Решение №03/28243 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 3 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу  № К03-142/15

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 октября 2015

В полном объеме решение изготовлено 02 ноября 2015

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства, назначенная приказом от 25.09.2015 № 489 (с изменениями от 09.10.2015 № 557),

 

рассмотрев дело № К03-142/15 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях (бездействии) Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, Среднеохтинский пр., д.50, 195027), выразившихся в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Муринская дорога, д.78, лит.А (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 28.07.2015), что может иметь своим результатом недопущение конкуренции за право управления указанным многоквартирным домом и ограничение конкуренции на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Санкт-Петербурге,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Санкт-Петербургское УФАС России поступили заявления граждан <…>(вх.№ 18615 от 25.08.2015, вх.№ 18618 от 25.08.2015, вх.№ 20343 от 18.09.2015), <…>(вх. № 18597 от 25.08.2015), <…>(вх.№ 20340 от 18.09.2015), <…>(вх.№ 20339 от 18.09.2015), <…>(вх.№20337 от 18.09.2015), <…>(вх.№ 20278 от 18.09.2015), <…>(вх.№20199 от 17.09.2015), <…>(вх.№ 20198 от 17.09.2015), <…>(вх.№ 20342 от 18.09.2015), <…>(вх.№ 20341 от 18.09.2015), <…>(вх.№ 20195 от 17.09.2015, вх.№ 20580 от 23.09.2015), <…>(вх.№ 20255 от 17.09.2015), <…>(вх.№ 20254 от 17.09.2015, вх.№ 20204 от 17.09.2015), <…>(вх.№ 20203 от 17.09.2015), <…>(вх.№ 20434 от 21.09.2015), <…>(вх.№ 20409 от 21.09.2015), <…>(вх.№ 20423 от 21.09.2015), <…> (вх.№ 20424 от 21.09.2015), на действия Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, выразившиеся в не проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Муринская дорога, д.78, лит.А.

Исходя из данных предоставленных заявителями, разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Муринская дорога, д.78, лит.А выдано Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга 28.07.2015 года.

 

Рассмотрев материалы дела №К03-142/15, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила следующее.

Разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, выдано Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.

Сведения Реестра выданных разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, размещенного на официальном сайте Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга в сети Интернет по адресу: http://www.expertiza.spb.ru/?show=resolutioncommissioning подтверждают следующее (выписка из реестра).

 

№№ п/п

Строительный/милицейский адрес объекта

Номер разрешения

Застройщик

Наименование объекта

1

г. Санкт-Петербург, Красногвардейский район, территория предприятия "Ручьи", участок 11 / милицейский адрес: Санкт-Петербург, Муринская дорога, дом 78, литера А

78-07-12.5-2015
от 28.07.2015

Общество с ограниченной ответственностью "ЛСР. Недвижимость - Северо-Запад"; ООО "ЛСР. Недвижимость - Северо-Запад" (бывш. ООО "ГДСК")

многоквартирные жилые дома со встроенными помещениями, пристроенной автостоянкой и отдельно-стоящими автостоянками закрытого типа. 1, 5, 6 этапы строительства: 1 этап - жилой дом 7.3

 

В соответствии с ч.13 ст.161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.14 ЖК РФ в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" (далее – Положение) Администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.

Согласно п.3.4.19-4 Положения, к полномочиям Администрации относится осуществление в порядке, установленном федеральным законодательством, мероприятий, связанных с отбором управляющей организации для управления многоквартирным домом после выдачи разрешения на ввод его в эксплуатацию, в том числе размещение извещения о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет", проведение открытого конкурса.

Пунктом 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15.01.2008 №4 «О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в Санкт-Петербурге» (далее – постановление № 4) определено, что организатором такого конкурса выступает администрация района Санкт-Петербурга, на территории которого расположен многоквартирный дом.

Многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, Муринская дорога, д.78, лит.А, расположен на территории Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Из системного толкования части 2 ст.14 ЖК РФ с частью 1 ст.165 ЖК РФ следует, что Администрация должна обеспечивать равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм.

Частью 4 ст. 161 ЖК РФ установлено, что открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 06.02.2006 N 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее – постановление № 75) утвердило Правила проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. В соответствии с п.32 Правил, утвержденных постановлением № 75, информация о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru.

Торги являются наиболее конкурентным способом заключения договоров, поскольку осуществляются путем широкого оповещения желающих принять в них участие, и направлены на создание для как можно большего числа потенциальных участников доступа к праву на заключение договора, а, следовательно, к выполнению работ и оказанию услуг по предмету договора. При этом торги, проведение которых обязательно в соответствии с федеральным законодательством, являются гарантией государства по дискриминационному доступу хозяйствующих субъектов на конкурентные товарные рынки.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК029-2007, деятельность по управлению МКД относится к коду 70.32.1 «деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда».

Согласно части 2 ст.162 ЖК РФ под управлением МКД понимается возмездное оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и лицам пользующимся помещениями в этом доме, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

Следовательно, управление МКД – коммерческая деятельность хозяйствующих субъектов. В соответствии с п.4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок определен как рынок услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах Санкт-Петербурга (территория Красногвардейского района).

На основании вышеизложенного, органу исполнительной власти субъекта РФ – Администрации вменяется обязанность по проведению открытого конкурса в соответствии с ч.13 ст.161 ЖК РФ. Являясь частью жилищного законодательства, данная норма отвечает признакам обязательности, формальной определенности и системности, следовательно, она обязательна для всех, кому она адресована, закрепляет права и обязанности и не противоречит другим нормам законодательства. Диспозиция данной нормы является обязывающей, тем самым в ней установлена обязательность участников правоотношений совершать действия ею предусмотренные.

Содержание данной нормы в качестве единственного условия возникновения обязанности органа власти по проведению открытого конкурса указывает на момент получения разрешения на ввод МКД в эксплуатацию. Отсутствие в норме иных условий, при которых возникает такая обязанность, означает наличие только одного юридического факта, с которым связано её действие.

В случае, когда требуется проведение конкурса, подразумевающего состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, может влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на товарном рынке.

 

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, создание дискриминационных условий - условий доступа на товарный рынок, условий продажи, иной передачи товара (услуг), при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Вместе с тем, материалы дела №К03-142/15 свидетельствуют о том, что Администрация своевременно, в установленные ч.13 ст.161 ЖК РФ сроки, не обеспечила проведение конкурса по отбору управляющей компании для управления дома по адресу: Санкт-Петербург, Муринская дорога, д.78, лит.А.

На момент поступления жалоб в Санкт-Петербургское УФАС России, извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей компании на сайте Администрации Красногвардейского района, а также на официальном сайте www.torgi.gov.ru отсутствовало.

В целях управления (содержания и эксплуатации) многоквартирным домом на основании ч.14 ст.161 ООО «ЛСР. Недвижимость-СЗ» (застройщик) заключен договор управления № ДУ-МД-78 от 28.07.2015г. с управляющей организацией – ООО «Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга».

Вместе с тем, в случае назначения застройщиком в соответствии с ч.14 ст.161 ЖК РФ управляющей организации для управления МКД, у органа исполнительной власти субъекта РФ – Администрации остается обязанность по проведению открытого конкурса в соответствии с ч.13 ст.161 ЖК РФ.

Неисполнение Администрацией возложенной ЖК РФ обязанности по соблюдению конкурентного доступа управляющих организаций к управлению многоквартирными домами - новостройками, в частности, непроведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД по адресу: Санкт-Петербург, Муринская дорога, д.78, лит.А., препятствует доступу управляющих компаний к управлению указанным МКД, что может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и ограничению конкуренции на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Санкт-Петербурге. Также такие действия (бездействие) создают преимущественные условия деятельности на товарном рынке ООО «Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга», которое получив право управления МКД на основании ч.14 ст.161 ЖК РФ, вследствие непроведения Администрацией в установленные ЖК РФ сроки конкурса (затягивания процедуры проведения конкурса), продолжает управлять МКД вне конкуренции.

Таким образом, в действиях (бездействии) Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга установлено нарушение ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Согласно представленным документам Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга (вх. № 22067 от 14.10.2015г.) и информации, размещенной на официальном сайте www.torgi.gov.ru, извещение о проведении торгов №151015/6181711/01 от 15.10.2015 (открытый конкурс), лот №2, размещено на официальном сайте www.torgi.gov.ru 15.10.2015, что свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях (бездействии) Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в непроведении в сроки и порядке ч.4, ч.13 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Муринская дорога, д.78, лит.А (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 28.07.2015), что может иметь своим результатом недопущение конкуренции за право управления указанным многоквартирным домом и ограничение конкуренции на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Санкт-Петербурге.

 

2. Рассмотрение дела №К03-142/15 прекратить, предписание Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со  дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны