Решение №78/1069/20 Т02-8/20 по жалобе ООО «Велес» от 15 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-8/20

10 января 2020 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов); от ООО «Велес» (далее — Заявитель);

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 24.12.2019 вх. № 39330-ЭП/19) ООО «Велес» на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению экспертизы промышленной безопасности, эскалаторов, установленных на шести станциях Петербургского метрополитена (извещение № 31908661562), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

13 декабря 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31908661562 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению экспертизы промышленной безопасности, эскалаторов, установленных на шести станциях Петербургского метрополитена (далее – Закупка), включая документацию об аукционе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) в редакции от 01.10.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

12 593 265,25 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

13.12.2019

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

30.12.2019 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

14.01.2020 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д.88

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31908661562 не был заключен договор.

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации требования к участникам Закупки о наличии опыта выполнения (с учетом правопреемства) соответствующих предмету закупки (аналогичных) услуг, оказанных не менее чем на 18 эскалаторах метрополитена в течение года.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Велес» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/43344/19 от 27.12.2019, представлен.

Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/43344/19 от 27.12.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Пунктом 2.4.4 тома 1 Документации установлено, что заявка должна быть оформлена в соответствии с требованиями аукционной документации, в том числе должны быть представлены все предусмотренные аукционной документацией сведения (информация) и документы, составленные, оформленные и заверенные, в соответствии с требованиями аукционной документации, а также должны быть представлены все формы, составленные и оформленные в соответствии с требованиями документации. Все документы должны быть представлены в полном объеме и читаемом виде. Файл электронного документа должен быть доступен для прочтения. В заявке должны отсутствовать противоречивые и недостоверные сведения.

Заявка участника состоит из документов и сведений, входящих в состав заявки, установленных томом 2 аукционной документацией и ценового предложения.

Согласно п. 1.1 тома 2 Документации предметом настоящего аукциона является оказание услуг по проведению экспертизы промышленной безопасности, эскалаторов, установленных на шести станциях Петербургского метрополитена.

Как следует из п. 4.1.15 тома 2 Документации, участник Закупки должен соответствовать обязательным требованиям Документации, в том числе иметь в наличии опыт выполнения (с учетом правопреемства) соответствующих предмету закупки (аналогичных) услуг, оказанных не менее чем на 18 эскалаторах метрополитена в течение года: обследование технического состояния и расчёт остаточного ресурса, с целью определения возможности продления срока безопасной эксплуатации эскалаторов метрополитена, либо экспертизе промышленной безопасности эскалаторов метрополитена, что подтверждается исполненным договором (контрактом) и актами приемки.

На основании п. 2.5 тома 3 Документации исполнитель должен иметь опыт оказания аналогичных услуг.

Опыт должен быть подтверждён исполненным договором или контрактом на выполнение соответствующих предмету закупки (аналогичных) услуг, оказанных не менее чем на 18 эскалаторах метрополитена в течение года: обследование технического состояния и расчёт остаточного ресурса, с целью определения возможности продления срока безопасной эксплуатации эскалаторов метрополитена, либо экспертизе промышленной безопасности эскалаторов метрополитена,

  • акты приемки, предусмотренные договором (контрактом).

Под исполненными понимаются в том числе и договоры (контракты) с промежуточными сроками исполнения (по заявкам, графику, календарному плану, с иными промежуточными сроками), срок действия которых не истек, при наличии документов, подтверждающих приемку, хотя бы одного предусмотренного договором этапа (выполнения работ, оказания услуг, поставки).

Договор (контракт) должны быть предоставлены в полном объеме (с учетом всех приложений и дополнительных соглашений), из которых следует расшифровка и конкретизация предмета договора, и в читаемом виде.

Заявитель в жалобе указывает на то, что, по мнению ООО «Велес», требование о наличии опыта выполнения аналогичных работ за последний год в количестве не менее 18 эскалаторов, установленное в Документации, является ненадлежащим и ограничивающим конкуренцию.

Вместе с тем представитель Организатора торгов отметила, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов», объекты, на которых используются эскалаторы, являются опасными производственными объектами. При этом в случае наступления инцидентов (отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса), аварий (разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ) на указанных объектах, ответственность за последствия таких событий будет нести ГУП «Петербургский метрополитен», как владелец опасных производственных объектов, вследствие чего заказчиком в Документации (п. 4.1.15 тома 2 и п. 2.5 тома 3 Документации) установлено требование о том, что участник закупки (исполнитель) должен иметь опыт выполнения (с учетом правопреемства) соответствующих предмету закупки (аналогичных) услуг, оказанных не менее чем на 18 эскалаторах метрополитена в течение года.

Представитель Организатора торгов пояснила, что объем (18 эскалаторов метрополитена в течение года) соответствует количеству эскалаторов, на которых требуется оказать услуги, указанному в п. 1.5 тома 3 Документации. Услуги, оказание которых должно быть подтверждено, полностью соответствуют тем услугам, которые должны быть оказаны исполнителем в рамках заключенного договора. Таким образом, требование о наличии опыта оказания аналогичных услуг полностью соответствует объему услуг, который подлежит оказанию исполнителем по договору, заключаемому по результатам Закупки.

Представитель Организатора торгов также пояснила, что требование о наличии опыта оказания аналогичных услуг обусловлено спецификой конструкции, местом установки, режимом работы и условиями эксплуатации эскалаторов метрополитена, что в обязательном порядке должно учитываться исполнителем при формировании заключения и выводов
о возможности дальнейшей эксплуатации эскалаторов. Метрополитен является источником повышенной опасности. Ежедневно эскалаторы используются для перевозки пассажиров на станции/со станций, в связи с чем к оказанию услуг на эскалаторах могут быть допущены только квалифицированные организации, которые могут гарантировать оказание услуг по договору в полном объеме.

В соответствии с требованием федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, экспертная организация самостоятельно формирует мнение о техническом состоянии объекта экспертизы и принимает решение о возможности его дальнейшей эксплуатации, не учитывая мнения владельца объекта.

Представитель Организатора торгов отметила, что, таким образом, решение о дальнейшей работе эскалаторов метрополитена, а, значит, и станций метрополитена, полностью отдано на откуп экспертной организации. Именно поэтому важно наличие опыта экспертной организации в конкретной области с целью правильной трактовки различных технических особенностей эксплуатации эскалаторов метрополитена, учитывая их возраст (более 60 лет). В случае, если эскалаторы не пройдут экспертизу промышленной безопасности в установленный томом 3 Документации срок, эксплуатация таких эскалаторов, а, значит, и станций метрополитена, будет невозможна. Таким образом, установленные заказчиком требования о наличии опыта оказания аналогичных услуг предоставляют заказчику дополнительные гарантии того, что победитель процедуры закупки сможет исполнить взятые на себя обязательства по оказанию услуг в полном объеме в соответствии с требованиями технического задания и договора. Более того, на участие в процедуре Закупки было подано 5 заявок, что свидетельствует об отсутствии необоснованных ограничений конкуренции в данном случае.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что в соответствии с п. 2.3.2.18.2.15 Положения о закупках одним из требований к участникам закупок является наличие опыта выполнения (с учетом правопреемства) соответствующих предмету закупки (аналогичных) работ, услуг, поставок товаров, что подтверждается исполненным договором (контрактом) и актами приемки (в случае, если такое требование установлено аукционной документацией). Данное требование устанавливается исходя из специфики предмета закупки.

Также Комиссией СПб УФАС России установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок участников Закупки № 31908661562-01 от 14.01.2020 на участие в процедуре Закупки было подано 5 заявок.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что требование о наличии опыта выполнения аналогичных работ за последний год в количестве не менее 18 эскалаторов, установленное в п. 4.1.15 тома 2 и п. 2.5 тома 3 Документации, обусловлено потребностью заказчика в обеспечении надлежащей и бесперебойной работы эскалаторов и станций метрополитена, установлено в соответствии с Положением о закупках, в части минимального необходимого объема оказанных услуг соответствует предмету и специфике проводимой процедуры Закупки, вследствие чего с учетом наличия 5 заявок, поданных на участие в процедуре Закупки, не является необоснованно ограничивающим фактором участия в процедуре Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатор торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 24.12.2019 вх. № 39330-ЭП/19) ООО «Велес» на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению экспертизы промышленной безопасности, эскалаторов, установленных на шести станциях Петербургского метрополитена (извещение № 31908661562) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны