Решение №78/16408/21, 78/16409/21 Т02-439/21 по жалобе ООО «КРАТЕР» от 7 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-439/21

02 июня 2021 года                                                              Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

с участием представителей СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) и ООО «КРАТЕР» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 25.05.2021 вх. № 17320-ЭП/21) ООО «КРАТЕР» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (извещение № 32110262401), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

06 мая 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение № 32110262401 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (далее - Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) версия 18 от 23.10.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

46 712 361,68 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

06.05.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

26.05.2021 в 11:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

28.05.2021, 01.06.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

https://lot-online.ru

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

  • установлении в Документации требований о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке документов и сведений, не предусмотренных ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ;

  • установлении в Документации права заказчика отказаться от заключения договора с единственным участником Закупки в случае признания ее несостоявшейся или заключить договор по цене, сниженной на пять процентов;

  • установлении в Документации противоречивых требований к сроку поставки товара, являющегося предметом Закупки;

  • изложении в Документации требований к характеристикам товаров ненадлежащим образом, что существенно усложняет подготовку заявки и приводит к необоснованному ограничению конкуренции;

  • установлении в Документации требований к характеристикам товаров, которые не соответствуют нормативно-технической документации производителей и применяемым ГОСТ.

Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/15122/21 от 28.05.2021, представлены в заседание Комиссии.

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации требований о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке документов и сведений, не предусмотренных ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ:

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Пунктами 3.1, 3.2 Документации установлены требования к содержанию первой и второй частей заявки на участие в Закупке.

На основании п. 3.3 Документации заявка на участие в аукционе направляется участником закупки оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 3.1, 3.2 настоящего раздела документации об аукционе. Указанные электронные документы подаются одновременно.

Как следует из п. 3.3.3 Документации, заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями пункта 24 Информационной карты открытого аукциона в электронной форме (далее — Информационная карта).

В соответствии с п. 24 Информационной карты также установлены требования к содержанию и составу первой и второй частей заявки на участие в Закупке.

Заявитель в жалобе указывает на то, что в нарушение требований ч.ч. 19.1, 19.3 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ заказчик требует от участников представить в заявке информацию и документы, не предусмотренные ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, а в случае их непредставления признает заявку несоответствующей требованиям Документации и отклоняет от участия в Закупке. Нарушающие закон требования установлены в п. 3.2 Документации, п. 24 Информационной карты. Так, заказчик требует в заявке сведения, подтверждающие возложения полномочий главного бухгалтера; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; копию информационного письма за подписью руководителя, удостоверенной печатью участника (при наличии) о наличии/отсутствии у Участника закупки связей, носящих характер аффилированности с руководством Заказчика и членами комиссии по закупкам для нужд СПб ГУП «Горэлектротранс»; годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность; налоговую декларацию; справку об отсутствии судебных решений не в пользу участника; справку, подтверждающую участие в судебных разбирательствах в качестве ответчика, и прочие сведения и документы, которые в силу ч. 19.3 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ требовать не допускается. Кроме того, заказчик требует представить справку о наличии/отсутствии факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по ранее заключенным договорам. Согласно примечанию 2 к форме 5 наличие со стороны участника 3 (трех) и более фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по ранее заключенным договорам в течение 2 (двух) лет до момента подачи заявки на участие в закупке является основанием для отклонения заявки такого участника в ходе осуществления закупки. Таким образом, заказчик устанавливает незаконное требование, за несоответствие которому участника закупки отклонят.

Как следует из ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, учредительный документ, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо;

2) фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является индивидуальный предприниматель;

3) идентификационный номер налогоплательщика участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);

4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;

5) копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев подписания заявки:

а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;

б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (далее в настоящей статье - руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо;

6) копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "е" пункта 9 настоящей части;

7) копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством Российской Федерации и для участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) является крупной сделкой;

8) информация и документы об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке:

а) реквизиты специального банковского счета участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется участником такой закупки путем внесения денежных средств;

б) банковская гарантия или ее копия, если в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участником такой закупки предоставляется банковская гарантия;

9) декларация, подтверждающая на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) непроведение ликвидации участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника такой закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

б) неприостановление деятельности участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник такой закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства не принято;

г) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

д) отсутствие фактов привлечения в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участника такой закупки - юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

е) соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещены эти информация и документы);

ж) обладание участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты;

з) обладание участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства правами использования результата интеллектуальной деятельности в случае использования такого результата при исполнении договора;

10) предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки;

11) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

12) наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона;

13) предложение о цене договора (цене лота, единицы товара, работы, услуги), за исключением проведения аукциона в электронной форме.

(часть 19.1 введена Федерального закона от 22.12.2020 N 452-ФЗ).

На основании ч. 19.3 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 настоящей статьи.

(часть 19.3 введена Федерального закона от 22.12.2020 N 452-ФЗ).

Вместе с тем части 19.1, 19.3 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ были введены в действие Федеральным законом от 22.12.2020 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 452-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 2 Закона № 452-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2021 года, за исключением пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 3 ст. 2 Закона № 452-ФЗ положения о закупках должны быть приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции настоящего Федерального закона), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее чем в течение девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Положения о закупках, которые не соответствуют Федеральному закону от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции настоящего Федерального закона), по истечении девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона считаются не размещенными в единой информационной системе. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции настоящего Федерального закона), но не позднее девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что на момент публикации извещения о Закупке № 32110262401 (06.05.2021) соответствующие изменения не были внесены в Положение о закупках СПб ГУП «Горэлектротранс» и действовали нормы Положения о закупках в редакции от 23.10.2020.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что требования Организатора торгов о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке документов и сведений, указанных в п. 3.2 Документации и п. 24 Информационной карты, установлены в соответствии с нормами Закона № 223-ФЗ, Положения о закупках и условиями ч. 3 ст. 2 Закона № 452-ФЗ.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит первый довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации права заказчика отказаться от заключения договора с единственным участником Закупки в случае признания ее несостоявшейся или заключить договор по цене, сниженной на пять процентов:

Согласно ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Как следует из ч. 28 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика.

В соответствии с п. 8 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).

На основании п. 29 Информационной карты в случае если аукцион признан несостоявшимся вследствие поступления аукционной заявки от одного участника закупки, с таким участником при условии, что он будет допущен к участию в аукционе и его аукционная заявка соответствует требованиям, изложенным в аукционной документации, а также с единственным допущенным к аукциону участником, с участником, который один явился на аукцион (подал ценовое предложение), заказчик имеет право признать аукцион несостоявшимся и провести процедуру повторно или принимает решение о заключении договора с победителем (единственным участником) по начальной (максимальной) договора, сниженной на 5 (пять) процентов.

Заявитель в жалобе указывает на то, что в нарушение ч. 15 ст. 3.2 Закона 223-ФЗ в документации о закупке предусмотрено право заказчика отказаться от заключения договора с единственным участником закупки в случае признания ее несостоявшейся или заключить договор по цене, сниженной на 5 процентов.

Представители Организатора торгов отметили, что часть 15 ст. 3.2 Закона 223-ФЗ регулирует сроки заключения договора по результатам конкурентной процедуры и не противоречит особым условиям, изложенным в п. 29 Информационной карты.

Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что право Организатора торгов отказаться от заключения договора с единственным участником закупки в случае признания ее несостоявшейся или заключить договор по цене, сниженной на 5 процентов, установленное п. 29 Информационной карты, противоречит нормам ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, предусматривающим необходимость заключения договора по результатам проведения конкурентной закупки.

Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в п. 29 Информационной карты права заказчика отказаться от заключения договора с единственным участником закупки в случае признания ее несостоявшейся или заключить договор по цене, сниженной на 5 процентов, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также требований к порядку заключения договора по итогам проведения конкурентной закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации противоречивых требований к сроку поставки товара, являющегося предметом Закупки:

Согласно п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

На основании п. 5.2.1 Технического задания Документации поставка товара должна быть осуществлена в течение 5 календарных дней с момента подачи заказчиком разнарядки на поставку товара.

Как следует из спецификации (приложение № 1 к проекту договора), срок поставки товара: не более 20 (двадцати) рабочих дней с момента подачи разнарядки на поставку товара.

Представители Организатора торгов отметили, что вопреки доводу подателя жалобы условия Технического задания не противоречат проекту спецификации. Текущая редакция проекта спецификации в части срока поставки отражает пример формулировки, изменяемой в зависимости от конкретного договора и товара.

Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что требования к сроку поставки товара, изложенные в спецификации (приложение № 1 к проекту договора) и п. 5.2.1 Технического задания, носят противоречивый характер и не позволяют объективно заполнить заявку на участие в Закупке, поскольку потенциальный участник Закупки исходя из условий спецификации в составе заявки на участие в Закупке может указать срок поставки товара (например, на шестой день с момента подачи заказчиком разнарядки на поставку товара), который не будет соответствовать требованиям п. 5.2.1 Технического задания, что, в свою очередь, будет являться основанием для отклонения заявки такого участника от участия в процедуре Закупки.

Исходя из изложенного, по третьему доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по установлению в спецификации (приложение № 1 к проекту договора) и п. 5.2.1 Технического задания противоречивых требований к сроку поставки товара, являющегося предметом Закупки, нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении ненадлежащих требований к сроку поставки товара, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об изложении Организатором торгов в Документации требований к характеристикам товаров ненадлежащим образом, что существенно усложняет подготовку заявки и приводит к необоснованному ограничению конкуренции:

На основании п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с п. 24 Информационной карты первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

1) согласие участника аукциона на поставку товаров в объеме и на условиях, предусмотренных документацией (в свободной форме);

2) наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики товара (по рекомендованной форме 1), соответствующие требованиям, установленным в Техническом задании.

Приложением № 2 к Техническому заданию установлены сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки.

Разделом 14 Документации предусмотрена форма № 1 «Сведения по предлагаемым к поставке товарам» (далее — Форма № 1), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).

Заявитель в жалобе указывает на то, что требования к показателям товаров изложены в приложении № 2 к Техническому заданию на 100 страницах, перемешаны между собой без какой-либо системы и логической связи. С учетом того, что заказчик закупает товар по 119 позициям и таким образом разбрасывает требования к показателям закупаемых товаров по Документации, тем самым провоцируя добросовестного участника закупки на ошибку, Заявитель полагает, что заказчик действует недобросовестно, злоупотребляет своими правами (ст. 10 ГК РФ), что ведет к необоснованным отклонениям и ограничению доступа к участию в закупке. Организатор торгов размещает Документацию с описанием характеристик товара произвольным образом без какой-либо системы и последовательности. Документация заказчика, составленная таким образом, противоречит положениям ст. 10 ГК РФ, ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав положения приложения № 2 к Техническому задания и Инструкции, приходит к выводу о том, что изложенные Организатором торгов в приложении № 2 к Техническому заданию сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки в комплексе с размещенной в разделе 14 Документации Инструкцией создают для потенциальных участников Закупки существенные препятствия и сложности в ознакомлении с требованиями по заполнению формы заявки, не направлены на упрощение процесса заполнения заявки, а также выступают искусственным фактором необоснованного ограничения конкуренции, так как не имеют целью расширение круга потенциальных участников Закупки.

Исходя из изложенного, по четвертому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в приложении № 2 к Техническому заданию в комплексе с требованием о применении Инструкции излишне конкретизированных сведений о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки, изложенных в случайном порядке без какой-либо системы и логической связи, нарушение п.п. 1, 2 ч. 1, п. 2 ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 2, 3, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего описания предмета закупки, допущенное при организации и проведении Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации требований к характеристикам товаров, которые не соответствуют нормативно-технической документации производителей и применяемым ГОСТ:

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Как было указано ранее, приложением № 2 к Техническому заданию установлены сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки.

Разделом 14 Документации предусмотрена Форма № 1, а также Инструкция по ее заполнению.

Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно требованиям Документации участникам Закупки необходимо указать нормативные показатели (норма НД) товара. Вместе с тем требования к показателям, например, по товарным позициям «масло моторное тип 1», «масло трансмиссионное тип 1», «масло компрессорное тип 1» установлены так, что ограничивают конкуренцию:

  • По маслу моторному тип 1 на странице 16 технического задания заказчик требует температуру вспышки в открытом тигле: должна быть > 220С.

Согласно паспортам качества Газпромнефть на масло моторное этого типа норма НД по этому показателю составляет не ниже 135С. А фактические показатели отличаются от партии к партии:

• Паспорт качества № 20003395-ОЗСМ — 236С.

• Паспорт качества № 18011328-ОЗСМ — 230С.

• Паспорт качества № 20001697-ОЗСМ — 237С.

Таким образом, масло моторное соответствует требованиям заказчика по фактическим показателям. Но фактические значения не могут быть указаны в заявке, так как меняются от партии к партии. Если же участник укажет нормативное значение (135С), то заявка не будет соответствовать установленным заказчиком требованиям (должна быть > 220С).

  • По маслу моторному тип 1 на странице 40 технического задания требуется показатель вязкость кинематическая при 100С: должна быть < 8,4 мм2/с.

Согласно п. 1.4 Инструкции заказчика участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или менее указанного в Документации максимального значения показателя.

Согласно паспортам качества Газпромнефть на масло моторное этого типа норма НД по этому показателю в пределах диапазона 7 - 10. А фактические показатели отличаются от партии к партии:

• Паспорт качества № 20003395-ОЗСМ - 8,3 мм2/с.

• Паспорт качества № 18011328-ОЗСМ - 8,65 мм2/с.

• Паспорт качества № 20001697-ОЗСМ - 8,36 мм2/с.

Таким образом, масло моторное двух из трех партий соответствует требованиям заказчика по фактическим показателям (8,3 мм2/с и 8,36 мм2/с - соответствуют, 8,65 мм2/с не соответствует). Но фактические значения не могут быть указаны в заявке, так как меняются от партии к партии. Указать нормативное значение (7 - 10) участник также не может, так как заказчик требует конкретное значение этого показателя, а не диапазон.

  • По товару масло трансмиссионное тип 1 заказчик требует указать конкретные показатели, которые не нормируются производителями и меняются от партии к партии.

Заказчик требует: вязкость кинематическая при 40С: должна быть > 36,8 мм2/с.

Согласно п. 1. 2 Инструкции заказчика участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое более значения показателя, установленного в Документации, и не является при этом равным значению показателя, установленному Документацией.

Фактический показатель в паспорте № 12 составляет 38,83; в паспорте № 14 - 38,66; в паспорте 18 - 39,98. Во всех паспортах указано, что показатель не нормируется.

Таким образом, показатель не может быть конкретизирован участником в составе заявки, поскольку меняется от партии к партии, а участник не должен иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, в момент подачи заявки.

  • По товару масло компрессорное тип 1 заказчик требует указать конкретные показатели, которые не нормируются производителями и меняются от партии к партии.

Заказчик требует: показатель температура вспышки: должна быть от 192С.

Согласно п. 1.1 Инструкции заказчика участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или более указанного в Документации минимального значения показателя.

Фактический показатель согласно отдельным паспортам составляет, например:

• партия RU 0006 4349 — 230С;

• партия RU 0009 4429 — 226С;

• партия RU 0010 1439 — 226С.

Таким образом, показатель не может быть конкретизирован участником в составе заявки, поскольку меняется от партии к партии, а участник не должен иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, в момент подачи заявки.

Комиссия СПб УФАС России проанализировав положения Документации в части установленного описания предмета Закупки, приходит к выводу о том, что Организатором торгов по товарным позициям «масло моторное тип 1», «масло трансмиссионное тип 1», «масло компрессорное тип 1» приложения №2 к Техническому заданию с учетом требований Инструкции предъявляются ненадлежащие требования к товарам, не соответствующие положениям ГОСТ и нормативно-технической документации производителей, которые не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Исходя из изложенного, по пятому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по необоснованному установлению в позициях «масло моторное тип 1», «масло трансмиссионное тип 1», «масло компрессорное тип 1» приложения №2 к Техническому заданию с учетом требований Инструкции чрезмерных, ненадлежащих требований к товарам, не соответствующих положениям ГОСТ и нормам нормативно-технической документации производителей, не позволяющих надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке, нарушение п.п. 1, 2 ч. 1, п. 2 ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащих требований к характеристикам товаров, являющихся предметом закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

4. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 25.05.2021 вх. № 17320-ЭП/21) ООО «КРАТЕР» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (извещение № 32110262401) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (извещение № 32110262401) следующие нарушения:

  • п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также требований к порядку заключения договора по итогам конкурентной закупки, допущенное путем установления в п. 29 Информационной карты права заказчика отказаться от заключения договора с единственным участником закупки в случае признания ее несостоявшейся или заключить договор по цене, сниженной на 5 процентов;

  • п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении ненадлежащих требований к сроку поставки товара, допущенное путем установления в спецификации (приложение № 1 к проекту договора) и п. 5.2.1 Технического задания противоречивых требований к сроку поставки товара, являющегося предметом Закупки;

  • п.п. 1, 2 ч. 1, п. 2 ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 2, 3, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего описания предмета закупки, допущенное установления в приложении № 2 к Техническому заданию в комплексе с требованием о применении Инструкции излишне конкретизированных сведений о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки, изложенных в случайном порядке без какой-либо системы и логической связи;

  • п.п. 1, 2 ч. 1, п. 2 ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащих требований к характеристикам товаров, являющихся предметом закупки, допущенное путем установления в позициях «масло моторное тип 1», «масло трансмиссионное тип 1», «масло компрессорное тип 1» приложения №2 к Техническому заданию с учетом требований Инструкции чрезмерных, ненадлежащих требований к товарам, не соответствующих положениям ГОСТ и нормам нормативно-технической документации производителей, не позволяющих надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

3) Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (извещение № 32110262401) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

02 июня 2021 года                                                              Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 02.06.2021 № Т02-439/21 по жалобе на действия организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (извещение № 32110262401, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (извещение № 32110262401), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 01 июля 2021 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны