Решение б/н Решение по делу № 078/01/17-311/2022 от 24 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОМУ ДЕЛУ № 078/01/17-311/2022

Резолютивная часть решения оглашена 15 июня 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 24 июня 2022 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Тукаев В.А. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, Председатель Комиссии;

Троянов Я.О. – начальник отдела по борьбе с картелями Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, член Комиссии;

Реуцкая Н.А. – ведущий специалист-эксперт отдела по борьбе с картелями Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, член Комиссии;

рассмотрев дело № 078/01/17-311/2022, возбужденное по признакам нарушения в действиях СПб ГБПОУ «УОР № 1» (ИНН 7804029740) и ООО «Фарм Ганнерс» (ИНН 7820073136) пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении закупочных процедур №№ 0372200275621000126, 0372200275621000110,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт -Петербургу (далее — Управление) поступило заявление >…<. (вх. № 40485-ИП/21 от 23.12.2021) относительно возможного наличия антиконкурентного соглашения между СПб ГБПОУ «УОР № 1» (ИНН 7804029740, далее – Учреждение) и ООО «Фарм Ганнерс» (ИНН 7820073136, далее – Общество) при проведении закупочной процедуры №0372200275621000126.

Собранная в рамках рассмотрения заявления информация свидетельствует о том, что в действиях СПб ГБПОУ «УОР № 1» и ООО «Фарм Ганнерс» имеются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а именно: Учреждение заранее (до момента определения поставщика и заключения контракта) представило Обществу персональные данные спортсменов и тренера для покупки билетов (проездных документов) на железнодорожный транспорт, что свидетельствует о наличии соглашения и создании преимущественных условий при участии в рассматриваемой закупочной процедуре.

На основании изложенного был издан Приказ № 36/22 от 23.03.2022 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 078/01/17-311/2022 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях СПб ГБПОУ «УОР № 1» (ИНН 7804029740) и ООО «Фарм Ганнерс» (ИНН 7820073136).

Определением от 04.04.2022 № 78/7821/22 Комиссия назначила дело № 078/01/17-311/2022 к рассмотрению на 20 апреля 2022 года.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции Санкт-Петербургским УФАС России составлен аналитический отчёт. В данном отчёте отражены все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

СПб ГБПОУ «УОР № 1» на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) было размещено извещение № 0372200275621000126 от 14.12.2021 (способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – запрос котировок в электронной форме) на оказание услуг по обеспечению участия занимающихся государственных бюджетных учреждений в спортивных мероприятиях за пределами Санкт-Петербурга и Ленинградской области с учетом затрат на организацию проезда, питания, проживания и для отделения «Фехтование» для нужд СПБ ГБПОУ «УОР №1» в 2021 г. (Смоленск) с начальной (максимальной) ценой контракта – 290 148,30 рублей.

Согласно сведениям из ЕИС, протокол подведения итогов определения поставщика размещен 21.12.2021, контракт заключен 24.12.2021 с ООО «Фарм Ганнерс» (ИНН 7820073136), цена контракта - 280 570,00 рублей.

В соответствии с приложением № 1 (техническое задание) к Контракту № 261/21 от 24.12.2021 сроки предоставления услуг:

- с 22 по 25 декабря 2021 года - 7 спортсменов (7 муж. – проезд, ПЦР-тест на covid 19, питание и проживание, не более 2 человек в номере) - 3 дня / 2 суток;

- с 27 по 29 декабря 2021 года - (3 спортсмена - 1 муж. одноместный номер, 2 жен. двухместный номер - ПЦР-тест на covid 19, проживание, питание и проезд) - 3 дня / 2 суток + 1 тренер (одноместный номер - проживание и проезд) - 3 дня / 2 суток.

В соответствии с информацией, указанной в заявлении, паспортные данные лиц, на которых планировалось приобрести билеты (проездные документы), были предоставлены Учреждением Обществу заранее, то есть до момента определения поставщика и заключения контракта.

Данная информация подтверждается ответами СПб ГБПОУ «УОР № 1» (вх. № 1742/22 от 24.01.2022, том №2) и ООО «Фарм Ганнерс» (вх. № 1636-ЭП/22 от 21.01.2022, том №1), в приложениях которых представлены копии электронных билетов (контрольных купонов) на железнодорожный транспорт по маршруту Санкт-Петербург – Смоленск – Санкт-Петербург в период с 22 по 25 декабря 2021 года и в период с 27 по 29 декабря 2021 года.

Однако, согласно ответу ООО «Фарм Ганнерс» (вх. № 1636-ЭП/22 от 21.01.2022, том №1): «В проведенном конкурсе на выбор поставщика услуг 21.12.21 победила организация, предложившая меньшую цену, а не купившая билеты…».

При этом, электронные билеты (контрольные купоны) на железнодорожный транспорт в период с 22 по 25 декабря 2021 на 7 конкретных спортсменов (с указанием персональных данных) приобретались 19.12.2021 и 20.12.2021 (то есть до подведения итогов определения поставщика и заключения контракта).

Электронные билеты (контрольные купоны) на железнодорожный транспорт в период с 27 по 29 декабря 2021 на 3 конкретных спортсменов и 1 конкретного тренера (с указанием персональных данных) были приобретены 20.12.2021 (то есть до подведения итогов определения поставщика и заключения контракта).

Согласно ответам Учреждения (вх. № 5472-ЭП/22 от 28.02.2022, том №1) и Общества (вх. №№ 4531-ЭП/22 от 17.02.2022, 6346-ЭП/22 от 10.03.2022, том №2), часть персональных данных имелась у Общества (во исполнение ранее заключенных контрактов по аналогичному предмету закупки) и частично были получены в результате телефонного разговора между >…< (администратор Общества) и >…< (инструктор-методист спортивного одела Учреждения) 21.12.2021 (при этом, ООО «Фарм Ганнерс» не уточняет дату передачи персональных данных).

Также в ответе СПб ГБПОУ «УОР №1» (вх. № 5472-ЭП/22 от 28.02.2022, том №1) представлено письмо ООО «Фарм Ганнерс», в котором Общество сообщает, что предположительно определило состав команды, едущей на Кубок России изучив регламенты соревнований и рейтингов и после заключения Контракта 261/21 стало известно, что состав команды, предположительно определенный Обществом, иной, в результате чего, часть билетов подлежали возврату.

В ходе рассмотрения дела № 078/01/17-311/2022, согласно ответу СПб ГБПОУ «УОР №1» (вх. № 12627/22 от 12.05.2022, том №2), установлено, что персональный состав обучающихся и спортсменов, выезжающих на Кубок России по фехтованию, мог быть определен после официального утверждения списка участников в составе спортивной сборной команды Санкт-Петербурга по фехтованию (выезжающих не за счет средств Учреждения). Указанный протокол был опубликован 6 декабря 2021 года на официальном сайте региональной спортивной общественной организации «Федерация фехтования Санкт-Петербурга» (https://spb-fencing.org/2021-12-06-spb-team-news/), в котором нет ни одного обучающегося, спортсмена и тренера, которые зачислены и работают в СПб ГБПОУ «УОР №1».

Согласно приказу СПб ГБПОУ «УОР №1» от 21.12.2021 № 723-ос об участии в Кубке России по фехтованию в г. Смоленск, который издан в том числе на основании служебной записки № 836 от 20.12.2021, ФИО обучающихся и спортсменов (без паспортных данных), которые принимали участие в Кубке России по фехтованию в г. Смоленск стали известны 21.12.2021.

Согласно служебной записке инструктора-методиста спортивного отдела >…<., об ухудшении состояния здоровья >…< ему стало известно 17.12.2021, справка о болезни была выдана на приеме врача 21.12.2021 на период с 18.12.2021 по 24.12.2021.

В соответствии с ответом ООО «Фарм Ганнерс» (4531-ЭП/22 от 17.03.2022, том №2): «После заключения контракта и однозначного понимания выезжающего состава спортсменов Обществу пришлось произвести возврат трех билетов». В приложении к вышеуказанному ответу представлены возвраты трех электронных билетов (контрольных купонов) на одного спортсмена (>…<).

ООО «Фарм Ганнерс» по запросу Комиссии не представило информацию относительно даты возврата трех билетов (проездных документов) на >…< Таким образом, Комиссия не смогла удостоверится в том, что Общество произвело возврат билет после заключения контракта.

Следовательно, можно сделать вывод, что ООО «Фарм Ганнерс» безошибочно определило состав команды обучающихся и спортсменов, выезжающих на Кубок России по фехтованию и приобрело электронные билеты (контрольные купоны) на конкретных людей, учитывая тот факт, что в отделение фехтования на спортивную подготовку в СПб ГБПОУ «УОР № 1» за 2021 год зачислено 29 спортсменов, согласно выписке из приказа Учреждения (вх. № 10563/22 от 18.04.2020, том №3).

В ходе рассмотрения дела № 078/01/17-311/2022, согласно ответу СПб ГБПОУ «УОР №1» (вх. № 12627/22 от 12.05.2022, том №2), также установлено, что 16.12.2021 тренеру спортивного отдела >…< поступил звонок от ООО «Фарм Ганнерс», в ходе которого >…< передал данные обучающихся.

Из вышеизложенного следует, что СПб ГБПОУ «УОР № 1» заранее представило ООО «Фарм Ганнерс» персональные данные спортсменов и тренера, что свидетельствует о наличии соглашения и создании преимущественных условий при участии в рассматриваемой закупочной процедуре.

В соответствии с информацией Учреждения (вх. № 13686-ЭП/22 от 24.05.2022, том №1): «По результатам проверки факта получения ООО «Фарм Ганнерс» персональных данных до определения победителя закупочной процедуры проведен анализ рисков и издан приказ от 16.05.2022 № 183 о мерах по предотвращению нарушения антимонопольного законодательства работниками спортивного отдела». Вышеуказанный приказ представлен в виде «приложения2» к письму вх. № 13686-ЭП/22 от 24.05.2022, в котором присутствует пункт 2: «до заключения контракта не допускать передачу участникам закупки и иным лицам персональных данных, а также иных сведений, которые могут стать известны только после заключенного контракта».

Комиссия проанализировала представленные контракты, заключенные между СПб ГБПОУ «УОР № 1» и ООО «Фарм Ганнерс» и выявила следующее.

1) Закупка № 2021003388784 (оказание услуг по обеспечению участия занимающихся государственных бюджетных учреждений в спортивных мероприятиях (Всероссийские соревнования по фехтованию) за пределами Санкт-Петербурга и Ленинградской области с учетом затрат на организацию питания и проживания для отделения «Фехтование» для нужд СПБ ГБПОУ «УОР №1» в 2021 г. (Арзамас)), размещенная в подсистеме «Электронный магазин» АИС ГЗ, со способом определения поставщика – закупка у единственного поставщика была размещена 09.09.2021, срок завершения подачи оферт – 10.09.2021, контракт заключен 13.09.2021 (Контракт № 167/21 от 13.09.2021).

В соответствии с приложением № 1 (техническое задание) к Контракту № 167/21 от 13.09.2021 сроки предоставления услуг с 23.09.2021 по 25.09.2021 года (3 спортсмена (1 муж. одноместный номер, 2 жен. двухместный номер)- проживание и питание) - 3 дня/ 2 суток + 1 тренер (проживание, одноместный номер) - 3 дня/ 2 суток - г. Арзамас (Нижегородская область).

Однако, электронные билеты (контрольные купоны) на железнодорожный транспорт по маршруту Санкт-Петербург – Арзамас – Санкт-Петербург на спортсменов и тренера приобретены 07.09.2021 (ответ ООО «Фарм Ганнерс» вх. № 12769-ЭП/22 от 12.05.2022, том №2), то есть до размещения закупки и заключения контракта.

2) Закупка № 0372200275621000110 (оказание услуг по обеспечению участия занимающихся государственных бюджетных учреждений в спортивных мероприятиях за пределами Санкт-Петербурга и Ленинградской области с учетом затрат на организацию питания и проезда для отделения «Фехтование» для нужд СПБ ГБПОУ «УОР №1» (Тула)), размещенная в ЕИС со способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме была размещена 01.12.2021, протокол подведения итогов размещен 08.12.2021, контракт заключен 13.12.2021 (Контракт № 249/21 от 13.12.2021).

В соответствии с приложением № 1 (техническое задание) к Контракту № 249/21 от 13.12.2021 сроки предоставления услуг с 11 по 13 декабря 2021 года - 4 спортсмена (4 жен. – ПЦР-тест на covid 19, питание, проезд) 1 день + 1 тренер (проезд) 1 день.

Однако, электронные билеты (контрольные купоны) на железнодорожный транспорт по маршруту Санкт-Петербург – Тула – Санкт-Петербург на спортсменов и тренера приобретены 09.09.2021 (ответы ООО «Фарм Ганнерс» вх. № 12769-ЭП/22 от 12.05.2022, СПб ГБПОУ «УОР № 1» вх. № 12784-ЭП/22 от 13.05.2022, том №2), то есть до заключения контракта.

3) Закупка № 2021003564282 (оказание услуг по обеспечению участия занимающихся государственных бюджетных учреждений в спортивных мероприятиях (Всероссийские соревнования по фехтованию) за пределами Санкт-Петербурга и Ленинградской области с учетом затрат на организацию проезда, проживания и питания для отделения «Фехтование» для нужд СПБ ГБПОУ «УОР №1» в 2021г. (Новосибирск)), размещенная в подсистеме «Электронный магазин» АИС ГЗ, со способом определения поставщика – закупка у единственного поставщика была размещена 13.12.2021, срок завершения подачи оферт – 14.12.2021, контракт заключен 15.12.2021 (Контракт № 254/21 от 15.12.2021), расторгнут по соглашению сторон 27.12.2021.

В соответствии с приложением № 1 (техническое задание) к Контракту № 254/21 от 15.12.2021 сроки предоставления услуг с 16.12.2021 по 20.12.2021 года (3 спортсмена - 1 муж. одноместный номер, 2 жен. двухместный номер - ПЦР-тест на covid 19, проживание, питание и проезд) - 4 дня/ 3 суток + 1 тренер (одноместный номер - проживание и проезд) - 4 дня/ 3 суток.

Однако, согласно письму ООО «Фарм Ганнерс» (вх. № 6346-ЭП/22 от 10.03.2022, том №2), 08.12.2021 >…< (инструктор-методист спортивного отдела Учреждения) передал Обществу по электронной почте заявку на покупку билетов в г. Новосибирск, согласно письму СПб ГБПОУ «УОР № 1» (вх. № 12627/22 от 12.05.2022, том №2), маршрутные квитанции электронных билетов на воздушный транспорт по маршруту Санкт-Петербург-Новосибирск-Санкт-Петербург от 10.12.2021, то есть все действия совершены до размещения закупки и заключения контракта.

Вышеуказанные данные сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Реестровый номер закупки

Дата размещения

Дата завершения подачи оферт/подведения итогов

Дата заключения контракта

Сроки оказания услуг

Дата покупки билетов

2021003388784

09.09.2021

10.09.2021

13.09.2021

23.09.2021-25.09.2021

07.09.2021

0372200275621000110

01.12.2021

08.12.2021

13.12.2021

11.12.2021-13.12.2021

09.09.2021

2021003564282

13.12.2021

14.12.2021

15.12.2021

16.12.2021-20.12.2021

10.12.2021

0372200275621000126

14.12.2021

21.12.2021

24.12.2021

22.12.2021-25.12.2021, 27.12.2021-29.12.2021

19.12.2021, 20.12.2021

При этом, ООО «Фарм Ганнерс» в ответ на пункт 4.3 (о представлении информации обо всех иных аналогичных закупках, в которых Общество заранее приобретало билеты (проездные документы)) определения от 20.04.2022 (исх. № 78/9480/22 от 21.04.2022, том №1) сообщило, что иные закупки у Общества отсутствуют (ответ ООО «Фарм Ганнерс» вх. № 12769-ЭП/22 от 12.05.2022, том №2).

Также на заседании комиссии 20 апреля 2022 года на вопрос Комиссии, приобретало ли Общество заранее билеты (проездные документы) в других закупках, представитель ООО «Фарм Ганнерс» ответил, что билеты (проездные документы) покупались заранее только в рассматриваемой в деле закупочной процедуре № 0372200275621000126.

Поскольку при проведении закупочной процедуры № 0372200275621000110 выявлены аналогичные признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила расширить перечень рассматриваемых закупочных процедур и включить закупку № 0372200275621000110 в рассматриваемое дело № 078/01/17-311/2022.

Закупки, совершенные в подсистеме «Электронный магазин» АИС ГЗ, не могут быть рассмотрены Комиссией на предмет нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, так как действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), не могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На заседаниях комиссии 17.05.2022 и 24.05.2022 на вопрос Комиссии, проводилась ли внутренняя проверка относительно нарушения порядка проведения закупочных процедур №№ 0372200275621000126, 0372200275621000110, а также почему выполнение работ было осуществлено до заключения контрактов, в том числе, почему поездки проводились до заключения контракта, представитель СПБ ГБПОУ «УОР №1» пояснить не смог, так как сотрудники, отвечающие за закупочную деятельность уже не работают в Учреждении (отдел поменялся полным составом, в том числе контрактный управляющий и начальник отдела планирования и закупок – ответ СПБ ГБПОУ «УОР №1» вх. № 13686-ЭП/22 от 24.05.2022, том № 1), потому не предоставляется произвести проверку в отношении данных лиц.

В соответствии со статьей 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Действующим законодательством не ограничен круг действий, которые могут повлечь за собой недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Так, например, под такими действиями можно понимать создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Пунктом 1 частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При этом сами ответчики не отрицают взаимодействие их должностных лиц при проведении закупочных процедур №№ 0372200275621000126, 0372200275621000110 в части передачи персональных данных.

Данный запрет является безусловным, что проявляется в формальном характере правонарушения, выразившегося в его нарушении данного запрета, следовательно, не требует оценки последствий для конкуренции в связи с таким нарушением, доказывания наступления фактических или возможных негативных последствий от совершения таких действий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 по делу №А74-10718/2019).

Установление данного запрета корреспондирует часть 1 статьи 46 Закона о контрактной системе, устанавливающей запрет на проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом данное положение распространяется и на этапы планирования закупочной деятельности и размещения закупок (Определение Верховного Суда РФ от 23.03.2020 №304-ЭС20-3131 по делу №А45-17238/2018).

Согласно статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Действия СПБ ГБПОУ «УОР №1» привели к тому, что потенциальный поставщик получил информацию, недоступную иным потенциальным участникам торгов, что свидетельствует о наличии соглашения и создании такому потенциальному поставщику преимущественных условий при участии в рассматриваемых закупочных процедурах, что прямо запрещено пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Данный подход к квалификации действий заказчика является устоявшимся, что подтверждается судебной практикой, а именно Определение Верховного Суда РФ от 19.02.2021 №307-ЭС21-342 по делу №А13-5470/2019, Определение Верховного Суда РФ от 23.03.2020 №304-ЭС20-3131 по делу №А45-17238/2018, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.11.2020 №Ф07-12658/2020 по делу №А13-5470/2019, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.01.2020 №Ф04-6736/2019 по делу №А45-17238/2018, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2019 №07АП-8612/2019(1,2) по делу №А45-17238/2018, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.11.2019 №Ф07-14058/2019 по делу №А44-2148/2019.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции.

Определяя пределы, в которых несет административную ответственность юридическое лицо, законодатель хотя и не считает вину юридического лица тождественной вине лица физического или совокупной виновности нескольких физических лиц, тем не менее признает наличие связи между привлечением к административной ответственности юридического лица и виновными действиями (бездействием) физического лица, тем более что конечной целью наказания юридического лица со всей очевидностью является воздействие на волю и сознание связанных с ним физических лиц, с тем чтобы добиться частной превенции административных правонарушений.

При этом, поскольку совершение административного правонарушения юридическим лицом - это всегда действие (бездействие) действующих от его имени физических лиц. Действия юридического лица всегда производны от действий лиц физических, не будучи, однако, в своем юридическом измерении тождественны им (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2020 №17-П).

Согласно информации СПб ГБПОУ «УОР №1» (вх. № 13686-ЭП/22 от 24.05.2022, том №1): «В апреле 2022 года проведено обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации: «Управление государственными и муниципальными закупками» руководства Учреждения и всех руководителей структурных подразделений Учреждения, в количестве 24 человек».

Также Учреждение издало приказ от 16.05.2022 № 183 о мерах по предотвращению нарушения антимонопольного законодательства работниками спортивного отдела.

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается заключением контракта.

В случае если в соответствии с Законом о контрактной системе не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе).

Таким образом, применение положений пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации не представляется возможным к отношениям, регулируемым Законом о контрактной системе, в связи с тем, что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) начинаются исключительно с момента заключения контракта.

Реализация заказчиком возможности заключения таких договоров (со сроком исполнения до даты заключения договора) может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика при осуществлении закупок, что, в свою очередь, может негативно сказаться на эффективности расходования бюджетных средств.

Кроме того, возможность осуществления таких закупок противоречит основным принципам контрактной системы в сфере закупок, установленным в статье 6 Закона о контрактной системе, а именно принципам обеспечения конкуренции, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок.

Учитывая изложенное, заказчик не вправе заключать государственный или муниципальный контракт, который предусматривает поставку товара, выполнение работ, оказание услуг до момента заключения контракта (письмо Минфина России от 17.09.2020 № 24-03-07/81650).

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение определено как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Из вышеизложенного следует, что между Обществом и Учреждением, в рамках контрактов, заключенных по результатам проведенных закупочных процедур №№ 2021003388784, 0372200275621000110, 2021003564282, 0372200275621000126, а также до проведения таких процедур сложились устойчивые взаимоотношения, на основании которых происходило общение между сотрудниками Общества и Учреждения, в том числе с целью передачи персональных данных для заблаговременной покупки электронных билетов (контрольных купонов), что повлекло к созданию преимущественных условий при участии закупочных процедурах №№ 0372200275621000126, 0372200275621000110, что прямо запрещено пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

27.05.2022 (исх.№78/12467/22) Комиссией изготовлено заключение об обстоятельствах дела №078/01/17-311/2022. Возражения от участников дела в адрес Управления не поступили.

15.06.2022 в адрес Санкт-Петербургского УФАС России поступило заявление (вх. № 15795-ДСП/22) в порядке примечания к ст. 14.32 КоАП РФ, в котором представлены сведения о наличии антиконкурентного соглашения при проведении закупочных процедур №№ 0372200275621000126, 0372200275621000110. Лицом указаны сведения о взаимоотношениях между должностными лицами, ранее не известные Управлению.

Проведя анализ информации и сведений, полученных в ходе рассмотрения антимонопольного дела № 078/01/17-311/2022, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях СПб ГБПОУ «УОР № 1» и ООО «Фарм Ганнерс» при проведении закупочных процедур №№ 0372200275621000126, 0372200275621000110.
  2. Предписания о недопущении действий, которые могут привести к нарушению запретов на ограничивающие конкуренцию соглашения при проведении торгов СПб ГБПОУ «УОР № 1» и ООО «Фарм Ганнерс» не выдавать.
  3. Передать материалы дела № 078/01/17-311/2022 уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении СПб ГБПОУ «УОР № 1» и ООО «Фарм Ганнерс» и их должностных лиц производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии В.А. Тукаев

Члены Комиссии Я.О. Троянов

Н.А. Реуцкая

Связанные организации

Связанные организации не указаны