Решение №03/2767 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 18 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                  по делу № К03-82/14

                           Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2015 года

Полный текст решения изготовлен 11 февраля 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, назначенная приказом от 04.07.2014 № 266 (с изменениями, внесенными приказами от 22.08.2014 № 347, от 07.10.2014 № 425),

рассмотрев дело №К03-82/14, возбужденное по признакам нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) Правительством Санкт-Петербурга, Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, выразившимся в наделении Государственного унитарного предприятия «Ритуальные услуги» (далее – ГУП «Ритуальные услуги») исключительными полномочиями по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя, а также в непроведении торгов на погребение за счет средств бюджета умерших (погибших) по гарантированному перечню, умерших (погибших), не имеющих родственников или законного представителя, что не допускает, ограничивает конкуренцию на рынке ритуальных (похоронных) услуг Санкт-Петербурга,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Санкт-Петербургское УФАС России поступили заявления ООО «Промышленно-строительная компания «Энергия» (вх. № 6555 от 04.04.2014, вх.№ 7487 от 15.04.2014) о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга при организации оказания услуг по погребению умерших (погибших) по гарантированному перечню, умерших (погибших), не имеющих родственников или законного представителя, путем предоставления без проведения конкурса права оказания указанных услуг ГУП «Ритуальные услуги».

В заявлениях указано на судебные акты по арбитражному делу № А56-63226/2011, в котором судами установлено, что наделение исключительными полномочиями хозяйствующих субъектов по выполнению работ и оказанию услуг, рынки которых являются конкурентными, влечет недопущение конкуренции за право выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга вследствие непроведения торгов, что приводит к ограничению конкуренции на товарных рынках, создает необоснованное препятствие осуществлению деятельности другим хозяйствующим субъектам и нарушает положения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012 по делу № А56-63226/2011, оставленном без изменения постановлением ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2013, указано на ошибочное толкование Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле" (далее – Закон о погребении), «поскольку данный Закон устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших на специализированные службы, не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Поскольку погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего), а также умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел, является одной из функций субъекта Российской Федерации и осуществляется за счет средств городского бюджета, а порядок размещения государственного заказа регламентируется Законом № 94-ФЗ, то выбор организации для оказания названных услуг должен осуществляться на торгах».

Таким образом, судом признана несоответствующей Закону о защите конкуренции ст.7-1 Закона Санкт-Петербурга от 11.05.2006 № 223-35 (в ред. от 19.01.2011) «О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга, государственных учреждениях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем (участником, акционером, членом) которых является Санкт-Петербург», в том числе в части исключительных полномочий государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Санкт-Петербурга, подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, по оказанию услуг по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего), а также умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки.

 

Определением от 24.11.2014 № 03/27821 к участию в рассмотрении дела № К03-82/14 в качестве ответчиков по делу привлечены: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела» (далее – ГКУ «Специализированная служба») и ГУП «Ритуальные услуги».

 

По запросу Санкт-Петербургского УФАС России Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (далее –КРППР) письмом от 05.06.2014 вх.№ 12172 сообщил, что в 2014 году КРППР в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 20.11.2013 № 654-102 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" по целевой статье 3510554 "Расходы на погребение умерших (погибших) по гарантированному перечню, умерших (погибших), не имеющих родственников или законного представителя" предусмотрены бюджетные средства в размере 23185,3 тыс.руб. В соответствии с Законом о бюджете данные расходы осуществляются как закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п.28.33, п.28.33.1 Ведомственной структуры расходов бюджета Санкт-Петербурга).

По сообщению КРППР, бюджетные ассигнования по указанной целевой статье распределены между двумя специализированными службами:

- ГКУ «Специализированная служба» в размере 2599,5 тыс.руб. на основании распоряжения КРППР от 18.12.2013 № 3386-р на обеспечение оказания услуг по погребению умерших (погибших) по перечню услуг, установленному ст.9 Закона о погребении (далее - гарантированный перечень).

- ГУП «Ритуальные услуги» в размере 20585,8 тыс.руб. путем заключения государственного контракта № 32-32 от 02.04.2014г. между КРППР и ГУП «Ритуальные услуги» на основании п.6 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), предметом которого является оказание услуг по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего), а также умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки.

 

Рассмотрев материалы дела № К03-82/14, документы представленные лицами, участвующими в деле в обоснование своих доводов, заслушав представленные пояснения и доказательства, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. Оказание услуг по погребению умерших (погибших) по гарантированному перечню.

В соответствии с п.2 ст.9 Закона о погребении, услуги по погребению по гарантированному перечню, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 № 210 «Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге» (далее – постановление № 210) создано Санкт-Петербургское государственное учреждение «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела».

В связи с тем, что ГКУ «Специализированная служба» самостоятельно не осуществляет деятельность по оказанию ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению умерших (погибших) по гарантированному перечню, ГКУ «Специализированная служба» заключены с ГУП «Ритуальные услуги» контракты Санкт-Петербурга № 277 от 03.02.2014 на сумму 2 599 422,56 руб. (на первое полугодие 2014 года) и от 11.11.2014 № 295 на сумму 2 562 165,68 руб. (на второе полугодие 2014), предметом которых является оказание услуг по погребению умерших (погибших) по гарантированному перечню.

Согласно преамбуле, указанные контракты заключены на основании п.6 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ. При этом в отчете-обосновании необходимости размещения заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта Санкт-Петербурга ГКУ «Специализированная служба» и ГУП «Ритуальные услуги» указано, в том числе на норму ст.7-1 Закона Санкт-Петербурга от 11.05.2006 № 223-35, признанную судом в арбитражном деле №А56-63226/2011 несоответствующей требованиями ст.15 Закона о защите конкуренции. Также в отчете-обосновании ГКУ «Специализированная служба» указало, что данный способ заключения государственного контракта с ГУП «Ритуальные услуги» применен в связи с тем, что основным способом погребения (более 80%) умерших по гарантированному перечню является кремация умерших в Крематории ГУП «Ритуальные услуги».

Место оказания услуг по погребению в контрактах не указано.

Пунктом 2.4 контрактов № 277 от 03.02.2014, № 295 от 11.11.2014, заключенных между ГУП «Ритуальные услуги» и ГКУ «Специализированная служба» на оказание услуг по погребению умерших (погибших) по гарантированному перечню, предусмотрено привлечение исполнителем (ГУП «Ритуальные услуги») третьих лиц в рамках исполнения обязательств по контракту.

В этой связи ГУП «Ритуальные услуги» заключены договоры: № 52 от 01.01.2014 с ООО «Ритуал», № 37 от 01.01.2014 с ООО «Энозис», № 63 от 01.01.2014 с ГУП «Реквием», согласно которым ООО «Ритуал» ООО «Энозис» и ГУП «Реквием» обязуются своими силами оказывать услуги по погребению умерших (погибших) в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению, в том числе, умерших (погибших), опекунами или попечителями которых являются воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

В соответствии с условиями указанных договоров, возмещение стоимости услуг, оказанных в соответствии с договором, осуществляется ГУП «Ритуальные услуги» за счет денежных средств, выделенных из городского бюджета в размере текущего финансирования. Стоимость услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению подлежит возмещению в размере, предусмотренным действующим законодательством.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2005 № 1778 (ред. от 26.09.2011) "О тарифах на услуги по погребению" утверждена стоимость услуг по погребению, оказываемых на безвозмездной основе, предоставляемых в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению (приложение 1), которая составляет на захоронение 12353,0 руб., кремацию 9945,0 руб.

По сообщению ГУП «Ритуальные услуги», основанием заключения вышеуказанных договоров явилась необходимость исполнения контрактов № 32-32 от 02.04.2014, № 295 от 11.11.2014 по оказанию услуг по гарантированному перечню, связанных с захоронением, поскольку самостоятельно ГУП «Ритуальные услуги» оказывает услуги, связанные с кремацией. Основанием выбора определенных хозяйствующих субъектов в качестве исполнителей по вышеуказанным договорам явилось наличие у ООО «Энозис», ГУП «Реквием», ООО «Ритуал» договоров с ГКУ «Специализированная служба» на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ.

Таким образом, торги в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на право заключения договоров № 52 от 01.01.2014, № 37 от 01.01.2014, № 63 от 01.01.2014 ГУП «Ритуальные услуги» не проводились.

 

В соответствии с Положением об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утвержденным постановлением № 210, оказание услуг по погребению на безвозмездной основе в соответствии с гарантированным перечнем осуществляют:

- лица, заключившие с ГУ "Специализированная служба" договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища (п.5, п.6.2 Положения), ГУ "Специализированная служба" осуществляет координацию деятельности лиц, заключивших с ГУ "Специализированная служба" договоры на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища, включая оказание гарантированного перечня услуг по погребению (п.5 Положения), т.е. ГУ "Специализированная служба" самостоятельно не осуществляет погребение по гарантированному перечню;

- агентства похоронного обслуживания, осуществляющие предоставление отдельных видов или всего комплекса услуг по ценам, установленным прейскурантом, в том числе на безвозмездной основе в соответствии с гарантированным перечнем и(или) на возмездной основе по единому рекомендуемому Правительством Санкт-Петербурга тарифу (п.7 Положения);

- лица, осуществляющие изготовление, реализацию, поставку и прокат обрядовых принадлежностей, а также оказывающие обрядовые услуги, осуществляют оборудование стендов с необходимым перечнем предоставляемых обрядовых принадлежностей и услуг, в том числе на безвозмездной основе в соответствии с гарантированным перечнем и на возмездной основе по единому регулируемому Правительством Санкт-Петербурга тарифу (п.11 Положения).

Таким образом, постановлением № 210 установлен неопределенный круг лиц, оказывающих гарантированный перечень услуг по погребению, в том числе на безвозмездной основе.

Привлечение указанных лиц к оказанию услуг по погребению в соответствии с гарантированным перечнем должно осуществляться на конкурсной основе, как закупка для государственных нужд субъекта РФ – Санкт-Петербурга

Согласно представленным ГУП «Ритуальные услуги» отчетам о затратах на услуги по погребению, оказываемых на безвозмездной основе, предоставляемых в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению, сумма затрат, связанных с кремацией с 01.01.2014г. по 19.12.2014г. составила 7104099 руб., с захоронением – 2056440 руб.

 

Таким образом, представленное ГКУ «Специализированная служба» обоснование, основанное на нормах ст.9 Закона о погребении, о необходимости заключения контракта без проведения торгов с единственным исполнителем ГУП «Ритуальные услуги» как со специализированной службой, не находит своего подтверждения, так как фактические действия ГКУ «Специализированная служба» и ГУП «Ритуальные услуги» привели к передаче в период с 01.01.2014г. по 19.12.2014 без проведения торгов объёмов услуг по погребению умерших (погибших) в соответствии с гарантированным перечнем, оплачиваемых из бюджета Санкт-Петербурга, общей стоимостью 2056440,00 руб. хозяйствующим субъектам - ООО «Энозис», ГУП «Реквием», ООО «Ритуал», которые не являются специализированными службами, что создало им преимущественные условия деятельности на рынке ритуальных услуг и необоснованно препятствует осуществлению аналогичной деятельности иными хозяйствующими субъектами (ООО "ПСК "Энергия", иным хозяйствующим субъектам, заключившим договоры с ГКУ «Специализированная служба» на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ), способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств при проведении публичных процедур, и в случае признания победителями – оказывать соответствующие услуги на рынке ритуальных (похоронных) услуг Санкт-Петербурга.

 

2. Оказание услуг по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего), а также умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки.

В соответствии со ст.12 Закона о погребении услуги по погребению умерших (погибших), указанных в п.1 и 2 ст.12 Закона о погребении оказываются специализированной службой.

Согласно разделу 5 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением № 210, ГУП "Ритуальные услуги" обеспечивает погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя, подготовку в этих целях необходимой документации для погребения и формирование архива документов данной категории умерших (погибших).

В этой связи КРППР заключил с ГУП «Ритуальные услуги» государственный контракт № 32-32 от 02.04.2014 на сумму 20585,8 тыс.руб., предметом которого является оказание услуг по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего), а также умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки.

Согласно преамбуле, указанный контракт заключен на основании п.6 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ. Кроме того, в обоснование заключения государственного контракта способом у единственного исполнителя, КРППР пояснил, что контракт заключен с ГУП «Ритуальные услуги» на основании ст.12 Закона о погребении, Закона Санкт-Петербурга от 04.10.2006 № 408-64 «О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге» и постановления № 210.

Место оказания услуг по погребению в государственном контракте не указано.

Привлечение исполнителем (ГУП «Ритуальные услуги») третьих лиц в качестве субподрядчиков (соисполнителей) государственным контрактом № 32-32 от 02.04.2014 между КРППР и ГУП «Ритуальные услуги» не предусмотрено. Однако, по мнению КРППР, отсутствие в контракте пункта, предусматривающего привлечение соисполнителей не является препятствием их привлечения, поскольку контракт представляет собой смешанный гражданско-правовой договор, предметом которого являются как непосредственное оказание услуг, так и выполнение работ (подряд). При этом ГУП «Ритуальные услуги» привлекает третьих лиц на выполнение части работ и услуг, указанных в предмете договора, что в силу ст.706 ГК РФ является правом подрядчика.

В целях исполнения государственного контракта ГУП «Ритуальные услуги» заключены договоры: № 52 от 01.01.2014 с ООО «Ритуал», № 37 от 01.01.2014 с ООО «Энозис», № 63 от 01.01.2014 с ГУП «Реквием», № 26 от 01.01.2014 с ОАО «Кронштадтский Некрополь», согласно которым ООО «Ритуал» ООО «Энозис», ГУП «Реквием» и ОАО «Кронштадтский Некрополь», обязуются своими силами оказывать услуги по погребению умерших (погибших), указанных в п.1 и 2 ст.12 Закона о погребении.

В соответствии с условиями указанных договоров, возмещение стоимости услуг, оказанных в соответствии с договором, осуществляется ГУП «Ритуальные услуги» за счет денежных средств, выделенных из городского бюджета в размере текущего финансирования. Стоимость услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению подлежит возмещению в размере, предусмотренном действующим законодательством.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2005 № 1778 (ред. от 26.09.2011) "О тарифах на услуги по погребению" утверждена стоимость услуг по погребению умерших (погибших), указанных в пунктах 1 и 2 статьи 12 Закона о погребении (приложение 2), которая составляет на захоронение 10693,0 руб., кремацию 8064,0 руб.

По сообщению ГУП «Ритуальные услуги», основанием заключения вышеуказанных договоров явилась необходимость исполнения государственного контракта № 32-32 от 02.04.2014 по оказанию услуг по погребению умерших (погибших), указанных в п.1 и 2 ст.12 Закона о погребении, связанных с захоронением, поскольку самостоятельно ГУП «Ритуальные услуги» оказывает услуги, связанные с кремацией. Основанием выбора определенных хозяйствующих субъектов в качестве исполнителей по вышеуказанным договорам явилось наличие у ООО «Энозис», ГУП «Реквием», ООО «Ритуал», ОАО «Кронштадтский Некрополь» договоров с ГКУ «Специализированная служба» на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ.

Таким образом, торги в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на право заключения договоров № 52 от 01.01.2014, № 37 от 01.01.2014, № 63 от 01.01.2014, № 26 от 01.01.2014  ГУП «Ритуальные услуги» не проводились.

Привлечение исполнителей к оказанию услуг по погребению умерших (погибших), указанных в п.1 и 2 ст.12 Закона о погребении, должно осуществляться на конкурсной основе, как закупка для государственных нужд субъекта РФ – Санкт-Петербурга.

Согласно представленной ГУП «Ритуальные услуги» справке «О затратах на услуги по погребению умерших (погибших), указанных в п.1 и п.2 ст.12 Закона о погребении, в 1 полугодии 2014г сумма затрат, связанных с кремацией составила 2 061 731,00 руб., с захоронением - 7 341 572,00 руб.

Таким образом, представленное КПРРП обоснование, основанное на нормах ст.12 Закона о погребении, о необходимости заключения государственного контракта без проведения торгов с единственным исполнителем ГУП «Ритуальные услуги» как со специализированной службой, не находит своего подтверждения, так как фактические действия КПРРП и ГУП «Ритуальные услуги» привели к передаче в 1 первом полугодии 2014 года без проведения торгов оплачиваемых из бюджета Санкт-Петербурга объёмов услуг по погребению умерших (погибших), указанных в п.1 и 2 ст.12 Закона о погребении, общей стоимостью 7 341 572,00 руб. хозяйствующим субъектам - ООО «Энозис», ГУП «Реквием», ООО «Ритуал», ОАО «Кронштадтский Некрополь», которые не являются специализированными службами, что создало им преимущественные условия деятельности на рынке ритуальных услуг и необоснованно препятствует осуществлению аналогичной деятельности иными хозяйствующими субъектами (ООО "ПСК "Энергия", иным хозяйствующим субъектам, заключившим договоры с ГКУ «Специализированная служба» на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ), способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств при проведении публичных процедур, и в случае признания победителями – оказывать соответствующие услуги на рынке ритуальных (похоронных) услуг Санкт-Петербурга.

 

3. Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что в силу п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 № 12027/07 по делу №А33-9227/2006, системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон № 8-ФЗ не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.

В соответствии с постановлением № 210, в Санкт-Петербурге создана специализированная служба - ГКУ «Специализированная служба». Перечень видов деятельности, обеспечение которых осуществляет ГКУ «Специализированная служба, установлен пунктом 5 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением № 210. Этим же пунктом на ГУП «Ритуальные услуги» также возложена обязанность обеспечения погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя. Обязанность ГУП «Ритуальные услуги» по обеспечению или оказанию услуг по погребению умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, указанным пунктом не предусмотрена.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ГКУ «Специализированная служба» услуг по гарантированному перечню (ст.9 Закона о погребении) не оказывает. ГУП «Ритуальные услуги» получая право на погребение (ст.12 Закона о погребении) за счет средств бюджета без проведения торгов также исполнителем всего комплекса услуг не является. Таким образом, по смыслу положений ч.1 ст.29, ст.9, ст.12 Закона о погребении, ГКУ «Специализированная служба» и ГУП «Ритуальные услуги» не являются специализированными службами по вопросу похоронного дела.

В связи с тем, что услуги, предусмотренные ст.9, ст.12 Закона о погребении,  являются  государственными нуждами, то  выбор исполнителя на оказание услуг по погребению для государственных нужд должен осуществляться по результатам конкурсных процедур.

Фактически конкурентные процедуры, предусмотренные Законом № 44-ФЗ не проводятся, что ограничивает конкуренцию на рынке ритуальных (похоронных) услуг  Санкт-Петербурга.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что согласно ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие является коммерческой организацией, в понимании антимонопольного законодательства  - хозяйствующим субъектом, который не должен быть поставлен в более выгодные условия по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на том же товарном рынке. При этом в Санкт-Петербурге развивается рынок ритуальных услуг, участники которого на конкурсной основе могут оказывать услуги в т.ч. по погребению умерших (погибших), не имеющих родственников, а также по гарантированному перечню услуг.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование деятельности (п.2), создание дискриминационных условий (п.8).

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушение ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действии (бездействии) Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, которое привело к предоставлению преимущественных условий деятельности коммерческих организаций (в частности, ГУП «Ритуальные услуги, ООО «Ритуал», ОАО «Кронштадтский Некрополь», ООО «Энозис», СПб ГУП «Реквием») на рынке ритуальных (похоронных) услуг по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего), а также умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и необоснованном препятствовании осуществлению указанной деятельности иными хозяйствующими субъектами путем предоставления права ГУП «Ритуальные услуги» передавать объемы выполнения работ по государственному контракту, заключенному способом у единственного исполнителя, иным хозяйствующим субъектам без проведения торгов, что может ограничить конкуренцию на рынке ритуальных (похоронных) услуг Санкт-Петербурга.

2. Признать нарушение ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действии (бездействии) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела», которое привело к  предоставлению преимущественных условий деятельности коммерческих организаций (в частности, ГУП «Ритуальные услуги, ООО «Ритуал», ООО «Энозис», СПб ГУП «Реквием») на рынке ритуальных (похоронных) услуг по погребению умерших (погибших) по гарантированному перечню за счет средств бюджета и необоснованном препятствовании осуществлению указанной деятельности иными хозяйствующими субъектами путем предоставления права ГУП «Ритуальные услуги» передавать объемы выполнения работ по контрактам, заключенным способом у единственного исполнителя, иным хозяйствующим субъектам без проведения торгов, что может ограничить конкуренцию на рынке ритуальных (похоронных) услуг Санкт-Петербурга.

3. Выдать предписания Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего исполнителей услуг для государственных нужд по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего), а также умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки и по погребению умерших (погибших) по гарантированному перечню за счет средств бюджета Санкт-Петербурга осуществлять на конкурентной основе путем проведения торгов.

4. Прекратить рассмотрение дела № К03-82/14 в отношении Правительства Санкт-Петербурга в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Правительства Санкт-Петербурга.

5. Прекратить рассмотрение дела № К03-82/14 в отношении ГУП «Ритуальные услуги» в связи с отсутствием нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых Комиссией действиях ГУП «Ритуальные услуги».

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №К03-82/14

 

28 января 2015 года                                                               Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела № К03-82/14 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании решения по делу К03-82/14 о нарушении Санкт-Петербургским казенным учреждением «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела» ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в действии (бездействии) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела», которое привело к  предоставлению преимущественных условий деятельности коммерческих организаций (в частности, ГУП «Ритуальные услуги, ООО «Ритуал», ООО «Энозис», СПб ГУП «Реквием») на рынке ритуальных (похоронных) услуг по погребению умерших (погибших) по гарантированному перечню за счет средств бюджета и необоснованном препятствовании осуществлению указанной деятельности иными хозяйствующими субъектами путем предоставления права ГУП «Ритуальные услуги» передавать объемы выполнения работ по контрактам, заключенным способом у единственного исполнителя, иным хозяйствующим субъектам без проведения торгов, что может ограничить конкуренцию на рынке ритуальных (похоронных) услуг Санкт-Петербурга.

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела» прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего исполнителей услуг для государственных нужд по погребению умерших (погибших) по гарантированному перечню за счет средств бюджета Санкт-Петербурга осуществлять на конкурентной основе путем проведения торгов.

 

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 10.04.2015г.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №К03-82/14

 

28 января 2015 года                                                               Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела № К03-82/14 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании решения по делу К03-82/14 о нарушении Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в действии (бездействии) Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, которое привело к  предоставлению преимущественных условий деятельности коммерческих организаций (в частности, ГУП «Ритуальные услуги, ООО «Ритуал», ООО «Энозис», СПб ГУП «Реквием») на рынке ритуальных (похоронных) услуг по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего), а также умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и необоснованном препятствовании осуществлению указанной деятельности иными хозяйствующими субъектами путем предоставления права ГУП «Ритуальные услуги» передавать объемы выполнения работ по государственному контракту, заключенному способом у единственного исполнителя, иным хозяйствующим субъектам без проведения торгов, что может ограничить конкуренцию на рынке ритуальных (похоронных) услуг Санкт-Петербурга,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего исполнителей услуг для государственных нужд по погребению по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего), а также умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга осуществлять на конкурентной основе путем проведения торгов.

 

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 10.04.2015г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны