Решение №78/19932/21 Т02-513/21 по жалобе ИП Оганяна Р. С. от 8 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-513/21

06 июля 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ПАО «МРСК Северо-Запада» (далее – Организатор торгов) и ИП Оганяна Р. С. (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 25.06.2021 вх. № 20935-ЭП/21) ИП Оганяна Р. С. на действия Организатора торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД) при пожаре для нужд ПАО «МРСК Северо-Запада» (извещение № 32110394976), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

18 июня 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110394976 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД) при пожаре для нужд ПАО «МРСК Северо-Запада» (далее – Закупка), включая извещение о Закупке (далее – Извещение).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «МРСК Северо-Запада» (далее – Положение о закупках) в редакции от 20.05.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

5 145 900,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

18.06.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

25.06.2021 в 14:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

08.07.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

https://lot-online.ru

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Извещении избыточного и ограничивающего конкуренцию требования к участникам о предоставлении протоколов исследований (испытаний) и измерений на соответствие образцов средств индивидуальной защиты требованиям технических регламентов, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Извещение, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ПАО «МРСК Северо-Запада» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ИП Оганяна Р. С. в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/19102/21 от 30.06.2021, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/19102/21 от 30.06.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В соответствии с ч. 20 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно п. 1.4.3 Извещения участник закупки для того, чтобы принять участие в закупке, должен удовлетворять требованиям, установленным в пункте 14 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ», 15 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ», 16 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».

Пунктом 16 информационной карты Извещения (далее — Информационная карта) установлены иные отборочные критерии, установленные в соответствии с приложением 1 к «Типовым требованиям к участникам закупок, критериям и порядку оценки заявок участников закупок» Единого стандарта ПАО «Россети»:

к) Соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, законодательством о стандартизации, иным требованиям, связанным с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а именно:

  • поставляемая продукция отечественного либо зарубежного производства на момент поставки должна быть аттестована ПАО «Россети». Для неаттестованной продукции необходимо положительное заключение Комиссии ПАО «МРСК Северо-Запада» по допуску оборудования, материалов и систем.

Требования об аттестации в отношении конкретной электротехнической продукции установлены в разделе V «Техническое задание» настоящей документации о закупке.

Как следует из раздела 5 Извещения (Техническая часть), технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла в составе приложения №2 к извещению о закупке (далее — Техническое задание).

В соответствии с п. 1.8 Технического задания предлагаемая участником продукция должна быть аттестована ПАО «Россети» или иметь положительное решение КДО ПАО «МРСК Северо-Запада» о допуске оборудования, материалов и систем.

Согласно п. 1.9 Технического задания если предлагаемая участником продукция не аттестована ПАО «Россети», участник должен приложить следующие документы, для осуществления экспертизы комиссией ПАО «МРСК Северо-Запада» по допуску средств индивидуальной защиты органов дыхания, с целью определения соответствия предлагаемой участником к поставке продукции требованиям действующего Положения об аттестации оборудования, технологий и материалов в ПАО «Россети» (доступного к ознакомлению в открытом доступе: http://www.rosseti.ru/investment/science/attestation/):

а) сведения о предприятии-производителе продукции;

б) сертификаты соответствия на продукцию, выданные аккредитованными центрами по сертификации;

в) сертификаты о происхождении в случае поставки товара, произведённого за пределами Российской Федерации;

г) инструкция по эксплуатации, включающая техническое описание (при его наличии);

д) паспорт или иной документ, удостоверяющий гарантийные обязательства предприятия-производителя;

е) перечень протоколов с указанием вида испытаний, даты и места их проведения;

ж) протоколы исследований (испытаний) и измерений на соответствие образцов средств индивидуальной защиты требованиям технических регламентов, полученные с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Заявитель в жалобе указывает на то, согласно пункту 5.5 ТР ТС 019/2011 самоспасатели относятся ко второму классу - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации. Наличие у продукции сертификата соответствия требованиям ТР ТС 019/2011 подтверждает ее соответствие требованиям технического регламента и тем самым гарантирует ее безопасность. Таким образом, требование заказчика о предоставлении «протоколов испытаний» является избыточным. Заявленные производителем защитные характеристики подтверждаются руководством по эксплуатации и паспортом. Соответствие техническому регламенту подтверждается сертификатом. Кроме того, протоколы испытаний доступны только сторонам договора на выполнение испытаний - изготовителю и лаборатории, в то время как большее количество участников рынка составляют поставщики, которые не являются изготовителями (производителями). Более того, протокол испытаний это конфиденциальный документ и в нем указаны данные, передача которых может повлечь за собой утечку информации. Производитель может отказать потенциальному поставщику в предоставлении копий протоколов испытаний. Требование заказчика о предоставлении протоколов испытаний влечет за собой ограничение количества участников закупки и в первую очередь поставщиков, не являющихся изготовителями. При этом, результаты протокола сертификационных испытаний относится только к конкретным испытуемым образцам товара и не отражают качество партии продукции, а также качество всей выпускаемой продукции данного вида. Изложенное подтверждается выпиской из протокола сертификационных испытаний. Следовательно, протоколы испытаний нельзя отнести к документам подтверждающим, заявленные производителем защитных свойств самоспасателя.

Представители Организатора торгов отметили, что требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке копий протоколов исследований (испытаний) и измерений на соответствие образцов средств индивидуальной защиты требованиям технических регламентов, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), либо иных документов, подтверждающих соответствие, предлагаемого участниками товара единой технической политике в электросетевом комплексе (далее - Единая политика), утвержденной решением Совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 07 ноября 2019 г. №378) установлено с целью подтверждения соответствия товара, установленному в документации о закупке требованию о том, что поставляемая продукция отечественного, либо зарубежного производства на момент поставки должна быть аттестована ПАО «Россети». Для неаттестованного оборудования необходимо положительное заключение Комиссии ПАО «МРСК Северо- Запада» по допуску оборудования, материалов и систем. Возможность применения данного требования установлена в Положении о закупках. Положение об аттестации оборудования, технологий и материалов в ПАО «Россети» доступно к ознакомлению в открытом доступе на сайте: http://www.rosseti.ru/investment/science/attestation/. Любое заинтересованное лицо, в любое время, имеет возможность ознакомиться с требованиями данной политики и с методиками проведения проверки соответствия оборудования, материалов и систем требованиям указанной политики. Потенциальному участнику закупки не обязательно иметь товар в наличии, для того чтобы сравнить характеристики товара, который такой участник намерен предложить к поставке и требования Единой политики.

Представители Организатора торгов также отметили, что требование о соответствии товара требованиям Единой политики имеет под собой объективное обоснование и не может являться необоснованным препятствием к участию в процедуре закупки по следующим основаниям:

1) Аттестация оборудования имеет своей целью повышение качества технических характеристик закупаемого оборудования, материалов (в том числе СИЗ) и систем за счет организации работы с изготовителями и поставщиками по результатам эксплуатации оборудования, материалов (в том числе СИЗ) и систем на действующих объектах Общества. Задачами аттестации закупаемого оборудования являются: а) исключение возможности поставок на объекты Общества оборудования, материалов (в том числе СИЗ) и систем, не соответствующих требованиям отраслевой нормативно-технической документации (далее - НТД), НТД ПАО «Россети» и Общества, условиям применения для организации эксплуатационной деятельности и реализации инвестиционной программы Общества; б) повышение уровня безопасности, снижение риска экологического ущерба и финансовых потерь из-за технологических отказов и неэффективного функционирования оборудования, материалов (в том числе СИЗ) и систем.

2) На рынке присутствует большое количество производителей, а также торговых представителей, дистрибьютеров, дилеров и иных компаний, в том числе не связанных с производителем товара, имеющих возможность свободно распространять товар, являющийся предметом закупки и соответствующий требованиям единой технической политике в электросетевом комплексе. Это подтверждается количеством заявок, поданных на участие в закупке (3 заявки). В заявках участников предоставлены документы (указанные в документации о закупке), подтверждающие соответствие товара единой технической политике ПАО «Россети», в том числе протоколы исследований (испытаний) и измерений на соответствие образцов средств индивидуальной защиты требованиям технических регламентов, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра). При этом, участники закупки не являются изготовителями товаров, предлагают товары разных производителей.

3) Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС №19/2011 предусмотрено право не только производителей товаров обращаться за сертификацией или декларацией соответствия товаров, но и продавцов. Любое лицо может по договору с аккредитованной лабораторией провести испытания предлагаемой к продаже продукции, получить протокол исследований (испытаний) и измерений на соответствие образцов средств индивидуальной защиты требованиям технических регламентов. Либо требуемый протокол можно получить по запросу у поставщика продукции.

Комиссия СПб УФАС России сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что требование к участникам о предоставлении протоколов исследований (испытаний) и измерений на соответствие образцов средств индивидуальной защиты требованиям технических регламентов, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), указанное в пп. «ж» п. 1.9 Технического задания, является избыточным и необоснованным, поскольку документом, удостоверяющим соответствие продукции требованиям технических регламентов, в том числе надлежащим образом подтверждающим ее качество и безопасность, является сертификат соответствия, о чем прямо указано в ст. 2 Федерального закона №184-ФЗ «О техническом регулировании». Документами, достаточными для подтверждения заявленных производителями характеристик, являются руководство и паспорт на соответствующую продукцию. При этом, отсутствие протоколов исследований (испытаний) и измерений на соответствие образцов средств индивидуальной защиты требованиям технических регламентов, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), не может свидетельствовать о ненадлежащем происхождении и качестве предлагаемой участниками продукции с учетом наличия сертификата ТР ТС 019/2011, руководства и паспортов на данную продукцию.

В то же время Комиссия СПб УФАС России полагает, что заключение договора с аккредитованной лабораторией на проведение испытаний образцов предлагаемой к поставке продукции является чрезмерным обременением для потенциальных участников Закупки, поскольку вынуждает нести дополнительные финансовые расходы на заключение соответствующего договора, в свою очередь, запрос к поставщику продукции на получение требуемого протокола ставит потенциальных участников Закупки в зависимость от волеизъявления третьих лиц, что содержит в себе признаки необоснованного ограничения конкуренции.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по необоснованному установлению в пп. «ж» п. 1.9 Технического задания избыточного требования к участникам о предоставлении протоколов исследований (испытаний) и измерений на соответствие образцов средств индивидуальной защиты требованиям технических регламентов, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащих требований к участникам закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 25.06.2021 вх. № 20935-ЭП/21) ИП Оганяна Р. С. на действия Организатора торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД) при пожаре для нужд ПАО «МРСК Северо-Запада» (извещение № 32110394976) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД) при пожаре для нужд ПАО «МРСК Северо-Запада» (извещение № 32110394976) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащих требований к участникам закупки, допущенное путем необоснованного установления в пп. «ж» п. 1.9 Технического задания избыточного требования к участникам о предоставлении протоколов исследований (испытаний) и измерений на соответствие образцов средств индивидуальной защиты требованиям технических регламентов, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

3) Не выдавать Организатору торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785) и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений ввиду наличия предписания от 08.07.2021, выданного на основании решения Комиссии от 06.07.2021 № Т02-512/21 по жалобе ИП Масленниковой С. Е. на действия Организатора торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД) при пожаре для нужд ПАО «МРСК Северо-Запада» (извещение № 32110394976).

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны