Решение №03/31648 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 29 декабря 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF29/12/2014 03/31648
РЕШЕНИЕ
ПО ДЕЛУ № К03-125/14 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Санкт-Петербург
Резолютивная часть решения оглашена "16" декабря 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "29" декабря 2014 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, назначенная приказом руководителя Санкт-Петербургского УФАС России от 02.10.2014 № 420, в составе:
Председатель Комиссии:
Тукаев В.А. – заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Асташенкова Е.И. – начальник отдела контроля органов власти;
Клименко И.В. – заместитель начальника юридического отдела;
Тырина Н.И. – главный государственный инспектор отдела
контроля органов власти,
рассмотрев дело № К03-125/14, возбужденное по признакам нарушения Правительством Санкт-Петербурга (Смольный, Санкт-Петербург, 191060) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившимся в наделении хозяйствующего субъекта функциями и правами органов государственной власти Санкт-Петербурга, а именно, наделении ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» функцией контроля за приватизацией имущества Санкт-Петербурга (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2005 № 1002 «О создании открытого акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга»),
УСТАНОВИЛА:
Дело № К03-125/14 возбуждено Санкт-Петербургским УФАС России на основании п.3 ч.1 ст.39 Закона о защите конкуренции – обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства в материалах, поступивших из Федеральной антимонопольной службы (вх. от 03.07.2014 №14845), из Прокуратуры Санкт-Петербурга (вх. от 16.07.2014 №16083, от 29.07.2014 № 17157, от 17.09.2014 № 21482, от 23.09.2014 № 22034), а также в результате анализа нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов власти Санкт-Петербурга в сфере приватизации, и по созданию ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» для осуществления деятельности в сфере продажи государственного имущества, документов и информации, представленных Комитетом по управлению городским имуществом (далее – КУГИ) по поручению вице-губернатора Санкт-Петербурга, и ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» (далее – ОАО «ФИ»).
Представители Правительства Санкт-Петербурга, КУГИ и ОАО «ФИ» пояснили, что постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2005 №1002 «О создании открытого акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга» (далее - постановление № 1002) Правительство Санкт-Петербурга уполномочило ОАО «ФИ» осуществлять от имени Санкт-Петербурга функции по подготовке имущества Санкт-Петербурга к приватизации, исполнению решений об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга и осуществлению контроля за приватизацией имущества Санкт-Петербурга на основании и в соответствии с актами губернатора Санкт-Петербурга, изданными до вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 08.10.2003 N 578-85 "О внесении изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга", распоряжениями и постановлениями Правительства Санкт-Петербурга, распоряжениями Комитета по управлению городским имуществом.
По мнению представителя Правительства Санкт-Петербурга, постановление №1002 было принято в соответствии с п.3 ст.2 Закона Санкт-Петербурга от 10.03.2005 N 59-15 «О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга» (далее - Закон СПб № 59-15) в действующей на момент издания распоряжения № 1002 (11.07.2005) редакции, согласно которой, по специальному поручению Правительства Санкт-Петербурга функции по подготовке имущества Санкт-Петербурга к приватизации, исполнению решений об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга и осуществлению контроля за приватизацией имущества Санкт-Петербурга осуществляются специализированной организацией, единственным учредителем (участником) которой является Санкт-Петербург.
Таким образом, по мнению представителя Правительства, на момент принятия постановление № 1002 соответствовало положениям Закона СПб №59-15 в части наделения ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» функцией по осуществлению контроля за приватизацией имущества Санкт-Петербурга.
В последующем Законом Санкт-Петербурга от 21.06.2011 № 402-71 абзац первый п. 3 ст. 2 Закона СПб № 59-15 был изложен в следующей редакции: «По решению Правительства Санкт-Петербурга функции по подготовке имущества Санкт-Петербурга к приватизации, исполнению решений об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга и осуществлению контроля за соблюдением (выполнением) условий сделок, совершенных в процессе приватизации имущества Санкт-Петербурга, осуществляются специализированной организацией, единственным учредителем (участником) которой является Санкт-Петербург (далее - специализированная организация)».
Учитывая, что Закон СПб № 59-15 имеет высшую юридическую силу по отношению к постановлению № 1002, положения оспариваемого постановления в части наделения ОАО «Фонд имущества» функциями по контролю за приватизацией имущества Санкт-Петербурга применяются в части не противоречащей названному нормативно-правовому акту.
Внесение изменений в Закон СПб № 59-15 и невнесение аналогичных изменений в постановление № 1002 с целью приведения его в соответствие с Законом СПб № 59-15, по мнению представителя Правительства Санкт-Петербурга, не может свидетельствовать о нарушении Правительством Санкт-Петербурга положений ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства при издании постановления № 1002 в части наделения ОАО «ФИ» функциями контроля за приватизацией имущества Санкт-Петербурга, по мнению представителя Правительства Санкт-Петербурга, отсутствует.
Согласно п.3.1. Определения о продлении и отложении рассмотрения дела № К03-125/14 о нарушении антимонопольного законодательства от 14.11.2014 №03/27044 Правительству Санкт-Петербурга надлежало представить в Санкт-Петербургское УФАС России перечень процедур (мероприятий), осуществляемых в рамках контроля за приватизацией имущества Санкт-Петербурга применительно к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга, установленным п.5 ч.1 ст.2 Закона СПб № 59-15. Однако, указанные сведения Правительством Санкт-Петербурга не представлены, что может свидетельствовать об их отсутствии.
Представитель ответчика на заседании Комиссии УФАС России сообщил, что план нормотворческой деятельности Правительства Санкт-Петербурга на 2015 год не предусматривает внесение изменений в постановление № 1002 в соответствии с действующим законодательством.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, на основании анализа нормативных документов, исходя из конкретных обстоятельств дела №К03-125/14 и доводов лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.
ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» создано постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2005 № 1002 «О создании открытого акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга».
Согласно преамбуле к постановлению № 1002, оно издано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ), Законом Санкт-Петербурга от 10.03.2005 № 59-15 «О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга» (далее – Закон СПб № 59-15).
Законом № 178-ФЗ установлен порядок приватизации государственного имущества в Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона № 178-ФЗ законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с Законом о приватизации, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона № 178-ФЗ, компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления соответственно.
Таким образом, порядок, установленный Законом № 178-ФЗ распространяется на приватизацию государственного имущества субъектов РФ, при этом субъект РФ обладает рядом полномочий по установлению порядка приватизации принадлежащего им имущества в пределах, установленных Законом № 178-ФЗ.
Согласно п.8 ч.1 ст.6 Закона № 178-ФЗ Правительство РФ осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества.
Статьей 2 Закона СПб № 59-15 установлены полномочия Правительства Санкт-Петербурга при приватизации, в т.ч.:
п.5 ч.1 ст.2 - осуществляет приватизацию имущества Санкт-Петербурга в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга, в том числе принимает решения об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга, обеспечивает проведение подготовки имущества Санкт-Петербурга к приватизации и исполнение решений об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга, а также осуществляет контроль за приватизацией имущества Санкт-Петербурга, в том числе контролирует соблюдение (выполнение) условий сделок, совершенных в процессе приватизации имущества Санкт-Петербурга, и осуществляет в установленном порядке
Согласно ч.3 ст.2 Закона № 59-15 (в редакции Закона СПб от 21.06.2011 № 402-71), по решению Правительства Санкт-Петербурга функции по подготовке имущества Санкт-Петербурга к приватизации, исполнению решений об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга и осуществлению контроля за соблюдением (выполнением) условий сделок, совершенных в процессе приватизации имущества Санкт-Петербурга, осуществляются специализированной организацией, единственным учредителем (участником) которой является Санкт-Петербург (далее - специализированная организация).
Закон СПб № 59-15 (в редакции Закона СПб от 21.06.2011 № 402-71) не содержит положения о возможности передачи полномочий Правительства Санкт-Петербурга по контролю за приватизацией имущества Санкт-Петербурга специализированной организации.
Из п. 1 постановления № 1002 следует, что Правительством Санкт-Петербурга принято решение о создании ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» с целью подготовки имущества Санкт-Петербурга к приватизации, исполнению решений об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга и осуществлению контроля за приватизацией имущества Санкт-Петербурга.
В соответствии с п.3 постановления № 1002 ОАО «ФИ» уполномочено на осуществление от имени Санкт-Петербурга функций, в том числе по осуществлению контроля за приватизацией имущества Санкт-Петербурга.
Таким образом, в настоящее время, ОАО «ФИ» в нарушение Закона СПб № 59-15 постановлением № 1002 наделено полномочиями Правительства Санкт-Петербурга по контролю за приватизацией имущества Санкт-Петербурга.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»: запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что внесение изменений в Закон СПб № 59-15 в части исключения положения о возможности передачи ОАО «ФИ» полномочий Правительства Санкт-Петербурга по контролю за приватизацией имущества Санкт-Петербурга, не влечет правовых последствий, в виде автоматической отмены постановления № 1002 в указанной части.
На момент рассмотрения дела № К03-125/14 постановление № 1002 в части передачи ОАО «ФИ» полномочий Правительства Санкт-Петербурга по контролю за приватизацией имущества Санкт-Петербурга, не отменено и не изменено, действие норм, установленных постановлением № 1002 не приостановлено.
Исходя из изложенного, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила в действиях Правительства Санкт-Петербурга по наделению ОАО «ФИ» полномочиями Правительства Санкт-Петербурга по контролю за приватизацией имущества Санкт-Петербурга нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Правительства Санкт-Петербурга (Смольный, Санкт-Петербург, 191060) нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в наделении хозяйствующего субъекта функциями и правами органов государственной власти Санкт-Петербурга, а именно, наделении ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» функцией Правительства Санкт-Петербурга по контролю за приватизацией имущества Санкт-Петербурга (п.п.1, 3, 5.3, 6.2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2005 № 1002 «О создании открытого акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга»).
2. Выдать предписание Правительству Санкт-Петербурга об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство и противоречащего Закону Санкт-Петербурга от 10.03.2005 № 59-15 «О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга», для чего внести изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2005 № 1002 «О создании открытого акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга», исключив из п.п.1, 3, 5.3, 6.2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2005 № 1002 слова «осуществление контроля за приватизацией имущества Санкт-Петербурга» ( в соответствующих падежах).
Председатель Комиссии: Тукаев В.А.
Члены Комиссии: Асташенкова Е.И.
Клименко И.В.
Тырина Н.И.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
29/12/2014 03/31648-1
ПРЕДПИСАНИЕ
ПО ДЕЛУ № К03-125/14 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
16 декабря 2014 года Санкт-Петербург
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, назначенная приказом руководителя Санкт-Петербургского УФАС России от 02.10.2014 № 420, в составе:
Председатель Комиссии:
Тукаев В.А. – заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Асташенкова Е.И. – начальник отдела контроля органов власти;
Клименко И.В. – заместитель начальника юридического отдела;
Тырина Н.И. – главный государственный инспектор отдела
контроля органов власти,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения по делу № К03-125/14 о нарушении Правительством Санкт-Петербурга части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в наделении хозяйствующего субъекта функциями и правами органов государственной власти Санкт-Петербурга, а именно, наделении ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» функцией контроля за приватизацией имущества Санкт-Петербурга (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2005 № 1002 «О создании открытого акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга»),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Правительству Санкт-Петербурга совершить действия по изменению акта, нарушающего антимонопольное законодательство и противоречащего Закону Санкт-Петербурга от 10.03.2005 № 59-15 «О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга», для чего внести изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2005 № 1002 «О создании открытого акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга», исключив из п.п.1, 3, 5.3, 6.2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2005 № 1002 слова «осуществление контроля за приватизацией имущества Санкт-Петербурга» (в соответствующих падежах).
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 01 марта 2015 года.
Председатель Комиссии: В.А. Тукаев
Члены Комиссии: Е.И. Асташенкова
И.В. Клименко
Н.И.Тырина
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.