Решение №05/13152 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 16 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №К05-136/14

                           

                                              

Резолютивная часть решения оглашена 20 мая  2015 г.                                    Санкт-Петербург

В полном объеме решение изготовлено  03 июня 2015 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

 

рассмотрев дело №К05-136/14, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт» (далее - ОАО «СЗ Промжелдортранс») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в неправомерном прекращении подачи-уборки прибывших в адрес ООО «ЦемЦентр «Обводный» на станцию Санкт-Петербург Балтийский ОЖД вагонов (с цементным грузом) по подъездным путям (ж/д пути необщего пользования) ОАО «СЗ Промжелдортранс», соединяющим станцию Санкт-Петербург Балтийский ОЖД с подъездными путями ООО «ЦЦО»  с расположенными на них погрузочно-разгрузочными площадками,

 

в присутствии представителей:

от ОАО «СЗ Промжелдортранс» (ответчик):

Салтыкова Р.Г. представитель по дов-ти;

от ООО «ЦемЦентр «Обводный» (заявитель):

Эпштейна Д.А. – генеральный директор,

Иванова М.Ю. – представитель по дов-ти,

Полежаева Д.А. – представитель по дов-ти;

от ОАО «РЖД» (привлеченное лицо):

Ивановой Т.С. – представитель по дов-ти.

           

установила:

 

1. В Санкт-Петербургское УФАС России (далее - Управление) поступило заявление ООО «ЦемЦентр «Обводный» (далее – Заявитель, ООО «ЦЦО», Предприятие) от 10.07.2014 № 248 (вх. № 15530 от 10.07.2014) о неправомерном прекращении ОАО «Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт» (далее – ОАО «СЗ Промжелдортранс», Промжелдортранс, Транспорт) подачи-уборки прибывших в адрес Заявителя на станцию Санкт-Петербург Балтийский ОЖД вагонов (с цементным грузом) по подъездным путям (ж/д пути необщего пользования) Промжелдортранс, соединяющим станцию Санкт-Петербург Балтийский ОЖД с подъездными путями ООО «ЦЦО»  с расположенными на них погрузочно-разгрузочными площадками.

 

Из заявления ООО «ЦЦО» установлено следующее.

ООО «ЦЦО» владеет на праве субаренды железнодорожными путями (далее – ж.д. пути), на которых осуществляется погрузка-выгрузка товаров, следующих ж.д. транспортом в адрес ООО «ЦЦО». Указанные ж.д. пути являются продолжением ж.д. пути № 18, принадлежащего ОАО «СЗ Промжелдортранс» на праве собственности.

ОАО «СЗ Промжелдортранс» владеет на праве собственности железнодорожными путями между ст. Санкт-Петербург Балтийский Октябрьской железной дороги и ж.д. путями, принадлежащими ООО «ЦЦО».

В соответствии с договором № 389/2 от 27.06.2001 на эксплуатацию пути необщего пользования, заключенного между ОАО «РЖД» и ОАО «СЗ Промжелдортранс», осуществляется обслуживание ж.д. пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «СЗ Промжелдортранс», примыкающего стрелкой № 95 к 23-му пути парка «Е» ст. Санкт-Петербург Балтийский Октябрьской железной дороги. В соответствии с указанным договором ОАО «РЖД» производит также прием и сдачу вагонов, прибывших в адрес ООО «ЦЦО».

Согласно условиям Договора № 389/2 от 27.06.2001 ОАО «СЗ Промжелдортранс» своим локомотивом производит подачу и уборку вагонов на/с места погрузки и выгрузки вагонов, прибывших в адрес ООО «ЦЦО».

Отношения между ООО «ЦЦО» и ОАО «СЗ Промжелдортранс» по подаче и уборке вагонов были урегулированы Договором № 13 от 28.02.2009, но, по информации Заявителя, ОАО «СЗ Промжелдортранс» неоднократно угрожал расторжением указанного договора в одностороннем порядке.  Основанием для расторжения договора, согласно информации Заявителя, по мнению Ответчика является неподписание трехстороннего соглашения между ОАО «РЖД», Заявителем и Ответчиком, что предусмотрено Договором № 13 от 28.02.2009 (далее – Договор №13).

В апреле-мае 2014 г. ОАО «РЖД» и Заявитель согласовали все условия трехстороннего соглашения.

09.07.2014 подписанное со стороны ОАО «РЖД» и Заявителя трехстороннее соглашение было передано для подписания Ответчику, но Ответчик отказался от подписания.

09.07.2014 Ответчик направил в адрес Заявителя два письма, в которых сообщил о расторжении в одностороннем порядке Договора № 13 от 28.02.2009 и прекращении исполнения обязательств по подаче и уборке вагонов с 09.07.2014, если стороны на заключат новый договор подачи и уборки вагонов, а также в указанных письмах Ответчик сообщил о том, что прекратит подачу и уборку вагонов с 17.00 ч. 09.07.2014, если не будет внесена предоплата. По информации Заявителя, предоплата была внесена в полном объеме заблаговременно, до направления указанных писем. После получения писем Заявитель внес дополнительно 670 000 руб. на счет Ответчика.

 

2. Позиция ОАО «СЗ Промжелдортранс» изложена в письмах ОАО «СЗ Промжелдортранс» в адрес Управления (от 08.09.2014 №01/726 (вх. №20737 от 08.09.2014), от 28.10.2014 №01/845 (вх. №24842 от 29.10.2014), от 18.12.2014 №01/1031 (вх. №30033 от 19.12.2014), от 22.12.2014 б/н (вх. №30241 от 22.12.2014), от 19.02.2015 №01/95 (вх. №3726 от 24.02.2015), от 19.02.2015 №01/94 (вх. №3725 от 24.02.2015), от 28.04.2015 б/н (вх. №10090 от 08.05.2015).

Договором № 389/2 от 27.06.2001 на эксплуатацию пути необщего пользования, заключенным между ОАО «РЖД» и ОАО «СЗ Промжелдортранс», осуществляется ОАО «РЖД» эксплуатация принадлежащего ОАО «СЗ Промжелдортранс» ж.д. пути необщего пользования, примыкающего стрелкой № 95 к 23-му пути парка «Е» ст. Санкт-Петербург Балтийский Октябрьской железной дороги, который используется для осуществления ОАО «РЖД» операций по приему и сдаче Ответчику поступивших на станцию СПб Балтийский ОЖД в адрес Заявителя вагонов.

Услуги по подаче-уборке вагонов предоставлялись  Заявителю на основании Договора № 13.

Пунктом 9.1 Договора №13 установлен срок действия и порядок расторжения (изменения) договора. Вышеуказанным пунктом предусмотрено, что Договор №13 заключен на один год с 01.03.2009 по 28.02.2010 включительно.

Если за один месяц до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его расторжении, договор считается продленным на следующий срок. Продление допускается не более четырех раз.

 

3. Позиция ОАО «РЖД», как привлеченного к делу лица, изложена в письмах в адрес Управления (от 03.09.2014 №РНЮ-2-13/1544 (вх. №21129 от 11.09.2014), от 18.12.2014 №РНЮ-2-13/2199 (вх. №29966 от 19.12.2014), от 24.02.2015 №РНЮ-2-13/343 (вх. №3736 от 24.02.2015), от 24.04.2015 №РНЮ-2-12/893 (вх. №9061 от 27.04.2015).

Отношения между ОАО «РЖД» и ОАО «СЗ Промжелдортранс» как с владельцем ж.д. путей необщего пользования регулируются договором №389/2 от 27.06.2001 (далее – Договор №389/2).

Согласно условиям Договора №389/2 ООО «ЦЦО» как субарендатор силосов, расположенных в пределах ж.д. путей необщего пользования, принадлежащих ОАО «СЗ Промжелдортранс», является контрагентом ОАО «СЗ Промжелдортранс».

С 07.08.2014 ОАО «СЗ Промжелдортранс» прекратило подачу вагонов, прибывших в адрес ООО «ЦЦО».

08.08.2014 в адрес ОАО «РЖД» поступило уведомление ОАО «СЗ Промжелдортранс» о прекращении подачи вагонов, прибывающих в адрес ООО «ЦЦО».

15.08.2014 в адрес ОАО «РЖД» поступило обращение ОАО «СЗ Промжелдортранс» об исключении ООО «ЦЦО» из перечня контрагентов с 10.08.2014 в Договоре №389/2.

15.08.2014 в адрес ОАО «РЖД» поступило обращение ОАО «СЗ Промжелдортранс» об отсутствии договорных отношений с ООО «ЦЦО».

Информацией по Договору №13 ОАО «РЖД» не располагает.     

 

4. Комиссия рассмотрев материалы по делу № К05-136/14 установила следующее.

Услуги по подаче-уборке вагонов Заявителю предоставлялись  Промжелдортрансом на основании Договора № 13 от 28.02.2009 на подачу и уборку вагонов, заключенным между Промжелдортрансом и Заявителем, а также следующими договорами:

1) Договором № 389/2 от 27.06.2001 на эксплуатацию пути необщего пользования, заключенным между ОАО «РЖД» и ОАО «СЗ Промжелдортранс», осуществляется ОАО «РЖД» эксплуатация принадлежащего ОАО «СЗ Промжелдортранс» ж.д. пути необщего пользования, примыкающего стрелкой № 95 к 23-му пути парка «Е» ст. Санкт-Петербург Балтийский Октябрьской железной дороги, который используется для осуществления ОАО «РЖД» операций по приему и сдаче Ответчику поступивших на станцию СПб Балтийский ОЖД в адрес Заявителя вагонов. 

3) Договором Заявителя с Окт. ж.д. и ОАО «СЗ Промжелдортранс», который предусматривает внесение Заявителем платы за пользование вагонами и штрафа за задержку непосредственно с «Соглашения» «Предприятия» в Тех ПД Окт. ж. д. (обязанность заключения указанного договора предусмотрена п.3.16 Договора №13) (далее – Соглашение).

 

ОАО «СЗ Промжелдортранс» является владельцем железнодорожных путей необщего пользования (подъездные пути), которые соединяют подъездные пути ООО «ЦЦО» с расположенными на них погрузочно-разгрузочными площадками с железнодорожными путями общего пользования. Поскольку ООО «ЦЦО» не имеет своих подъездных путей, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования, использование подъездных путей ОАО «СЗ Промжелдортранс» является единственной возможностью осуществления железнодорожной перевозки ООО «ЦЦО» с подачей и уборкой вагонов под погрузку/выгрузку на погрузочно-разгрузочные площадки ООО «ЦЦО».

Согласно анализу рынка состояния конкуренции на рынке услуг железнодорожной перевозки в границах железнодорожного пути необщего пользования, соединяющего производственный объект ООО «ЦемЦентр» Обводный» с путями станции Санкт-Петербург-Балтийский Октябрьской железной дороги, ОАО «СЗ Промжелдортранс» на период 2014 года занимает доминирующее положение на исследуемом рынке с долей 100 %.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

 

Согласно статье 64 Федерального закона от 10.01.2003г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ) при перезаключении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов до разрешения спорных вопросов все отношения регулируются ранее заключенными договорами при наличии соответствующего соглашения сторон о продлении срока действия ранее заключенных договоров.

Отношения между ООО «ЦЦО» и ОАО «СЗ Промжелдортранс» по подаче и уборке вагонов урегулированы Договором № 13 от 28.02.2009.

Согласно соглашению от 09.01.2013 к Договору № 13 цены на услуги ОАО «СЗ Промжелдортранс» установлены в следующем размере, в т.ч.: свыше 11501 тн – 28,62 руб. за тн.

ООО «ЦЦО» направило в адрес ОАО «СЗ Промжелдортранс» письмо от 12.03.2014 №79 с предложением заключить новый договор на подачу уборку вагонов, подготовленный с учетом Постановления ФЭК РФ «Об утверждении Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте».

ОАО «СЗ Промжелдортранс» не направило ответ на вышеуказанное письмо. 

09.07.2014 Ответчик направил в адрес Заявителя два письма № 01/535 от 08.07.2014 и 01/536 от 09.07.2014, в которых сообщил о расторжении в одностороннем порядке Договора № 13 от 28.02.2009 и прекращении исполнения обязательств по подаче и уборке вагонов с 09.07.2014, если стороны на заключат новый договор подачи и уборки вагонов.

В письмах № 01/535 от 08.07.2014 и № 01/536 от 09.07.2014 Ответчик сообщил о том, что прекратит подачу и уборку вагонов с 17.00 ч. 09.07.2014, если не будет внесена предоплата. Предоплата была внесена. После получения писем Заявитель внес дополнительно 670 000 руб. на счет Ответчика.

ОАО «СЗ Промжелдортранс» с 09.07.2014  отказалось от исполнения Договора №13, несмотря на внесенную предоплату.

В связи с вышеизложенным, на момент урегулирования разногласий по Договору №13 ОАО «СЗ Промжелдортранс» намерено было осуществлять подачу и уборку вагонов до 09.07.2014 года.

По информации Заявителя, оказание услуг по подаче-уборке вагонов прекратилась с 10.08.2014.  

11.08.2014 ОАО «СЗ Промжелдортранс» направило в адрес ООО «ЦЦО» письмо с подтверждением одностороннего расторжения Договора №13 и предложением заключить новый договор подачи и уборки вагонов №13 от 09.08.2014 с новыми ценами за услуги: свыше 20001 тн – 58,23 руб. за тн., а также проинформировало ООО «ЦЦО» о том, что подача вагонов прекращена с 09.08.2014.

 

Таким образом, отношения между ОАО «СЗ Промжелдортранс» и ООО «ЦЦО» по оказанию услуги подача-уборка вагонов не были урегулированы в связи с несогласием Заявителя на предлагаемую ОАО «СЗ Промжелдортранс» цену за вышеуказанную услугу.

Тем не менее, пунктом 9.1 Договора №13 в отношении сроков и условий прекращения действия договора предусмотрено, что Договор №13 заключен на один год с 01.03.2009 по 28.02.2010 включительно. Если за один месяц до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его расторжении, договор считается продленным на следующий срок. Продление допускается не более четырех раз.

Таким образом, согласно условиям Договора №13 ОАО «СЗ Промжелдортранс» необходимо было уведомить ООО «ЦЦО» о расторжении договора 28.01.2014.

В связи с вышеизложенным, отношения между ОАО «СЗ Промжелдортранс» и ООО «ЦЦО» на момент рассмотрения разногласий по оказанию услуг по подаче и уборке вагонов в 2014 года должны были регулироваться условиями Договора №13, в том числе его условиями о продлении срока действия договора.

Действия ОАО «СЗ Промжелдортранс» по прекращению оказания услуг по Договору №13 не соответствует условиям указанного договора в части сроков его действия.

 

Согласно пункту 4 разъяснений Пленума Высшего арбитражного суда РФ применения антимонопольного законодательства для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействия), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции), поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции,  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 

В связи с вышеизложенным, действия ОАО «СЗ Промжелдортранс» по прекращению оказания услуг по подаче уборке вагонов (с цементным грузом) прибывших в адрес ООО «ЦемЦентр «Обводный» на станцию Санкт-Петербург Балтийский ОЖД  по подъездным путям (ж/д пути необщего пользования) ОАО «СЗ Промжелдортранс», соединяющим Станцию Балтийская с погрузочно-разгрузочными площадками, расположенными на подъездном пути ОАО «СЗ Промжелдортранс» не предусмотрены действующими нормами Федерального закона от 10.01.2003г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

 

Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу №А56-45360/2014 принято решение от 24.12.2014 о признании недействительным отказа ОАО «СЗ Промжелдортранс» от исполнения Договора №13. Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2014 подтверждается постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015.

При этом судом установлено, что доказательств отказа от договора в срок до 28.01.2014, ОАО «СЗ Промжелдортранс» не представлено, договор считается пролонгированным на новый срок.

 

В связи с вышеизложенным, согласно ст. 64 Федерального закона от 10.01.2003г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», условиям Договора №13 и постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по делу №А56-45360/2014 ОАО «СЗ Промжелдортранс» не имело оснований для прекращения подачи и уборки вагонов в адрес ООО «ЦЦО».

Таким образом, при рассмотренных обстоятельствах прекращение со стороны ОАО «СЗ Промжелдортранс» оказания ООО «ЦЦО» услуг по подаче/уборке вагонов, на которые имеется спрос, не предусмотрено федеральными законами (ст. 64 УЖТ) и судебными актами по делу №А56-45360/2014, и является нарушением п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135 –ФЗ «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать наличие нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «СЗ Промжелдортранс», выразившихся в не предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2003г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и судебными актами по делу №А56-45360/2014 прекращении оказания услуг по подаче-уборке прибывших в адрес ООО «ЦемЦентр «Обводный» на станцию Санкт-Петербург Балтийский ОЖД вагонов (с цементным грузом) по подъездным путям (ж/д пути необщего пользования) ОАО «СЗ Промжелдортранс», соединяющим станцию Санкт-Петербург Балтийский ОЖД с подъездными путями  ООО «ЦЦО» (в условиях того, что на эту услугу имеется спрос).

2. Выдать ОАО «СЗ Промжелдортранс» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

 

«03» июня 2015 г.                                                                          г. Санкт-Петербург

 

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия),

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения №05/              от 03.06.2015 по делу № К05-136/14 о нарушении в действиях ОАО «Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт» (далее - ОАО «СЗ Промжелдортранс») пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в не предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2003г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и судебными актами по делу №А56-45360/2014 прекращении оказания услуг по подаче-уборке прибывших в адрес ООО «ЦемЦентр «Обводный» на станцию Санкт-Петербург Балтийский ОЖД вагонов (с цементным грузом) по подъездным путям (ж/д пути необщего пользования) ОАО «СЗ Промжелдортранс», соединяющим станцию Санкт-Петербург Балтийский ОЖД с подъездными путями  ООО «ЦЦО» (в условиях того, что на эту услугу имеется спрос),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства, путем осуществления действий по договору №13 от 28.02.2009 согласно нормам действующего законодательства.

2.  ОАО «СЗ Промжелдортранс» в срок до 01 августа 2015 г. представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документы, свидетельствующие о принятии ОАО «СЗ Промжелдортранс» мер по исполнению настоящего предписания.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны