Решение №01/3879 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 27 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № К01-103/14

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 февраля 2015 года

Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2015 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы
по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела № К01-103/14 о нарушении антимонопольного  законодательства  в составе,

           рассмотрев дело № К01-103/14, возбужденное по заявлению ООО «Валио» по признакам нарушения ООО «Финниш Милк Компани» (192174, Санкт-Петербург, пр. Александровской Фермы, д. 23 А) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

                                                     УСТАНОВИЛА:

 

1. В Санкт-Петербургское УФАС России (далее – Управление) поступило заявление ООО «Валио» (далее – Заявитель)
на действия ООО «Финниш Милк Компани» (далее – Ответчик) по размещению недобросовестных сведений на упаковке продуктов (масла и сыров), выпускаемых под товарным знаком «Тысяча озер», которые, по мнению Заявителя, могут ввести в заблуждение потребителей относительно места производства указанной продукции.

Заявитель указывает, что сведения указанные на маркировке упаковок продукции «Тысяча озер», а именно:

фразы «свежесть финского утра»,

указание массовой доли жира в продукте на финском языке - «kermajuusto rasva»,

изображение флага Финляндии,

фраза «Изготовлено под контролем Finnish Cheese Company, Finland»,

являются актом недобросовестной конкуренции, в связи с тем, что завод-изготовитель масла и сыров «Тысяча озер» находится в России по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Александровской фермы, д. 23 А.

В подтверждение размещения указанных сведений Заявителем в материалы дела № К01-103/14 представлены упаковки масла и сыра «Тысяча озер», с указанием адреса изготовителя ООО «Финниш Милк Компани»: г. Санкт-Петербург, пр. Александровской фермы, д. 23 А.

 Также Заявителем представлены данные таможенной статистики, представленной маркетинговой компанией ООО «БизнесИнтел» (Business Intel) для ООО «Валио», согласно которым  100% ввозимых на территорию России товаров в категории «сливочное масло» и «твердые плавленые сыры» из Финландии, поставляется для компаний ООО «Валио», ООО «Трансалко», ООО «Виктория Балтия». Других поставщиков продукции в указанных категориях в данных таможенной статистики нет.

Заявителем представлены социологические исследования по теме «сравнение восприятия марок сыра в Санкт-Петербурге» маркетинговой компании TopLine Marketing@Consulting от декабря 2013 г., согласно которым в большинстве случаев потребитель ассоциирует продукты бренда «Тысяча озер» с Финляндией.

Таким образом, Ответчик, по мнению Заявителя, размещая на упаковках товара недобросовестные сведения, вводит в заблуждение потребителей в отношении способа и места производства товара, что является актом недобросовестной конкуренции.

         2. Позиция Ответчика  изложена в сопроводительном письме от 30.10.14 г. вх. № 24954,  и заключается в следующем.

        ООО «Финниш Милк Компани» никогда и нигде не указывало, что производит продукцию за пределами г. Санкт-Петербурга или самостоятельно возит сырье из Финляндии. Ответчик производит свою продукцию в строгом соответствии с требованиями законодательства РФ, о чем указано на упаковке. Имеющаяся на упаковке информация на русском языке позволяет потребителям безошибочно идентифицировать пищевой продукт по принадлежности к определенной группе однородной продукции. Все иностранные слова, содержащиеся на упаковке, имеют перевод на русский язык, не несут какой-либо смысловой нагрузки о свойствах товара, поэтому размещение таких слов на упаковке товара не является нарушением законодательства РФ, в том числе ФЗ 2300-1. Свою продукцию Ответчик поставляет ООО «Невские молокопродукты».

        По мнению Ответчика, фраза на упаковке «свежесть финского утра» - это фантазийное название, использование которого не запрещено законом и не влияющее на содержание продукта.

        Ответчиком в материалы дела № К01-103/14 представлена упаковка масла «Тысяча озер», с указанием срока годности продукта до 08.03.2012 г., согласно которой производителем является Finnish Cheese Company Oy, указанная компания в том числе является производителем масла «Тысяча озер».

        Кроме того, Ответчик указывает, что в соответствии с п. 1 ст. 1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим законом способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на товарах или упаковках.        

3. Материалами дела № К01-103/14 установлено следующее.

       3.1. ООО «Валио» было основано в 1994 г. как один из дистрибьюторов финского производителя Valio Oy, в 2002 году компания стала подразделением Valio Oy в России. Основным видом деятельности, согласно выписке из ЕГРЮЛ, является оптовая торговля молочными продуктами, к дополнительным видам деятельности относятся оптовая торговля пищевыми маслами и жирами и прочая оптовая торговля (код основного вида деятельности по ОКВЭД - 51.33.1, коды дополнительных видов деятельности по ОКВЭД – 51.33.3, 51.70). Заявитель поставляет продукцию на территории России, сыр и масло ООО «Валио» представлены на территории стран СНГ. 

3.2. Ответчик, согласно Уставу общества и выписке из ЕГРЮЛ, осуществляет производство молочных продуктов (код по ОКВЭД 15.5), оптовую торговлю пищевыми продуктами, в том числе этикетирование, фасовывание и упаковывание товаров в упаковку, фольгу и т.п. Ответчик является производителем сыров и масла под торговой маркой «Тысяча озер», осуществляет деятельность в пределах г. Санкт-Петербурга, поставляет продукцию ООО «Невские молокопродукты», в целях дальнейшей реализации указанной продукции.

        3.3.  ООО «Невские молокопродукты» осуществляет деятельность в  том числе по оптовой продаже молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами (код деятельности по ОКВЭД 51.33).

       Участниками ООО «Невские молокопродукты», согласно сведениям содержащихся в ЕГРЮЛ от 19.12.14 г., являются компания с ограниченной ответственностью «Пулевер Трейдинг Лимитед» (страна происхождения - Кипр (95 % доли в уставном капитале общества), Герасимов В.М. (5 % доли в уставном капитале общества). Генеральный директор ООО «Невские молокопродукты» - Герасимов В.М.

       Участниками ООО «Финниш Милк Компани», согласно сведениям содержащихся в ЕГРЮЛ от 29.10.14 г., являются компания с ограниченной ответственностью «Пулевер Трейдинг Лимитед» (страна происхождения - Кипр (95 % доли в уставном капитале общества), Герасимов В.М. (5 % доли в уставном капитале общества). Генеральный директор ООО «Финниш Милк Компани» - Зюков В.В.

        В соответствии со ст. 9 Закона о конкуренции группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам, в том числе следующим признакам: хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства); хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства); лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку.

        Таким образом, ООО «Финниш Милк Компани» и ООО «Невские молокопродукты» образуют одну группу лиц, в соответствии с положениями ст. 9 Закона о конкуренции. В этой связи действия указанных лиц по производству и реализации продукции «Тысяча озер» необходимо рассматривать во взаимосвязи, вследствие чего, Комиссия Управления в заседании 04.12.14 г. привлекла к участию в рассмотрении дела № К01-103/14 в качестве Ответчика ООО «Невские молокопродукты».

         ООО «Валио» и группа лиц в составе ООО «Финниш Милк Компани» и ООО «Невские молокопродукты» являются конкурентами на рынке оптовой продажи молочной продукции.

    ООО «Финниш Милк Компани» представило письмо от 19.12.14 г. вх. № 30026, в котором представило договор поставки от 28.12.2011 г., заключенный между Ответчиком и ООО «Невские молокопродукты», согласно п. 2.6. указанного договора весь товар, приобретаемый по настоящему договору проходит проверку качества со стороны Finnish Cheese Company Oy в порядке и на усмотрение контролирующей стороны.

    Согласно указанному письму, использование изображения, похожего на флаг Финляндии, появилось в связи с контролем за произведенной под брендом «Тысяча озер» продукцией, осуществляемым финской компанией. Также  Ответчик указывает, что «использование фразы «свежесть финского утра» предполагает восприятие как абстрактных образов – естественную северную природу, натуральное хозяйство, потребление жителями северной части Земли калорийной пищи, в том числе и по утрам (масло). Данная фраза ни указывает ни на страну изготовителя такого товара, ни на происхождение сырья. По аналогии с «жаркое мексиканское солнце», «райский остров», «горный воздух Кавказа».

     3.4. Компания Finnish Cheese Company Oy в письме от 21.01.15 г. на запрос Управления № 01/31108 от 23.12.14 г., подтвердила, что ею осуществляется контроль качества продукции ООО «Финниш Милк Компани» и ООО «Невские молокопродукты», согласно дополнительному соглашению к контракту № FCC-2011 от 20.12.2011 г., заключенного между Finnish Cheese Company Oy, ООО «Финниш Милк Компани» и ООО «Невские молокопродукты».

    ООО «Невские молокопродукты» представило в режиме коммерческой тайны акты выполненных работ по контролю качества выпускаемой молочной  продукции, протоколы лабораторных испытаний выпускаемой продукции, а также лицензионный договор на предоставление ООО «Невские молокопродукты» исключительного права использования промышленных образцов (наклейка, лист упаковочный для сливочного масла, этикетка).

  3.5. В соответствии со п. 7 ст. 4 Закона о конкуренции, конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них ограничиваются возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Согласно п. 9 ст. 4 Закона о конкуренции, недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно положениям статьи 10 bis Конвенция по охране промышленной собственности (Париж  20 марта 1883 года) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
        Частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет
на недобросовестную конкуренцию, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Ответчик не оспаривает факт производства продукции «Тысяча озер» в г. Санкт-Петербурге, кроме того, указывает, что ООО «Финниш Милк Компани» никогда и нигде не указывало, что производит продукцию за пределами г. Санкт-Петербурга или самостоятельно ввозит сырье из Финляндии. Адрес изготовителя также указан на упаковке продукции «Тысяча озер».

В соответствии с Методическими рекомендациями по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утвержденных Приказом Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 31 декабря 2009 г. № 197, обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

Сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: внешняя форма, наличие или отсутствие симметрии, смысловое значение, вид и характер изображений, сочетание цветов и тонов. При определении сходства наиболее важным является первое впечатление, получаемое при сравнении.

При определении сходства изобразительных и объемных обозначений наиболее важным является первое впечатление, получаемое при их сравнении. Именно оно наиболее близко к восприятию товарных знаков потребителями, которые уже приобретали такой товар. Поэтому, если при первом впечатлении сравниваемые обозначения представляются сходными, а последующий анализ выявит отличие обозначений за счет расхождения отдельных элементов, то при оценке сходства обозначений целесообразно руководствоваться первым впечатлением. Поскольку зрительное восприятие отдельного зрительного объекта начинается с его внешнего контура, то именно он запоминается в первую очередь. Поэтому оценку сходства обозначений целесообразно основывать на сходстве их внешней формы, не принимая во внимание незначительное расхождение во внутренних деталях обозначений.

На сходство изобразительных и объемных обозначений влияет их смысловое значение. Одинаковое смысловое значение обозначений усиливает их сходство.

Сходство сочетаний цветов и тонов изобразительных и объемных обозначений может рассматриваться в качестве признака сходства. В некоторых случаях этот признак может быть основным, например, когда цвет (сочетание цветов) является фоном, на котором расположены другие элементы обозначения, или когда совокупность цветов составляет основу его композиции.

Таким образом, изображение с синими полосами на белом фоне, размещенное на упаковке продукции «Тысяча озер» сходно до степени смешения с флагом Финляндии, учитывая первое ассоциативное впечатление, сходство внешних форм, расположение синих полос на белом фоне, расхождение внутренних деталей незначительное (отсутствие флагштока на изображении на упаковках «Тысяча озер»).

Совокупность элементов упаковки, а именно изображения сходного до степени смешения с флагом Финляндии, фразы «свежесть финского утра», фраз на финском языке «kermajuusto rasva», «soulaton imela meijerivoi» создает у потребителей впечатление, что предполагаемое место изготовления продукции - Финляндия.

        Таким образом, потребители продукции, выпускаемой под товарным знаком «Тысяча озер», вводятся в заблуждение относительно места производства товара.

    Ответчиком в материалы дела № К01-103/14 письмом от 10.02.15 г. вх. № 2722 представлены фото-таблицы с изображением товара «Тысяча озер», реализуемого в настоящее время в торговых сетях г. Санкт-Петербурга, подтверждающих отсутствие на упаковках изображения, похожего на финский флаг. В заседании Комиссии 11.02.15 г. представителем ООО «Невские молокопродукты» и ООО «Финниш Милк Компани» также представлены упаковки продукции «Тысяча озер» с отсутствием на них изображения, похожего на финский флаг.

       Таким образом, Ответчик устранил нарушение антимонопольного законодательства в добровольном порядке.

Принимая во внимание установленные обстоятельства и руководствуясь ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности,  частями 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях группы лиц ООО «Финниш Милк Компани» и ООО «Невские молокопродукты» нарушение части 1 статьи 14 Закона о конкуренции, выразившееся в использовании на упаковках продукции «Тысяча озер» изображения сходного до степени смешения с флагом Финляндии, что вводит потребителей в заблуждение относительно места производства товара.

2. Предписание не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны