Решение №78/6547/24 принятое по жалобе ООО "ИНВЕСТ" от 15 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ,

принятое по результатам рассмотрения жалобы

ООО «ИНВЕСТ»

 

Резолютивная часть решения оглашена «12» марта 2024 года

В полном объеме решение изготовлено «15» марта 2024 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

В присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя АО «РАД» (далее – Организатор торгов); представителя ГК «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Конкурсный управляющий);

В отсутствие представителя ООО «ИНВЕСТ» (далее — Заявитель) надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте заседания комиссии

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу ООО «ИНВЕСТ» (вх. №5288-ЭП/24 от 01.03.2024) на действия Организатора торгов – АО «РАД» и Конкурсного управляющего — ГК «Агентство по страхованию вкладов» при организации и проведении торгов посредством публичного предложения (извещение размещено на сайте оператора электронной площадки https://lot-online.ru/ РАД-358136, лот №1 и на сайте https://bankrot.fedresurs.ru/ №13185986), документы и сведения по торгам, представленные сторонами

УСТАНОВИЛА:

Извещение РАД-35136 о проведении публичного предложения размещено на сайте электронной площадки https://sales.lot-online.ru, (далее – сайт торгов).

Предметом торгов по лоту №1 является:

Лот №1 ОАО АКБ «ПРОБИЗНЕСБАНК», ИНН 7729086087, уведомление о включении в РТК третьей очереди 2389-ВА/ТК от 22.10.2015, находится в стадии банкротства (7 372 245,23 руб.).

Начальная цена: 7 372 245,23 руб.;

Дата начала первого интервала: 14.12.2023 00:00

Дата окончания последнего интервала: 27.02.2024 14:00.

В жалобе Заявитель указал, что Организатор торгов неправомерно отклонил заявку Заявителя в связи с не поступлением задатка на расчетный счет Организатора торгов.

Организатор торгов, Конкурсный управляющий против доводов жалобы возражали, указав на то, что торги были проведены в соответствии с действующим законодательством.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 15.07.2022 N 48960-ЭП/22 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта "а" пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 N 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в письме ФАС России от 15.07.2022 N ГМ/67432/22, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника регулируется Законом о несостоятельности, а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее –Приказ).

В силу пункта 10 статьи 110 Закона о несостоятельности в сообщении о продаже предприятия должны содержаться: порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия, а также размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

В силу пункта 12 статьи 110 Закона о несостоятельности решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

В соответствии с пунктом 2.1. Приказа №495 для обеспечения возможности использования электронной площадки заинтересованным лицом оператор электронной площадки проводит его регистрацию на электронной площадке.

В соответствии с пунктом 6.1. Приказа № 495 в открытых торгах могут принимать участие только лица, признанные участниками торгов.

В силу абзаца 2 пункта 7, пункта 20 статьи 110 закона о несостоятельности и раздела 2 Приказа №495 участие в торгах могут принять лица, зарегистрированные на данной площадке в установленном законодательством порядке.

Согласно жалобе Заявителя, им был заключен агентский договор с Слипченко Д.С. (далее — Агент) от 26.02.2024.

Согласно Протоколу об определении участников торгов от 27.02.2024 Агент подал заявку на участие в торгах на периоде с 25.02.2024 по 26.02.2024, однако не был допущен в связи с не поступлением задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов.

Организатор торгов пояснил, что заявку на участие в торгах подавал Агент, а задаток был перечислен ООО «Инвест», что подтверждается платежным поручением №17 от 26.02.2024.

Комиссией установлено, что в сообщении о проведении торгов указано: «Для участия в Торгах (Торгах ППП) Заявитель представляет Оператору в электронной форме подписанный электронной подписью Заявителя договор о внесении задатка. Заявитель обязан в срок, указанный в настоящем сообщении, и в соответствии с договором о внесении задатка внести задаток путем перечисления денежных средств на счет для зачисления задатков ОТ: получатель платежа - АО «Российский аукционный дом» (ИНН 7838430413, КПП 783801001): Северо-Западный Банк ПАО Сбербанк, г. Санкт-Петербург, БИК 044030653, к/с 30101810500000000653, р/с 40702810355000036459. В назначении платежа необходимо указывать: «№ Л/с ...задаток для участия в торгах». Заявитель вправе направить задаток по вышеуказанным реквизитам без представления подписанного договора о внесении задатка. В этом случае перечисление задатка Заявителем считается акцептом размещенного на ЭТП договора о внесении задатка».

Согласно пункту 5 Договора о задатке, размещенного на сайте торгов и сайте ЕФРСБ, «исполнение обязанности по внесению суммы задатка третьими лицами не допускается», аналогичное требование установлено Регламентом оператора электронной площадки.

ООО «Инвест» не был участником вышеуказанных торгов на периоде с 25.02.2024 по 26.02.2024, денежные средства перечисленным им не могли быть зачислены на лицевой счет третьего лица Агента.

Комиссией установлено, что, регистрируясь на электронной площадке и подавая заявку на участие в торгах, заявители обязаны руководствоваться Регламентами, утвержденными электронной площадкой, регистрация участников, прием заявок, допуск к торгах осуществляется площадкой в автоматическом режиме, программно-аппаратными средствами площадки.

Исходя из вышеизложенного, Комиссией установлено, Заявителем не оспаривается, что задаток на участие в торгах был перечислен третьим лицом, а задаток от Заявителя не поступал.

Вместе с тем, согласно протоколу об определении участников торов от 27.02.2024 было подано 19 заявок на периоде с 25.05.2024 по 26.02.2024, 17 из которых были допущены до участия в торгах. Заявка Агента была отклонена в связи с не поступлением задатка.

Протоколом о результатах торгов от 27.02.23024 торги были признаны состоявшимся, Победителем торгов был признан участник, предложивший максимальную цену за имущество — 455 666,00 руб.

При этом Комиссия отмечает на недопустимость формального подхода при исполнении организатором торгов своих обязанностей, в частности при оценке заявок. Формализм при оценке заявок, противоречит принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам торгов и является злоупотреблением правом.

Кроме того, важно отметить, что в пункте 22 Обзора судебной практики разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2022 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023 на основании положений абзаца шестнадцатого статьи 2, статьи 110, 111,124, 139 Закона о несостоятельности указано, что реализация имущества должника посредством проведения торгов в конкурсном производстве подчинена общей цели названной процедуры - наиболее полное удовлетворение требований кредиторов исходя из принципов очередности и пропорциональности.

Из вышеизложенного следует, что при продаже имущества должников в ходе процедур банкротства формальный подход будет затрагивать интерес кредиторов, заключающийся в минимальном сроке реализации имущества с максимальной эффективностью.

Резюмируя изложенное, указанные в жалобе нарушения не нашли своего подтверждения, с учетом имеющихся документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя необоснованной.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России;

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ИНВЕСТ» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны