Решение №78/15765/23 Т02-316/23 по жалобе НПК «Автоматизация» от 27 июня 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-316/23
22 июня 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей от ОАО «РЖД» (далее – Заказчик); от НПК «Автоматизация» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу НПК «Автоматизация» (вх. №14829/23 от 14.06.2023) на действия комиссии заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту автоматизированной системы коммерческого осмотра поездов и вагонов на станции Невель-2 (извещение №993/ОКЭ-ЦФТО/23 на сайте https://www.rts-tender.ru/, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
19 мая 2023 года на сайте электронной торговой площадки РТС-Тендер http://www.rts-tender.ru в сети Интернет (далее – ЭТП) было опубликовано извещение №993/ОКЭ-ЦФТО/23 о проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту автоматизированной системы коммерческого осмотра поездов и вагонов на станции Невель-2 (далее — Извещение), включая документацию о Закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупках) версия 40 от 08.02.2023, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
5 838 474,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
19.05.23 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
29.05.2023 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
02.06.23, 19.06.2023 |
5. |
Место рассмотрения заявок |
191023, г. Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 2 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки НПК «Автоматизация» (заявка №2) от участия в процедуре Закупки согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок по Закупке №993/ОКЭ-ЦФТО/23/1 от 02.06.2023.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ОАО «РЖД» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу НПК «Автоматизация» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/14710/23 от 16.06.2023, представлен.
Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/14710/23 от 16.06.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок по Закупке № 993/ОКЭ-ЦФТО/23/1 от 02.06.2023 заявка НПК «Автоматизация» (заявка №2) была отклонена закупочной комиссией Заказчика от участия в процедуре Закупки на основании п. 3.9.4.4 Документации, в связи с несоответствием технического предложения требованиям пункта 3.20.4 Документации со следующим пояснением: «участник в техническом предложении указал, что срок гарантии на работы и замененное оборудование составляет не менее 12 месяцев с момента подписания Сторонами акта о приемки выполненных работ, тогда как в соответствии с условиями документации о закупке (пункт 3.20.4 документации о закупках) предусмотрено требование о том, что все условия, указанные в техническом предложении, должны быть изложены таким образом, чтобы заказчик мог определить конкретные показатели, характеристики предлагаемых товаров, работ, услуг (т.е. должен быть указан точный гарантийный срок в месяцах)».
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 16 ст. 4 Закона №223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить:
1) конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;
2) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;
3) перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;
4) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры», а также согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 14.03.2022 №24-03-08/18813 «О направлении информации по вопросам осуществления закупок отдельными видами юридических лиц в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 301» установлено, что заказчики, в отношении которых иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, обязаны не размещать в единой информационной системе в сфере закупок сведения о закупках. Таким образом, с учетом вышеуказанных нормативных правовых актов, а также принимая во внимание тот факт, что ОАО «РЖД» является заказчиком, в отношении которого иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, информация о проводимых закупках ОАО «РЖД» в настоящее время не публикуется в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В соответствии с п. 3.3.1 ч. 3 Документации заявка участника должна соответствовать требованиям технического задания (приложение № 1.1 к аукционной документации).
Согласно п. 3.17.6.1 ч. 3 Документации первая часть конкурсной заявки должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями приложения № 1.1 конкурсной документации, оформленное по форме Технического предложения участника, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации.
В соответствии с п. 3.20.1 ч. 3 Документации в составе первой части конкурсной заявки участник должен представить техническое предложение, подготовленное по Форме технического предложения участника, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации. Документы, предоставляемые в подтверждение соответствия предлагаемых участником товаров, работ, услуг в случае, если предоставление таких документов предусмотрено приложением № 1.1 конкурсной документации предоставляются во второй части заявки. Техническое предложение предоставляется в электронной форме.
В приложении №1.1 Документации содержится Техническое задание, где, в частности, содержатся сведения о гарантийном сроке: «Срок гарантии на Работы и замененное оборудование – не менее 12 (двенадцати) месяцев с момента подписания Сторонами акта о приемки выполненных работ».
В приложении № 1.3 Документации содержится форма технического предложения, а также инструкция по заполнению формы, в частности:
II часть
5. Характеристики предлагаемых работ[1] |
|
||
Указать наименование работы
|
Технические и функциональные характеристики работы |
Участник должен указать: «Участник настоящим подтверждает, что предлагаемые работы соответствуют техническим и функциональным требованиям к работам, указанным в техническом задании документации.». |
|
Требования к качеству работы |
Участник должен указать срок гарантии: «Срок гарантии на Работы и замененное оборудование – ______ (_________________) месяцев с момента подписания Сторонами акта о приемки выполненных работ.» |
Согласно Инструкции приложения № 1.3 Документации II часть заполняется участником с учетом требований технического задания и характеристик предлагаемых товаров, работ, услуг.
Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении и оценке заявок не допускалось их неоднозначное толкование.
В п. 3.20.2 ч. 3 Документации указано, что техническое предложение должно содержать все показатели и характеристики товаров, работ, услуг, условия исполнения договора, предусмотренные конкурсной документацией и необходимые для рассмотрения и оценки конкурсной заявки участника. Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении и оценке заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах. Срок, в течение которого участник обязуется обеспечить соответствие качества товаров (работ, услуг) условиям технического задания (гарантийный срок), не должен превышать предельный срок службы товаров, эксплуатации объекта работ (услуг) при достижении показателей, указанных в техническом задании.
В соответствии с п. 3.20.4 ч. 3 Документации все условия, указанные в техническом предложении, должны быть изложены таким образом, чтобы заказчик мог определить конкретные показатели, характеристики предлагаемых товаров, работ, услуг.
Как следует из п. 3.9.25 ч. 3 Документации техническое предложение участника, представляемое в составе заявки, должно соответствовать требованиям конкурсной документации, условия технического предложения должны соответствовать требованиям технического задания, являющегося приложением № 1.1 конкурсной документации, и должно предоставляться по Форме технического предложения участника, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации.
Согласно п. 3.9.26 ч. 3 Документации при несоответствии технического предложения требованиям, указанным в конкурсной документации, заявка такого участника отклоняется.
Согласно п. 3.9.4.4 ч. 3 Документации участник закупки не допускается к участию в закупке в случае, в частности, несоответствия конкурсной заявки требованиям конкурсной документации, в том числе:
- конкурсная заявка не соответствует форме, установленной конкурсной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям конкурсной документации;
- документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями конкурсной документации);
- техническое предложение не соответствует требованиям конкурсной документации.
Представитель Заказчика пояснил, что Заявителем в составе первой части заявки на участие в Закупке во II части технического предложения был указан срок гарантии на работы и замененное оборудование - «не менее 12 месяцев с момента подписания сторонами акта о приемки выполненных работ», что не соответствовало п. 3.20.2 ч. 3, Инструкции приложения № 1.3 и Форме технического предложения Документации, где требуется указание гарантийного срока в виде конкретного значения: «Срок гарантии на Работы и замененное оборудование – ______ (_________________) месяцев с момента подписания Сторонами акта о приемки выполненных работ». Таким образом закупочная комиссия Заказчика не смогла однозначно определить предложенный Заявителем срок гарантии, на основании чего заявка НПК «Автоматизация» была отклонена на основании п. 3.9.4.4 ч. 3 Документации.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявки участников, также установила, что в составе заявки на участие в Закупке Заявитель предоставил техническое предложение с указанием сведений о гарантийном сроке, не соответствующих Форме технического предложения Документации и требованиям Технического задания Документации, что послужило основанием отклонения заявки НПК «Автоматизация» закупочной комиссией Заказчика согласно п. 3.9.4.4 ч. 3 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки НПК «Автоматизация» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях закупочной комиссии Заказчика при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки НПК «Автоматизация» от участия в процедуре Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу НПК «Автоматизация» (вх. №14829/23 от 14.06.2023) на действия комиссии заказчика ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту автоматизированной системы коммерческого осмотра поездов и вагонов на станции Невель-2 (извещение №993/ОКЭ-ЦФТО/23 на сайте https://www.rts-tender.ru/) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.