Решение №01/24269 Решение по делу о нарушении законодательства о рекламе в отн... от 8 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №Р01-84/15

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе

рассмотрев дело №Р01-84/15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламодателями и рекламораспространителями ООО УК "Напитки мира", ООО "Северная Ладья" и ООО «Атлас-Пак» рекламы алкогольной продукции сети магазинов «Калейдоскоп Напитков Мира» в сети Интернет, содержащей признаки нарушения частей 2, 3 и 5 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе – от ООО УК "Напитки мира", ООО "Северная Ладья" и ООО «Атлас-Пак» явилась <…>, представляющая данные общества по доверенности <…> соответственно,

представители заинтересованного лица ООО «В Контакте» и заявителя не явились, уведомлены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В Санкт-Петербургское УФАС России, осуществляющее государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, поступило обращение физического лица относительно размещения в сети Интернет ненадлежащей, по мнению заявителя, рекламы алкогольной продукции сети магазинов «Калейдоскоп Напитков Мира».

В верхней части страницы сайта «Калейдоскоп напитков мира – лучший алкогольный магазин в Санкт-Петербурге», размещенной по адресу: http://www.napitkimira.com/, содержится баннер с рекламной информацией о скидке на вино «Кампо Вьехо».

На странице группы «КАЛЕЙДОСКОП напитков мира 18+» в социальной сети «ВКонтакте», размещенной по адресу: http://vk.com/napitkimiracom, в верхней правой части страницы группы на основной фотографии (аватаре) группы содержится реклама «калейдоскоп напитков мира покупайте пиво uzavas и выигрывайте одну из трех поездок в ригу!», сопровождаемая использованием графического изображения бутылки пива «Uzavas».

В социальной сети «Твиттер» на странице пользователя «Калейдоскоп напитков @napitkimira», размещенной по адресу: https://twitter.com/napitkimira, имеется реклама водки «Скандинавия», пива «Юзберг», винного напитка «Мартине Рояле Бьянко».

На странице пользователя «napitkimira» в социальной сети «Instagram», размещенной по адресу: https://instagram.com/napitkimira/, содержатся различные записи рекламного характера с изображениями алкогольной продукции, например, водки «Тельняшка» объёмом 0,5 л с постоянным адресом в сети Интернет https://instagram.com/p/uabZkTMdTB/.

Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" под алкогольной продукций понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

К рекламе алкогольной продукции законодательством о рекламе предъявляются специальные требования.

В силу требований п. 8 ч. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). В рассматриваемой рекламе в нарушение требований вышеуказанной нормы отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.

В соответствии с ч. 5 ст. 21 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции. Между тем в нарушение указанного запрета предметом розыгрыша (реализации) согласно содержанию рекламы «калейдоскоп напитков мира покупайте пиво uzavas и выигрывайте одну из трех поездок в ригу!», размещенной в социальной сети «ВКонтакте», выступает поездка в Ригу.

На момент возбуждения производства по делу №Р01-84/15 из анализа документов, имеющихся в Санкт-Петербургском УФАС России, Управление пришло к выводу о том, что рекламодателями и рекламораспространителя вышеуказанной рекламы алкогольной продукции являются ООО УК "Напитки мира", ООО "Северная Ладья" и ООО «Атлас-Пак».

В соответствии с ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2, 3 и 5 статьи 21 ФЗ «О рекламе». Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 3 и 5 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Определением Санкт-Петербургского УФАС России от 03.07.2015 №01/16247 в отношении ООО УК "Напитки мира", ООО "Северная Ладья" и ООО «Атлас-Пак» возбуждено производство по делу №Р01-84/15 по признакам нарушения частей 2, 3 и 5 статьи 21 ФЗ «О рекламе». Тем же определением дело №Р01-84/15 назначено к рассмотрению на 28.07.2015.

Определениями Санкт-Петербургского УФАС России от 31.07.2015 №01/19023 и от 12.08.2015 №01/20115 рассмотрение дела откладывалось на 10.08.2015 и на 08.09.2015 соответственно в связи необходимостью получения дополнительных сведений.

Изучив материалы дела №Р01-84/15 и заслушав объяснения лиц, участвующих деле Комиссия установила следующее.

Вопреки доводам лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, информация, размещенная в верхней части страницы сайта «Калейдоскоп напитков мира – лучший алкогольный магазин в Санкт-Петербурге» по адресу: http://www.napitkimira.com/, на странице группы «КАЛЕЙДОСКОП напитков мира 18+» в социальной сети «ВКонтакте» по адресу: http://vk.com/napitkimiracom, в социальной сети «Твиттер» на странице пользователя «Калейдоскоп напитков @napitkimira» по адресу: https://twitter.com/napitkimira, на странице пользователя «napitkimira» в социальной сети «Instagram» по адресу: https://instagram.com/napitkimira/, содержит все квалифицирующие признаки рекламы, определенные статьей 3 ФЗ «О рекламе». Таким образом, доводы ООО УК "Напитки мира", ООО "Северная Ладья" и ООО «Атлас-Пак» в данной части несостоятельны.

Из представленных лицами, участвующими в деле, сведений следует, что размещение рекламы сети магазинов «Калейдоскоп Напитков Мира» возложено на маркетолога ООО УК "Напитки мира" <…>. Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем рекламы алкогольной продукции сети магазинов «Калейдоскоп Напитков Мира» в сети Интернет является ООО УК "Напитки мира". Вместе с тем материалами дела №Р01-84/15 не подтверждено, что ООО "Северная Ладья" и ООО «Атлас-Пак» являются рекламодателями и (или) рекламораспространителями рекламы алкогольной продукции сети магазинов «Калейдоскоп Напитков Мира», размещенной в сети Интернет.

В связи с тем, что в настоящее время в Санкт-Петербургском УФАС России отсутствует документальное подтверждение устранения ООО УК "Напитки мира" допущенных нарушений законодательства о рекламе, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи обществу предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции, размещенную в верхней части страницы сайта «Калейдоскоп напитков мира – лучший алкогольный магазин в Санкт-Петербурге» по адресу: http://www.napitkimira.com/, на странице группы «КАЛЕЙДОСКОП напитков мира 18+» в социальной сети «ВКонтакте» по адресу: http://vk.com/napitkimiracom, в социальной сети «Твиттер» на странице пользователя «Калейдоскоп напитков @napitkimira» по адресу: https://twitter.com/napitkimira, на странице пользователя «napitkimira» в социальной сети «Instagram» по адресу: https://instagram.com/napitkimira/.

2. Признать в действиях рекламораспространителя и рекламодателя ООО УК "Напитки мира", выразившихся в размещении рекламы алкогольной продукции в верхней части страницы сайта «Калейдоскоп напитков мира – лучший алкогольный магазин в Санкт-Петербурге» по адресу: http://www.napitkimira.com/, на странице группы «КАЛЕЙДОСКОП напитков мира 18+» в социальной сети «ВКонтакте» по адресу: http://vk.com/napitkimiracom, в социальной сети «Твиттер» на странице пользователя «Калейдоскоп напитков @napitkimira» по адресу: https://twitter.com/napitkimira, на странице пользователя «napitkimira» в социальной сети «Instagram» по адресу: https://instagram.com/napitkimira/, нарушения п. 8 ч. 2, ч. 3 и 5 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

3. Выдать рекламораспространителю и рекламодателю ООО УК "Напитки мира" предписание об устранении допущенных нарушений, указанных в п. 2 настоящего решения.

4. Производство по делу №Р01-84/15 в отношении ООО "Северная Ладья" прекратить.

5. Производство по делу №Р01-84/15 в отношении ООО «Атлас-Пак» прекратить.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «22» сентября 2015 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе

на основании своего решения от "22" сентября 2015 г. по делу №Р01-84/15 о признании ненадлежащей рекламы алкогольной продукции, размещенной в верхней части страницы сайта «Калейдоскоп напитков мира – лучший алкогольный магазин в Санкт-Петербурге» по адресу: http://www.napitkimira.com/, на странице группы «КАЛЕЙДОСКОП напитков мира 18+» в социальной сети «ВКонтакте» по адресу: http://vk.com/napitkimiracom, в социальной сети «Твиттер» на странице пользователя «Калейдоскоп напитков @napitkimira» по адресу: https://twitter.com/napitkimira, на странице пользователя «napitkimira» в социальной сети «Instagram» по адресу: https://instagram.com/napitkimira, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Рекламораспространителю и рекламодателю ООО УК "Напитки мира" (ОГРН 1117847269495, ИНН/КПП 7802755626/780201001, зарегистрировано в качестве юридического лица 01.07.2011, адрес места нахождения: 194044, Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д. 19, лит. А, пом. 254 1-Н) в двухмесячный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: снять с распространения рекламу алкогольной продукции сети магазинов «Калейдоскоп Напитков Мира» в сети Интернет.

2. Рекламораспространителю и рекламодателю ООО УК "Напитки мира" представить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 25 ноября 2015 года надлежащие доказательства исполнения требований п. 1 настоящего предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны