Решение №78/37042/20 Т02-889/20 по жалобе ООО Академия торгов "РусТендер" от 27 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-889/20

 

24 ноября 2020 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Организатор торгов) и ООО АТ «РусТендер» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 13.11.2020 вх.№41246-ЭП/20) ООО Академия торгов "РусТендер" на действия организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по ремонту трубы магистральной Д 1200 по адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр. (извещение №32009626935), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

28 октября 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№ 32009626935 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по ремонту трубы магистральной Д 1200 по адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр. (далее - Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Положение о закупках), версия 37 от 29.05.2020, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

50 565 326,30 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

28.10.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

16.11.2020 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

18.11.2020 (МСК)

25.11.2020 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

г. Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д. 56, литера АК, 2 этаж, Малый конференц-зал «Диалог»

 

2. Заявитель полагает, что в инструкции по подготовке формы «Описание выполняемой работы, являющейся предметом закупки, в части описания товара, использующегося при выполнении работы» Документации содержатся противоречивые положения, которые вводят участников в заблуждение;

Также Заявитель оспаривает ненадлежащие по его мнению требования к товарам «Пиломатериалы» и «Смесь газонная», ссылаясь на неоднозначность требований и чрезмерную сложность заполнения формы «Описание выполняемой работы, являющейся предметом закупки, в части описания товара, использующегося при выполнении работы» в отношении указанных товаров.

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы, истребованные уведомлением №78/35762/20 от 18.11.2020 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Также в соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно п. 2.3.2.2 Документации первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать:

а) Согласие участника на выполнение работы (оказание услуги), являющейся предметом закупки, на условиях, предусмотренных проектом договора и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса;

б) Описание выполняемой работы (оказываемой услуги), являющейся предметом закупки, с указанием ее количественных и качественных характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств), технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик (при необходимости) товара, используемого при выполнении работы (оказании услуги), соответствующих требованиям к значениям таких характеристик, установленным в техническом задании, товарного знака, или иного средства индивидуализации такого товара, а при отсутствии средств индивидуализации – производителя такого товара, а также наименования страны происхождения товара, в случае, если в информационной карте конкурса, содержится требование к такому описанию.

В соответствии с п. 2.3.2.5 Документации описание поставляемого товара, выполняемой работы (оказываемой услуги) должно быть подготовлено участником в соответствии с инструкцией по подготовке такого описания, содержащейся в информационной карте конкурса.

Приложением № 4 к Техническому заданию Документации установлен перечень материалов, используемых при выполнении работы.

В п. 6.2 Информационной карты Документации установлены требования к описанию материалов, используемых при выполнении работы, являющейся предметом закупки.

Заявитель в жалобе указывает, что участников Закупки вводит в заблуждение правило инструкции «- с использованием символов «±...», «+/-…» участник закупки обязан указать диапазон конкретных значений характеристик, в котором нижней границей является неположительное число превышающее нижний предел установленного в документации диапазона значений характеристики, а верхней границей является неотрицательное число, не превышающее верхнюю границу установленного в документации диапазона значений характеристики».

Представители Организатора торгов пояснили, что Заявитель верно трактует данное правило инструкции, указывая, что в соответствии с формулировкой «в котором нижней границей является неположительное число превышающее нижний предел установленного в документации диапазона значений характеристики» участнику необходимо предоставить отрицательное значение или значение 0, превышающего нижний предел.

При этом, инструкция содержит также правило: «При подаче предложения в отношении отрицательных значений, следует учитывать специфику изменения таких величин в большую или меньшую стороны, например, для температурного отрицательного значения «выше» означает выше по показаниям столба термометра. Крайнее нижнее значение характеристики (меньшее число) и крайние верхнее значение характеристики (большее число) определяются исходя из математической шкалы чисел. Если значение характеристики содержит отрицательное значение, участник руководствуется математическим правилом сравнения чисел».

Также согласно инструкции: «Предоставляемые участником сведения о характеристиках товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг, должны соответствовать требованиям к таким характеристикам, установленным в документации, а также должны быть представлены в соответствии с правилами настоящей инструкции и не должны допускать двусмысленного толкования.

Таким образом, участник Закупки при подготовке заявки учитывает все правила инструкции, при этом инструкция не содержит правил о сравнении чисел по модулю.

Также в жалобе Заявитель указывает, что потенциальные участники Закупки не имеют возможности оценить различия между положениями инструкции:

«Используемые для определения соответствия потребностям максимальные и минимальные значения характеристик с нижним и верхним пределом не включают установленные величины, указанные в крайнем граничном значении (пределе), если иное не предусмотрено в правилах ниже»

и

«Используемые для определения соответствия потребностям максимальные или минимальные значения характеристик с нижним или верхним пределом включают установленные величины, указанные в крайнем граничном значении (пределе), если иное не предусмотрено в правилах ниже».

Представители Организатора торгов пояснили, что вышеуказанные части инструкции регламентируют разные значения характеристик, а именно «с нижним и верхним пределом» и «с нижним или верхним пределом». 

Заявитель в жалобе указал на отсутствие в инструкции правил, регламентирующих исключения из правила о знаке «/».

Представители Организатора торгов пояснили, что в инструкции содержится положение:

Перечисление выборочных значений характеристик:

- через знак «/» между значениями характеристик не применимо к фразе «и/или»,

использованию знака «/» в единицах измерения, например, «кгс/см2», «м2°С/Вт», «кг/м3», а также

размере присоединения, марке битума, частота тока, типа или марки изделия и т.п., наименованиям

нормативных документов и регламентов), приравнивается к разделительному союзу «или».

Согласно позиции Организатора торгов данное положение устанавливает, что в любых случаях, кроме фразы «и/или», использования знака «/» в единицах измерения, например, «кгс/см2», «м2°С/Вт», «кг/м3», а также размере присоединения, марке битума, частота тока, типа или марки изделия и т.п., наименований нормативных документов и регламентов, участник обязан указать одно значение, перечисленное через «/».

Из данного правила следует, что оно не применимо к:

- фразе «и/или»;

- использованию знака «/» в единицах измерения;

- размере присоединения, марке битума, частота тока, типа или марки изделия и т.п., наименований нормативных документов и регламентов.

В свою очередь, согласно инструкции: «- с использованием фразы «и/или» участник закупки должен указать несколько значений характеристик с союзом «и», либо выбрать одно из нескольких значений без использования союза «или».

Наименования характеристик и единицы измерения значений характеристик не подлежат изменению.

При отсутствии в настоящей инструкции порядка описания в отношении какого-либо слова, словосочетания, символа, знака, использованного в требованиях к характеристике, участник не должен изменять значение такой характеристики, к которой применены такие слова, словосочетания, символы, знаки».

Таким образом, инструкция содержит регламентацию случаев, являющихся исключением из правила о знаке «/».

Кроме того, Заявитель в жалобе указал на наличие противоречия между следующими правилами инструкции:

«В описании требований к характеристикам товаров установлены следующие типы характеристик:

- характеристики, значения которых не могут изменяться (Участник не должен изменять характеристики и их значения (предоставляются в заявке идентично требованию, установленному в документации по закупке), если в требованиях к товарам указано, что они не подлежат изменению или уточнению, в том числе все характеристики товаров, значения которых выражены в периодах времени. Правила о характеристиках, значения которых не подлежат изменению или уточнению, имеют приоритет над остальными правилами инструкции и применяются независимо, кроме случая предоставления в заявке характеристик, значений характеристик товаров, относящиеся к выбранному и предлагаемому варианту»

«- если значения характеристики относятся к неизменным и перечислены с использованием любых из слов, знаков: «или», «;», то участнику необходимо указать одно из неизменных значений по своему выбору из перечисленных через данные слова, знаки значения (например: «… | … или …|...»)».

Согласно позиции Организатора торгов первое правило содержит оговорку: «кроме случая предоставления в заявке характеристик, значений характеристик товаров, относящиеся к выбранному и предлагаемому варианту», которая соответствует условию, предусмотренному во втором приведённом правиле, следовательно, данные правила последовательно регламентируют порядок описания значений в заявке и не содержат противоречий.

В п. 17 Приложения № 4 к Техническому заданию Документации установлено требование к пиломатериалам:

- сорт должен быть ниже 2.

- соответствие ГОСТ 24454-80, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 18288-8.

Согласно инструкции, если характеристики с нижним или верхним пределом значений описаны с использованием слов и знаков: «менее», «меньше», «ниже», «<», «не ≥» - значения предоставляемые участником должны быть меньше указанных значений, предлагаемые участником значения должны соответствовать государственным стандартам, если требование такого соответствия содержится в требования по товару или характеристике, за исключением если государственный стандарт утратил силу.

Представители Организатора торгов пояснили, что в данном случае участник должен представить значение меньше указанного в Документации, учитывая, в том числе, положения государственных стандартов, следовательно, инструкция и описание товара позволяет участнику Закупки надлежащим образом представить сведения в заявке.

Также в п. 17 Приложения № 4 к Техническому заданию Документации установлено требование к пиломатериалам о предельном отклонении по толщине ±2,0 мм..

Согласно инструкции при использовании символов «±…», «+/-…» участник закупки обязан указать диапазон конкретных значений характеристик, в котором нижней границей является неположительное число превышающее нижний предел установленного в документации диапазона значений характеристики, а верхней границей является неотрицательное число, не превышающее верхнюю границу установленного в документации диапазона значений характеристики.

Представители Организатора торгов пояснили, что таким образом, инструкция регламентирует порядок заполнения заявки в данном случае, следовательно, инструкция и описание товара позволяет участнику Закупки надлежащим образом представить сведения в заявке.

Учитывая, что технические стандарты РФ устанавливают минимальные требования к характеристикам товара, при несоблюдении которых товар бракуется, по некоторым показателям Заказчиком, ввиду собственных потребностей, установлены более высокие требования к характеристикам товара, но в рамках границ, установленных ГОСТ. Следовательно, Заказчиком могут быть установлены требования, превышающие те минимальные требования, которые установлены ГОСТ, что обусловлено потребностями Заказчика в соответствии с объектом Закупки.

Пункту 15 Приложения №4 к Техническому заданию Документации соответствует товар «Смесь газонная».

Смесь должна состоять только из следующих видов семян: мятлик (обыкновенный, однолетний, луговой), райграс (однолетний, пастбищный, высокий), клевер (пунцовый, луговой, опрокинутый) и овсяница (луговая, красная, тростниковая, овечья) в предложенных вариантах соотношений. Доля примесей (других семян) в составе 0 %. Также в документации предложены варианты номинальных массовых долей перечисленных семян, из которых участник самостоятельно может выбрать комбинацию, которую он планирует использовать при производстве работ.    

Заявитель в жалобе указал, что, не имея специальных знаний и программных средств, предоставить данные значения достоверно невозможно.

Представители Организатора торгов пояснили, что в период подачи заявок на участие в Закупке запросов от участников Закупки о разъяснении положений Документации по данной позиции не поступало, вместе с тем на участие в Закупке подано 3 заявки, при этом ни одна из поданных заявок не была отклонена от участия в Закупке по причине ненадлежащего заполнения заявки в части описания товара «Смесь газонная».

На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и по доводам жалобы не усматривает в действиях Организатора торгов нарушений при организации и и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 13.11.2020 вх.№41246-ЭП/20) ООО Академия торгов "РусТендер" на действия организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по ремонту трубы магистральной Д 1200 по адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр. (извещение №32009626935), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 13.11.2020 вх.№41246-ЭП/20) ООО Академия торгов "РусТендер" на действия организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (ИНН 7830000426, ОГРН 1027809256254) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по ремонту трубы магистральной Д 1200 по адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр. (извещение №32009626935) необоснованной.

 

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны