Решение №01/8315 Решение по делу о нарушении законодательства о рекламе в отн... от 22 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 01  апреля 2015 год                                                                                              Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе,

рассмотрев дело №Р01-11/15, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту размещения ООО «Экспоторг» в сети Интернет по  адресам: http://vk.com/alcomarket.gradusi и http://vk.com/gradusinet  рекламы алкогольной продукции, а именно: водки "Белочка Morfeus" и ликера «Jagermeister Spice», в которой выявлены признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 21,  пункта 8 части 2 статьи 21 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе - ООО «Экспоторг» (ИНН 7805546740, КПП 780501001, ОГРН 1117847078788)  <…> по доверенности  б/н  от 12   января  2015 года,  <…> по доверенности  б/н  от 12   января  2015 года,

в присутствии представителя заинтересованного лица – ООО «В контакте» (ИНН 7842349892, КПП 783450001, ОГРН 107984703179)  <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (Санкт-Петербургское УФАС России, Управление), осуществляющим государственный надзор за соблюдением законодательства о рекламе, в процессе наблюдения за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе было выявлено размещение рекламы алкогольной продукции, а именно: водки "Белочка Morfeus" и ликера «Jagermeister Spice», в сети Интернет по следующим адресам: http://vk.com/alcomarket.gradusi  и http://vk.com/gradusinet.

При вводе в поисковой строке   «Алкомаркеты Санкт-Петербурга» первая ссылка в поисковой выдаче «Градусы – сеть алкомаркетов всего мира» ведет на сайт http://gradusi.net.

При  переходе по ссылке http://gradusi.net,  при загрузке страницы появляется всплывающее сообщение «Вниманию посетителей сайта. Сайт содержит информацию, не рекомендованную для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. ВАМ УЖЕ ЕСТЬ 18 ЛЕТ?». Всплывающее сообщение имеет две ссылки: «Мне есть 18 лет» и «Покинуть сайт».

 Во всплывающем сообщении при переходе по ссылке «Мне есть 18 лет»  загружается содержимое главной страницы сайта. В средней части главной страницы сайта содержится модуль социальной сети «ВКонтакте», содержащий ссылку на страницу группы «Сеть Маркетов «Градусы» в социальной сети «ВКонтакте», размещенной по адресу http://vk.com/gradusinet. В нижней части главной страницы сайта содержится ссылка на страницу учетной записи «Алкомаркет Градусы» в социальной сети «ВКонтакте», размещенной по адресу http://vk.com/alcomarket.gradusi.

 При переходе по ссылке http://vk.com/alcomarket.gradusi  на страницу учетной записи «Алкомаркет Градусы» в социальной сети «ВКонтакте»  
на указанной странице содержится рекламное сообщение от 03.02.2014 содержащее информацию о водке «Белочка Morfeus», в котором помимо текстовой информации содержится графическое изображение бутылки
с рекламируемым продуктом и изображение антропоморфного грызуна (предположительно белки). Постоянный адрес сообщения http://vk.com/wall240041236_19.

Также на странице учетной записи «Алкомаркет Градусы» в социальной сети «ВКонтакте» содержится рекламное сообщение от 13.02.2014 (первоначально размещенное в группе «Сеть Маркетов «Градусы», расположенной по адресу http://vk.com/gradusinet) , содержащее информацию об алкогольном напитке «Jagermeister Spice», в котором помимо текстовой информации содержится графическое изображение бутылки с рекламируемым продуктом. Постоянный адрес сообщения http://vk.com/wall240041236_32. На странице группы «Сеть Маркетов «Градусы» в социальной сети «ВКонтакте», размещенной по адресу http://vk.com/gradusinet  также содержатся сообщения с вышеуказанной информацией.

Распространенная информация по своему содержанию, не позволяя определить круг ее получателей, является неперсонифицированной, направленной на привлечение внимания неопределенного круга лиц к ликеру «Jagermeister Spice» и водке «Белочка Morfeus», что формирует и поддерживает интерес к данной алкогольной продукции, и тем самым способствует её продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы, содержащемуся в ст.3 ФЗ «О рекламе».

  На страницах социальной сети «ВКонтакте» и http://vk.com/gradusinet имеется гиперссылка на сайт в сети Интернет http://www.gradusi.net/.

 На данном сайте имеется информация о том, что продавцом алкоголя осуществляется деятельность по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский район, горг. Пикалево, ул. Спортивная, 2 и на территории
Санкт-Петербурга.

 Согласно  информации сервиса «Who is», размещенного в общедоступном доступе в сети Интернет по адресу: http://www.enom.com/whois/, домен «www.gradusi.net»  зарегистрирован на имя сотрудника организации Экспоторг, расположенной по адресу: 198097, Санкт-Петербург, пр. Стачек, 45-2-3.

В соответствие с п. 6 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В силу ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В соответствии с ч .6  ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных  частью 1 и частью 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

 Согласно ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 и 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с документами, представленными  на запросы в Санкт-Петербургского УФАС России, установлено следующее.

ООО «В Контакте» (далее – ВКонтакте) является владельцем сайта Социальной сети ВКонтакте, адрес в Интернет http://vk.com (далее – Сайт), предназначенного для общения пользователей, поддержания связи со старыми и новыми друзьями (социальная сеть).

Условия использования Сайта, а также права и обязанности Пользователей и Администрации Сайта определяются Правилами пользования сайтом ВКонтакте (далее – Правила), находятся для всеобщего доступа на Сайте по адресу: http://vk.com/terms.

ВКонтакте предоставляет лишь техническую возможность для общения Пользователей и обмена информацией с соблюдением требований законодательства РФ и Правил пользования сайтом ВКонтакте (https://vk.com/terms), самостоятельно не инициирует размещение информации на Сайте, не выбирает получателей информации, не участвует в формировании содержания страниц Сайта, в момент размещения информации Пользователями Сайта.

Договор оказания рекламных услуг или иной подобный договор в данном случае не заключается.

В качестве фамилии и  имени лица, которому представлены права администраторов в отношении страницы в сети Интернет https://vk.com/alcomarket.gradusi указаны следующие данные: Алкомаркет градусы, Санкт-Петербург.

 В соответствии с Уставом  общества с ограниченной ответственностью «Экспоторт» (ООО «Экспоторг»), утвержденным общим собранием учредителей протокол№1 от 31 января 2011г., местонахождение общества: 198097, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 45, корп. 2, пом.3).

На основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица (серия <...> ООО «Экспоторг» зарегистрировано 05.03.2011 за основным государственным регистрационным номером 1117847078788 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой №15 по Санкт-Петербургу.

Согласно  выписки  ЕГРЮЛ №78052015012474 ОТ 11.03.2015 основным видом деятельности  ООО «Экспоторг» (ОГРН 1117847078788, ИНН/КПП 7805546740/780501001, юридический адрес: 198097, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 45, корп. 2,  пом. 3) является розничная торговля алкогольными и другими напитками. Генеральным директором ООО «Экспоторг» является Овечкин Владимир Олегович.

Розничная продажа алкогольной продукции осуществляется ООО «Экспоторг» на основании лицензии № 47РПА0000375 от 09 апреля 2013 г., лицензии №78 РПА 0005621 от 08 мая 2014 г.

В соответствии с платежным поручением №344 от 16.12.2013г. ООО «Экспоторг» оплатило продление домена «www.gradusi.net» на 1 год по счету 508616/258292-Х от 09.10.2014 г.

Согласно платежному поручению №430 от 15.10.2014г. ООО «Экспоторг» оплатило продление домена «www.gradusi.net» на 1 год по счету 552464/258292-Х от 09.10.2014 г.

В соответствии с письменными пояснениями ООО «Экспоторг» (вх. №4083 от 27.02.2015) «…документы, подтверждающие оплату хостинга отсутствуют по причине размещения сайта на Сервере ООО «Экспоторг»…».

Согласно (вх.№ 6755 от 31.03.2015)  ООО «Экспоторг» поясняет, что  размещение информации в сети Интернет об ООО «Экспоторг», поддержка сайтов ООО «Экспоторг», а также создание и поддержка групп в социальной сети «ВКонтакт» осуществлялась сотрудниками компании.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо, рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

Таким образом, ООО «Экспоторг» является рекламодателем и рекламораспространителем   рекламы  алкогольной продукции, а именно: водки "Белочка Morfeus" и ликера «Jagermeister Spice», в сети Интернет по следующим адресам: http://vk.com/alcomarket.gradusi  и http://vk.com/gradusinet.

На основании изложенного, в  действиях ООО «Экспоторг»    как рекламодателя и рекламораспространителя рекламы  алкогольной продукции, а именно: водки "Белочка Morfeus" и ликера «Jagermeister Spice», в сети Интернет по следующим адресам: http://vk.com/alcomarket.gradusi  и http://vk.com/gradusinet содержатся признак нарушения требований нарушение  п. 6 ч. 1 ст. 21, п. 8 ч. 2  ст. 21 и ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе».

 Определением (от 29.01.2015 № 01/1638) возбуждено производство по делу №Р09-11/15 по признакам нарушения ООО «Экспоторг»    п. 6 ч. 1 ст. 21, п. 8 ч. 2  ст. 21 и ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе».

Рассмотрение дела №Р01-11/15 назначено на 25.02.2015 в 15.00.

На заседание Комиссии от 25.02.2015 явился представитель ООО «Экспоторг»        <…> (по доверенности  б/нот  12.01.2015).

В связи с необходимостью получения дополнительных документов, рассмотрение дела №Р01-11/15 было отложено на 29.04.2015.

  31.03.2015 ООО «Экспоторг» представило документы, запрошенные Санкт-Петербургским УФАС России.

 29.04.2015  на заседание Комиссии представители ООО «Экспоторг» <…>   по доверенности  б/н  от 12   января  2015 года и <…>  по доверенности  б/н  от 12   января  2015 года, дали дополнительные пояснения по факту размещения  ООО «Экспоторг» в сети Интернет по  адресам: http://vk.com/alcomarket.gradusi и http://vk.com/gradusinet  рекламы алкогольной продукции, а именно: водки "Белочка Morfeus" и ликера «Jagermeister Spice», заявили ходатайство об опросе собственников товарных знаков, «…поскольку товарный знак является средством индивидуализации предприятия, а также производимых им товаров и призван ассоциироваться у потребителя с конкретной фирмой, качеством предлагаемых ею товаров…».  

  На основании документов, имеющихся в материалах дела №Р01-11/15,   Комиссией   Санкт-Петербургского УФАС России заявленное ООО «Экспоторг» ходатайство не удовлетворено.

Изучив материалы дела и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия установила, что ООО «Экспоторг» до момента блокировки страниц в социально сети «ВКонтакте» http://vk.com/alcomarket.gradusi и http://vk.com/gradusinet имело возможность самостоятельно,   с использованием предоставленного обществу оборудования  изменять, удалять, добавлять и определять содержание информации, размещенной на указанных страницах в социально сети «ВКонтакте».

На основании изложенного Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу рекламы алкогольной продукции, а именно: водки «Белочка Morfeus» и ликера «Jagermeister Spice» размещенную  ООО «Экспоторг» в сети Интернет по следующим адресам: http://vk.com/alcomarket.gradusi и http://vk.com/gradusinet, ненадлежащей.

 2. Признать в действиях   ООО «Экспоторг»,  выразившихся в размещении рекламы   алкогольной продукции, а именно: водки "Белочка Morfeus" и ликера «Jagermeister Spice» в сети Интернет по следующим адресам: http://vk.com/alcomarket.gradusi и http://vk.com/gradusinet, нарушение  пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 8 части 2  статьи 21 и части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

 3.Выдать  ООО «Экспоторг»  предписание о прекращении нарушений, указанного в пункте 2 настоящего решения.

 4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушениии, предусмотренном частью 1статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Экспоторг».  

Решение изготовлено в полном объёме 09  апреля  2015 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе» и статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

 01 апреля  2015 год                                                                                                   Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе,

 на основании своего решения от 01  апреля 2015 по делу №Р01-11/15 о признании    в действиях   ООО «Экспоторг»,  выразившихся в размещении  ненадлежащей рекламы   алкогольной продукции, а именно: водки "Белочка Morfeus" и ликера «Jagermeister Spice» в сети Интернет по следующим адресам: http://vk.com/alcomarket.gradusi и  http://vk.com/gradusinet, содержащей  нарушение  п. 6 ч. 1 ст. 21, п. 8 ч. 2  ст. 21 и ч. 3 ст. 21     Федерального закона от 13 марта 2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),   и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Рекламодателю и рекламораспространителю  – ООО «Экспоторг» (ИНН 7805546740, КПП 780501001, ОГРН 1117847078788)  прекратить  в срок до 24 апреля 2015 года нарушение п. 6 ч. 1 ст. 21, п. 8 ч. 2  ст. 21 и ч. 3 ст. 21     ФЗ «О рекламе» в рекламе, размещаемой в сети Интернет, а  именно: снять с распространения рекламу алкогольной продукции которая нарушает требования п. 6 ч. 1 ст. 21, п. 8 ч. 2  ст. 21 и ч. 3 ст. 21   ФЗ «О рекламе».
  2. ООО «Экспоторг»  представить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 01  мая  2015 года надлежащие доказательства исполнения требований п.1 настоящего предписания.

Неисполнение в установленный срок решения и предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, влечет за собой административную ответственность в соответствии со ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе» и статьей. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны