Решение №78/11053/21 Т02-309/21 по жалобе ООО «ВТ-Инжиниринг» от 19 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-309/21

 

14 апреля 2021 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов); от ООО «ВТ-Инжиниринг» (далее — Заявитель) путём видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 06.04.2021 вх. №11427-ЭП/21) ООО «ВТ-Инжиниринг» на действия ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку дезинфектора для поручня (извещение №32110054403, далее – Закупка), заслушав пояснения,

УСТАНОВИЛА:

 

04 марта 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение №32110054403 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку дезинфектора для поручня (далее – Извещение), включая аукционную документацию (далее — Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках ГУП "Петербургский метрополитен", версия 44 от 25.05.2020 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена:

Лот №1 - 6 760 000,00 руб.

Лот №2 - 780 000,00  руб.

Лот №3 - 2 340 000,00 руб.

Лот №4 - 3 380 000,00 руб.

Лот №5 - 780 000,00 руб.

Лот №6 - 1 040 000,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

04.03.21

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

22.03.2021 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

24.03.2021, 26.03.2021

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д.88

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №32110054403 не был заключен договор.

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в технических требованиях Документации по товару «Дезинфектор для поручня» по показателю №7 для характеристики «длина волны УФ излучения, мкм» неизменяемого показателя «0,278», что, по мнению Заявителя, приводит к необоснованному ограничению количества потенциальных участников Закупки.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

 

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ВТ-Инжиниринг» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/9501/21 от 07.04.2021, представлен.

Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/9501/21 от 07.04.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в частности, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В п. 1.1 Тома 2 Документации установлено, что предметом Закупки является поставка дезинфектора для поручня.

Согласно п. 1.2 Тома 2 Документации поставка товара осуществляется в соответствии с техническими требованиями аукционной документации (Том 3). В Томе 3 настоящей аукционной документации указываются также следующие сведения:

    • описание предмета аукциона;

    • установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика;

– требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик;

– место, условия и сроки (периоды) поставки товара;

В соответствии с п. 2.2.1 Технических требований Документации по лотам №№1-6 поставляемый товар должен соответствовать требованиям, указанным в Приложении №1, №2 к настоящим техническим требованиям и нормативным актам, устанавливающим требования к товару, в том числе требования к сертификации и декларированию товара.

В соответствии с Приложения №2 к Техническим требованиям Документации по лотам №№1-6 для товара «дезинфектор для поручня» установлен следующий показатель, (характеристики) значения которого не могут изменяться:

 

7

Длина волны УФ излучения, мкм

×

×

×

×

0,278

 

В подтверждение позиции, изложенной в жалобе, Заявитель сослался на «Методические указания по применению бактерицидных ламп для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях» (утв. начальником Управления профилактической медицины Минздравпрома РФ Р.И. Халитовым №11-16/03-06 от 28.02.1995) (далее - Методические указания), где содержится указание на то, что показатель «длина волны УФ излучения, мкм» характеризуется диапазоном значений, а не конкретным значением.

Представитель Организатора торгов пояснил, что Методические указания, помимо прочего, содержат следующую информацию:

«Методические указания рассчитаны на работников лечебных учреждений и органов санитарно-эпидемиологического надзора, а также лиц, занимающихся проектированием и эксплуатацией облучательных установок».

«Методические указания являются базой для составления должностных инструкций по обслуживанию бактерицидных установок средним и младшим медицинским и техническим персоналом».

«Они носят рекомендательный характер и позволят на более высоком уровне выполнять требования существующих нормативных документов, регламентирующих санитарные правила по содержанию различных лечебных, детских, бытовых и производственных помещений, оборудованных облучательными установками с бактерицидными лампами».

Учитывая изложенное, Методические указания носят рекомендательные характер и не обязывают Организатора торгов применять их положения при проведении процедур закупок.

Вместе с тем, требования действующего законодательства РФ не устанавливают каких-либо правил, условий, ограничений для закупки товара, являющегося предметом рассматриваемого аукциона.

Требования к длине волны УФ излучения были установлены Организатором торгов исходя из информации, имеющейся у ГУП «Петербургский метрополитен», и информации о дезинфекторах для поручней, размещенной в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Так, например, на официальном сайте ООО «НИК «Позитрон» размещена информация о дезинфекторе для поручней эскалатора «Вирустоп-П», для которого указа длина волны УФ излучения 278 нм (при переводе в мкм - 0,278 мкм).

На официальном сайте ООО «Дезхолдинг» размещена информация о дезинфекторе для поручней эскалатора, для которого также указана длина волны УФ излучения 278 нм (при переводе в мкм - 0,278 мкм).

Таким образом, на рынке представлены как минимум 2 дезинфектора для поручней эскалаторов, соответствующие требованиям аукционной документации.

Вместе с тем, в период с 17.08.2020 по 12.10.2020 на станции метро «Беговая» проводилась опытная эксплуатация дезинфектора для поручня эскалатора «Вирустоп-П» производства ООО «НПК «Позитрон», которое имеет длину волны УФ излучения 278 нм (при переводе в мкм - 0,278 мкм).

В соответствии с Гигиенической оценкой ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» от 26.10.2020 № 78-20-27.010.Л.34579, по результатам лабораторных исследований (на третьем (заключительном) этапе испытаний) эффективность обеззараживания общего микробного числа в смывах, отобранных при режиме с пассажирской нагрузкой с включенным устройством по сравнению с режимом с пассажирской нагрузкой с выключенной установкой, составляет до 100%.

Учитывая изложенное, исходя из предоставленной Гигиенической оценки и информации о наличии, как минимум, двух устройств с аналогичными характеристиками, Организатором торгов были установлены требования о длине волны УФ излучения дезинфекторов для поручней в размере 0,278 мкм.

Как пояснил представитель Организатора торгов, на участие в аукционе по каждому из шести лотов было подано по две заявки, вследствие чего можно сделать вывод, что указанные Организатором торгов в Технических требованиях характеристики не создали ограничений для участия в Закупке, а описание предмета Закупки не противоречит принципам, установленным ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ.

Таким образом, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что указание Организатором торгов в Технических требованиях Документации значений характеристик товара «дезинфектора для поручня» по лотам №№1-6 не является нарушением норм Закона №223-ФЗ и не приводит к незаконному ограничению конкуренции среди потенциальных участников Закупки.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и не усматривает в действиях Организатора торгов нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

 

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу (от 06.04.2021 вх. №11427-ЭП/21) ООО «ВТ-Инжиниринг» на действия ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку дезинфектора для поручня (извещение №32110054403) необоснованной.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны