывов и благодарностей;

50 баллов - от 3 до 4 отзывов и благодарностей;

70 баллов – от 5 до 7 отзывов и благодарностей;

100 баллов – 8 и более отзывов и благодарностей.

 

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка 1 по подкритерию № 1 в части наличия опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема участникам закупки предлагается представить справку об опыте выполнения работ сопоставимого характера и объема по форме 5 раздела 7 Документации о закупке, включая обязательные приложения к ней: копии договоров, заключенных и исполненных за период 2015-2018 гг. и актов о приемке выполненных работ, подтверждающих наличие у участника опыта выполнения работ, сопоставимого характера и объема.

Из представленных материалов дела следует, что Заявителем в составе своей заявки на участие в Запросе предложений 1 представлено 20 копий договоров и приложенных к ним актов о приемке выполненных работ.

Как следует из Протокола № 510СМСП/19-3 от 15.10.2019г. подведения итогов Запроса предложений 1 (№ 31908308180-03) Закупочной комиссией АО «РКЦ «Прогресс» при анализе представленных ООО «Фобос-СБ» по подкритерию № 1 Порядка 1 документов учтено 5 договоров.

Исследовав представленные материалы, Комиссия Самарского УФАС России не соглашается с результатами оценки и сопоставления заявки Заявителя в части количества копий договоров, заключенных и исполненных за период 2015-2018 гг. и актов о приемке выполненных работ, подтверждающих наличие у участника опыта выполнения работ, сопоставимого характера и объема в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).

Из пункта 1 статьи 425 ГК РФ следует, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Порядок заключения договора установлен главой 28 ГК РФ.

Пункт 1 статьи 432 ГК РФ гласит, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (пункт 1 статьи 433 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Порядок изменения и расторжения договора установлен главой 29 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В силу пункта 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

Следует отметить, что законодательство под договором понимает соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В случае необходимости дополнения пунктов заключенного договора, их изменения или аннуляции, к такому договору прилагают документ под названием «Дополнительное соглашение к договору». Само дополнительное соглашения считается разновидностью договора, так как оно имеет признаки договора.

Как следует из представленных материалов, к Договору от 29.12.2011г. № 103, заключенному между ООО «Фобос-СБ» и ОАО «Компания Юнимилк», заключены Дополнительные соглашения от 18.11.2015г. № 5 (DR-SMR-13566/15), от 28.12.2016г. № 6, от 28.12.2017г. № 8 (DR-SMR-377/18) о продлении срока действия отношений.

В соответствии с условиями Договора от 29.12.2011г. № 103 все изменения и дополнения к настоящему Договору должны быть составлены в письменной форме и подписаны сторонами.

Таким образом, фактически по окончании первоначального срока действия Договора от 29.12.2011г. № 103 между сторонами на основании Дополнительных соглашений от 18.11.2015г. № 5 (DR-SMR-13566/15), от 28.12.2016г. № 6, от 28.12.2017г. № 8 (DR-SMR-377/18) начинали действовать новые договоры, заключенные в установленный и требуемый Заказчиком срок. Указанные дополнительные соглашения содержат прежний предмет договора, прежний объем, порядок оплаты и другие условия.

Исходя из системного толкования вышеуказанных положений ГК РФ дополнительные соглашения, заключенные в рамках Договора от 29.12.2011г. № 103 между ООО «Фобос-СБ» и ОАО «Компания Юнимилк», определяют все существенные условия договора и являются новыми договорами, которые должны быть учтены Закупочной комиссией АО «РКЦ «Прогресс» при оценке и сопоставлении заявок, поданных на участие в Запросе предложений 1.

Документация о закупке 1 не содержит дополнительных разъяснений, что понимается под «заключенными договорами». При этом Заказчик не обосновал, что для объективной оценки необходима оценка опыта участников закупки без учета дополнительных соглашений в рассматриваемом периоде (2015 – 2018 г.г.), которые по своей сути являются новыми договорами.

Представители АО «РКЦ «Прогресс» на заседаниях при рассмотрении жалобы не привели мотивированных пояснений относительно того, что оценка опыта участников без учета рассматриваемых дополнительных соглашений обеспечивает равные условия для участников процедуры закупки.

Кроме того, Самарским УФАС России установлено, что заявка Заявителя содержит Договор от 16.05.2016г. № 01/06, заключенный между ООО «Фобос-СБ» и ПАО «Сбербанк России». Работы по данному договору выполнялись в части проведения технического обслуживания оборудования системы контроля и управления доступом, системы пожарной сигнализации, системы охранной сигнализации и системы ведеонаблюдения. Указанные работы носят сопоставимый характер с работами по предмету закупки Запроса предложений 1.

Таким образом, Закупочной комиссией АО «РКЦ «Прогресс» при оценке и сопоставлении заявок на участие в Запросе предложений 1 необоснованно не учтены: Дополнительные соглашения от 18.11.2015г. № 5 (DR-SMR-13566/15), от 28.12.2016г. № 6, от 28.12.2017г. № 8 (DR-SMR-377/18), заключенные между ООО «Фобос-СБ» и ОАО «Компания Юнимилк» (АО «Данон Россия»); Договор от 16.05.2016г. № 01/06, заключенный между ООО «Фобос-СБ» и ПАО «Сбербанк России».

 

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка 1 по подкритерию № 2 в части наличия репутации участника закупки предлагается представить справку о репутации участника закупки по форме 6 раздела 7 Документации о закупке, включая обязательные приложения к ней: копии письменных отзывов и благодарностей от предприятий и организаций, содержащие положительную оценку участника по выполнению работ, оказанию услуг являющихся предметом процедуры закупки за период 2015–2018 г.г.

Из представленных материалов дела следует, что Заявителем в составе своей заявки на участие в Запросе предложений 1 представлено 6 копий письменных отзывов и благодарностей от предприятий и организаций.

Как следует из Протокола № 510СМСП/19-3 от 15.10.2019г. подведения итогов Запроса предложений 1 (№ 31908308180-03) Закупочной комиссией АО «РКЦ «Прогресс» при анализе представленных ООО «Фобос-СБ» по подкритерию № 2 Порядка 1 документов учтено 2 письма.

Письма, выданные: ЗАО «ДХЛ Интернешнл» от 09.02.2015г. № 27, ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» от 25.10.2013г. № 300, ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» от б/д № 321, Самарским отделением № 6991 ОАО «Сбербанк России» от 19.09.2014г. № 1-17/969 – не соответствуют установленным Заказчиком требованиям к подтверждающим документам по данному подкритерию в части: указания в письмах наличия выполненных работ по оказанию услуг, являющихся предметом процедуры закупки; периода выдачи требуемых благодарственных писем (период 2015–2018 г.г.).

Комиссия Самарского УФАС России, исследовав представленные в составе заявки ООО «Фобос-СБ» на участие в Запросе предложений 1 копии письменных отзывов и благодарностей от предприятий и организаций, соглашается с принятым решением Закупочной комиссии АО «РКЦ «Прогресс».

 

Таким образом, Закупочной комиссией АО «РКЦ «Прогресс» допущены нарушения части 1 статьи 2, пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 2 подраздела 2.2 раздела 2 главы I, пункта 10.4.1 подраздела 10.4, пункта 10.13.3 подраздела 10.13 раздела 10 главы V Положения о закупке при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право оказания услуги по ежемесячному техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в корпусах на территории АО «РКЦ «Прогресс» (извещение № 31908308180, http://zakupki.gov.ru; процедура № 31908308180, https://etpgpb.ru).

Доводы, указанные в жалобе ООО «Фобос-СБ» на действия Заказчика при проведении Запроса предложений 1, признаются Комиссией Самарского УФАС России обоснованными в части.

Учитывая установленные нарушения порядка организации и проведения Запроса предложений 1, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о выдаче предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

 

5. Разделом 6 Документации о закупке 2 установлена Информационная карта (далее – ИК 2), в которой изложены условия проведения закупки, являющиеся неотъемлемой частью настоящей Документации о закупке, которые уточняют и дополняют положения разделов 3-5 Документации о закупке 2.

Согласно пункту 26 ИК 2 критерии и порядок оценки и сопоставления заявок приведен в приложении № 2 к ИК 2.

Приложением № 2 к ИК 2 установлен порядок оценки и сопоставления заявок (далее – Порядок 2).

Оценка и сопоставление заявок осуществляются на основании критериев оценки и в порядке, установленном ниже (приложение № 2 к ИК 2):

 

№ п/п

Порядок оценки по критерию (подкритерию)

Значимость (весомость) критерия

(КЗК)

Значимость (весомость) подкритерия (КЗП)

2.

Квалификация участника закупки (РЗК.):

30%

100

 

Порядок оценки по критерию:

РЗК1 + К2

где:

РЗК – рейтинг заявки до его корректировки на коэффициент значимости критерия оценки (КЗК);

К1, К2 – оценки в баллах по показателям (подкритериям), скорректированные с учетом значимости каждого из показателей (КЗП).

 

 

2.1

Подкритерий № 1 - Наличие опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема 1)

 

70%

Содержание подкритерия:

Под выполнением работ сопоставимого характера для целей настоящей документации понимается выполнение работ по ежемесячному техническому обслуживаню и планово-предупредительному ремонту аппаратного комплекса АРМ «Орион Про» за период 2015 - 2018 гг.

Под выполнением работ сопоставимого объема для целей настоящей документации понимается любой объем работ в рамках одного договора.

 

 

Подтверждающие документы:

Справка об опыте выполнения работ сопоставимого характера и объема по форме 5 раздела 7 документации о закупке, включая обязательные приложения к ней в виде:

- копии договоров, заключенных и исполненных за период 2015 - 2018 гг., и актов о приемке выполненных работ, подтверждающих наличие у участника опыта выполнения работ, сопоставимого характера и объема.

 

Порядок оценки по критерию:

0 баллов – 0 договоров

30 баллов – от 1 до 2 договоров

50 баллов – от 3 до 4 договоров

70 баллов – от 5 до 7 договоров

100 баллов – 8 и более договоров

 

 

2.2.

Подкритерий № 2 Репутация участника закупки 2)

 

30%

Содержание подкритерия:

Под репутацией участника закупки понимается количество письменных отзывов и благодарностей от предприятий и организаций, содержащие положительную оценку участника по выполнению работ, оказанию услуг являющихся предметом процедуры закупки за период 2015 - 2018 г.г.

 

 

Подтверждающие документы:

Справка о репутации участника закупки по форме 6 раздела 7 документации о закупке, включая обязательные приложения к ней в виде:

- копии письменных отзывов и благодарностей от предприятий и организаций, содержащие положительную оценку участника по выполнению работ, оказанию услуг являющихся предметом процедуры закупки за период 2015 – 2018 г.г.

Порядок оценки по критерию:

0 баллов – 0 отзывов и благодарностей

30 баллов - от 1 до 2 отзывов и благодарностей

50 баллов - от 3 до 4 отзывов и благодарностей

70 баллов – от 5 до 7 отзывов и благодарностей

100 баллов – 8 и более отзывов и благодарностей

 

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка 2 по подкритерию № 1 в части наличия опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема участникам закупки предлагается представить справку об опыте выполнения работ сопоставимого характера и объема по форме 5 раздела 7 Документации о закупке, включая обязательные приложения к ней: копии договоров, заключенных и исполненных за период 2015-2018 гг. и актов о приемке выполненных работ, подтверждающих наличие у участника опыта выполнения работ, сопоставимого характера и объема.

Из представленных материалов дела следует, что Заявителем в составе своей заявки на участие в Запросе предложений 2 представлено 20 копий договоров и приложенных к ним актов о приемке выполненных работ.

Как следует из Протокола № 501СМСП/19-3 от 21.10.2019г. подведения итогов Запроса предложений 2 (№ 31908298613-03) Закупочной комиссией АО «РКЦ «Прогресс» при анализе представленных ООО «Фобос-СБ» по подкритерию № 1 Порядка 2 документов учтено 0 договоров.

 

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка 2 по подкритерию № 2 в части наличия репутации участника закупки предлагается представить справку о репутации участника закупки по форме 6 раздела 7 Документации о закупке, включая обязательные приложения к ней: копии письменных отзывов и благодарностей от предприятий и организаций, содержащие положительную оценку участника по выполнению работ, оказанию услуг являющихся предметом процедуры закупки за период 2015–2018 г.г.

Из представленных материалов дела следует, что Заявителем в составе своей заявки на участие в Запросе предложений 2 представлено 6 копий письменных отзывов и благодарностей от предприятий и организаций.

Как следует из Протокола № 501СМСП/19-3 от 21.10.2019г. подведения итогов Запроса предложений 2 (№ 31908298613-03) Закупочной комиссией АО «РКЦ «Прогресс» при анализе представленных ООО «Фобос-СБ» по подкритерию № 2 Порядка 1 документов учтено 0 писем.

 

Комиссия Самарского УФАС России, исследовав представленные в составе заявки ООО «Фобос-СБ» на участие в Запросе предложений 2 копии договоров, заключенных и исполненных за период 2015-2018 гг., а также копии письменных отзывов и благодарностей от предприятий и организаций, соглашается с принятым решением Закупочной комиссии АО «РКЦ «Прогресс», так как ни один из представленных Заявителем документов по подкритериям №№ 1, 2 не содержит указания на выполненные работы по оказанию услуг сопоставимого характера и объема, являющихся предметом процедуры закупки.

Выбор победителя процедуры, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в Документации о закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные критерии оценки предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

При указанных обстоятельствах установление и применение Заказчиком подкритериев №№ 1, 2 не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок.

Закон о закупках не обязывает Заказчика исключать из критериев оценки заявок участников такие критерии, как нестоимостные, а также допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к участникам закупки.

Предметом закупки является право выполнения работ по ежемесячному техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту аппаратного комплекса АРМ «Орион Про».

АРМ «Орион Про» – это пакет программного обеспечения для аппаратно-программного комплекса ИСО «Орион», на котором реализуются системы охранной сигнализации, контроля и управления доступом, охранного видеонаблюдения, автоматика противопожарных систем, сопряженные с инженерными системами объектов.

Из предоставленных ООО «Фобос-СБ» документов – справки об опыте выполнения работ сопоставимого характера и объема следует, что приложенные документы не соответствуют требованиям, прописанным в Приложении № 2 ИК 2, так как приложены копии договоров, которые не подходят по предмету процедуры закупки.

АРМ «Орион Про» представляет из себя программное обеспечение, предназначенное для организации компьютерных рабочих мест с целью повышения эффективности оперативного контроля и автоматизации управления системами, масштабирования ИСО «Орион», построения единых систем безопасности для территориально распределенных объектов, интеграции всех подсистем на программном уровне.

Из предоставленных ООО «Фобос-СБ» документов – справки о репутации участника закупки, видно, что документы не подходят по содержанию оказанных услуг, по которым представлены письма.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований или применения различных критериев оценки заявок к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установленные Заказчиком критерии оценки заявок, связанные с представлением справок, содержащих указания на выполненные работы по оказанию услуг сопоставимого характера и объема, являющихся предметом процедуры закупки, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.

Сама по себе невозможность набрать участником закупки по установленным критериям и порядку оценки заявок максимального количества баллов также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Использование Заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Само по себе предъявление Заказчиком указанных критериев не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на состояние конкуренции.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке критериев оценки заявок могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемые критерии включены в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности проводимой Заказчиком процедуры. Данный довод Заявителем ООО «Фобос-СБ» при рассмотрении жалобы не доказан.

В связи с чем, непринятие Закупочной комиссией АО «РКЦ «Прогресс» документов, представленных в составе своей заявки ООО «Фобос-СБ» по подкритериям №№ 1, 2 Порядка 2, не может быть признано необоснованным.

Таким образом, Закупочной комиссией АО «РКЦ «Прогресс» не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право выполнения работ по ежемесячному техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту аппаратного комплекса АРМ «Орион Про» (извещение № 31908298613, http://zakupki.gov.ru; процедура № 31908298613, https://etpgpb.ru).

Доводы, указанные в жалобе ООО «Фобос-СБ» на действия Заказчика при проведении Запроса предложений 2, признаются Комиссией Самарского УФАС России необоснованными.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Фобос-СБ» от 21.10.2019г. по делу № 442-12259-19/7 обоснованной в части.
  2. Признать жалобу ООО «Фобос-СБ» от 25.10.2019г. по делу № 447-12259-19/7 необоснованной.
  3. Признать в действиях Закупочной комиссии АО «РКЦ «Прогресс» нарушение требований, установленных пунктом 2 части 1, частью 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при проведении Запроса предложений 1.
  4. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при проведении Запроса предложений 1 нарушений.

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФОБОС-СБ"
ИНН 6315571200, ОГРН 1046300451130
АО "РКЦ "Прогресс"
ИНН 6312139922, ОГРН 1146312005344