Решение б/н Решение от 22 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» мая 2023 г.                                       г. Самара

В полном объеме решение изготовлено «22» мая 2023 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя …., начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции …, главного специалиста-эксперта …, специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции …,

рассмотрев дело № 063/01/10-226/2023 по признакам нарушения ООО «ЭкоСтройРесурс» (далее – также Региональный оператор, Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании Комиссии представителя ООО «ЭкоСтройРесурс» … (доверенность 63АА6357805), представителей ООО «КРОНЕ-Автоматика» … (доверенность №9 от 07.04.2023г.), …. (доверенность №7 от 07.04.2023г.)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) поступило заявление ООО «КРОНЕ-Автоматика» о действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» при заключении договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

В соответствии с частью 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции, на основании части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции Самарским УФАС России у ООО «ЭкоСтройРесурс» запрошены документы и сведения по существу доводов, содержащихся в заявлении ООО «КРОНЕ-Автоматика». Региональным оператором письмом от 13.01.2023 г. № ЭСР-1392/23 представлены письменные пояснения относительно несогласия с доводами заявителя о наличии в действиях Общества признаков злоупотребления доминирующим положением.

По результатам рассмотрения указанного заявления Самарским УФАС России на основании пункта 1 части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «ЭкоСтройРесурс» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частями 8, 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции Самарским УФАС России был издан Приказ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ЭкоСтройРесурс» от 16.03.2023 г. № 47.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно части 1 статьи 5 Закон а о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Самарским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа) был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с ТКО.

С учетом целей исследования и особенностей рынка услуг по обращению с ТКО, временным интервалом исследования является срок существования указанного рынка с 01.01.2019 г. по 31.12.2022 г.

Продуктовые границы товарного рынка определены, как услуги по обращению с ТКО. Данная услуга является комплексной и включает в себя несколько подуслуг: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов.

Географическими границами исследуемого рынка следует признать границы, в которых осуществляет деятельность региональный оператор по обращению с ТКО, которые совпадают с границами Самарской области.

Действующее законодательство в сфере обращения с ТКО, полученные в ходе проведения анализа документы и сведения свидетельствуют о том, что единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по обращению с ТКО в Самарской области в пределах срока исследования рынка, является ООО «ЭкоСтройРесурс» (…), имеющее статус регионального оператора.

С учетом целей исследования, положений нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности обращения с ТКО, обстоятельств, рассматриваемых антимонопольным органом, имеющихся документов и сведений покупателями, приобретающими у ООО «ЭкоСтройРесурс» услуги по обращению с ТКО, являются юридические и физические лица (население), в процессе деятельности которых образуются ТКО, в том числе заявитель по настоящему делу ООО «КРОНЕ-Автоматика».

По результатам анализа установлено, что рынок услуг по обращению с ТКО в Самарской области является высококонцентрированным и характеризуется неразвитой конкуренцией.

Единственным хозяйствующим субъектом, действующим на рынке в роли продавца услуги, является региональный оператор по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого находится потребитель. Иных региональных операторов в границах Самарской области не имеется. Следовательно, собственники ТКО имеют возможность вступить в договорные отношения, предметом которых является обращение с ТКО, только с ООО «ЭкоСтройРесурс».

Вышеизложенные факты позволяют сделать вывод о том, что на региональном рынке услуг по обращению с ТКО в пределах срока его существования осуществляет деятельность единственный хозяйствующий субъект ООО «ЭкоСтройРесурс», доля которого составляет 100%.

Таким образом, ООО «ЭкоСтройРесурс» занимает доминирующее положение на изученном товарном рынке. Самарским УФАС России установлено, что на момент принятия решения по делу положение ООО «ЭкоСтройРесурс» на данном товарном рынке не изменилось. По результатам анализа состояния конкуренции на рынке обращения с ТКО Самарским УФАС России подготовлен аналитический отчет, который приобщен к материалам дела. 

 

2. Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505.

В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона об отходах по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.

В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе разделом II указанных Правил определен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

В соответствии пунктом 8 (4) Правил обращения с ТКО  основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 8(10) Правил обращения с ТКО, если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.

В соответствии с пунктом 8(11) Правил обращения с ТКО Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).

В соответствии с пунктами 8(14) Правил обращения с ТКО региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.

В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.

В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.

 Согласно пункту 8(15) в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.

Таким образом, действующим законодательством в сфере обращения с ТКО предусмотрено, что обязанность регионального оператора по направлению в адрес потребителя проекта договора после получения протокола разногласий возникает в случаях, если региональный оператор согласился с редакцией протокола разногласий полностью либо частично. В тех случаях, когда региональный оператор не усмотрел оснований для принятия условий договора в редакции, предложенной потребителем, обязанность регионального оператора по направлению проекта договора в адрес потребителя не предусмотрена.

 

3. Комиссией установлено, что ООО «КРОНЕ-Автоматика» указано, что Обществом с ООО «ЭкоСтройРесурс» заключен договор № ТКО-2318 от 28.12.2018 г. на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с которым в пункте 12 учет массы и/или объема ТКО ведется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО. Согласно приложению №1 местом (площадка) накопления ТКО осуществлялось по адресу: 443538, Самарская область, Волжский район, Жилой массив Стромилово.

В 2019 году ООО «КРОНЕ-Автоматика» был присвоен новый адрес: 443004, Самарская область, муниципальный район Волжский, сельское поселение Верхняя Подстепновка, а объектам недвижимости, находящимся в собственности у Предприятия, присвоены следующие адреса: Самарская область, муниципальный район Волжский, сельское поселение Верхняя Подстепновка, д. 1; Самарская область, муниципальный район Волжский, сельское поселение Верхняя Подстепновка, д. 2; Самарская область, муниципальный район Волжский, сельское поселение Верхняя Подстепновка, д. 3; Самарская область, муниципальный район Волжский, сельское поселение Верхняя Подстепновка, д. 4.

Как следует из заявления, региональный оператор направил в адрес Потребителя  Дополнительное соглашение №3 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО № ТКО-2318, где изменил порядок коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО на норматив накопления ТКО, которое было подписано ООО «КРОНЕ-Автоматика».

08.04.2022 г. в адрес ООО «КРОНЕ-Автоматика» от регионального оператора поступил новый договор на оказание услуг по обращению с ТКО № ТКО-41955 от 14.03.2022 г. на объекты недвижимости, расположенные по адресам: Самарская область, муниципальный район Волжский, сельское поселение Верхняя Подстепновка, д. 1; Самарская область, муниципальный район Волжский, сельское поселение Верхняя Подстепновка, д. 3; Самарская область, муниципальный район Волжский, сельское поселение Верхняя Подстепновка, д. 4. Данный договор предусматривал расчет объема ТКО исходя из норматива накопления 1 кв.м общей площади. Данный договор ООО «КРОНЕ-Автоматика» подписало.

Между сторонами возникли разногласия относительно способа коммерческого учета объемов ТКО по адресу: Самарская область, муниципальный район Волжский, сельское поселение Верхняя Подстепновка, д. 1-4, где расположено промышленное предприятие ООО «КРОНЕ-Автоматика». По мнению Заявителя ООО «ЭкоСтройРесурс» неправомерно направил договор на оказании услуг по обращению с ТКО № ТКО-41955 от 14.03.2022 г., в котором расчет объема ТКО производится исходя из норматива накопления 1 кв.м общей площади.

В процессе рассмотрения дела № 063/01/10-226/2023 о нарушении антимонопольного законодательства на заседании комиссии 10.05.2023 г. представитель заявителя  предоставил заявление исх. 05.05.2023г. №ИПИ.KAR.01086.23.01.И1086 о прекращении производства по рассматриваемому делу, в котором Общество указывает, что в настоящий момент не усматривает ущемление интересов ООО «КРОНЕ-Автоматика» со стороны ООО «ЭкоСтройРесурс». По мнению заявителя, нарушений со стороны ответчика не имеется.

Таким образом, данным письмом ООО «КРОНЕ-Автоматика» указывает на отсутствие факта ущемления интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «ЭкоСтройРесурс». Общество также сообщает, что действия Регионального оператора, по его мнению, не указывают на нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Из анализа части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции следует, что нарушение названного запрета может быть квалифицировано в случае, если антимонопольным органом установлено наступление в результате действий хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Исходя из изложенного, наличие вышеперечисленных негативных последствий в действиях доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта является обязательным элементом состава нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

С учетом позиции заявителя, изложенной в письме исх. 05.05.2023г. №ИПИ.KAR.01086.23.01.И1086, Комиссией из материалов настоящего дела не усматривается факт наступления в результате вышеуказанных действий ООО «ЭкоСтройРесурс» ущемления интересов ООО «КРОНЕ-Автоматика» в сфере предпринимательской деятельности либо наступления прочих последствий, запрещенных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Иных обстоятельств, свидетельствующих о злоупотреблении Региональным оператором доминирующим положением на товарном рынке при взаимоотношениях с ООО «КРОНЕ-Автоматика», не установлено.

В связи с вышеизложенным, по результатам анализа представленных документов и сведений, письменных и устных пояснений заявителя и ответчика, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить производство по делу № 063/01/10-226/2023 в связи с отсутствием в действиях ООО «ЭкоСтройРесурс» () нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                      …

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                  …

 

 

                                                                                                                           …

 

 

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны