Решение №78/10807/19, 78/10808/19 Т02-191/19 по жалобе ООО "ИЗОСИСТЕМА" от 2 апреля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-191/19
28 марта 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов); от ООО «ИЗОСИСТЕМА» (далее — Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 21.03.2019 вх. № 8214-ЭП/19) ООО «ИЗОСИСТЕМА» на действия ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запчастей нестандартного оборудования метрополитена (извещение № 31907502361 по лоту № 7), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
07 февраля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31907502361 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запчастей нестандартного оборудования метрополитена (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) в редакции от 29.12.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
Лот № 1 — 22 123 673,59 руб.; Лот № 2 — 1 131 443,46 руб.; Лот № 3 — 13 838 810,18 руб.; Лот № 4 — 2 603 824,10 руб.; Лот № 5 — 226 296,63 руб.; Лот № 6 — 611 527,74 руб.; Лот № 7 — 2 157 704,62 руб.; Лот № 8 — 9 209 825,28 руб.; Лот № 9 — 3 975 199,33 руб.; Лот № 10 — 2 090 520,32 руб.; Лот № 11 — 860 203,66 руб.; Лот № 12 — 1 790 557,01 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
07.02.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
27.02.2019 в 00:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
12.03.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПБ, Лиговский пр. 88 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31907502361 по лоту № 7 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии Организатора торгов (далее — Закупочная комиссия), выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «ИЗОСИСТЕМА» от участия в процедуре Закупки по лоту № 7.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ИЗОСИСТЕМА» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/9543/19 от 25.03.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/9543/19 от 25.03.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
-
-
-
информационная открытость закупки;
-
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
-
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
-
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
-
-
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно ч. 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Закупке № 31907502361-02 от 12.03.2019 по лоту № 7 заявка ООО «ИЗОСИСТЕМА» была отклонена по следующим основаниям: «Отклонить заявку ООО «ИЗОСИСТЕМА», как не соответствующую требованиям пункта 5.2.9 тома 2 конкурсной документации. В Форме № 2 «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара» участник закупки не указал товарный знак. Согласно инструкции по заполнению Формы 2 «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара» участник закупки должен указать товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) предлагаемого товара. В случае отсутствия товарного знака участник в данном столбце в обязательном порядке должен указать информацию, позволяющую однозначно идентифицировать предлагаемый товар (указывается наименование конкретного товара (материала, оборудования), имеющегося в линейке изготовителя). С целью идентификации товара в указанном столбце должна быть указана следующая информация: фирменное (уникальное) наименование материла (при наличии) либо артикул производителя, либо модель, либо модификацию, либо торговую марку и т.п.».
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно п. 2.4.4 тома 1 Документации заявка должна быть оформлена в соответствии с требованиями конкурсной документации, в том числе должны быть представлены все предусмотренные конкурсной документацией сведения (информация) и документы, составленные, оформленные и заверенные, в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также должны быть представлены все формы, составленные и оформленные в соответствии с требованиями документации. Все документы должны быть представлены в полном объеме и читаемом виде. Файл электронного документа должен быть доступен для прочтения. В заявке должны отсутствовать противоречивые и недостоверные сведения.
Как следует из п. 5.1 тома 2 Документации, заявка, подготовленная участником, должна обязательно содержать документы и формы, предусмотренные пунктом 5 тома 2. Все документы и формы должны быть оформлены в строгом соответствии с требованиями тома 1 и тома 2.
Пунктом 5.2.9 тома 2 Документации установлено, что участник в составе заявки на участие в Закупке должен представить Форму 2 «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара» (далее — Форма 2) (заполняется в соответствии с инструкцией, находящейся в указанной форме), а также Согласие исполнить условия договора. По лоту № 7 участник предоставляет:
По позициям: № 1 - № 3
-
Согласие на поставку товара, который указан в документации, на условиях, предусмотренных проектом договора и не подлежащих изменению по результатам закупки.
По позициям: № 4, № 5
-
Согласие участника исполнить условия договора, указанные в извещении и документации;
-
Наименование и конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, которые соответствуют значениям, установленным в Технических требованиях. Товарный знак, а в случае отсутствия - информацию о товаре, которая позволяла бы его идентифицировать: артикул производителя, модель, модификация, торговая марка материла и т.п. Наименование изготовителя и адрес его места нахождения (юридический адрес).
В соответствии с п. 3 инструкции по заполнению Формы 2 «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара» (далее — Инструкция по заполнению Формы 2) в столбце №4 «Товарный знак» участник закупки должен указать товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) предлагаемого товара. В случае отсутствия товарного знака участник в данном столбце может указать информацию, позволяющую однозначно идентифицировать предлагаемый товар (указывается наименование конкретного товара (материала, оборудования), имеющегося в линейке изготовителя). С целью идентификации товара в указанном столбце должна быть указана следующая информация: фирменное (уникальное) наименование материла (при наличии) либо артикул производителя, либо модель, либо модификацию, либо торговую марку и т.п.
Отсутствие в заявке на участие в закупке товарного знака не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Пунктом 4.2.1.2 тома 1 Документации установлено, что заявка участника отклоняется от участия в процедуре Закупки в случае, если отсутствует или в не надлежащем виде или неполно оформлена какая-либо форма, предусмотренная томом 2.
Представитель Организатора торгов отметила, что при размещении конкурсной документации в электронной форме в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, на официальном сайте АО «Единая электронная торговая площадка» roseltorg.ru, сотрудником ГУП «Петербургский метрополитен» была допущена ошибка, в результате которой в п. 3 Инструкции по заполнению Формы 2 в электронном виде было добавлено условие о том, что «Отсутствие в заявке на участие в закупке товарного знака не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке». Таким образом, Документация о Закупке, размещенная в открытом доступе в электронной форме, не соответствует Документации о Закупке, утвержденной установленным в ГУП «Петербургский метрополитен» порядком, на бумажном носителе.
Представитель Организатора торгов также пояснила, что при рассмотрении заявки Заявителя ООО «ИЗОСИСТЕМА» Закупочная комиссия руководствовалась Документацией, утвержденной установленным в ГУП «Петербургский метрополитен» порядком, на бумажном носителе, при этом у Закупочной комиссии отсутствовала информация о том, что Документация на бумажном носителе и Документация в электронной форме, размещенная в открытом доступе, не соответствуют друг другу. Таким образом, в ходе рассмотрения заявок по лоту № 7 Закупочной комиссией было выявлено, что Заявитель ООО «ИЗОСИСТЕМА» в составе заявки на участие в Закупке представил Форму 2, в которой отсутствовало указание на товарный знак, а в случае отсутствия товарного знака информация, позволяющая однозначно идентифицировать предлагаемый товар (указывается наименование конкретного товара (материала, оборудования), имеющегося в линейке изготовителя). С целью идентификации товара в указанном столбце должна быть указана следующая информация: фирменное (уникальное) наименование материла (при наличии) либо артикул производителя, либо модель, либо модификацию, либо торговую марку и т.п. На основании изложенного замечания, заявка ООО «ИЗОСИСТЕМА» была отклонена от участия в процедуре Закупки на основании п. 4.2.1.2 тома 1 Документации.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО «ИЗОСИСТЕМА», представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО «ИЗОСИСТЕМА» в составе заявки на участие в Закупке по лоту № 7 представил Форму 2, в которой по позициям №№ 4, 5 в столбце № 4 «Товарный знак» отсутствовало указание на товарный знак, а также информация, позволяющая идентифицировать предлагаемый товар, что являлось основанием для отклонения заявки ООО «ИЗОСИСТЕМА» от участия в процедуре Закупки согласно п. 4.2.1.2 тома 1 Документации, утвержденной установленным в ГУП «Петербургский метрополитен» порядком, на бумажном носителе.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «ИЗОСИСТЕМА» от участия в процедуре Закупки по лоту № 7, принято в порядке, соответствующем Документации, утвержденной установленным в ГУП «Петербургский метрополитен» порядком, на бумажном носителе.
Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что согласно п. 3 Инструкции по заполнению Формы 2, размещенной в составе Документации на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru, в электронной форме, отсутствие в заявке указания на товарный знак не является основанием для отклонения заявки от участия в процедуре Закупке.
Таким образом, Комиссией СПб УФАС России выявлено, что Документация, размещенная Организатором торгов на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru, в электронной форме, не была утверждена и не соответствовала Документации, утвержденной установленным в ГУП «Петербургский метрополитен» порядком, на бумажном носителе.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному размещению на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru недостоверной редакции Документации в электронной форме, не соответствующей Документации, утвержденной установленным в ГУП «Петербургский метрополитен» порядком, на бумажном носителе, нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также нарушении требований норм статей Закона № 223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 21.03.2019 вх. № 8214-ЭП/19) ООО «ИЗОСИСТЕМА» на действия ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запчастей нестандартного оборудования метрополитена (извещение № 31907502361 по лоту № 7) обоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также нарушении требований норм статьей Закона № 223-ФЗ, допущенное путем неправомерного размещения на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru недостоверной редакции Документации в электронной форме, не соответствующей Документации, утвержденной установленным в ГУП «Петербургский метрополитен» порядком, на бумажном носителе.
3) Выдать Организатору торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запчастей нестандартного оборудования метрополитена (извещение № 31907502361 по лоту № 7) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
28 марта 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 28.03.2019 № Т02-191/19 по жалобе на действия ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запчастей нестандартного оборудования метрополитена (извещение № 31907502361 по лоту № 7, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запчастей нестандартного оборудования метрополитена (извещение № 31907502361 по лоту № 7), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 22 апреля 2019 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.