Решение №05/933 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 5 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № К10-4/14

г. Санкт-Петербург

                                                                                                           

Резолютивная часть решения оглашена 29 декабря 2014 г.                  

В полном объеме решение изготовлено 21 января 2015 г.

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Козлова О.А.               – заместитель руководителя, председатель Комиссии;

Мультановская В.В.  – начальник отдела естественных монополий, член Комиссии;

Ивашова Е.В.       – заместитель начальника отдела естественных монополий, член Комиссии;

Годизова А.А.      – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий, член Комиссии;

рассмотрев дело №К10-4/14, по признакам нарушения закрытым акционерным обществом «Первый контейнерный терминал» (местонахождение: 198035, Санкт-Петербург, Межевой канал, д. 5, 3-й район) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в установлении монопольно высокой цены за услуги по перемещению груза в целях досмотра и взвешивания по указанию таможенных органов, в присутствии представителей лиц, участвующих в деле №К10-4/14:

ЗАО «Первый контейнерный терминал» - ответчик:

Гальцова Г.П. – представитель по доверенности;

Танайлова С.В. – представитель по доверенности;

Беликов С.В. – представитель по доверенности;

Арсентьев В.Н. – представитель по доверенности;

Емолкин В.Н. – представитель по доверенности;

         ООО «Магистральстройсервис» - заявитель:

Чурсина А.Ю. – представитель по доверенности;

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Санкт-Петербургское УФАС России (далее - Управление) поступило заявление ООО «Магистральстройсервис» (далее - Общество) от 01.10.2013 №01/10-13/1 (вх. №19112 от 02.10.13) с жалобой на действия ЗАО «Первый контейнерный терминал» (далее - ЗАО «ПКТ», Стивидорная компания) по установлению монопольно высокой цены за услугу по перемещению контейнера на морском терминале Стивидорной компании в границах морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» в целях досмотра государственными органами (таможенными органами): 1) перемещение контейнера в границах морского порта в целях досмотра - 250 долл. США; 2) перемещение контейнера в границах морского порта в целях взвешивания – 210 долл. США.

Общество ввозит через морской порт «Большой порт Санкт-Петербург» по
контрактам с иностранными контрагентами контейнерные грузы. В рамках таможенного контроля по требованию должностных лиц таможенных органов в отношении товара Общества Стивидорной компанией проводятся определенные операции с грузом в качестве услуг по перемещению контейнера с целью досмотра и по перемещению контейнера с целью взвешивания.

Общество поясняет, что в силу публично-правовых обязательств перевозчика перед Таможенным союзом, товары, прибывающие в адрес Общества выгружаются в пределах порта в места временного хранения/постоянные зоны таможенного контроля (ПЗТК), владельцами которых является стивидорная компания и на которой расположен таможенный орган (на территории ПЗТК ЗАО «ПКТ» расположен таможенный пост Балтийской таможни «Турухтанный»).

Обществом представлены сравнительные расценки, установленные различными операторами «сухих» контейнерных терминалов за услуги по перемещению груза к месту таможенного досмотра: ООО «Корунд терминал» - 47 долл. США, ЗАО «Логистика Терминал» - 34 долл. США, которые, по мнению Общества, аналогичны услугам морских терминалов и включает в себя следующие операции: «вынуть контейнер из стока, поставить на «площадку», перевести к месту досмотра, а затем обратным путем вернуть контейнер в сток».

Согласно представленной ООО «Магистральстройсервис» информации грузооборот  ООО «Магистральстройсервис» перемещаемых контейнеров через терминал ЗАО «ПКТ» составил во второй половине 2012 г. – 470, в 2013 г. – 124, в 2014 г. (1-3-й квартал) – 540, в то время как количество контейнеров, в отношении которых таможенными органами проводились таможенные операции по ИДК (инспекционно-досмотровый комплекс), взвешиванию и досмотру составил: во 2-ой половине 2012 г. – 196 (досмотр), 345 (осмотр ИДК), 307 (взвешивание); в 2013 г. – 12 (досмотр) и 13 (взвешивание), в 2014 году (1-3-й квартал) – 1 (досмотр) и 1 (взвешивание). Оплата за перемещение указанных  контейнеров осуществлялась ООО «Магистральстройсервис» по счетам агентов морских линий.

2. Позиция ЗАО «Первый контейнерный терминал» представлена в Управление письмами от 28.11.2013 №2129 (вх.  №24240 от 29.11.2013), от 27.02.2014 №300 (вх. №3821 от 28.02.2014), от 17.04.2014 №579 (вх. №7845 от 17.04.2014), от 06.06.2014 №868 (вх. №12539 от 09.06.2014), от 10.09.2014 №1313 (вх. №21390 от 16.09.2014), от 24.12.2014 №1919.

По информации ЗАО «ПКТ», стоимость услуг по перемещению в целях досмотра составляет 250 долл. США, стоимость услуг по перемещению в целях досмотра ИДК 210 долл. США, стоимость услуг по перемещению в целях взвешивания 210 долл. США, стоимость услуг по перевалке (погрузочно-разгрузочным работам, далее - ПРР) импортного груженного контейнера 166 долл. США.

         ОАО «ПКТ» пояснило, что тариф за ПРР включает две составляющие: ставку за перевалку контейнера с/на контейнерное судно (2-ая категория) и ставку за перевалку контейнера с/на наземное транспортное средство (3-я категория). Представлена соответствующая информация о перечне операций, включаемых в ставки 2-ой и 3-ей категории.   

Операции, учитываемые в тарифах на перемещение для целей взвешивания контейнера и перемещение для целей досмотра (дополнительные работы), включают следующие операции, выполненные сверх операций, выполняемых при оказании услуг ПРР, по заявкам клиентов или требованию государственных контролирующих органов:

- взятие контейнера, помещенного на штатное место при выгрузке с судна; перемещение контейнера (подвоз) его к месту досмотра или взвешивания;

- производство операций взвешивания или досмотра (таких как, открытие/закрытие дверей контейнера; крепление/раскрепление груза;  растарка/затарка груза; частичное взвешивание грузовых мест);

- перемещение контейнера (отвоз) и помещение его на штатное место на складе.

Письмом от 28.11.2013 №2129 (вх. от 29.11.2013 №24240) ЗАО «ПКТ» представлена информация по расчету стоимости подвоза-отвоза контейнера для взвешивания и таможенного досмотра. Письмом от 06.06.2014 №868 (вх. от 25.04.2014 №10/7876) представлена информация по расчету себестоимости ПРР в составе 2-й и 3-й категорий.

Расчет тарифов на ПРР, стоимости связанных с ПРР услуг производится по методике, разработанной в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» на базе рекомендованной для морских портов (Методика расчета тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», согласованная 27.02.1995 г. руководителем Департамента цен Министерства экономики РФ В.И. Моргуновым и Директором Департамента морского транспорта Министерства транспорта РФ Н.П. Цахом (далее – Методика)).

         Размер плановой прибыли, применяемый в расчетах равен 50%, что соответствует размеру, установленному Порядком регулирования тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга», утв. Заместителем Министра экономики РФ С.М. Игнатьевым 29.12.1995 г. (далее – Порядок). Изменений после отмены регулирования тарифов нет.

         Расчет накладных расходов производится от прямых затрат в установленном размере, определение структуры которых (отнесение затрат к прямым и накладным) производится по «Методике расчета тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в морских портах» (разработана отделом цен и тарифов на транспорте Департамента цен Минэкономики РФ и Департаментом регулирования производственной деятельности морского транспорта Минтранса России и утвержденной Минтрансом 09.10.1997). Расчет накладных расходов осуществляется по фактическим расходам.

ЗАО «ПКТ»   представлен расчет фактического размера накладных расходов, применяемых для производства расчетов.

 

3. Определением Санкт-Петербургского УФАС России от 22.09.2014 №05/21969 в отношении ООО «Магистральстройсервис» возбуждено производство по делу №Ш05-400/14 об административном правонарушении, выразившемся в непредставлении по требованию антимонопольного органа информации, необходимой для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением Санкт-Петербургского УФАС России от 26.09.2014 №05/22463 дело №К10-4/14 было приостановлено на срок рассмотрения дела №Ш05-400/14.

Определением Санкт-Петербургского УФАС России от 08.12.2014 №05/29269 дело №К10-4/14 было возобновлено.

4. Комиссия, рассмотрев материалы дела №К10-4/14, выслушав участвующих в деле стороны, установила следующее.

4.1.Морской порт «Большой порт Санкт-Петербург» - крупнейший в России, как по территориальному признаку, так и по объемам обрабатываемых грузов.

Согласно проведенному Управлением анализу состояния конкуренции на рынке услуг погрузочно-разгрузочных работ в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» работы (услуги) по перевалке поступающих в морской порт контейнерных грузов осуществляет шесть стивидорных компаний, доли по грузообороту между которыми по итогам 2012 года распределились следующим образом: ЗАО «ПКТ» - 50,04%, ЗАО «КТСП» - 13,56%, ОАО «Петролеспорт» - 29,99%, ЗАО «Нева-Металл» - 0,20%, ООО «Моби-Дик» - 4,8%, ООО «Русмарин-Форвардинг» - 1,37%.

По  итогам 10 месяцев 2013 доля указанных компаний распределялась следующим образом: ЗАО «ПКТ» - 43,6%, ЗАО «КТСП» - 28,0%, ОАО «Петролеспорт» - 28,0%, ЗАО «Нева-Металл» -  2,5%, ООО «Моби-Дик» - 8,7%, ООО «Русмарин-Форвардинг» - 1,4%.

ЗАО «ПКТ», ЗАО «КТСП», ОАО «Петролеспорт» включены в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте по разделу 3 - услуги портов и (или) транспортных терминалов (см. официальный сайт ФСТ России www.fstrf.ru). Кроме того, каждая из перечисленных компаний включена в утвержденный приказом ФСТ России от 05.06.2012 №137-т/3 «Перечень субъектов естественных монополий в транспортных терминалах и морских портах, регулирование которых осуществляет ФСТ России».

Каждый из Операторов как субъект естественных монополий в соответствии с ч.5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») является доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке стивидорных услуг[1] в морских портах (в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург»).

Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности определенные в указанной норме закона условия, в том числе если совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых
больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов. В связи с этим каждый из следующих хозяйствующих субъектов: ЗАО «ПТК», ЗАО «КТСП» и ОАО «Петролеспорт» занимает доминирующее положение на рынке стивидорных услуг в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» по номенклатуре «контейнерные грузы».

4.2. Согласно утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 №293 (ред. от 27.06.2013) перечню субъектов естественных монополий в морских портах, тарифы на услуги погрузки и выгрузки грузов регулируются государством.

Согласно приказу Федеральной службы по тарифам от 19 ноября 2013 г. № 214-т/2 “Об изменении регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Выборг, Высоцк, Усть-Луга” ценовое регулирование на услуги по погрузке и выгрузке, хранению грузов, предоставлению причалов к Стивидорным компаниям, в том числе ЗАО «ПКТ», не применяется, но обязывает  стивидорные компании, осуществляющие деятельность на  территории указанных портов, представлять в ФСТ России   ежеквартально   информацию о применяемых ценах на услуги в морских портах по погрузке и выгрузке, хранению грузов, а также по представлению причалов.

Федеральная служба по тарифам согласно Положению, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №332, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль   по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен на услуги в морских портах по погрузке и выгрузке, хранению грузов, а также по представлению причалов.

Согласно направленному ФСТ России письму от 30.04.13 №ОА-4869/10 в адрес  ООО «Магистральстройсервис» ЗАО «ПКТ» вправе самостоятельно определять уровень тарифов на оказываемые услуги по погрузке и выгрузке.

4.3. Постановлением ФЭК РФ от 10.06.2003 №45-т/1 были утверждены тарифы на ПРР контейнеров и связанные с ними услуги в ЗАО «ПКТ» (далее – Постановление), включая Положение о порядке применения указанных тарифов (Приложение 2 к Порядку). Постановлением регулировались тарифы на ПРР и связанные с ними услуги в ЗАО «ПКТ» до Приказа ФСТ от 30.06.2010 №133-т/1 «Об изменении государственного регулирования в отношении субъектов естественной монополии в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», согласно которому ценовое регулирование в отношении ЗАО «ПКТ» отменялось.

После отмены ценового регулирования, приказов об утверждении и/или изменении тарифов на услуги по перевалке и хранению контейнеров либо отдельного документа «Прейскурант» в ЗАО «ПКТ» не издается. Расчет стоимости услуг (тариф) утверждается генеральным директором, после чего с клиентами терминала подписываются Дополнительные соглашения о внесении изменений/дополнений в приложение «Тарифы» к договорам на оказание услуг.

Тариф на ПРР включает две составляющие: ставку за перевалку контейнера с/на контейнерное судно (2-я категория) и ставку за перевалку контейнера с/на наземное транспортное средство (3-я категория).

Ставка 2-й категории включает следующие операции:

  1. Перемещение контейнера из ячейки/с палубы на причал (или в обратном направлении, включая крепление или раскрепление контейнера, а также включая документальное оформление приемки/сдачи груза.
  2. Перемещение контейнера с причала на склад или в обратном направлении.
  3. Открытие/закрытие судовых люков (крышек) и перемещение их из отсека в отсек или на причал.
  4. Тальманская обработка контейнеров и оформление карго-плана по окончании работы.
  5. Уведомление о повреждении, произошедшем во время погрузки/выгрузки.

Ставка 3-й категории включает следующие операции:

  1. Прием/выдача контейнеров, включая документальное оформление приема/выдачи контейнера и предоставление информации в электронной форме.
  2. Выгрузка или погрузка контейнеров с или на транспортное средство (трейлер или ж/д платформу) и перемещение с или на склад.
  3. Уведомление о повреждении, произошедшем во время погрузки/выгрузки.
  4. Подача подвижного ж/д состава в места погрузки/выгрузки, включая стоимость маневровых операций, плату за использование подвижного состава в пределах нормативного срока.
  5. Уведомление об отсутствии ярлыков. Прикрепление ярлыков на контейнер в соответствии с особыми инструкциями Линии.

Перечень операций, стоимость которых включается в тарифы на работы ПРР  2-й и 3-й категорий соответствует перечню Приложения 2 Постановления. 

Тарифы по перемещению контейнеров в зоне действия таможенного поста «Турухтанный» в целях их досмотра и взвешивания, действующие с 01.01.2011 г. включают стоимость следующих операций:

  1. Перемещение для целей досмотра/осмотра контейнера – подвоз/отвоз контейнера в/из досмотровую(ой) зону, растарку/затарку груза, взвешивание грузовых мест, пересчет груза.
  2. Перемещение для целей взвешивания контейнера – подвоз/отвоз контейнера в/из зону(ы) взвешивания, взвешивание контейнера, формирование электронной версии тальманки взвешивания.

До декабря 2012 года все счета по оплате услуг ЗАО «ПКТ», связанные с таможенным осмотром/досмотром, взвешиванием, по условиям договоров, выставлялись в адрес поклажедателя (агента морского перевозчика). Услуга оказывалась на основании требований таможенного органа, вручаемых в адрес ЗАО «ПКТ» либо в адрес декларанта.

С декабря 2012 года в договор с агентами морских перевозчиков был включен п.5.2. «Взвешивание контейнера, осмотр груза и проведение операций по растарке груза в рамках одного контейнера осуществляется по Заявке Агента в виде электронного документа в формате, утвержденном Оператором, с использованием электронного обмена данных.

Агент подтверждает право оформления Заявок Декларантом - лицом, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары в соответствии с правами декларанта, изложенными в ст. 187 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Декларант вправе от собственного имени и за свой счет подавать Заявки на взвешивание контейнера, осмотр груза и проведение операций по растарке груза в рамках одного контейнера в виде электронного документа в формате, утвержденном Оператором, с использованием электронного обмена данных.

В целях реализации данного пункта, декларанты/ экспедиторы в рамках действующего договора и Правил электронного документооборота, опубликованных на сайте www.container.ru, поручили компании «Ролис», являющейся организатором корпоративной информационной системы «Контерра», подавать заявки в адрес ЗАО «ПКТ» на проведение операций с грузом на следующие технологические операции:

- перемещение контейнера для целей осмотра/досмотра;

- перемещение контейнера для целей взвешивания;

- приведение контейнера в транспортабельное состояние.

С этого момента декларанты/экспедиторы как по собственному желанию, так и при наличии требования таможенного органа самостоятельно подают заявки на перемещение контейнеров для целей осмотра/досмотра, взвешивания через WЕВ-сайт компании «Ролис», что составляет 97% от общего количества заявок.

Применяемые ЗАО «ПКТ» цены на перевалку груженных контейнеров  определяются соглашением о тарифах с каждым линейным оператором (морскими контейнерными линиями).

ОАО «ПКТ» письмом от 06.06.2014 №868 представлены утвержденные Генеральным директором расчеты (нормативные) себестоимости погрузочно-разгрузочных работ в составе 2-ой и 3-ей категории и суммарной стоимости погрузочно-разгрузочных работ, которые применяются при согласовании тарифов соответственно с 01.02.2013, с 28.12.2013 и с 19.01.2014.

ОАО «ПКТ» письмом от 28.11.2013 №2129 представлены утвержденные Генеральным директором расчеты (нормативные) стоимости таможенного досмотра сухого контейнера  и расчет (нормативный) стоимости подвоза-отвоза контейнера для взвешивания и взвешивание, действующие с 01.01.2011 по настоящее время.

 

Результаты сравнительного анализа представленной информации по расчетной стоимости работ (услуг) сведены в следующую таблицу:

 

 

Перемещение в целях досмотра

Перемещение в целях взвешивания

ПРР в составе 2-й категории

ПРР в составе 3-й категории

Время работы механизмов (маш.час)

Кран STS

-

-

0,036

-

АКВ

0,42

0,42

0,18

0,18

РТГ

0,17

0,17

0,06

0,06

Тягач с РТ

0,20

0,57

0,10

0,10

Ричстакер

-

0,17

-

-

а/п г/п 1,5 тн

0,41

-

-

-

Кран РМГ

-

-

-

0,03

Себестоимость 1 часа работы механизмов (руб./маш.час)

Кран STS

-

-

5 973

-

АКВ

1 713

1 713

1 713

1 713

РТГ

1 357

1 357

1 357

1 357

Тягач с РТ

714

714

714

714

Ричстакер

-

1 746

-

-

а/п г/п 1,5 тн

336

-

-

-

Кран РМГ

-

-

-

4 630

Часовая тарифная ставка докеров-механизаторов (руб./чел.-час.)

137,2

137,2

137,2

137,2

Время работы докеров на досмотре (чел.-час/контейнер)

1,575

-

-

0,202

Время работы докеров на механизмах (чел.-час/конт.)

-

-

0,208

-

Время работы докеров сигн. и расст. конлоков (час/конт.)

-

-

0,3114

-

Время работы докеров при подвозе-отвозе контейнеров (час/конт.)

0,4021

0,7155

-

-

Время работы докера на взвешивании контейнеров

-

0,167

-

-

 

Таким образом, перечень операций, выполняемых при ПРР во внутрипортовом перемещении, не превышает количество операций, выполняемых при перемещении контейнера в целях таможенного досмотра и взвешивания. Отличия составляет время работы, согласно которому время работы по операциям перемещения контейнеров в целях таможенного досмотра и взвешивания значительно превышает время по операциям выполняемых при ПРР.    

В связи с изложенным, установлено, что разница между ставкой на досмотр и взвешивание и ставкой на ПРР состоит в использовании различной техники на указанных операциях, разнице во времени, затраченном на одну операцию и разном количестве необходимой для оказания услуги рабочей силы.

Перемещение контейнера в границах морского порта на терминале ЗАО «ПКТ» в целях таможенного досмотра составляет 250 долл. США. Перемещение контейнера в границах морского порта на терминале ЗАО «ПКТ» в целях взвешивания – 210 долл. США.

Так, например, перемещение контейнера в границах морского порта на терминале ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» в целях таможенного досмотра составляет 250 долл. США и в целях взвешивания 200 долл. США. У ОАО «Петролеспорт» стоимость указанных услуг составляет 275 долл. США.

В соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В связи с изложенным, установление цен за услугу по перемещению контейнера на морском терминале ЗАО «ПКТ» в границах морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» в целях таможенного досмотра не отвечает признакам статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

          В связи с изложенным выше, указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых Комиссией действиях признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

          Руководствуясь частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

 

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела №К10-4/14 в связи с отсутствием в рассматриваемых  Комиссией действиях ЗАО «ПКТ» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

 Председатель Комиссии                                                               Козлова О.А.

 

 

Члены Комиссии                                                                          Мультановская В.В.

 

 

                                                                                        Ивашова Е.В.

 

                                                                      

                                                                                                          Годизова А.А.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

[1] Стивидорные услуги – погрузочно-разгрузочные работы, хранение груза, иные работы и услуги, связанные с обработкой и обслуживанием груза и транспортных средств.

Связанные организации

Связанные организации не указаны