Решение №78/31403/22 Т02-667/22 по жалобе ООО «ОП «Локомотив» от 28 декабря 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-667/22
23 декабря 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от СПб ГАУ «ЦЗН» (далее – Организатор торгов) путем видеоконференцсвязи; в отсутствие представителей от ООО «ОП «Локомотив» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 15.12.2022 вх. №32349-ЭП/22) ООО «ОП «Локомотив» на действия закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГАУ «ЦЗН» (далее — Закупочная комиссия) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по физической охране помещений и имущества СПб ГАУ «ЦЗН» с 00-00 час 01.01.2023 г. по 23-59 час 31.12.2023 г. (извещение №32211891237), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
28 ноября 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211891237 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по физической охране помещений и имущества СПб ГАУ «ЦЗН» с 00-00 час 01.01.2023 г. по 23-59 час 31.12.2023 г. (далее — Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГАУ «ЦЗН» (далее – Положение о закупках) в редакции от 31.10.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
18 383 354,20 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
28.11.2022 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
06.12.2022 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
06.12.2022, 07.12.2022 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
http://roseltorg.ru |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в осуществлении оценки заявки ООО «ОО «Русь СПб» по подкритерию «Квалификация участника закупки», который оценивается в рамках критерия «Квалификация и опыт работы участника закупки», в порядке, не соответствующем Документации.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГАУ «ЦЗН» относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ОП «Локомотив» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/30125/22 от 16.12.2022, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/30125/22 от 16.12.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
В соответствии с итоговым протоколом № 32211891237-03 от 08.12.2022 к участию в Закупке были допущены три заявки участников: ООО «ОО «Русь СПб», ООО «ОП «Локомотив» и ООО «ОП «СТАРК». По результатам оценки заявок Закупочной комиссией было принято решение присвоить заявке ООО «ОО «Русь СПб» 84,44 балла по критерию «Квалификация и опыт работы участника закупки», при этом по подкритерию «Квалификация участника закупки» участником ООО «ОО «Русь СПб» заявлено 57 договоров, принято Закупочной комиссией к оценке — 54 договора.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Как следует из ч. 19.2 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.
На основании ч. 19.5 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги). Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.
Пунктом 1 части 4 Документации установлены следующие критерии оценки заявок участников:
1) «Цена договора» - 50%;
2) «Квалификация и опыт работы участника закупки» - 50%:
2.1 «Квалификация участника закупки», выраженная в наличии и количестве договоров (контрактов) по оказанию услуг, аналогичных предмету конкурса в электронной форме, за период с 01.01.2020 г. по дату подачи заявки участником закупки — 70%;
2.2 «Опыт работы участника закупки» по оказанию услуг, аналогичных предмету конкурса в электронной форме, выраженный в стаже работы участника закупки по оказанию данного вида услуг — 30%.
Согласно п. 2.2 ч. 4 Документации оценка заявок по критерию «Квалификация и опыт работы участника закупки» осуществляется следующим образом:
2.2.1. Предмет оценки (критерий) – «Квалификация и опыт работы участника закупки» указан в Таблице №1.
Таблица №1.
№ |
Наименование показателя по критерию «Квалификация и опыт работы участника закупки» |
Значимость (%) |
1. |
«Квалификация участника закупки», выраженная в наличии и количестве договоров (контрактов) по оказанию услуг, аналогичных предмету конкурса в электронной форме, за период с 01.01.2020 г. по дату подачи заявки участником закупки. Цена договора (контракта) должна быть свыше 5 000 000,00 руб. (пять миллионов рублей 00 копеек) каждый*. |
70 |
2. |
«Опыт работы участника закупки» по оказанию услуг, аналогичных предмету конкурса в электронной форме, выраженный в стаже работы участника закупки по оказанию данного вида услуг. |
30 |
*Оценке подлежат только контракты (договоры), заключенные путем проведенных закупок, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" № 44-ФЗ и Федеральным законом от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" № 223-ФЗ. Данные подтверждающие выполнение аналогичных предмету закупки работ (оказанию услуг) Заказчик в обязательном порядке сверяет с данным размещенными в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) на сайте https://zakupki.gov.ru.
2.2.2. Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «Квалификация и опыт работы участника закупки» определяется по формуле:
Rci = Ci1 + Ci2
где:
Rci - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
Ci1- оценка i-й заявки участника закупки по показателю «Квалификация участника закупки», выраженная в наличии и количестве договоров (контрактов) по оказанию услуг, аналогичных предмету конкурса в электронной форме, за период с 01.01.2020 г. по дату подачи заявки участником закупки (цена договора (контракта) должна быть свыше 5 000 000,00 руб. (пять миллионов рублей 00 копеек) каждый);
Ci2 - оценка i-й заявки участника закупки по показателю «Опыт работы участника закупки по оказанию услуг, аналогичных предмету конкурса в электронной форме, выраженный в стаже работы участника закупки по оказанию данного вида услуг».
Участник закупки предоставляет сведения по данному критерию по форме 2 (2.3.) «Квалификация и опыт работы участника закупки».
2.2.2.1. Оценка i-й заявки участника закупки по показателю «Квалификация участника закупки», выраженная в наличии и количестве договоров (контрактов) по оказанию услуг, аналогичных предмету конкурса в электронной форме, за период с 01.01.2020г. по дату подачи заявки участником закупки (цена договора/контракта должна быть свыше 5 000 000,00 руб. (пять миллионов рублей 00 копеек) определяется по формуле:
Ci1 = (Кi1 / Кmax1) х КЗ1 х 100,
где:
КЗ1 – коэффициент значимости показателя;
Кi1 - предложение участника закупки, заявка которого оценивается, по данному показателю;
Кmax1 – максимальное предложение из всех предложений участников закупки по данному показателю.
Для подтверждения квалификации участника закупки по показателю, выраженном в наличии и количестве договоров (контрактов), аналогичных предмету конкурса в электронной форме, за период с 01.01.2020г. по дату подачи заявки участником закупки (цена каждого представленного договора (контракта) должна быть свыше 5 000 000,00 руб. (пять миллионов рублей 00 копеек) каждый), участник заполняет форму 2 «Квалификация и опыт работы участника закупки». Данные, указанные в форме, должны подтверждаться копиями договоров (контрактов) со всеми изменениями и приложениями, являющимися неотъемлемой частью договоров (контрактов), с приложением копий Актов сдачи-приемки оказанных услуг.
В случае отсутствия в составе заявки участника закупки копий договоров (контрактов) со всеми изменениями и приложениями, являющимися неотъемлемой частью договоров (контрактов), и (или) копий Актов сдачи-приемки оказанных услуг, и (или) отсутствия (незаполнения или заполнения с нарушением требований конкурсной документации) формы 2 (2.3.) «Квалификация и опыт работы участника закупки», данная заявка при оценке по показателю «Квалификация участника закупки», выраженная в наличии и количестве договоров (контрактов), аналогичных предмету конкурса в электронной форме за период с 01.01.2020г. по дату подачи заявки участником закупки (цена договора/контракта свыше 5 000 000,00 руб. (пять миллионов рублей 00 копеек) каждый), учитываться не будет.
При несовпадении объема оказанных услуг по данным, указанным в форме 2 (2.3.) «Квалификация и опыт работы участника закупки» по показателю «Квалификация участника закупки», выраженная в наличии и количестве договоров (контрактов) на оказание услуг, аналогичных предмету конкурса в электронной форме, за период с 01.01.2020г. по дату подачи заявки участником закупки (цена каждого представленного договора (контракта) должна быть свыше 5 000 000,00 руб. (пять миллионов рублей 00 копеек), и данным, указанным в копиях договоров (контрактов), аналогичных предмету конкурса в электронной форме, и копиях Актов сдачи-приемки оказания услуг, для целей расчета значения данного показателя принимаются значения объема оказанных услуг, указанные в Актах сдачи-приемки оказанных услуг.
Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно итоговому протоколу №32211891237-03 в заявке ООО «ОО «Русь СПб» по показателю ««Квалификация участника закупки», выраженная в наличии и количестве договоров (контрактов) по оказанию услуг, аналогичных предмету конкурса в электронной форме, за период с 01.01.2020 г. по дату подачи заявки участником закупки. Цена договора (контракта) должна быть свыше 5 000 000,00 руб. (пять миллионов рублей 00 копеек) каждый*» были заявлены сведения о 57 договорах, из которых закупочной комиссией принято 54. При этом согласно открытым данным в сети интернет, в том числе данным ЕИС, у данной организации нет договоров с ценой каждого не менее 5 000 000,00 рублей за период с 01.01.2020 г. по дату подачи заявки участником закупки. Следовательно, Закупочная комиссия незаконно присвоила заявке ООО «ОО «Русь СПб» максимальный балл по показателю «Квалификация участника закупки», выраженная в наличии и количестве договоров (контрактов) по оказанию услуг, аналогичных предмету конкурса в электронной форме, за период с 01.01.2020 г. по дату подачи заявки участником закупки.
Представители Организатора торгов отметили, что согласно конкурсной документации, часть II п. 1.6.1. в конкурсе в электронной форме может принять участие любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участник закупки имеет право выступать в отношениях, связанных с размещением закупок, как непосредственно, так и через своих представителей на основании доверенности, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией. В случае если на стороне одного участника закупки выступает несколько физических/юридических лиц, заявка должна содержать соглашение таких лиц, в котором в частности должны быть определены следующие условия:
а) об участии на стороне одного участника закупки нескольких лиц, с указанием фирменного наименования, места нахождения, почтового адреса, электронной почты, контактных телефонов таких лиц;
б) о лице, уполномоченном принимать участие в закупке в интересах всех лиц, выступающих на стороне участника закупки и имеющем право подавать/отзывать заявку, направлять запросы на разъяснение Документации о закупке, а также осуществлять иные права и обязанности, которые принадлежат участнику закупки в соответствии с Положением о закупках и Документацией о закупке.
Представители Организатора торгов пояснили, что ООО «ОО «Русь СПб», выступающим в качестве лидера коллективного участника закупки была подана коллективная заявка. Соглашение № 01-СД от 29.11.2022 о совместной деятельности в области охранных услуг заключено между участниками закупки:
-
ООО «Охранная организация «Русь СПб»;
-
ООО «Частное агентство по охране «Аргус»;
-
ООО «Охранная организация «Арго-К»;
-
ООО «Охранное предприятие «АРГУС-В»;
-
ООО «Охранное предприятие «Аргус-М»;
-
ООО «Охранная организация «Кустод-К»;
-
ООО «Охранная организация «Кустод-А»;
-
ООО «Охранная организация «Кустод».
Представители Организатора торгов также отметили, что в целях подтверждения опыта оказания аналогичных услуг ООО «ОО «Русь СПб» в составе второй части заявки на участие в закупке представлены копии 57 договоров (контрактов) с приложением необходимых документов, свидетельствующих об их исполнении (акты, счета-фактуры и др.), из них комиссией были приняты 54 договора, в том числе заключенных и исполненных:
-
ООО «Охранная организация «Русь СПб» - 0 договоров;
-
ООО «Частное агентство по охране «Аргус» - 14 договоров;
-
ООО «Охранная организация «Арго-К» (правопреемник ООО «Аргус Д») - 7 договоров;
-
ООО «Охранное предприятие «АРГУС-В» - 5 договоров;
-
ООО «Охранное предприятие «Аргус-М» - 8 договоров;
-
ООО «Охранная организация «Кустод-К» - 2 договора;
-
ООО «Охранная организация «Кустод-А» (правопреемник ООО «Аргус Н») - 12 договоров;
-
ООО «Охранная организация «Кустод» - 6 договоров.
Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об учете при оценке заявки коллективного участника ООО «ОО «Русь СПб» по подкритерию «Квалификация участника закупки» 54-х договоров, сведения о которых были представлены в составе заявки ООО «ОО «Русь СПб», а также о присвоении заявке ООО «ОО «Русь СПб» 84,44 балла по критерию «Квалификация и опыт работы участника закупки» принято в соответствии с условиями п. 1.6.1 Документации, п. 2.2 ч. 4 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что оценка заявки коллективного участника ООО «ОО «Русь СПб» по подкритерию «Квалификация участника закупки», который оценивается в рамках критерия «Квалификация и опыт работы участника закупки», осуществлена Закупочной комиссией Организатора торгов в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 15.12.2022 вх. №32349-ЭП/22) ООО «ОП «Локомотив» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГАУ «ЦЗН» (ИНН: 7838479881, ОГРН: 1127847461697) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по физической охране помещений и имущества СПб ГАУ «ЦЗН» с 00-00 час 01.01.2023 г. по 23-59 час 31.12.2023 г. (извещение №32211891237) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.