Решение б/н Решение по жалобе ООО «Стройтехнологии» от 8 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF25.02.2014 № 10/2875
РЕШЕНИЕ
по жалобе № Т10-55/14
20 февраля 2014 года г. Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Яковлев П.В. - | заместитель руководителя Управления, Председатель Комиссии; |
Козлова О.А. – | начальник отдела транспорта и связи, член Комиссии; |
Парунов Ю.Л. – ведущий специалист – эксперт отдела транспорта и связи, член Комиссии,
с участием представителей:
от ООО «Стройтехнологии» (далее – Заявитель):
-Овсянников И.С.– представитель по доверенности от 19.02.2014 № 19,
-Чернаков А.Н. – представитель по доверенности от 19.02.2014 № 19,
от ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (далее – Заказчик):
-Клишин Е.А.- представитель по доверенности от 12.02.2014 № 1-1012
-Голяк С.Л. - представитель по доверенности от 11.11.2013 № 1-6781
-Головченко Ю.О. - представитель по доверенности от 19.02.2014 № 1-КТСП-19.02.14;
от ЗАО «Строительное управление № 288» (участник закупки):
-Чернин Д.С. - представитель по доверенности от 19.02.2014 № 361,
в соответствии со статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) рассмотрев жалобу ООО «Стройтехнологии» (далее – Заявитель, Общество) (вх. № 2511 от 11.02.2014) на действия заказчика (организатора торгов) ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта: «Устройство тыловой площадки для хранения груженых контейнеров (площадка 4) со всеми необходимыми для его функционирования сопутствующими сооружениями, строениями, инженерными сетями и коммуникациями и благоустройством»,
установила:
28 декабря 2013 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликовано Извещение о проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта: «Устройство тыловой площадки для хранения груженых контейнеров (площадка 4) со всеми необходимыми для его функционирования сопутствующими сооружениями, строениями, инженерными сетями и коммуникациями и благоустройством», которое содержит информацию о Документации открытого конкурса (далее – Документация).
Положение о закупках товаров, работ, услуг ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», утвержденное решением единственного акционера ЗАО «КТСП» от 29.03.2013 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки было опубликовано на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, в котором Положение опубликовано под регистрационным номером 1120004484.
Заявитель обжалует следующие действия Заказчика (Организатора торгов):
- Нарушение срока размещения протокола № 2 от 04.02.2014 на официальном сайте.
- Неправомерный отказ в допуске к участию в процедуре открытого конкурса по причине не соответствия заявки требованиям, установленным документацией об открытом конкурсе, по мнению Заявителя поданная им заявка соответствует требованиям документации к открытому конкурсу в полном объеме.
Заказчик (Организатор) с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 19.02.2014 №227/05-41.
Заказчик (Организатор) считает, что ООО «Стройтехнологии» обосновано отказано в допуске к участию в закупке в связи с несоответствием заявки требованиям Документации.
Документы и сведения, представленные Заказчиком и Заявителем, указывают на следующие обстоятельства.
В соответствии с ч.1 ст.18.1 Закона №135-ФЗ по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закона №223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона №223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с ч.12 ст.4 Закона №223-ФЗ протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее трех дней со дня подписания таких протоколов.
В соответствии с п.12.6.2 Положения о закупке, протоколы, составляемые в ходе проведения закупки размещаются Заказчиком (Организатором) на официальном сайте не позднее трех рабочих дней с даты его подписания.
Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, подписанный членами комиссии 04.02.2014 (далее – Протокол) был размещен на официальном сайте 07.02.2014, т.е. не позднее трех дней с даты его подписания.
В соответствии с п.10 Протокола Заявителю отказано в допуске к участию в конкурсе по следующим основаниям:
1) в составе заявки отсутствуют копия решения о назначении или протокола об избрании генерального директора (п.10.1 Протокола);
2) в составе заявки представлены копии отзывов, не заверенные печатью организации и подписью руководителя (п.10.2 Протокола);
3) в составе заявки представлена копия информационного письма от поставщика труб в адрес участника закупки о наличии соответствующих материалов и намерениях по их поставке с указанием объема и стоимости поставки, не заверенная подписью руководителя и печатью организации (п.10.3 Протокола);
4) в составе заявки представлены недостоверные сведения, а именно в информационном письме о наличии опыта работ в качестве генподрядчика за последние 3 года, информационном письме о наличии опыта проведения строительно-монтажных работ (не менее 5 лет), информации о наличии положительных отзывов, благодарственных писем рекомендаций, поученных от Заказчиков за последние 3 года (с приложением копий таких писем) (п.10.4 Протокола).
В соответствии с ч.6 ст.3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам требования, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с п.2 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные Положением требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Требование о представлении в составе заявки копии решения о назначении или протокола об избрании генерального директора установлено в абзаце 7 пункта 11 раздела Информационной карты конкурса» Конкурсной документации, однако указанный документ в составе Заявки заявителя отсутствует.
Требования о представлении в составе заявки указанных в п.10.2 и п.10.3 Протокола копий документов, заверенных печатью организации и подписью руководителя, установлено в п.3.3.5 Документации и в абзацах 13, 20 пункта 11 раздела II Информационной карты Документации. Однако представленные в составе Заявки Заявителя документы не оформлены в соответствии с указанными требованиями Документации.
В соответствии с п. 5.2.2. Документации по результатам рассмотрения заявок на участие в Конкурсе, Комиссия вправе отклонить заявку на участие в конкурсе при отсутствии в Заявке документов, определенных Документацией, и/или их несоответствия требованиям, установленным Документацией.
Заявка Заявителя была правомерно отклонена Комиссией Заказчика как не соответствующая требованиям, установленным Документацией к оформлению и составу заявки.
Согласно Протоколу на участие в Конкурсе были поданы заявки от 11 (одиннадцати) организаций.
В результате рассмотрения заявок Комиссия приняла решение о допуске к участию в конкурсе и признанию участником конкурса только ЗАО «Трест №68», остальным десяти подавшим заявки организациям в допуске отказано.
В соответствии с п.12 Протокола на основании п.п.5.2.8 Документации Комиссией принято решение признать Конкурс несостоявшимся и заключить договор с ЗАО «Трест №68» на условиях, указанных в Заявке данного участника.
В соответствии с Извещением и п.8 Информационной карты Конкурса начальная (максимальная) цена договора составляет 251 000 000, 00 рублей (с учетом НДС). В Заявке ЗАО «Трест № 68» предложение по цене договора составило 250 876 763 руб. (с НДС).
Комиссией установлено, что в соответствии с п. 10 ж) Информационной карты Документации к участникам закупки установлено квалификационное требование о наличие действующего Свидетельства СРО у Генподрядчика на определенные виды работ, указанные в техническом задании к Конкурсной документации с наличием сведений о праве заключать договоры, стоимость которых более 500 000, 0 тыс. рублей, в то время как начальная (максимальная) цена начальная (максимальная) цена договора составляет 251 000 000, 00 рублей (с учетом НДС).
В соответствии с п. 9 ч.10 ст.4 Закона №223-ФЗ документация о закупке должна содержать определенные Положением о закупке сведения о требованиях к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с абз. 16 п. 11 Информационной карты Документации все участники закупки для подтверждения их соответствия требованиям, установленным в п. 10 ж) Информационной карты Документации, должны предоставить копию действующего Свидетельства СРО у Генподрядчика на определенные виды работ, указанные в техническом задании к Конкурсной документации с наличием сведений о праве заключать договоры, стоимость которых более 500 000, 0 тыс. рублей.
Указанное требование Заказчик обосновал следующими нормами Градостроительного кодекса РФ от 229.12.2004 №190-ФЗ (далее – ГрК РФ):
В соответствии с ч. 10.1 ст.55.8 ГрК РФ Свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства выдается члену саморегулируемой организации только после внесения им взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в целях увеличения общего размера взноса такого члена в компенсационный фонд саморегулируемой организации до размера взноса, установленного саморегулируемой организацией для членов саморегулируемой организации, получивших свидетельства о допуске к указанным видам работ, но не ниже минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, указанного в частях 6 и 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 7 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, составляет:
1) один миллион рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, триста тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей;
2) один миллион пятьсот тысяч рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей;
3) три миллиона рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, один миллион рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей;
4) шесть миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до трех миллиардов рублей;
5) девять миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, три миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до десяти миллиардов рублей;
6) тридцать миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, десять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более.
Таким образом указанная норма ГрК РФ устанавливает размер компенсационного взноса члена СРО в зависимости от стоимости планируемой деятельности члена СРО по одному договору, связанному с организацией работ по строительству.
Заказчик в представленных Комиссии письменных объяснениях указал, что устанавливая в Конкурсной документации требование о предоставлении Свидетельства СРО, предоставляющего право выполнения работ по одному договору более 500 000, 0 тыс. рублей, Заказчик устанавливал ограничение, позволяющее строительным организациям с допусками к работам в соответствии с п.п. 3) - 6) ч. 7 ст. 55.16 Гр РФ также принять участие в закупке.
Однако Комиссия обращает внимание на следующее.
Установенное в Документации Заказчиком ограничение по стоимости договора (более 500 млн.руб.) не позволяет принять участие в конкурсе строительным организациям с допусками к работам в соответствии с п. 3) ч. 7 ст. 55.16 Гр РФ, в котором установленная стоимость по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей.
В соответствии с п.5.2.2. Документации несоответствие участника закупки требованиям, установленным в Конкурсной документации, а также несоответствие документов, определенных Конкурсной документацией, требованиям, установленным Конкурсной документацией, является основанием для отклонения заявки участника и отказа участнику в допуске к участию в конкурсе.
В соответствии с ч. 8 ст. 55.8 ГрК РФ допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Форма такого свидетельства устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Утвержденная приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 форма Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, предусматривает указания в нем предельной стоимости работ по одному договору, которые вправе заключать организация при осуществлении предусмотренных Свидетельством СРО работ.
Таким образом, предоставление участником закупки Свидетельства СРО со сведениями о праве заключать договоры, стоимость которых не превышает 500 млн. рублей, не будет соответствовать требованиям абз. 16 п. 11 Информационной карты Документации к Свидетельству СРО со сведениями о праве заключать договоры, стоимость которых более 500 000, 0 тыс. рублей, и будет основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
Установление Заказчиком в п. 10 ж) Информационной карты Документации и в абз. 16 п. 11 Информационной карты Документации требования, исключающего принять участие в закупке участникам, имеющих Свидетельство СРО с правом заключать договоры, стоимость которых не превышает 500 млн. рублей, при установленной в Документации начальной (максимальной) ценой договора в 251 000 000, 00 рублей (с учетом НДС), необоснованно ограничивает число участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются определенными принципами, в том числе принципом недопущения необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с ч. 17 ст.18.1 Закона №135-ФЗ, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с п.20 ст.18.1 Закона №135-ФЗ, в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) комиссия принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Таким образом, установление в Документации требования, исключающего принять участие в закупке участникам, имеющих Свидетельство СРО с правом заключать договоры, стоимость которых более 500 млн. рублей, является необоснованным, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия решила
1. Признать жалобу ООО «Стройтехнологии» на действия Заказчика (Организатора) ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта: «Устройство тыловой площадки для хранения груженых контейнеров (площадка 4) со всеми необходимыми для его функционирования сопутствующими сооружениями, строениями, инженерными сетями и коммуникациями и благоустройством» необоснованной.
2. Признать ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при установлении необоснованного требования о предоставлении Свидетельства СРО со сведениями о праве заключать договоры, стоимость которых более 500 000, 0 тыс. рублей.
3. Выдать ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение
Председатель Комиссии П.В. Яковлев
Члены Комиссии О.А. Козлова
Ю.Л. Парунов
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.