Решение (комиссия) №№ 78/10720/23 Решение ИП Акулов - СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 109» ... от 5 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу №078/01/17-188/2023

 

Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2023 г.

Полный текст решения изготовлен 05 мая 2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Санкт-Петербургское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом № 23/23 от 17.02.2023 в составе:

Председатель Комиссии:

<…>;

Члены Комиссии:

<…>;

<…>,

рассмотрев дело № 078/01/17-188/2023 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 109» при проведении аукциона в электронной форме, извещение размещено на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) - № 0172200002222000185 (далее – закупка), на право заключения государственного контракта на поставку медицинского оборудования – система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети (система ультразвуковой визуализации универсальная, код вида изделия 260250) в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения для нужд СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 109», выразившихся в неприменении при описании объекта закупки Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ), что предусмотрено постановлениями Правительства от 08.02.2017 № 145, от 10.07.2019 № 878, и может иметь результатом создание преимущественных условий участия в закупках отдельным участникам, недопущение, ограничение конкуренции при проведении закупки,

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения обращения <…> (далее – Заявитель) (вх. № 29347-ЭП/22 от 17.11.2022) о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее – Администрация) и СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 109» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, извещение размещено на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) - № 0172200002222000185 (далее – Закупка), на право заключения государственного контракта на поставку медицинского оборудования – система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети (система ультразвуковой визуализации универсальная, код вида изделия 260250) в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения для нужд СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 109», Санкт-Петербургское УФАС России выявило признаки нарушения порядка проведения торгов, что противоречит части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявитель в обращении сообщил о неправомерном включение характеристик, отличных от Каталога товаров, работ и услуг (далее – КТРУ), в описание объекта закупки по электронному аукциону извещение № 0172200002222000185 - Поставка медицинского оборудования – система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети (система ультразвуковой визуализации универсальная, код вида изделия 260250) в рамках реализации региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения для нужд СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109», НМЦК – 8 977 199,32 руб.

Наименование и код ОКПД2 объекта закупки (26.60.12.132) включен в Перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный постановлением Правительства от 10 июля 2019 г. № 878 (далее - Перечень), то есть – попадает под действие национального режима (ограничений).

Исходя пункта 5а) Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила), описание объекта закупки не может содержать дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в КТРУ, если объект закупки включен в Перечень.

Так, из буквального толкования данной нормы, следует безусловная невозможность заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции указывать Дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции КТРУ.

При проведении закупки по электронному аукциону извещение № 0172200002222000185 Заказчик в нарушение вышеуказанной нормы использовал характеристики товара, отличные от КТРУ (КТРУ 26.60.12.132-00000033, 34, 35, 36, 37), объяснив это возникшей необходимостью.

Кроме того, в описание объекта закупки включены не только не соответствующие КТРУ характеристики, но и избыточные показатели:

- Пакеты расчетов и измерений для регионарной анестезии (пункт 8.9);

- Пакеты расчетов и измерений для ургентной медицины (пункт 8.1);

- Специальный режим для повышения качества визуализации структур сердца (пункт 14.1.1.5).

В ответ на запрос информации от Санкт-Петербургского УФАС России Администрация предоставила информацию от Заказчика, которая содержала пояснения Заказчика и документацию о Закупке.

В пояснениях Заказчик сообщил, что на основании отсутствия в КТРУ позиций, обязательных к применению, Заказчик для удовлетворения своих потребностей с учетом основной деятельности по оказанию медицинской помощи, а также с учетом Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым установлен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, установил код ОКПД2 26.60.12.132 и осуществил описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ).

Заказчиком не выбраны позиции КТРУ, содержащиеся в ЕИС, так как в них не содержатся необходимые технические и эксплуатационные характеристики оборудования, являющиеся важными для Заказчика, такие как:

КТРУ 26.60.12.132-00000033, 34, 35, 36, 37 не содержат данных об основных технических характеристиках аппарата ультразвукового сканирования: динамический диапазон, частота кадров (быстродействие) системы, количество приемо-передающих каналов процессинга, частотный диапазон системы, максимальные скорости в различных режимах сканирования. Данные параметры непосредственно отражают функциональные возможности и критически влияют на качество изображения. Таким образом, согласно КТРУ 26.60.12.132-00000033, 34, 35, 36, 37 может быть поставлена совершенно любая ультразвуковая система, даже самая низкокачественная, удовлетворяющая лишь немногочисленным базовым требованиям.

КТРУ 26.60.12.132-00000033, 34, 35, 36, 37 не предъявляют требований к ультразвуковым датчикам, тогда как, технические характеристики каждого датчика являются основополагающими параметрами визуализации: диапазон рабочих частот, радиус кривизны поверхности датчика и угол сканирования, количество элементов, глубина проникновения, продольная и поперечная разрешающая способности. Спецификация данных параметров для каждого датчика обязательна с клинической точки зрения.

КТРУ 26.60.12.132-00000033, 34, 35, 36, 37 не учитывают возможности программного обеспечения современных ультразвуковых систем для расширения возможностей базовых режимов сканирования.

КТРУ 26.60.12.132-00000033, 34, 35, 36, 37 не специфицируют такие базовые параметры сканера, как размер основного экрана, его разрешения. А также габаритные размеры сканера, потребляемая мощность и необходимое напряжение сети. Данные параметры технических характеристик необходимы для обеспечения качественного отображения диагностической информации и корректной работы системы.

Таким образом, при описании объекта закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности, а также учитывал необходимость конечного результата – обеспечение медицинской организации необходимым высокотехнологичным медицинским оборудованием для оказания качественной медицинской помощи гражданам.

Рассмотрев представленные материалы, Санкт-Петербургское УФАС России установило следующее.

В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона № 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение ч. 6 ст. 23 Закона № 44-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 № 145 (далее – Постановление № 145).

Пунктом 3 Правил определено, что заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с п. 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением.

Пункт 4 Правил закрепляет, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" п. 10 Правил, утвержденных Постановлением, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно Извещения, закупке подлежит медицинское оборудование - код ОКПД 26.60.12.132: система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети (система ультразвуковой визуализации универсальная, код вида изделия 260250).

Надлежащие доказательства, свидетельствующие об объективном несоответствии товара, описанного в позициях КТРУ: 26.60.12.132-00000033, 34, 35, 36, 37 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети" товару, требуемому Заказчику к поставке по итогам оспариваемой Закупки, Заказчиком не представлены.

При формировании объекта закупки Заказчики самостоятельно определяют код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.

Действия Заказчика, намеренно не использовавшего Каталог товаров, работ, услуг для описания объекта закупки, не соответствуют требованиям п. 4 Правил, предусмотренных Постановлением № 145, нарушают ч. 6 ст. 23 Закона № 44-ФЗ и могут иметь результатом недопущение, ограничение конкуренции при проведении закупки.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Запрет, установленный статьей 17 Закона о защите конкуренции, адресован органам, осуществляющим властные функции, организациям, осуществляющим функции указанных органов власти, и хозяйствующим субъектам в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду.

Таким образом, формированием указанных к Закупке требований, могут быть созданы ограничивающие условия участия в закупках участникам, которые поставляют товары в соответствии с позицией КТРУ № 26.60.12.132-00000033, 34, 35, 36, 37, что запрещено ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

 

Рассмотрев заявление, Санкт-Петербургское УФАС России установило отсутствие оснований для не установления в Закупке позиции КТРУ, содержащиеся в ЕИС, вне зависимости от отсутствия в них необходимых технических и эксплуатационных характеристик оборудования, являющихся важными для Заказчика.

Таким образом, в действиях усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Выявив в действиях СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 109» признаки нарушения антимонопольного законодательства Санкт-Петербургское УФАС России возбудило дело № 078/01/17-188/2023.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.

В отсутствие доступной информации, а также учитывая специфику рассматриваемого дела Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приняла решение привлечь в качестве лиц, располагающих сведениями: Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга, Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга и СПб ГКУ «Дирекция по закупкам Комитета здравоохранения» (далее – Дирекция) и запросила соответствующую мотивированную позицию по вопросу о порядке и применении КТРУ при проведении Закупки.

Согласно позиции, представленной Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга пунктом 4 Правил предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.

Согласно сведениям, размещенным по состоянию на 10.11.2022 в КТРУ, датой начала обязательного применения позиций КТРУ 26.60.12.132-00000033, 26.60.12.132-00000034, 26.60.12.132-00000035, 26.60.12.132-00000036, 26.60.12.132-00000037 указано 01.01.2023.

В настоящее время позиции КТРУ 26.60.12.132-00000036, 26.60.12.132-00000037 обязательны к применению с 29.04.2023, а позиции 26.60.12.132-00000033, 26.60.12.132-00000034, 26.60.12.132-00000035 исключены из КТРУ 05.12.2022. Таким образом, у заказчика по состоянию на 10.11.2022 не было обязанности применять вышеуказанные позиции КТРУ при закупке системы ультразвуковой визуализации универсальной, с питанием от сети.

В свою очередь, Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга в дополнение к необязательности применения КТРУ дополнил, что пунктом 9 Правил использования КТРУ определено, что в случае размещения извещения об осуществлении закупки до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога заказчик до завершения закупки вправе руководствоваться пунктом 7 Правил использования КТРУ.

Заказчик в соответствии с положениями пункта 7 Правил использования КТРУ осуществил описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), в качестве замены кода позиции КТРУ указал код ОКПД2 26.60.12.132, что допускается положениями абзаца 2 пункта 7 Правил использования КТРУ.

Дирекция представила следующие пояснения: до 01.01.2023 указанные позиции КТРУ не являются обязательными к применению, условия применения подпункта «а» пункта 5 Правил в отношении указанных позиций у заказчика до 01.01.2023 не наступают. Позиция Дирекции также подтверждается письмом Минфина России от 28.09.2020 № 24-06-08/84661.

В материалах дела имеется сравнительная таблица предполагаемого к поставке оборудования, согласно которой для удовлетворения потребностей заказчика подходят как минимум три модели оборудования.

В связи с выявлением новых обстоятельств, в т.ч. позицией профильных Комитетов и Дирекции о необязательности применения позиций КТРУ на момент проведения Закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к выводу об отсутствии в действиях СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 109» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела №078/01/17-188/2023, возбужденное в отношении СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 109», в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии <…>.

Члены Комиссии: <…>.

<…>

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения, а также в коллегиальный орган ФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны