Решение №78/6440/23 Т02-139/23 по жалобе ООО «СИЗ» от 23 марта 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-139/23
20 марта 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей СПб ГБУЗ "Городская Мариинская больница" (далее — Заказчик) и ООО «СИЗ» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 09.03.2023 вх. №5554- ЭП/23) ООО «СИЗ» на действия заказчика СПб ГБУЗ "Городская Мариинская больница" при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку самоспасателей фильтрующих (ГДЗК) для СПб ГБУЗ «Городская Мариинская больница» (извещение №32312162414, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
02 марта 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32312162414 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку самоспасателей фильтрующих (ГДЗК) для СПб ГБУЗ «Городская Мариинская больница» (далее – Извещение), включая аукционную документацию (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ГОРОДСКАЯ МАРИИНСКАЯ БОЛЬНИЦА", версия 5 от 13.09.2022 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
370 733,00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
02.03.2023 (МСК) |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
09.03.2023 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и |
09.03.2023 (МСК) 10.03.2023 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
191104, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Литейный пр., дом 56, ОКАТО: 40298563000 |
2. По мнению Заявителя в Приложении № 1 к Техническим требованиям Документации установлены ненадлежащие требования ко времени защитного действия самоспасателей, отсутствующие в в Техническом регламенте ТР ТС 019/2011 и документах по стандартизации самоспасателей, а также не соответствующие ГОСТ Р 53261-2009.
Также по мнению Заявителя Заказчик, разместив на Официальном сайте в разделе действующей редакции документации три файла извещения вводит потенциальных участников Закупки в заблуждение, не позволяя однозначно и объективно оценить требования к объекту Закупки в связи с противоречащими друг другу тремя файлами действующей документации.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/5381/23 от 14 марта 2023 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.
СПб ГБУЗ «Городская Мариинская больница» относится к бюджетным учреждениям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В силу п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Также, согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
На основании п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.
Следуя ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно п. 3 Извещения предметом договора является поставка самоспасателей фильтрующих (ГДЗК) для СПб ГБУЗ «Городская Мариинская больница» в соответствии с требованиями, приведенными в Приложении № 1 «Техническое задание».
В силу п. 6 Технического задания Документации фильтрующие самоспасатели должны соответствовать минимальным требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011, а также требованиям настоящего описания объекта закупки.
Требования к качеству, техническим характеристикам товаров, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, требования к размерам и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемых товаров потребностям Заказчика приведены в Приложении № 1 к Техническому заданию Документации.
При этом, в Приложении № 1 к Техническому заданию «Требования к качеству, техническим характеристикам товаров, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, требования к размерам и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемых товаров потребностям Заказчика» Документации установлено требование:
«Время защитного действия по наиболее распространенным опасным веществам, характерным для опасных производственных объектов:
- хлор при концентрации не менее 3,0 мг/дм3 – не менее 20 мин;
- сероводород (сернистый водород) при концентрации не менее 1,4 мг/дм3 – не менее 40 мин;
- циановодород (цианистый водород) при концентрации не менее 1,1 мг/дм3 – не менее 25 мин;
- диоксид серы при концентрации не менее 2,7 мг/дм3 – не менее 20 мин;
- аммиак при концентрации не менее 0,7 мг/дм3 – не менее 50 мин.»
Представители Заказчика отметили, что Характеристики указанные в Приложении № 1 к Техническому заданию соответствуют характеристикам в пп.14 п.4.4 ТР ТС 019/2011.
Согласно позиции Заказчика универсальный самоспасатель должен обеспечивать защиту соответствующую маркам фильтра А,В,Е,К (пп.14 п.4.4 ТРТС 019/2011). Определение марок А,В,Е,К дано в пп.12 п.п 4.4. ТР ТС 019/2011. Согласно перечня стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 019/2011, соответствие пп.12 п.4.4. ТР ТС 019/2011 (в том числе) подтверждается на основе ГОСТ Р 12.4.235-2019 (в том числе п.5.9.1 ГОСТ Р 12.4.235-2019).
Представленные тест-вещества, их концентрации и ВЗД (время защитного действия) указаны в п. 5.9.1 ГОСТ Р 12.4.235-2019, Таблица 2 - Время защитного действия противогазовых фильтров марок А, В, Е, К
Марка и класс |
Наименование тест-вещества |
Нормативное время |
Содержание тест-вещества в воздухе |
Проскоковая концентрация, |
|
фильтра |
|
защитного действия, мин, не менее |
Объемная доля, % |
Массовая концентрация, мг/дм |
млн (PPM) |
А1 |
Циклогексан |
70 |
0,1 |
3,5 |
10 |
В1 |
Хлор |
20 |
0,1 |
3,0 |
0,5 |
|
Сероводород |
40 |
0,1 |
1,4 |
10 |
|
Циановодород HCN |
25 |
0,1 |
1,1 |
10* |
Е1 |
Диоксид серы |
20 |
0,1 |
2,7 |
5 |
К1 |
Аммиак |
50 |
0,1 |
0,7 |
25 |
А2 |
Циклогексан |
35 |
0,5 |
17,5 |
10 |
В2 |
Хлор |
20 |
0,5 |
15,0 |
0,5 |
|
Сероводород |
40 |
0,5 |
7,1 |
10 |
|
Циановодород HCN |
25 |
0,5 |
5,6 |
10* |
Е2 |
Диоксид серы |
20 |
0,5 |
13,3 |
5 |
К2 |
Аммиак |
40 |
0,5 |
3,5 |
25 |
А3 |
Циклогексан |
65 |
0,8 |
28,0 |
10 |
В3 |
Хлор |
30 |
1,0 |
30,0 |
0,5 |
|
Сероводород |
60 |
1,0 |
14,2 |
10 |
|
Циановодород HCN |
35 |
1,0 |
11,2 |
10 |
Е3 |
Диоксид серы |
60 |
0,5 |
13,3 |
5 |
К3 |
Аммиак |
60 |
1,0 |
7,0 |
25 |
* может присутствовать в выходящем воздухе. Общая концентрация () не должна превышать 10 млн. |
Таким образом, согласно позиции Заказчика Приложение № 1 к Техническому заданию «Требования к качеству, техническим характеристикам товаров, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, требования к размерам и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемых товаров потребностям Заказчика» Документации не содержит необоснованных требований и не приводит к ограничению количества участников Закупки.
Согласно ч. 11 ст. 4 Закона №223-ФЗ изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
В действующей редакции документации, опубликованной 03.03.2023 в 17.04 (МСК) в ЕИС, находятся три файла под названиями:
1) Извещение поставка самоспасателей — изменения.docx
2) Извещение поставка самоспасателей.docx
3) Извещение поставка самоспасателей — изменения 2.docx
Согласно позиции Заказчика в связи с технической ошибкой Заказчик вынужден был дважды вносить изменения в документацию о проведение аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
При этом согласно п. 26 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (ред. от 31.10.2022) "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке", для внесения изменений в закупку, опубликованную на ЕИС, необходимо:
1) при помощи функционала официального сайта аналогично процедуре первоначального размещения информации о закупке (п.21 ПП РФ №908) сформировать извещение о закупке в новой редакции (п.26 ПП РФ №908);
2) прикрепить к новому извещению все необходимые документы в электронной форме: документацию о закупке, проект договора и иные документы, размещение которых предусмотрено положением Заказчика (п.26 ПП РФ №908);
3) разместить электронный вид документа, содержащего перечень внесенных в информацию о закупке изменений (п.5 ч.I ПП РФ №908);
4) подписать всю внесенную на ЕИС информацию электронной подписью (п.4 ПП №908), после чего информация о внесении изменений считается опубликованной надлежащим образом.
Представители Заказчика отметили, что все редакции извещения с изменениями, размещенные Заказчиком, были поименованы и пронумерованы в соответствии с последовательностью внесения изменений.
Представители Заказчика также отметили, что все поступившие заявки на участие в Закупке были поданы участниками в соответствии с действующей версией извещения, т.е. у всех участников Закупки не возникло сложностей в определении актуальности файлов для заполнения заявки на участие в Закупке.
Таким образом доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя, вследствие чего по доводам жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 09.03.2023 вх. №5554- ЭП/23) ООО «СИЗ» на действия заказчика СПб ГБУЗ "Городская Мариинская больница" при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку самоспасателей фильтрующих (ГДЗК) для СПб ГБУЗ «Городская Мариинская больница» (извещение №32312162414), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях заказчика СПб ГБУЗ "Городская Мариинская больница" нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 09.03.2023 вх. №5554- ЭП/23) ООО «СИЗ» на действия заказчика СПб ГБУЗ "Городская Мариинская больница" (ИНН 7808046224, ОГРН 1037843047461) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку самоспасателей фильтрующих (ГДЗК) для СПб ГБУЗ «Городская Мариинская больница» (извещение №32312162414) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.