Решение №78/25167/22 Т02-523/22 по жалобе ООО «ВСН» от 27 октября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-523/22
24 октября 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ООО «ЖКС № 1 Невского района» (далее – Организатор торгов) и ООО «ВСН» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 14.10.2022 вх. №26545-ЭП/22) ООО «ВСН» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ООО «ЖКС № 1 Невского района» (далее — Закупочная комиссия) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по косметическому ремонту лестничных клеток по адресу: ул. Ворошилова, д. 7, к. 2, пар. 7 (извещение №32211740979), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
05 октября 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211740979 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по косметическому ремонту лестничных клеток по адресу: ул. Ворошилова, д. 7, к. 2, пар. 7 (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «ЖКС № 1 Невского района» (далее – Положение о закупках) в редакции от 04.10.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
609 588,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
05.10.2022 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
13.10.2022 в 10:30 (МСК). |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
13.10.2022 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
http://roseltorg.ru |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в принятии решения о незаключении договора с единственным участником Закупки — ООО «ВСН», заявка которого была признана соответствующей требованиям Документации.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
ООО «ЖКС № 1 Невского района» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ВСН» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/23846/22 от 17.10.2022, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/23846/22 от 17.10.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Как следует из п. 8 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).
На основании п. 7 ч. 14 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой.
В соответствии с ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.
Согласно ч. 16 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
В соответствии с протоколом № К93/2022/3 подведения итогов конкурса от 14.10.2022 на участие в процедуре Закупки была подана одна заявка ООО «ВСН» (№925379), которая признана соответствующем требованиям Документации. В связи с тем, что подана только одна заявка, которая признана соответствующей требованиям Документации, процедура Закупки признана несостоявшейся на основании п. 14.1 раздела 14 главы 7 Положения о закупках. В связи с тем, что закупка признана несостоявшейся, оценка заявок не производилась. По результатам подведения итогов принято решение не заключать договор с участником под номером 925379. На основании п. 14.3 раздел 14 глава 7 Положения о закупках заказчик вправе:
-
провести повторно конкурс на тех же или иных условиях;
-
осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
-
провести закупку иным способом закупки.
На основании п. 44 информационной карты Документации (далее — Информационная карта), п.п. 14.1, 14.3 Положения о закупках в случае, если не подано ни одной заявки на участие в конкурсе, или подана только одна заявка, которая признана соответствующей требованиям конкурса, или если комиссией по осуществлению закупок отклонены все поданные заявки на участие в конкурсе, или по результатам рассмотрения таких заявок только одна такая заявка признана соответствующей всем требованиям, указанным в извещении, конкурс признается несостоявшимся.
В случае, если по результатам проведения закупки конкурс признан несостоявшимся, заказчик вправе:
-
заключить договор с участником, заявка которого была признана соответствующей и не была отклонена;
-
провести повторно конкурс на тех же или иных условиях;
-
осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
-
либо провести закупку иным способом закупки.
Исходя из доводов, представленных в жалобе ООО «ВСН», Заявитель полагает, что после размещения в ЕИС итогового протокола договор подлежит заключению, при этом Закон № 223-ФЗ не предусматривает исключений в виде признания процедуры несостоявшейся. Таким образом, по мнению Заявителя, решение заказчика о признании закупки несостоявшейся без заключения договора с единственным допущенным участником противоречит положениям ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ и нарушает принципы, закрепленные ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Представители Организатора торгов отметили, что заключение договора с единственным участником, заявка которого была признана соответствующей и не была отклонена, является правом заказчика согласно условиям п. 14.3 Положения о закупках. Согласно положениям части 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом. При этом в случае участия в торгах одного участника отсутствует конкуренция и состязательность - один из основных признаков конкурентной закупки согласно части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. По смыслу части 5 статьи 447 ГК РФ объявление торгов несостоявшимися является результатом проведения таких торгов. Указанная норма не подлежит расширительному толкованию. Таким образом, сам факт признания торгов несостоявшимися в соответствии с частью 5 статьи 447 ГК РФ не влечет автоматически такого правового последствие для заказчика, как обязательное заключение договора с единственным участником закупки. Заказчик самостоятельно в зависимости от особенностей осуществления закупочной деятельности вправе урегулировать в положении о закупке нормы, касающиеся признания закупки состоявшейся (несостоявшейся), в том числе предусмотрев случаи, если не было подано ни одной заявки, либо все заявки, кроме одной, были отклонены. При этом закупку, в которой участвовал только один участник, нельзя считать состоявшейся согласно части 5 статьи 447 ГК РФ.
Представители Организатора торгов также отметили, что Законом № 223-ФЗ не регламентирован порядок признания торгов несостоявшимися. Как следует из части 1 статьи 447 ГК РФ, договор заключается с лицом, выигравшим торги. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (часть 4 статьи 447 ГК РФ). При отсутствии конкуренции заказчик лишается возможности определить «лучшие условия», так как при участии в закупке одного участника, его предложение является единственным и не соответствуют целям конкурентной закупки - выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
Представители Организатора торгов пояснили, что в данном случае Закупочной комиссией было принято решение не заключать договор с участником, подавшим единственную заявку.
Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов, указанное в протоколе № К93/2022/3 подведения итогов конкурса от 14.10.2022, о признании процедуры Закупки несостоявшейся ввиду того, что на участие в Закупке подана только одна заявка, а также о незаключении договора с единственным участником Закупки соответствует условиям п. 44 Информационной карты, п.п. 14.1, 14.3 Положения о закупках, а также не противоречит положениям Закона № 223-ФЗ.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов о признании процедуры Закупки несостоявшейся без заключения договора с единственным участником Закупки принято в порядке, соответствующем Документации и Положению о закупках.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 14.10.2022 вх. №26545-ЭП/22) ООО «ВСН» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ООО «ЖКС № 1 Невского района» (ИНН: 7811405931, ОГРН: 1089847179950) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по косметическому ремонту лестничных клеток по адресу: ул. Ворошилова, д. 7, к. 2, пар. 7 (извещение №32211740979) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.