Заключение №12105-1/7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ об обстоятельствах дела № 063/01/17-214/2020 от 29 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>,

рассмотрев дело № 063/01/17-214/2020 по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Т Плюс» (ИНН: 6315376946; адрес (место нахождения): 143421, Моск. обл., р-н Красногорский, авт. Балтия, терр-я 26 км, б-ц Рига-Ленд, стр. 3, оф. 506) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителей: от филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» <...> (доверенность), <...> (доверенность); от ООО «Оксиум» <...> (паспорт),

руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Самарское УФАС России поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Оксиум» (далее – Заявитель) с доводами о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях публичного акционерного общества «Т Плюс» в лице филиала «Самарский» (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса цен на право поставки «Стекла жидкого натриевого» для нужд филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» в 2020 г. (извещение № 31908525986, http://zakupki.gov.ru; процедура № 31908525986, https://www.roseltorg.ru) (далее – Запрос цен).

Для всестороннего и полного рассмотрения поступившего заявления, в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Самарским УФАС России были запрошены необходимые документы (материалы).

В результате анализа представленных материалов, Самарское УФАС России пришло к выводу, что в действиях ПАО «Т Плюс» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Самарским УФАС России издан Приказ от 09.04.2020г. № 35-1 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «Т Плюс» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Определением от 23.04.2020г. № 5186/7 о назначении дела № 063/01/17-214/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве: ответчика – ПАО «Т Плюс» (143421, Московская область, район Красногорский, автодорога Балтия, территория 26 км, б-ц Рига-Ленд, строение 3, офис 506); заявителя – ООО «Оксиум» (432071, Ульяновская область, город Ульяновск, улица Федерации, дом 83, офис 32).

В ходе рассмотрения дела Комиссией Самарского УФАС России установлено следующее.

 

15.11.2019г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Запроса цен. Актуальная документация по Запросу цен (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 15.11.2019г.

27.11.2019г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол заседания Закупочной комиссии филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» по вскрытию поступивших предложений от 26.11.2019г. № 29.1М (№ 31908525986-01), согласно которому поступили предложения следующих участников запроса цен: 1) ООО «СПФ «Прометей» – 2 523 326,51 руб. без НДС, - руб. с НДС; 2) ООО «Химзнакснаб» – 2 649 491,43 руб. без НДС, 3 179 389,71 руб. с НДС; 3) ООО «Оксиум» – 2 050 058,00 руб. без НДС, 2 460 069,60 руб. с НДС.

23.12.2019г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол заседания Закупочной комиссии филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» от 23.12.2019г. № 29.3М (№ 31908525986-02), согласно которому Закупочной комиссией приняты решения: 1) признать заявку ООО «СПФ «Прометей» соответствующей требованиям Документации о закупке; 2) отклонить от дальнейшего рассмотрения 2 заявки: ООО «Химзнакснаб» (не соответствует требованиям Документации о закупке (п. 4.8.2.1. f), так как стоимость предложения данного участника превышает начальную (максимальную) стоимость договора), ООО «Оксиум» (не соответствует требованиям Документации о закупке (п. 4.8.2.1. f), а именно участник не предоставил экспертное заключение о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам (действующее в течение срока поставки и эксплуатации продукции), соответствующее СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения» (несоответствие п.п. 5, 6, 7 Технического задания). Требование Технического задания о предоставлении экспертного заключения регламентируется п.п. 1.2., 1.3., 2.6., 3.1.9., 3.3.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 (изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 №20)); 3) признать участника ООО «СПФ «Прометей» единственным участником закупки; 4) поскольку поступило только одно предложение, соответствующее условиям Запроса цен, предлагается признать Запрос цен несостоявшимся и заключить договор с единственным участником закупки, в соответствии с п. 5.5.13. Приложения № 2 Положения о закупках (Инструкции) по проведению закупочных процедур, ООО «СПФ «Прометей».

По результатам Запроса цен между ПАО «Т Плюс» и ООО «СПФ «Прометей» заключен Договор от 27.12.2019г. № 7600-FA060/02-002/0934-2019.

 

Согласно пункту 4.2.5 части 4.2 раздела 4 Приложения № 2 к Положению о закупке закупочная документация разрабатывается Заказчиком и утверждается его руководителем или лицом/органом, уполномоченным на это в соответствии с ЛНА Заказчика. Текст закупочной документации перед ее утверждением должен согласовываться на заседании Закупочной комиссии либо единолично председателем Закупочной комиссии.

В соответствии с пунктом 2.1 Документации о закупке техническое задание (далее – ТЗ) содержит установленные Заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, а также требования к документам, подтверждающим соответствие предлагаемой продукции требованиям закупочной документации.

Техническое задание приведено в Приложении № 1, являющемся неотъемлемой частью настоящей закупочной документации (пункт 2.2 Документации о закупке).

 

В соответствии с подпунктом k) пункта 4.5.2.1 Документации о закупке участник закупки должен включить в состав заявки следующие документы, подтверждающие его соответствие требованиям закупочной документации:

  1. заверенную копию экспертного заключения о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам (действующее в течение срока поставки и эксплуатации продукции), соответствующее СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.2496-09», паспорта безопасности химической продукции, оформленного согласно требованиям ГОСТ 30333-2007.

Пункт 2 ТЗ гласит, что Заказчику требуется реагент для антикоррозийной обработки сетевой воды открытых систем теплоснабжения г. Самары и г. Тольятти в соответствии с СО 153-34.37.505 «Методические указания по силикатной обработке подпиточной воды сетевого тракта на ТЭЦ».

Пунктами 4, 5, 6, 7 ТЗ установлено, что поставляемая продукция должна соответствовать ГОСТ 13078-81 (с изм. № 1, 2) и другим документам стандартизации, действующим на территории РФ, должна иметь экспертное заключение о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам (действующее в течение срока поставки и эксплуатации продукции), соответствующее СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.2496-09».

Согласно пункту 7 ТЗ поставщик обязуется в момент проведения закупочной процедуры предоставить Заказчику копию паспорта (сертификата) качества выдаваемого заводом изготовителем, заверенную копию экспертного заключения о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам (действующее в течение срока поставки и эксплуатации продукции), соответствующее СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.2496-09», паспорта безопасности химической продукции, оформленного согласно требованиям ГОСТ 30333-2007.

Таким образом, Документацией о закупке установлены требования о соответствии поставляемой продукции требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.2496-09». Вместе с тем, указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее – СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Настоящие правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд.

Согласно пункту 2.6 СанПиН 2.1.4.2496-09 в СЦГВ должна использоваться продукция (материалы, реагенты оборудование и т.д.), разрешенная для применения в таких системах на основе санитарно-эпидемиологической экспертизы, выполненной в аккредитованных на соответствующие виды работ организациях и учреждениях.

Пунктом 3.3.2. СанПиН 2.1.4.2496-09 установлено, что ингибирование процессов коррозии и отложений солей в СЦГВ следует осуществлять реагентами и методами, разрешенными органами санитарно-эпидемиологического надзора.

Из пункта 3.3.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 следует, что для противонакипной обработки воды используются реагенты «СИЛИФОС», силикат натрия и другие, разрешенные для применения в установленном порядке.

Из материалов, исследованных Комиссией Самарского УФАС России, следует, что реагент силикат натрия разрешен для применения для противонакипной обработки воды.

При этом, на продукцию «стекло жидкое натриевое» не установлены Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам для целей их применения в СЦГВ.

В материалы дела представлены разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор) (письмо от 15.01.2020г. № 09-276-2020-19).

Согласно указанным разъяснениям, реагент силикат натрия разрешен к применению для противонакипной обработки воды. Роспотребнадзором в данном письме также указывается, что данный реагент не подлежит государственной регистрации, а значит, на него не может выдаваться требуемое Заказчиком экспертное заключение. Роспотребнадзором указано, что данный продукт подлежит декларированию.

Согласно пункту 2.7 СанПиН 2.1.4.2496-09 при отсутствии санитарно-эпидемиологических нормативов на реагенты или их компоненты, используемые для применения в СЦГВ, разработчик должен обеспечить проведение работ по обоснованию гигиенических нормативов в воде, регламентирующих их безопасность и разработку метода контроля за их содержанием в воде, в связи с чем, если на силикат натрия отсутствует норматив, то необходима его разработка.

Самарским УФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения настоящего дела направлен запрос в Управление Роспотребнадзора по Самарской области в части возможности выдачи экспертных заключений по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении продукции «Жидкое стекло натриевое, производимое по ГОСТ 13078-81». В соответствии с полученным ответом (письмо от 02.09.2020г. № 63-00-06/05-13241-2020), в настоящее время, в связи с вступлением в силу Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010г. № 299 (далее – Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования), Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области») осуществляется экспертиза продукции только на соответствие раздела 19 «Требования к химической и нефтехимической продукции производственного назначения» Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований.

Вышеуказанный раздел 19 регламентирует требования к химической и нефтехимической продукции промышленного назначения, соответствующей следующим кодам ТН ВЭД ЕАЭС: 2505, 2506, 250700, 2508, 2510, 2513, 2514 00 000 0, 2521 00 000 0, 2523, 2524, 2530, 2601 - 2617, 2845, 2846, 2918 12 000 0, 2918 14 000 0, 2918 19, 3201, 3202, 3203 00, 3204, 3215, 3402 11, 3402 11 100 0, 3402 11 900 0, 3402 12 000 0, 3402 13 000 0, 3402 19 000 0, 3402 20, 3402 90, 3403, 3403 11 000 0, 3403 19 900 0, 3403 91 000 0, 3403 99 000 0, 3809, 3810, 3811, 3812, 3814 00, 3820 00 000 0, 4001 10 000 0, 4002 11 000 9.

В разделе 1 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований содержится исчерпывающий перечень продукции (товаров), подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). В частности в пункте 3 данного раздела упоминаются материалы, оборудование, вещества, устройства, применяемые в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения и при очистке сточных вод, в плавательных бассейнах (из следующих групп ТН ВЭД ЕАЭС: 25, 38-40, 48, 84, 85).

В соответствии с требованиями раздела 3 «Требования к материалам, реагентам, оборудованию, используемым для водоочистки и водоподготовки» Единых санитарно-эпидемиологические и гигиенических требований распространяются на следующие коды TH ВЭД ЕАЭС: 3802 10 000 0, 3917, 4812 00 000 0, 4823 20 000, 7310 21, 7310 29, 8413 70 300 0, 8421 21 000, 8516 10.

Вместе с тем, жидкое стекло натриевое, производимое по ГОСТ 13078-81, имеет химическое название «Силикат натрия». Для данного вида продукции назначен код ТН ВЭД ЕАЭС 28 39 19 0000, который находится в 28 группе товарной номенклатуры и, следовательно, к ней не применим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль).

Силикат натрия с кодом TH ВЭД ЕАЭС 28 39 19 0000 не подпадает под требования раздела 2 рассматриваемых Единых санитарно-эпидемиологические и гигиенических требований, следовательно, не подлежит государственной регистрации, а подлежит декларированию (разъяснения Роспотребнадзора (письмо от 15.01.2020г. № 09-276-2020-19)).

Также указанные обстоятельства подтверждаются письмом от 11.02.2014г. № 2375 Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области.

 

В рассматриваемой закупке приняли участие три организации: ООО «СПФ «Прометей», ООО «Химзнакснаб», ООО «Оксиум». При этом участниками ООО «СПФ «Прометей» и ООО «Химзнакснаб» для подтверждения соответствия указанному требованию в составе своих заявок представлено экспертное заключение от 06.06.2011г. № 06/00024, выданное Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области».

Из исследованных Комиссией Самарского УФАС России материалов следует, что выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии продукции государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам прекращена. Санитарно-эпидемиологические заключения, выданные ранее, действовали на территории Российской Федерации до 1 января 2012 года.

Представленное участниками ООО «СПФ «Прометей» и ООО «Химзнакснаб» экспертное заключение, выданное и действовавшее ранее на территории Российской Федерации, не подтверждает соответствие поставляемой продукции требованиям Заказчика.

Вместе с тем, ООО «Оксиум» на выпускаемую продукцию имеет паспорт безопасности химической продукции, в котором указаны гигиенические нормативы содержания силиката натрия в различных средах, в том числе и в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.

Заявителем в материалы дела представлены документы, подтверждающие наличие сертификата соответствия ГОСТ 13078-81, выдаваемого сроком на три года, а также паспорт безопасности химической продукции, разрабатываемый на 5 лет, который содержит множество сведений о продукции, в том числе гигиенические нормативы и ПДК содержания компонентов реагента в атмосфере, воде и почве.

На основании вышеизложенного, требование о представлении участниками в составе заявки экспертного заключения о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам установлено неправомерно и влечет за особой ограничение в торгах круга потенциальных участников, так как для стекла жидкого натриевого отсутствуют санитарно-эпидемиологические нормативы для целей их применения в СЦГВ.

 

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При указанных обстоятельствах действия ПАО «Т Плюс» приводят к ограничению конкуренции, поскольку установленное требование в подпункте k) пункта 4.5.2.1 Документации о закупке является не обоснованным, что имеет последствиями фактическое ограничение числа потенциальных участников и ограничение конкуренции при проведении закупки.

Потенциальные участники закупки, не имеющие заверенной копии экспертного заключения на поставляемую продукцию, в связи с необоснованно установленным требованием о наличии в составе заявки указанной копии экспертного заключения, не имели возможность подать заявку на участие в Запросе цен.

ООО «Оксиум», как и другие потенциальные претенденты, не смогли представить в составе заявки требуемые Заказчиком документы, отраженные в Документации о закупке. Требование к заявке, установленное в подпункте k) пункта 4.5.2.1 Документации о закупке, в части получения экспертного заключения является невыполнимым.

Отклонение Заказчиком несоответствующих требованиям Документации о закупке заявок участников – является нарушением прав и законных интересов участников, при условии, что установленные требования являются невыполнимыми.

В результате установления Заказчиком в Документации о закупке такого необоснованного требования заявка участника ООО «Оксиум» отклонена по причине непредставления в составе заявки заверенной копии экспертного заключения о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам.

Установление ПАО «Т Плюс» требования в подпункте k) пункта 4.5.2.1 Документации о закупке в части представления в составе заявки заверенной копии экспертного заключения приводит к ограничению количества участников Запроса цен, вследствие чего приводит к ограничению конкуренции.

При данных установленных обстоятельствах присутствует необходимая и достаточная совокупность данных, указывающих, что в действиях ПАО «Т Плюс» усматривается нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

В рамках настоящего дела выявлено нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, необходимо проведение анализа состояния конкуренции в объеме, установленном пунктом 10.9 Приказа ФАС России от 28.04.2010г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

Пунктом 10.9 Порядка предусмотрено, что по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

  • определение временного интервала исследования;
  • определение предмета торгов.

Предметом Запроса цен, при проведении которого ПАО «Т Плюс» нарушены антимонопольные требования к торгам, является право заключения договора на право поставки «Стекла жидкого натриевого» для нужд филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» в 2020 г.

Определение временного интервала исследования регламентировано процедурой Запроса цен.

Действующая редакция извещения о проведении Запроса цен, а также Документация о закупке размещены в ЕИС 15.11.2019г., срок подачи заявок на участие в Запросе цен установлен с 15.11.2019г. по 26.11.2019г. Протокол заседания Закупочной комиссии филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» по вскрытию поступивших предложений № 29.1М составлен 26.11.2019г. Протокол заседания Закупочной комиссии филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» № 29.3М составлен 23.12.2019г. Договор по результатам Запроса цен заключен 27.12.2019г.

Временной интервал по рассматриваемому Запросу цен определен периодом с 15.11.2019г. по 27.12.2019г., с даты размещения действующей редакции извещения о проведении Запроса цен до даты заключения договора.

 

Торги являются наиболее конкурентным способом заключения договора, поскольку осуществляются путем широкого оповещения желающих принять в них участие, и направлены на создание как можно большего числа потенциальных участников доступа к праву на заключение договора.

Необоснованно установленное ПАО «Т Плюс» требование о наличии в составе заявки заверенной копии экспертного заключения о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам (действующее в течение срока поставки и эксплуатации продукции), соответствующее СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.2496-09», создало препятствие к участию в закупки, привело к ограничению конкуренции, что указывает на наличие нарушения части 1 стать 17 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия ПАО «Т Плюс» следует квалифицировать по части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Филиал «Самарский» ПАО «Т Плюс»
ИНН 0000000000, ОГРН 0000000000000
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ОКСИУМ"
ИНН 7316005791, ОГРН 1047300740596