Решение №05/28260 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 19 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

27.11.2014  № 05/28260

РЕШЕНИЕ

по делу № К10-53/14

 

Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена 17 ноября 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия),

рассмотрев дело №К10-53/14, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Вымпел-Коммуникации» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании необоснованных препятствий пропуску трафика от абонентов ОАО «Вымпел-Коммуникации» абонентам ОАО «Ростелеком» на рынке подвижной (сотовой) радиотелефонной связи в рамках действующего между сторонами Договора от 27.03.2013 №КЕ290  о присоединении и взаимодействии сетей электросвязи на территории Санкт-Петербурга, и по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №125-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции), выразившегося в нанесении репутационного ущерба ОАО «Ростелеком» в результате распространения неточной (искаженной) информации о причинах непрохождения трафика от абонентов ОАО «Вымпел-Коммуникации» абонентам ОАО «Ростелеком», в присутствии представителей:

от ОАО «Ростелеком» (заявитель)

от ОАО «Вымпел-Коммуникации» (ответчик)

УСТАНОВИЛА:

1. В Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление ОАО «Ростелеком» (далее – Заявитель) от 30.12.2013 № 02/05/2508-13 (вх. № 1159 от 23.01.2014) на действия ОАО «Вымпел-Коммуникации» при создании препятствий пропуску трафика  от абонентов ОАО «Вымпел-Коммуникации» абонентам ОАО «Ростелеком» на рынке услуг подвижной (сотовой) радиотелефонной связи при заключенном между сторонами Договоре №КЕ290 от 27.03.2013 о присоединении и взаимодействии сетей электросвязи на территории Санкт-Петербурга (далее – Договор).

Сторонами Договора о присоединении являются операторы подвижной (сотовой) радиотелефонной связи (далее – операторы мобильной связи) – конкуренты на указанном товарном рынке.

Предметом заключенного указанными операторами мобильной связи Договора о присоединении является оказание услуг присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика.

В соответствии с пунктами 3.2.1. и 3.2.2. Договора ОАО «Ростелеком» и ОАО «Вымпел-Коммуникации» обязались обеспечивать, в том числе:

- оказание услуг по пропуску трафика на всех участках своей сети, задействованных для установления соединения, от/до пользовательского  (оконечного) оборудования  своей сети до/от точек присоединения Сетей Сторон 24 часа в сутки, ежедневно, без перерывов, за исключением случаев проведения необходимых профилактических (регламентных) и ремонтных работ.

При этом каждая из сторон Договора (п.п.3.2.7, 3.2.8) вправе производить изменения на своей сети либо отказаться от части организованных точек присоединения с предварительного уведомления другой стороны за 30 календарных дней.

Согласно п.2.2 эксплуатационно-сервисного соглашения (приложение №1 к Договору) планово-профилактические работы каждая из сторон проводит, предварительно согласовывая время работ с техническим персоналом другой стороны.

Согласно п.11.2 технических условий присоединения сетей электросвязи (приложение №2 к Договору) все работы по расширению, реконструкции и техническому перевооружению присоединения должны быть согласованы между сторонами и проводиться в часы наименьшей нагрузки.

Иных случаев, за исключением форс-мажорных, прерывания или необеспечения пропуска трафика от пользовательского оборудования (абонентов)  сети оператора связи до точек присоединения сети своего контрагента – оператора связи, условиями Договора не предусмотрено.

Условиями заключенного между операторами связи договора также не предусмотрено ограничения пропуска трафика на отдельных участках сети ОАО «Вымпел-Коммуникации» в одностороннем порядке без предварительного уведомления об этом своего контрагента – ОАО «Ростелеком».

         Обязанность операторов связи обеспечивать возможность пропуска трафика предусмотрена в действующих нормативных правовых актах Российской Федерации.

         В пункте 21.1 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 №161, предусмотрена обязанность оператора подвижной связи при оказании услуг присоединения обеспечить возможность пропуска трафика на (от) своей сети связи.

         На момент подачи заявления Ответчик не осуществлял пропуск  трафика от пользовательского (оконечного) оборудования своей сети связи до пользовательского (оконечного) оборудования сети связи Заявителя в рамках Договора №КЕ290. 

ОАО «Ростелеком» с заявлением представлены следующие информация и документы, свидетельствующие о препятствовании пропуску трафика от абонентов  ОАО «Вымпелком» абонентам   ОАО «Ростелеком», что, по мнению Заявителя, является нарушением части 1 статьи 10 и части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции:

1) Поступившие от абонентов ОАО «Ростелеком» в адрес оператора с момента присоединения к сети ОАО «Вымпелком» в рамках Договора №КЕ290 жалобы и претензии об отсутствии пропуска трафика (невозможности дозвона) с мобильных телефонов сети ОАО «Вымпелком» на мобильные телефоны абонентов ОАО «Ростелеком».

         2) Письмо Вымпелком от 13.12.2013 в ответ на письменную претензию Ростелеком от 10.12.2013 о представлении пояснений о невыполнении условий Договора, которым ОАО «Вымпелком» сообщило о работах по модернизации коммуникационного оборудования ОАО «Вымпелком» и об обеспечении прохождения трафика по окончании указанных работ.

         3) Представлена информация о том, что абонент ОАО «Вымпел-Коммуникации», который не смог осуществить телефонное соединение на абонентские номера ОАО «Ростелеком» обратился с претензией в ОАО «Вымпел-Коммуникации» посредством использования интернет-ресурса – приемной электронных жалоб Билайн. Сотрудники ОАО «Вымпел-Коммуникации» на указанную претензию сообщили, что тестовые вызовы были произведены, проблем на сети ОАО «Вымпел-Коммуникации» не выявлено, проблема заключается в ОАО «Ростелеком».

В подтверждение своей позиции Заявителем в Управление представлена дополнительная информация и документы письмами б/д б/н (вх. №11812 от 02.06.2014), б/д б/н (вх. №16529 от 21.07.2014), б/д б/н (вх. №17326 от 30.07.2014), б/д б/н (вх. №20060 от 01.09.2014), б/д б/н (вх. №23260 от 08.10.2014), б/д б/н (вх. №25738 от 10.11.2014), б/д б/н (вх. №26267 от 14.11.2014).

         2. Позиция Ответчика представлена в Управление письмами исх. от 06.03.2014 №00170/14-И04 (вх. №4358 от 07.03.2014), б/д б/н (вх. №12057 от 04.06.2014), б/д б/н (вх. №16774 от 23.07.2014), б/д б/н (вх. №17312 от 30.07.2014), б/д б/н (вх. №20170 от 02.09.2014), б/д б/н (вх. №23261 от 08.10.2014), б/д б/н (вх. №23538 от 13.10.2014), от 11.11.2014 б/н (вх. №25799 от 11.11.2014).

         Ответчик не осуществлял пропуск трафика от сети подвижной радиотелефонной связи ОАО «Вымпел-Коммуникации» на сеть подвижной радиотелефонной связи ОАО «Ростелеком» в Санкт-Петербурге в рамках договора №КЕ290 от 27.03.2013 в связи с проводимой модернизацией коммутационного оборудования в связи с необходимостью своевременного запуска услуги перенесения абонентских номеров на сетях подвижной радиотелефонной связи. Ответчиком представлены доказательства проведения указанных работ.  

         Пропуск трафика от сети подвижной радиотелефонной связи ОАО «Вымпел-Коммуникации» на сеть подвижной радиотелефонной связи ОАО «Ростелеком» в Санкт-Петербурге осуществлялся через другие межоператорские стыки в рамках других заключенных договоров, а именно:

         - договора №31-07-16 от 01.04.2007 о присоединении сетей электросвязи (присоединение междугородних сетей электросвязи);

         - договора №951-06-16 от 01.10.2006 о присоединении и взаимодействии сетей электросвязи (присоединение сети подвижной радиотелефонной связи ОАО «Вымпел-Коммуникации» и междугородней телефонной связи ОАО «Ростелеком»).

         Ответчиком представлены распечатки завершенных вызовов с сети подвижной радиотелефонной связи ОАО «Вымпел-Коммуникации» на сеть подвижной радиотелефонной связи ОАО «Ростелеком» (код DEF=991) в рамках договоров  №31-07-16 от 01.04.2007 и  №951-06-16 от 01.10.2006 в период с сентября 2013 года по январь 2014 года (вх. № 16774 от 23.07.2014).

         Ответчик считает, что причиной основной части претензий абонентов в декабре 2013 года являлись проблемы на сети ОАО «Ростелеком» и аргументирует это следующим.

         Проблемы с прохождением трафика от сети связи ОАО «Вымпел-Коммуникации» на сеть ОАО «Ростелеком» начались 5 декабря 2013 года, что совпадает с датой первой претензии абонента ОАО «Ростелеком» в декабре 2013 года.

         Ответчиком представлена переписка между техническими службами Заявителя и Ответчика, из которой видно, что к 11 декабря 2013 года специалистами ОАО «Ростелеком» установлено, что проблема непрохождения вызовов от сети ОАО «Вымпел-Коммуникации» на сеть ОАО «Ростелеком» возникла в связи с тем, что Заявитель не в полной мере реализовал требования нормативно-правовых актов по обеспечению услуги переноса абонентских номеров. Проблема решена 19 декабря 2013 года.

         28 января 2014 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу принято решение о проведении внеплановой выездной проверки ОАО «Вымпел-Коммуникации».

  По итогам проверки нарушений обязательных требований выявлено не было, о чем составлен Акт проверки №А-78-06/0071 от 21.02.2014.

Ответчиком в материалы дела представлено письмо ФАС России от 01.08.2014 №АГ/30968/14 по запросу ОАО «ВымпелКом» с разъяснениями о наличии/отсутствии в действиях оператора подвижной радиотелефонной связи нарушения части 1 статьи 10 Закона о конкуренции при пропуске трафика в рамках установления   соединения абонентами различных сетей подвижной радиотелефонной связи.

         3. Комиссия, рассмотрев материалы дела №К10-53/14, выслушав участвующих в деле стороны, установила следующее.

ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом», ОАО «МегаФон» включены в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), по позиции «услуги подвижной радиотелефонной связи» с долей на рынке более 25%, в географических границах Российская Федерация.

Таким образом, совокупная доля ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом», ОАО «МегаФон» на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Российской Федерации составляет более 75%.

Доли остальных хозяйствующих субъектов на рынке подвижной радиотелефонной связи на территории Российской Федерации менее 8%.

Следовательно, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом», ОАО «МегаФон» каждое в отдельности занимает доминирующее положение на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Российской Федерации.

ОАО «Ростелеком» имеет лицензию №93390 от 21.11.2011 на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи со сроком начала оказания услуг связи не позднее 21.11.2013. Согласно представленной Заявителем информации услуги в Санкт-Петербурге оператор связи начал оказывать с августа 2013 года. Заявителем представлена также положительная динамика подключения абонентов (с начала оказания услуг по апрель 2014 года включительно).

ОАО «Вымпелком» и ОАО «Ростелеком» как операторы подвижной (сотовой) радиотелефонной связи (далее – операторы мобильной связи) являются конкурентами на указанном товарном рынке.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи), услуга по пропуску трафика является деятельностью, направленной на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи.

         Деятельность по оказанию услуг связи неразрывно связана с взаимным оказанием операторами услуг по присоединению и пропуску трафика, рынок которых является производным от рынка оказания услуг связи.

         Согласно статье 18 Закона о связи, присоединение одной сети электросвязи к другой сети электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключаемых операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи.

         Приказом Мининформсвязи России от 08.08.2005 №98 утверждены требования к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования, которыми, в том числе, определены различные варианты пропуска трафика при оказании услуг подвижной радиотелефонной связи.

         Законодательством в сфере связи не установлено обязательство оператора связи, в том числе оператора подвижной радиотелефонной связи, пропускать трафик исключительно одним из разрешенных маршрутов или одновременно всеми маршрутами.

         Основополагающей целью пропуска трафика является установление соединения между абонентами.

         Заявитель сообщил, что за период с августа 2013 года по февраль 2014 года отсутствует информация о пропуске трафика от абонентов сети подвижной радиотелефонной связи ОАО «Вымпел-Коммуникации» на сеть  подвижной радиотелефонной связи ОАО «Ростелеком».

         Автоматизированной системой расчетов ОАО «Ростелеком» соответствующие вызовы ни по одному из договоров о присоединении сетей электросвязи не зафиксированы.

         Комиссия Определением об отложении рассмотрения дела №К10-53/14 от 08.10.2014 №05/23450 запросило у Заявителя распечатку списка завершенных на сети ОАО «Ростелеком» вызовов по договорам  №31-07-16 от 01.04.2007 и  №951-06-16 от 01.10.2006 за произвольно выбранные временные промежутки:

1)    15.10.2013 11:00:00 – 11:59:59;

2)    03.12.2013 04:00:00 – 04:59:59.

          Заявитель предоставил запрашиваемые распечатки завершенных вызовов, из которых следует, что в указанный временной промежуток вызовы с сети подвижной радиотелефонной связи ОАО «Вымпел-Коммуникации» на сеть подвижной радиотелефонной связи ОАО «Ростелеком» успешно завершались.

          Представленные Заявителем данные совпадают с представленными Ответчиком распечатками завершенных вызовов с сети подвижной радиотелефонной связи ОАО «Вымпел-Коммуникации» на сеть подвижной радиотелефонной связи ОАО «Ростелеком» (код DEF=991) в рамках договоров  №31-07-16 от 01.04.2007 и  №951-06-16 от 01.10.2006 в период с сентября 2013 года по январь 2014 года.

          В соответствии с часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

         ФАС России письмом от 01.08.2014 №АГ/30968/14 (далее – Письмо) в частности разъяснено, что вопросы и порядок взаимодействия операторов связи по устранению технических сбоев на сетях  связи должны быть урегулированы договором о присоединении. В Письме указывается, что  отношения по надлежащему исполнению конкретного договора о присоединении, в том числе, в части устранения возникших технических проблем на сетях связи, вследствие которых возможны прерывания и непрохождение вызовов от абонентов одного оператора подвижной радиотелефонной связи  до абонентов другого оператора подвижной радиотелефонной связи, являются гражданско-правовыми и регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами и нормативно-правовыми актами, условиями договора, обычаями делового оборота.

         По вопросу о наличии признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях занимающего доминирующее положение оператора связи, направленных на использование только одного маршрута или его преимущественного использования при пропуске трафика в Письме отмечается, что при оценке данных действий необходимо установить их негативные последствия для конкуренции.

          Согласно материалам дела, стоимость завершения спорных вызовов от сети Ответчика на сеть Заявителя по договорам №31-07-16 от 01.04.2007 и  №951-06-16 от 01.10.2006 оплачивается Ответчиком Заявителю, и стоимость указанной услуги для Ответчика выше, чем по договору № КЕ290 от 27.03.2013.

          Таким образом, действия по пропуску трафика по договорам №31-07-16 от 01.04.2007 и  №951-06-16 от 01.10.2006 при временном отсутствии технической возможности завершать вызовы по Договору № КЕ290 от 27.03.2013 не создавали для Заявителя неразумных ограничений и необоснованных  условий реализации Заявителем своих прав.

          В связи с вышеизложенным и с тем, что Ответчик осуществлял пропуск трафика с сети подвижной радиотелефонной связи ОАО «Вымпел-Коммуникации» на сеть подвижной радиотелефонной связи ОАО «Ростелеком», в рассматриваемых Комиссией действиях отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

            В соответствии с п.9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

          В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

          Заявителем не были предоставлены доказательства причинения  убытков или нанесения ущерба его деловой репутации действиями Ответчика.

           Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых Комиссией действиях признаков нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

         Руководствуясь частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

         Прекратить рассмотрение дела №К10-53/14, возбужденного в отношении ОАО «Вымпел-Коммуникции» в связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 10 и части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых Комиссией действиях.

 


Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны