Решение №01/9205 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 12 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №К01-156/14

о нарушении антимонопольного законодательства

Дата оглашения резолютивной части – 06 апреля 2015 года.

Дата изготовления решения в полном объеме – 20 апреля 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы
по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия),

рассмотрев дело №К01-156/14, возбужденное на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) от 09 сентября 2014 года №555 «О возбуждении дела
и создании Комиссии по рассмотрению дела №К01-156/14 о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения
ООО «Балтийский завод – Судостроение» (В.О., Косая линия, 16, кор.1, лит.Б, Санкт-Петербург, 199106) части 1 статьи 17 Федерального закона
от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

1. В Управление поступили материалы из Прокуратуры Санкт-Петербурга (вх.№20766 от 09.09.2014), указывающие на признаки нарушения ООО «Балтийский завод – Судостроение» (В.О., Косая линия, 16, кор.1, лит.Б, Санкт-Петербург, 199106) (далее – Ответчик) части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном выборе способа осуществления закупки в форме закупки у единственного поставщика,
что может привести к ограничению или устранению конкуренции.

2. Согласно информации, содержащейся в материалах дела №К01-156/14, ООО «Балтийский завод – Судостроение» 30.09.2013 опубликовало на сайте zakupki.gov.ru извещение №313000579913 о проведении открытого запроса предложений в неэлектронной форме на право заключения договора
на поставку оборудования систему АСУ ТП для заказа 05706 УАЛ проекта 22220. В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии №754/7/2 от 06.02.2014 в связи с необходимостью корректировки технической документации комиссией Заказчика принято решение отказаться от проведения открытого запроса предложений в неэлектронной форме (извещение №313000579913).

17.03.2014 ООО «Балтийский завод – Судостроение» разместило извещение о проведении повторной процедуры закупки (извещение №31400980565), от которой, согласно протоколу заседания закупочной комиссии №248/7/1 от 22.04.2014, комиссией Заказчика так же было принято решение отказаться.

29.04.2014 решением закупочной Комиссии (протокол №258/8/1) определен способ осуществления закупки – закупка у единственного поставщика. В обоснование выбранного способа закупки в протоколе №258/8/1 от 29.04.2014 приведена ссылка на пункт 3.5.5 Положения
о закупке. Указанный пункт содержит 19 оснований для закупки
у единственного поставщика, однако обоснование приведенное в протоколе не попадает ни под один из указанных оснований. Также в нарушение пункта 8.6 Порядка проведения процедур закупки ООО «Балтийский завод – Судостроение» не привело экономическое обоснование цены договора.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, по мнению Прокуратуры Санкт-Петербурга
в действиях ООО «Балтийский завод – Судостроение» содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

3. Позиция Ответчика заключается в следующем.

Закупка у единственного поставщика осуществлена в соответствии
с Положением о закупках товаров, работ, услуг, в связи с тем,
что технические условия на закупаемое оборудование является секретом производства (ноу-хау), право на которое принадлежит ОАО «Концерн «НПО «Аврора». Таким образом, у Заказчика отсутствовала возможность закупить необходимое оборудование у иных поставщиков.

При этом, как указал представитель Ответчика, первая закупка (№313000579913) фактически проводилась в целях исследования рынка,
и отказ от нее был обусловлен некорректно составленными исходными техническими требованиями, а при проведении второй закупки (№31400980565) Заказчику стало известно о том, что исключительными правами на технические условия на поставляемое оборудование обладает ОАО «Концерн «НПО «Аврора», в результате чего, комиссией Заказчика было принято решение о закупке у единственного поставщика.

4. Материалами дела №К01-156/14 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

Размещение заказа на поставку оборудования системы АСУ ТП
для заказа 05706 УАЛ проекта 22220 осуществлялось в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Извещение о проведении открытого запроса предложений
в неэлектронной форме на право заключения договора на поставку оборудования системы АСУ ТП для заказа 05706 УАЛ проекта 22220 (Извещение №313000579913) размещено в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 30.09.2013.

Согласно извещению, предметом закупки являлась поставка оборудования системы АСУ ТП для заказа 05706 УАЛ проекта 22220.

По окончании срока подачи предложений поступило 3 предложения (ЗАО «МНС», Санкт-Петербургский филиал ОАО «ВНИИР»
и ОАО «Концерн «НПО «Аврора»). Указанные предложения были запарафированы (согласованы) ОАО «ЦКБ «ОСК-Айсберг»
и соответствовали требованиям закупочной документации и исходным техническим требованиям.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии №754/7/2 от 06.02.2014 Комиссией Заказчика было принято решение отказаться
от проведения открытого запроса предложений в неэлектронной форме №313000579913 на основании пункта 1.4.3. раздела 1.4. Документации
по проведению открытого запроса предложений, в связи с необходимостью корректировки исходных технических требований в части технических требований к системе интеграции и регистрации информации в условиях проектных и запроектных аварий (черный ящик).

Согласно указанному пункту закупочной документации Заказчик, разместивший на Официальном сайте извещение о проведении запроса предложений, вправе отказаться от его проведения на любом из этапов,
не неся при этом ответственности перед претендентами на участие в запросе предложений, участниками или третьими лицами за убытки, которые могут возникнуть в результате отказа от проведения запроса предложений.

17.03.2014 в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) размещено Извещение о проведении открытого запроса предложений
в неэлектронной форме на право заключения договора на поставку оборудования системы АСУ ТП для заказа 05706 УАЛ проекта 22220 (Извещение №31400980565).

Согласно извещению, предметом закупки являлась поставка оборудования системы АСУ ТП для заказа 05706 УАЛ проекта 22220,
а именно, в Закупке указано 5 лотов:

1. Система управления электроэнергетической системой ЭЭС (СУ ЭЭС);

2. Система управления общесудовыми системами;

3. Информационно-вычислительная система;

4. Система регистрации информации в условиях проектных
и запроектных аварий («регистратор аварийных параметров»);

5. Система обеспечения эксплуатации ледокола.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии №248/7/1 от 22.04.2014 Комиссией Заказчика было принято решение отказаться
от проведения открытого запроса предложений в неэлектронной форме №31400980565 на основании пункта 26 Приложения 1 «Информационная карта» закупочной документации.

Согласно указанному пункту закупочной документации организатор размещения заказа вправе отказаться от проведения процедуры закупки
на любом этапе, не неся никакой ответственности перед Участниками процедуры закупки или третьими лицами, которым такое действие может принести убытки.

В соответствии с протоколом закупочной комиссии №248/8/1
от 29.04.2014 единственным поставщиком выбрано ОАО «Концерн «НПО «Аврора» на основании подпункта 3а пункта 3.5.5. Положения о закупках товаров, работ, услуг ООО «Балтийский завод – Судостроение», согласно которому закупка у единственного поставщика может осуществляться, в том числе в случае утвержденной адресной закупки товаров, работ, услуг, если поставщик указан в ведомостях проектанта, либо в мейкерс-листе заказчика судна/корабля и является единственно возможным, либо контрактными документами предусмотрен запрет на его (поставщика) замену.

Ответчик является исполнителем (подрядчиком) по государственному контракту №65-БЗС от 23.08.2012, согласно которому осуществляется строительство головного универсального атомного ледокола мощностью 60 МВт.

Согласно пункту 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы
в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и смете. Аналогичные требования установлены в договоре №65-БЗС от 23.08.2012.

В соответствии с утвержденными материалами технического проекта универсального атомного ледокола проекта 22220, в том числе спецификацией УАЛ, поставке подлежала единая интегрированная система АСУ ТП «Торос» по техническим условиям АМИЕ.421457.044 ТУ. Разработка технического проекта АСУ ТП «Торос» и систем, в нее входящих, проводилась ОАО «Концерн «НПО «Аврора» по договорам №12001/2763-2008/2281 от 25.07.2008 и №12001/2464-2008/2282 от 25.07.2008 с ОАО «ЦКБ «Айсберг» в рамках работ по Государственному контракту №209-УАЛ
от 16.04.2008, заключенному между ФГУ «Дирекция госзаказчика»
и ОАО «ЦКБ «Айсберг». В соответствии с условиями указанных договоров, использование разработанной научно-технической документации, осуществляется для государственных нужд, необходимых для осуществления функций Российской Федерации в части реализации программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»
на последующих стадиях создания универсального атомного ледокола.
При этом, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе, произведения, программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау), созданные в процессе выполнения работ по указанным договорам, принадлежат Исполнителю – ОАО «Концерн «НПО «Аврора».

В ходе проведения закупочных процедур ряд систем АСУ ТП «Торос» вошли в состав комплексной системы управления техническими средствами (КСУ ТС) «Котлин-220» АМИЕ.421457.057 ТУ, поставляемой в составе комплексной автоматизированной ЯЭУ с РУ Ритм-200 ЦПКУ.501114.0001 ТУ. Поставщиком КСУ ТС «Котлин-220» является ОАО «Концерн «НПО «Аврора».

Согласно части 1 статьи 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности
в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании
и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения
их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

В соответствии с частью 1 статьи 1466 Гражданского кодекса Российской Федерации обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использования его в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на секрет производства), в том числе
при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений. Обладатель секрета производства может распоряжаться указанным исключительным правом.

В Управлении отсутствует информация о том, что правообладатель секрета производства (ОАО «НПО «Аврора») заключал с какими-либо хозяйствующими субъектами лицензионные договоры на его использование, а также информация, что кто-либо из участников закупок обращался
за заключением лицензионных или иных соглашений в случае победы
в указанных закупках. Отсутствие указанных документов исключает возможность исполнения государственного контракта, заключаемого
по результатам закупки.

Согласно письму ЗАО «ЦБК «ОСК-Айсберг» при осуществлении проверки спецификаций, представленных компаниями ЗАО «МНС»,
ОАО «ВНИИР», ОАО «Концерн «НПО «Аврора» на соответствие исходным техническим требованиям Обществом не проводился правовой анализ представляемых документов, в том числе по факту наличия/отсутствия
в заявках лицензионных соглашений на использование ТУ и не принимало
во внимание наличие или отсутствие у вышеуказанных компаний каких-либо исключительных прав на подлежащую поставке продукцию.

Таким образом, у Заказчика отсутствовала информация
о невозможности закупки необходимого оборудования у иных поставщиков.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона
от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства
в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Принимая во внимание указанные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 2 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела №К01-156/14 в связи с отсутствием нарушения в действиях ООО «Балтийский завод – Судостроение»
при осуществлении закупки на поставку оборудования системы АСУ ТП
для заказа 05706 УАЛ проекта 22220.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны