Предупреждение №12382/10 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБ ОТМЕНЕ ИЛИ ИЗМЕНЕНИИ АКТОВ, КОТОРЫЕ СОДЕР... от 25 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

ОБ ОТМЕНЕ ИЛИ ИЗМЕНЕНИИ АКТОВ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России), в результате проведенной плановой выездной проверки в отношении Администрации муниципального района Алексеевский Самарской области, выявило в принятии Главой муниципального района Алексеевский Самарской области Постановления от 02.11.2018 № 235 «О закреплении муниципального имущества за СРПД «Альянс» на праве безвозмездного временного пользования», предусматривающего предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование конкретному субъекту - Союзу развития предпринимательской деятельности в Самарской области «Альянс» без проведения торгов, которое приводит (может привести) к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

 

Постановлением Главы муниципального района Алексеевский Самарской области от 02.11.2018 № 235 «О закреплении муниципального имущества за СРПД «Альянс» на праве безвозмездного временного пользования» постановлено закрепить на праве безвозмездного пользования за Союзом развития предпринимательской деятельности в Самарской области «Альянс» сроком на 5 лет в целях организации горячего питания в образовательных учреждениях муниципального района Алексеевский Самарской области движимое имущество (49 объектов) и следующее недвижимое имущество:

- нежилые помещения (пищеблок) в здании школы, площадью 208,9 кв. м, расположенные по адресу: Самарская обл., Алексеевский р-н, с. Алексеевка, ул. Школьная, д. 36;

- нежилые помещения (пищеблок) в здании школы, площадью 166,9 кв. м, расположенные по адресу: Самарская обл., Алексеевский р-н, с. Алексеевка, ул. Комсомольская, д. 6А;

- нежилые помещения (пищеблок) в здании школы, площадью 130,4 кв. м, расположенные по адресу: Самарская обл., Алексеевский р-н, с. Патровка, ул. Советская, д. 60;

- нежилые помещения (пищеблок) в здании школы, площадью 58,9 кв. м, расположенные по адресу: Самарская обл., Алексеевский р-н, пос. Ильичевский, ул. Молодежная, д. 17 А;

- нежилые помещения (пищеблок) в здании школы, площадью 133,0 кв. м, расположенные по адресу: Самарская обл., Алексеевский р-н, с. Самовольно-Ивановка, ул. Чапаевская, д. 27;

- нежилые помещения (пищеблок) в здании школы, площадью 57,95 кв. м, расположенные по адресу: Самарская обл., Алексеевский р-н, с. Герасимовка, ул. Школьная, д. 16;

- нежилые помещения (пищеблок) в здании школы, площадью 132,0 кв. м, расположенные по адресу: Самарская обл., Алексеевский р-н, с. Летниково, ул. Захара Вобликова, д. 150;

- нежилые помещения (пищеблок) в здании школы, площадью 118,6 кв. м, расположенные по адресу: Самарская обл., Алексеевский р-н, пос. Авангард, ул. Черемушки, д. 9.

В дальнейшем, на основании вышеуказанного Постановления 02.11.2018 г. между Муниципальным казенным учреждением «Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района Алексеевский Самарской области» и Союзом развития предпринимательской деятельности в Самарской области «Альянс» заключен договор безвозмездного пользования в отношении вышеуказанного движимого (49 объектов) и недвижимое имущества, сроком 01.10.2018 по 30.09.2023 гг.

Актом приема-передачи от 02.11.2018 г. имущество передано Союзу развития предпринимательской деятельности в Самарской области «Альянс».

 

Согласно статье 17.1 Закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в частях 1, 3.1, 3.2 и 9 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» случаев.

Документы, подтверждающие заключение вышеуказанного договора в соответствии с исключениями, предусмотренными частями 1, 3.1, 3.2 и 9 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», представлены не были. При этом договор безвозмездного временного пользования муниципальным имуществом от 02.11.2018 г. был заключен без проведения торгов.

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Устава муниципального района Алексеевский Самарской области, принятого Решением Собрания представителей муниципального района Алексеевский Самарской области от 15.05.2014 N 525 (далее – Устав), к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Пунктом 2 части 1 статьи 32 Устава установлено, что Глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района и входит в структуру органов местного самоуправления муниципального района.

Согласно части 1 статьи 40.1 Устава Глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется Уставом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу пункта 3 статьи 41 Устава Глава муниципального района, реализуя собственные полномочия по решению вопросов местного значения издает в пределах своих полномочий правовые акты.

Согласно статьям 1, 7, 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы и должностные лица местного самоуправления только по вопросам своего ведения и в пределах полномочий принимают (издают) муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить федеральным законам.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов органов власти, части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», необходимо учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Главой муниципального района Алексеевский Самарской области не представлены доказательства, а также не приведены ссылки на нормативно-правовые акты, позволяющие предоставлять муниципальное имущество конкретному субъекту без проведения торгов.

 

Согласно части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Под конкуренцией в соответствии с Законом «О защите конкуренции» понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вышеуказанные нормы законодательства приняты в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения торгов позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11 по делу № А66-7056/2010, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Торги являются наиболее конкурентным способом заключения договора, поскольку осуществляются путем широкого оповещения желающих принять в них участие, и направлены на создание как можно большего числа потенциальных участников доступа к праву на заключение договора.

Передача прав на муниципальное или государственное имущество без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов желающих получить такие права. Заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, без проведения торгов приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

С учетом вышеизложенного, в принятии Главой муниципального района Алексеевский Самарской области Постановления от 02.11.2018 № 235 «О закреплении муниципального имущества за СРПД «Альянс» на праве безвозмездного временного пользования», предусматривающего предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование конкретному субъекту - Союзу развития предпринимательской деятельности в Самарской области «Альянс» без проведения торгов, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

 

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в принятии Главой муниципального района Алексеевский Самарской области Постановления от 02.11.2018 № 235 «О закреплении муниципального имущества за СРПД «Альянс» на праве безвозмездного временного пользования» признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» Самарское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости отмены Постановления от 02.11.2018 № 235 «О закреплении муниципального имущества за СРПД «Альянс» на праве безвозмездного временного пользования».

Срок выполнения настоящего предупреждения до «09» декабря 2019 года.

О выполнении предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны