Решение №05/934 Решение по делу о наушении антимонопольного законодательства... от 5 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № К10-5/14

г. Санкт-Петербург

                                                                                                           

Резолютивная часть решения оглашена 29 декабря 2014 г.                 

В полном объеме решение изготовлено 21 января 2015 г.

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Козлова О.А.                – заместитель руководителя, председатель Комиссии;

Мультановская В.В.    – начальник отдела естественных монополий, член Комиссии;

Ивашова Е.В.       – заместитель начальника отдела естественных монополий, член Комиссии;

Годизова А.А.      – ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий, член Комиссии;

рассмотрев дело №К10-5/14, по признакам нарушения закрытым акционерным обществом «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (местонахождение: 198096, Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, 22) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в установлении монопольно высокой цены за услуги по перемещению груза в целях досмотра и взвешивания по указанию таможенных органов, в присутствии представителей лиц, участвующих в деле №К10-5/14:

ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» - ответчик:

Бутрим А.О. – представитель по доверенности;

Чибриков Д.А. - представитель по доверенности;

Лысенко Ю.В. - представитель по доверенности;

Сухоненко В.Г. - представитель по доверенности;

Танайлова С.В. – представитель по доверенности;

Емолкин В.Н. – представитель по доверенности;

         ООО «Магистральстройсервис» - заявитель:

Чурсина А.Ю. – представитель по доверенности;

 

УСТАНОВИЛА:

 

  1. В Санкт-Петербургское УФАС России (далее - Управление) поступило заявление ООО «Магистральстройсервис» (далее - Общество) от 01.10.2013 №01/10-13/1 (вх. №19112 от 02.10.13) с жалобой на действия ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (далее - ЗАО «КТСП», Стивидорная компания) по установлению монопольно высокой цены за услугу по перемещению контейнера на морском терминале Стивидорной компании в границах морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» в целях досмотра государственными органами (таможенными органами) 1) перемещение контейнера в границах морского порта в целях досмотра - 250 долл. США; 2) перемещение контейнера в границах морского порта в целях взвешивания – 200 долл. США.

Общество ввозит через морской порт «Большой порт Санкт-Петербург» по
контрактам с иностранными контрагентами контейнерные грузы. В рамках таможенного контроля по требованию должностных лиц таможенных органов в отношении товара Общества Стивидорной компанией проводятся определенные операции с грузом в качестве услуг по перемещению контейнера с целью досмотра и по перемещению контейнера с целью взвешивания.

Общество поясняет, что в силу публично-правовых обязательств перевозчика перед Таможенным союзом, товары, прибывающие в адрес Общества выгружаются в пределах порта в места временного хранения/постоянные зоны таможенного контроля (ПЗТК), владельцами которых является стивидорная компания и на которой расположен таможенный орган (на территории ПЗТК ЗАО «КТСП» расположен таможенный пост Балтийской таможни «Гавань»).

Обществом представлены сравнительные расценки, установленные различными операторами «сухих» контейнерных терминалов за услуги по перемещению груза к месту таможенного досмотра: ООО «Корунд терминал» - 47 долл. США, ЗАО «Логистика Терминал» - 34 долл. США, которые, по мнению Общества, аналогичны услугам морских терминалов и включает в себя следующие операции: «вынуть контейнер из стока, поставить на «площадку», перевести к месту досмотра, а затем обратным путем вернуть контейнер в сток».

         Согласно представленной ООО «Магистральстройсервис» информации грузооборот  ООО «Магистральстройсервис» перемещаемых контейнеров через терминал ЗАО «КТСП» во 2-м полугодии 2012 году – 130, в 2013 году – 130, в 2014 году (3-й квартал) – 7.

Количество контейнеров, в отношении которых таможенными органами проводились таможенные операции по ИДК (инспекционно-досмотровый комплекс), взвешиванию и досмотру: во 2-й половине 2012 года – 2(досмотр) и 109 (взвешивание), в 2013 году – 10 (досмотр) и 20 (взвешивание), в 2014 году (3-й квартал) – досмотр и взвешивание отсутствуют. Оплата за перемещение указанных  контейнеров осуществлялась ООО «Магистральстройсервис» по счетам агентов морских линий.

Оплата за перемещение указанных  контейнеров осуществлялась ООО «Магистральстройсервис» по счетам агентов морских линий.

  1. Позиция ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» представлена в Управление письмами от 28.11.2013 №1849 (вх.  №24267 от 29.11.2013), от 05.03.2014 №287/10-18 (вх. №4173 от 05.03.2014), от 17.04.2014 №466/10-18 (вх. №7794 от 17.04.2014), от 06.06.2014 №702/10-18 (вх. №12372 от 06.06.2014), от 18.07.2014 №16335 (вх. №16335 от 18.07.2014), от 11.09.2014 №1136/10-18 (вх. №21121 от 11.09.2014), от 19.09.2014 №1173/10-18 (вх. №21768 от 19.09.2014), б/д б/н (вх. №30532 от 24.12.2014).

По информации ЗАО «КТСП», стоимость услуг по перемещению в целях досмотра составляет 250 долл. США, стоимость услуг по перемещению в целях досмотра ИДК 200 долл. США, стоимость услуг по перемещению в целях взвешивания 200 долл. США, стоимость услуг по перевалке импортного груженного контейнера 236 долл. США.

По информации ЗАО «КТСП» за услуги по перевалке контейнера (погрузке-выгрузке контейнера) применяется тариф «погрузочно-разгрузочные работы». Указанный тариф является комплексным и включает в себя работы, связанные с перемещением контейнера по схеме «причал-склад-транспортное средство» или в обратном направлении.

Операции, учитываемые в тарифах на перемещение для целей взвешивания контейнера и перемещение для целей досмотра (дополнительные работы), включают следующие операции, выполненные сверх операций, выполняемых при оказании услуг ПРР, по заявкам клиентов или требованию государственных контролирующих органов:

- постановка контейнера из зоны хранения на транспортное средство и обратно;

- подвоз (отвоз) контейнера в зону досмотра;

- открытие/закрытие дверей контейнера;

- крепление/раскрепление груза;

- растарка/затарка груза;

- частичное взвешивание грузовых мест.

Расчет тарифов на ПРР, стоимости связанных с ПРР услуг производится по методике, разработанной в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» на базе рекомендованной для морских портов (Методика расчета тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», согласованная 27.02.1995 г. руководителем Департамента цен Министерства экономики РФ В.И. Моргуновым и Директором Департамента морского транспорта Министерства транспорта РФ Н.П. Цахом (далее – Методика)).

Размер плановой прибыли, применяемый в расчетах равен 50%, что соответствует размеру, установленному Порядком регулирования тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга», утв. Заместителем Министра экономики РФ С.М. Игнатьевым 29.12.1995 г. (далее – Порядок). Изменений после отмены регулирования тарифов нет.

Расчет накладных расходов производится от прямых затрат в установленном размере, определение структуры которых (отнесение затрат к прямым и накладным) производится по «Методике расчета тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в морских портах» (разработана отделом цен и тарифов на транспорте Департамента цен Минэкономики РФ и Департаментом регулирования производственной деятельности морского транспорта Минтранса России и утвержденной Минтрансом 09.10.1997). Расчет накладных расходов осуществляется по фактическим расходам.

ЗАО «КТСП» представлен расчет фактического размера накладных расходов, применяемых для производства расчетов.

ЗАО «КТСП» считает, что сравнение расценок морских контейнерных терминалов с расценками «сухих» (тыловых) терминалов является некорректным, поскольку в отличии от морских терминалов, основной услугой которой является проведение погрузочно-разгрузочных операций при обработке морских судов, «сухие» терминалы осуществляют обработку авто- и железнодорожного транспорта и работают по технологиям и процедурам, отличающихся от существующих на морских терминалах.

ЗАО «КТСП» указывает на то, ЗАО «КТСП» рассматривает возможность заключения договора при обращении грузополучателя в ЗАО «КТСП», на основании представленной информации от грузополучателя о виде груза, планируемом объеме его перевалки, интенсивности перевалки, информации о перевозчике и т.п. Представленная информация сопоставляется с наличием свободных мощностей ЗАО «КТСП» на момент обращения грузополучателя, которая в том числе зависит от объема и интенсивности перевалки по уже заключенным договорам на перевалку грузов.  

 

  1. Комиссия, рассмотрев материалы дела №К10-5/14, выслушав участвующих в деле стороны, установила следующее.
    1. Морской порт «Большой порт Санкт-Петербург» - крупнейший в России, как по территориальному признаку, так и по объемам обрабатываемых грузов.

Согласно проведенному Управлением анализа состояния конкуренции на рынке услуг погрузочно-разгрузочных работ в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» работы (услуги) по перевалке поступающих в морской порт контейнерных грузов осуществляет шесть стивидорных компаний, доли по грузообороту между которыми по итогам 2012 года распределились следующим образом: ЗАО «ПКТ» - 50.04%, ЗАО «КТСП» - 13.56%, ОАО «Петролеспорт» - 29.99%, ЗАО «Нева-Металл» - 0.20%, ООО «Моби-Дик» - 4.8%, ООО «Русмарин-Форвардинг» - 1.37%.

По  итогам 10 месяцев 2013 доля указанных компаний распределялась следующим образом: ЗАО «ПКТ» - 43.6%, ЗАО «КТСП» - 28.0%, ОАО «Петролеспорт» - 28.0%, ЗАО «Нева-Металл» -  2.5%, ООО «Моби-Дик» - 8.7%, ООО «Русмарин-Форвардинг» - 1.4%.

ЗАО «ПКТ», ЗАО «КТСП», ОАО «Петролеспорт» включены в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте по разделу 3 - услуги портов и (или) транспортных терминалов (см. официальный сайт ФСТ России www.fstrf.ru). Кроме того, каждая из перечисленных компаний включена в утвержденный приказом ФСТ России от 05.06.2012 №137-т/3 «Перечень субъектов естественных монополий в транспортных терминалах и морских портах, регулирование которых осуществляет ФСТ России».

Каждый из операторов морских терминалов как субъект естественных монополий в соответствии с ч.5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») является доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке стивидорных услуг (стивидорные услуги – погрузочно-разгрузочные работы, хранение груза, иные работы и услуги, связанные с обработкой и обслуживанием груза и транспортных средств) в морских портах (в морском порту «Большой порт Санкт- Петербург»).

Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности определенные в указанной норме закона условия, в том числе если совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых
больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов. В связи с этим каждый из следующих хозяйствующих субъектов: ЗАО «ПТК», ЗАО «КТСП» и ОАО «Петролеспорт» занимает доминирующее положение на рынке стивидорных услуг в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» по номенклатуре «контейнерные грузы».

3.2. Согласно утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 №293 (ред. от 27.06.2013) перечню субъектов естественных монополий в морских портах, тарифы на услуги погрузки и выгрузки грузов регулируются государством.

Согласно приказу Федеральной службы по тарифам от 19 ноября 2013 г. № 214-т/2 “Об изменении регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Выборг, Высоцк, Усть-Луга” ценовое регулирование на услуги по погрузке и выгрузке, хранению грузов, предоставлению причалов к Стивидорным компаниям, в том числе ЗАО «КТСП», не применяется, обязывает  стивидорные компании, осуществляющие деятельность на  территории указанных портов, представлять в ФСТ России   ежеквартально   информацию о применяемых ценах на услуги в морских портах по погрузке и выгрузке, хранению грузов, а также по представлению причалов.

Федеральная служба по тарифам согласно Положению, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №332, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен на услуги в морских портах по погрузке и выгрузке, хранению грузов, а также по представлению причалов.

Согласно направленному ФСТ России письму от 30.04.13 №ОА-4869/10 в адрес  ООО «Магистральстройсервис» ЗАО «КТСП» вправе самостоятельно определять уровень тарифов на оказываемые услуги по погрузке и выгрузке.

3.3.ЗАО «КТСП» начало осуществлять деятельность по ПРР  и связанные с ними услугами в отношении контейнерных грузов в 2011 г.

Сведения об установленных и применяемых в 2012 и 2013 гг. ЗАО «КТСП» тарифах за услуги по перемещению контейнера в границах морского порта в целях досмотра, а также в целях взвешивания по требованию государственных органов содержатся в Приказах ЗАО «КТСП» об утверждении тарифов №62-КТ от 01.11.2011, №127 от 13.07.2012, №180 от 09.11.2012.

В соответствии с утвержденными тарифами (Приказ №180 от 09.11.2012) перемещение контейнера в границах морского порта в целях осуществления досмотра включает следующие операции:

- постановка контейнера из зоны хранения на транспортное средство и обратно;

- подвоз (отвоз) контейнера в зону досмотра;

- открытие/закрытие дверей контейнера;

- крепление/раскрепление груза;

- растарка/затарка груза;

- частичное взвешивание грузовых мест.

         Перемещение контейнера в границах морского порта в целях взвешивания включает следующие дополнительные операции:

-постановка контейнера из зоны хранения на транспортное средство и обратно;

- подвоз (отвоз) контейнера в зону проведения взвешивания и обратно;

- взвешивание контейнера;

- формирование электронного отчета о взвешивании.

         В соответствии с действующим Приказом ЗАО «КТСП» об утверждении тарифов №180 от 09.11.2012 на 2013 год установлены следующие тарифы на услуги, оказанные ЗАО «КТСП» по требованию государственных органов:

- перемещение контейнера в границах морского порта в целях досмотра – 250 долл. США за контейнер;

- перемещение контейнера в границах морского порта в целях взвешивания – 200 долл. США за контейнер.

         Базовая тарифная ставка на ПРР в ЗАО «КТСП» является фиксированной и утверждается приказом. С клиентами, которые осуществляют деятельность на территории ЗАО «КТСП», тарифная ставка на ПРР зафиксирована в заключенных договорах.

ЗАО «КТСП» письмом от 28.11.2013 №1849 представлены утвержденные Генеральным директором калькуляции тарифа на перемещение контейнера в границах морского порта в целях досмотра и взвешивания.  

ЗАО «КТСП» письмом от 05.03.2014 №287/10-18 представлена утвержденная Генеральным директором калькуляцию базового тарифа на погрузо-разгрузочные работы груженого контейнера.

 

Результаты сравнительного анализа представленной информации по расчетной стоимости работ (услуг) сведены в следующую таблицу:

 

 

 

Досмотр

Перемещение  для взвешивания

ПРР

Время выполнения операции

Скл-RTG-тяг

0,867

0,867

0,088

тягач

0,150

0,150

0,132

тяг-RS-дос

0,20

-

-

Судно-STS-Тягач

-

-

0,044

RTG-TC

-

-

0,044

Себестоимость работы (USD/маш.час)

Скл-RTG-тяг

54,14

54,14

54,14

тягач

24,30

24,30

25,50

тяг-RS-дос

37,62

-

-

Судно-STS-Тягач

-

-

316,68

RTG-TC

-

-

56,80

 

Таким образом, перечень операций, выполняемых при ПРР во внутрипортовом перемещении, превышает количество операций, выполняемых при перемещении контейнера в целях таможенного досмотра и взвешивания. Отличия составляет время работы, согласно которому время работы по операциям по перемещению контейнеров в целях таможенного досмотра и взвешивания значительно больше, чем по операциям ПРР.    

В связи с изложенным, установлено, что разница между ставкой на досмотр и взвешивание и ставкой на ПРР состоит в использовании различной техники на указанных операциях, следовательно, в дополнительном времени, затраченном на одну операцию и дополнительно привлеченной рабочей силы.

Перемещение контейнера в границах морского порта на терминале ЗАО «КТСП» в целях таможенного досмотра составляет 250 долл. США. Перемещение контейнера в границах морского порта на терминале ЗАО «ПКТ» в целях взвешивания – 200 долл. США.

Так, например, перемещение контейнера в границах морского порта на терминале ЗАО «Первый контейнерный терминал» в целях таможенного досмотра составляет 250 долл. США и в целях взвешивания 210 долл. США. У ОАО «Петролеспорт» стоимость указанных услуг составляет 275 долл. США.

В соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В связи с изложенным, установление цен за услугу по перемещению контейнера на морском терминале ЗАО «КТСП» в границах морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» в целях таможенного досмотра не отвечает признакам статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

          В связи с изложенным выше, указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых Комиссией действиях признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

          Руководствуясь частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела №К10-5/14 в связи с отсутствием в рассматриваемых  Комиссией действиях ЗАО «КТСП» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

 Председатель Комиссии                                                               Козлова О.А.

 

 

Члены Комиссии                                                                          Мультановская В.В.

 

 

                                                                                        Ивашова Е.В.

 

                                                                      

                                                                                                          Годизова А.А.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны