Решение №02/10008/23, 02/10010/23 Т02-211/23 по жалобе ООО «РГТН» от 27 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-211/23

 

24 апреля 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Заказчик) и ООО «РГТН» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 07.04.2023 вх. №8493-ЭП/23) ООО «РГТН» на действия заказчика СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку стеклоочистителей и их комплектующих (извещение №32312248422), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

31 марта 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение 32312248422 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку стеклоочистителей и их комплектующих (далее – Закупка), включая документацию об аукционе (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) версия 36 от 30.12.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

8 972 462,62 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

31.03.2023 (МСК)

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

10.04.2023 в 08:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

10.04.2023 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

196105, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Сызранская, 15, ОКАТО: 40284561000

 

2. По мнению Заявителя в Документации установлена ненадлежащая инструкция по предоставлению сведений в составе заявки, содержащая чрезмерные и противоречивые условия заполнения соответствующей формы для предоставления сведений о характеристиках товаров, включающая ряд приоритетных правил, исключений и иных условий, в комплексе не преследующая цели расширения круга потенциальных участников Закупки и обеспечения конкуренции.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы, истребованные уведомлением №78/8245/23 от 11.04.2023 года, представлены в заседание Комиссии.

В заседании Комиссии по рассмотрению жалобы объявлялся перерыв до 14-15 (МСК) 24 апреля 2023 года.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

На основании п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

На основании ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно пп. 2 п. 3.1 Документации первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики предлагаемого к поставке товара, соответствующие требованиям, установленным в Техническом задании, иные документы и сведения в случае, если таковые предусмотрены документацией аукциона в электронной форме.

Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах.

Форма представления сведений по предлагаемым к поставке товарам и порядок ее заполнения приведены в разделе 14 настоящей документации;

Пунктом 14 Документации установлена Форма 1 «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара», включающая также Инструкцию по предоставлению сведений формы (далее — Инструкция).

Приложение №1 к Техническому заданию Документации содержит перечень закупаемых товаров.

В свою очередь сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара приведены Заказчиком в Приложении № 2 к Техническому заданию Документации.

Согласно Инструкции в описании товаров Заказчик использует следующие виды показателей:

- показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения в виде требований, содержащих указание на максимальность и (или) минимальность;

- показатели, значения которых не могут изменяться;

- показатели, для которых указаны варианты значений.

Пунктами 1.7, 1.8, 1.11, 1.12, 1.13, 1.14 Инструкции Заказчиком определен перечень случаев, в которых участнику необходимо указать диапазонное значение, а именно:

1.7 При указании Заказчиком в Документации требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов и символов, перечисленных в п. 1.2 и п. 1.3 настоящей инструкции, при использовании знаков «-», «…», Участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.

1.8 При указании Заказчиком в Документации требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.1 и п. 1.4 настоящей инструкции, при использовании знаков «-», «…», Участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.

1.11 При указании Заказчиком в Документации требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.2 и п. 1.1 настоящей инструкции, при использовании знаков «-», «…», Участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.

1.12 При указании Заказчиком в Документации требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.1 и п. 1.3 настоящей инструкции, при использовании знаков в характеристиках «-», «…», Участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.

1.13 При указании Заказчиком в Документации требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.2 и п. 1.4 настоящей инструкции, при использовании знаков «-», «…», Участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений

показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.

1.14 При указании Заказчиком в Документации требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.3 и п. 1.4 настоящей инструкции, при использовании знаков «-», «…», Участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.

В свою очередь п. 3.3 Инструкции гласит, что участник закупки при заполнении заявки должен руководствоваться в числе прочего следующими правилами:

- показатели твердости, усилия, сопротивления всегда представляются в виде диапазона (указать можно как закрытыми, так и открытым диапазонными значениями) в пределах требования заказчика по данному показателю. Вышеуказанное правило также действует и на показатели, измеряемые в единицах времени.

- присутствие слова диапазон (предел) или их производных в наименовании показателя обязует участника закупки соответствующие значения показателя (указанную закрытым или открытым диапазонными значениями) предоставить в закрытом диапазонном значении (указав верхнюю и нижнюю границы), удовлетворяющие требования заказчика по данному показателю.

Пункту 4 Приложения №1 к Техническому заданию Документации соответствует товар «Стеклоочиститель тип 3», в отношении которого установлено требование к предельному отклонению числа двойных ходов на мокром стекле на каждой скорости использования: должно быть менее 6 (единица измерения - число ходов в минуту)».

При этом из приведенных положений Инструкции равным способом применимы противоречивые правила для заполнения показателей, требования к которым содержат слово «менее» и производное от слова «предел», что приводит к невозможности надлежащим образом определить однозначно соответствующий требованиям Заказчика вариант представления значения характеристики по показателю.

В п. 3.3 Инструкции указано, что участник закупки при заполнении заявки должен руководствоваться в числе прочего правилом, следуя которому характеристики единицами измерения, которых градус (градус цельсия) в обязательном порядке предоставляются в виде закрытого диапазонного значения, удовлетворяющее требования заказчика по данному показателю (нижней границей закрытого диапазона при единице измерения градус цельсия является отрицательное значение - за исключением показателя закалки).

Пункту 2 Приложения №1 к Техническому заданию Документации соответствует товар «Стеклоочиститель тип 1», в отношении которого установлено требование к углу очистки щеткой – должен быть 84 ˉ4 (единица измерения – градус)».

При этом из приведенных положений Инструкции не следует порядок предоставления значений характеристики, содержащей знак «ˉ», вместе с тем согласно Инструкции равным способом применимы противоречивые правила для заполнения показателей, требования к которым содержат знак «-» и единицу измерения «градус», что приводит к невозможности надлежащим образом определить однозначно соответствующий требованиям Заказчика вариант представления значения характеристики по показателю.

Пункт 3.3 Инструкции гласит, что участник закупки при заполнении заявки должен руководствоваться в числе прочего правилом, следуя которому показатели наклона всегда предоставляются всегда в виде закрытого диапазона (в обязательном порядке нижней границей закрытого диапазона является отрицательное значение).

Вместе с тем, как следует из п. 1.7, 1.8, 1.11, 1.12, 1.13, 1.14 Инструкции, Заказчиком приведены однозначные вариантов формулировок с требованием об указании диапазонных значений.

Согласно п. 3.3 Инструкции участник закупки при заполнении заявки должен руководствоваться в числе прочего правилом, следуя которому характеристики единицами измерения, которых минуты или показатели рабочего хода в обязательном порядке предоставляются в виде открытого диапазонного значения, удовлетворяющее требования заказчика по данному показателю.

Пункту 3 Приложения №1 к Техническому заданию Документации соответствует товар «Стеклоочиститель тип 2», в отношении которого установлено требование к числу двойных ходов на мокром стекле на первой скорости: должно быть 30/32 (единица измерения число ходов в минуту)».

При этом из приведенных положений Инструкции равным способом применимы противоречивые правила для заполнения показателей, требования к которым содержат знак «/» и единицу измерения «минута», что приводит к невозможности надлежащим образом определить однозначно соответствующий требованиям Заказчика вариант представления значения характеристики по показателю.

Пункт 3.3 Инструкции гласит, что участник закупки при заполнении заявки должен руководствоваться в числе прочего правилом, следуя которому показатели напряжения предоставляется только в виде диапазонного значения.

В п. 3 Приложения №1 к Техническому заданию Документации в отношении товара «Стеклоочиститель тип 2» установлено требование к напряжению питания — должно быть до 24 (единица измерения – вольт)».

При этом из приведенных положений Инструкции равным способом применимы противоречивые правила для заполнения показателей, требования к которым содержат слово «до» и слово «напряжение», что приводит к невозможности надлежащим образом определить однозначно соответствующий требованиям Заказчика вариант представления значения характеристики по показателю.

Согласно п. 1.1 Инструкции при указании Заказчиком в Документации требований к показателю в виде слов («от», «минимально»), словосочетаний («не менее», «не меньше», «не ниже») и символов («≥») Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или более указанного в Документации минимального значения показателя.

Также, в п. 3.2 Инструкции указано, что при указании Заказчиком в Документации требования к значению показателя в виде слов и символов «/», «либо» совместно со словосочетаниями «не должен (-на, -но, -ны) быть», с указанием на соответствие характеристик товара Нормативно-технической документации (ГОСТ, СНиП, ОДН, СП) без использования слов (словосочетаний) и символов, перечисленных в п.1.1-1.4, участник закупки указывает любое конкретное значение показателя из соответствующей Нормативно-технической документации, за исключением вариантов, установленных Заказчиком в документации. В связи с тем, что государственные стандарты устанавливают минимально необходимые требования к характеристикам товаров (их эксплуатационным характеристикам), выраженным в требованиях к значениям показателей, заказчиком установлены требования к значениям показателей, соответствующие установленным государственными стандартами, но отличающиеся от минимально установленных в сторону повышения их качественных и эксплуатационных характеристик. Данное требование обусловлено необходимостью получения товаров, соответствующих государственным стандартам, но имеющих более высокие качественные и эксплуатационные характеристики, чем минимально возможные, установленные государственными стандартами, а также индивидуальными особенностями и условиями их эксплуатации. Ввиду того, что технические регламенты, стандарты и иные требования предусмотренные законодательством РФ о техническом регулировании не могут в полной мере охватить все необходимые заказчику функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, документация содержит иные показатели, требования, условные обозначения и терминологию. Использование заказчиком нестандартных показателей направлено на получение товара, отвечающего потребностям заказчика и не создает преимуществ каким-либо участникам закупки. Вместе с этим, действующее законодательство РФ не возлагает обязанность на заказчика по детальному и профессиональному изучению рынка закупаемых товаров.

При этом согласно п. 3.3 Инструкции участник закупки при заполнении заявки должен руководствоваться в числе прочего следующими правилами:

- в случае присутствия слова допустимо или его производных в наименовании показателя участник предоставляет данный показатель без изменений, дословно воспроизведя указанный заказчиком значения включая все слова, словосочетания, знаки, союзы, наречия, указанные Заказчиком в требованиях к значению показателя, за исключением слов «должен», «должен быть», «будут» и других форм этих слов, при этом указав все необходимые единицы измерения к каждой указанной характеристике в соответствии с правилами настоящей инструкции по предоставлению единиц измерения;

- присутствие слово достаточно обязует участника предоставить значение показатель без изменений для каждого составляющего показателя, дословно воспроизведя указанный заказчиком значения включая все слова, словосочетания, знаки, союзы, наречия, указанные Заказчиком в требованиях к значению показателя, за исключением слов «должен», «должен быть», «будут» и других форм этих слов, при этом указав все необходимые единицы измерения к каждой указанной характеристике в соответствии с правилами настоящей инструкции по предоставлению единиц измерения.

Инструкцией также предусмотрено, что знак «±», «+» означает необходимость указания конкретного значения в рамках заданного диапазона, не включая исходное значение.

В п. 1 Приложения №1 к Техническому заданию Документации в отношении товара «Мотор тип 1» установлено требование к допустимой номинальной частоте вращения выходного вала на второй скорости: требуется 45±5 (единица измерения – обороты в минуту)».

При этом из приведенных положений Инструкции равным способом применимы противоречивые правила для заполнения показателей, требования к которым содержат знак «±» и слово «допустимо», что приводит к невозможности надлежащим образом определить однозначно соответствующий требованиям Заказчика вариант представления значения характеристики по показателю.

Согласно Инструкции типографический знак астериск в наименовании показателя означает, что при предоставлении значений по данному показателю участник не учитывает крайние нижние значения (такие значения должны сопровождаются только словосочетаниями: не менее) и предоставляет соответствующие значения без вышеуказанных крайних нижних значений.

Из указанных требований следует, что участник должен предоставить значение показателя не равное крайнему нижнему значению только при условии, что такое значение сопровождается только словосочетанием «не менее», таким образом требуется одновременное выполнение условий наличия типографического знака астериск в наименовании показателя и словосочетания «не менее» в требуемое значении показателя, вместе с тем, как было указано, п. 1.1 Инструкции гласит, что при указании Заказчиком в Документации требований к показателю в виде слов («от», «минимально»), словосочетаний («не менее», «не меньше», «не ниже») и символов («≥») Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или более указанного в Документации минимального значения показателя, что приводит к невозможности надлежащим образом определить однозначно соответствующий требованиям Заказчика вариант представления значения характеристики по показателю.

Согласно п. 3.3 Инструкции участник закупки при заполнении заявки должен руководствоваться в числе прочего правилом, следуя которому если в наименовании присутствует слово размер, представленные значения показателей, с учетом всех правил инструкции должны отличаться от указанных границ (как верхних, так и нижних) не больше чем на семь миллиметров.

В п. 2 Приложения №1 к Техническому заданию Документации в отношении товара «Стеклоочиститель тип 1» установлено требование к размерам упаковки (ДхШхВ): должно быть менее 807х205х150 (единица измерения – миллиметры)».

Таким образом согласно Инструкции в случае, если значение показателя указано в виде нескольких числовых значений, разделенных символом «х» (размеры), то слова, словосочетания и символы, перечисленные в п. 1.1 - 1.4 относятся к каждому из числовых значений (за исключением показателя высоты

данный показатель предоставляется без изменений), а во всех остальных случаях, прямо не перечисленных в данной инструкции, значения показателей считать неизменяемыми, вместе с тем, если в наименовании присутствует слово

размер, представленные значения показателей, с учетом всех правил инструкции должны отличаться от указанных границ (как верхних, так и нижних) не больше чем на семь миллиметров, в то время как сокращение «В» в наименовании показателя представляет значение высоты, в связи с чем положения Инструкции обязывают предоставлять данный показатель без изменений.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что указанный порядок приводит к невозможности надлежащим образом определить однозначно соответствующий требованиям Заказчика вариант представления значения характеристики по показателю.

Согласно Инструкции показатели, основанные на методах измерения твердости, таких как метод вдавливания или отскока, представляется в виде закрытого диапазона вне зависимости от вышеуказанных правил настоящей инструкции с обязательным указанием единиц измерения к каждому из значений и в пределах требования заказчика по данному показателю, однако при этом Инструкцией закреплено, что показатели, измеряемые в секундах, представляются в виде закрытого диапазона вне зависимости от вышеуказанных правил настоящей инструкции с обязательным указанием единиц измерения к каждому из значений и в пределах требования заказчика по данному показателю.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что указанный порядок приводит к невозможности надлежащим образом определить однозначно соответствующий требованиям Заказчика вариант представления значения характеристики по показателям.

Согласно Инструкции при установлении требований к показателям (характеристикам) товаров с разграничением между наименованием показателя знаком отличным от основного, значения участником должны быть указаны без изменений, включая все слова, словосочетания, знаки, союзы, наречия, указанные Заказчиком в требованиях к значению показателя, за исключением слов «должен», «должен быть», «будут» и других форм этих слов, при этом указав все необходимые единицы измерения к каждой характеристике в соответствии с правилами настоящей инструкции по предоставлению единиц измерения.

Также Инструкцией установлено, что конкретное значение показателя не должно содержать указания на минимальность или максимальность предлагаемого значения показателя при стандартной записи показателя, его характеристик и, если иное не установлено следующими далее положениями инструкции.

При этом в Инструкции Заказчиком не раскрываются понятия «знак отличный от основного», «основной знак» или «стандартная запись показателя», что приводит к невозможности надлежащим образом определить однозначно соответствующий требованиям Заказчика вариант представления значения характеристики по показателям.

Согласно Инструкции показатели, измеряемые в секундах, представляются в виде закрытого диапазона вне зависимости от вышеуказанных правил настоящей инструкции с обязательным указанием единиц измерения к каждому из значений и в пределах требования заказчика по данному показателю.

Вместе с тем Инструкцией установлено, что показатели твердости, усилия, сопротивления всегда представляются в виде диапазона (указать можно как закрытыми, так и открытым диапазонными значениями) в пределах требования заказчика по данному показателю. Вышеуказанное правило также действует и на показатели, измеряемые в единицах времени.

Таким образом из приведенных положений Инструкции равным способом применимы противоречивые правила для заполнения показателей, следуя которым значения показателей можно указать как закрытым и открытым диапазонным значением, а в другом случае исключительно в виде закрытого диапазона, что приводит к невозможности надлежащим образом определить однозначно соответствующий требованиям Заказчика вариант представления значения характеристики по показателям.

Согласно Инструкции требование к наименованию показателя отделяется от требования к значению показателя основным знаком «:». При установлении требований к показателям (характеристикам) товаров с разграничением между наименованием показателя знаком отличным от основного, значения участником должны быть указаны без изменений, включая все слова, словосочетания, знаки, союзы, наречия, указанные Заказчиком в требованиях к значению показателя, за исключением слов «должен», «должен быть», «будут» и других форм этих слов, при этом указав все необходимые единицы измерения к каждой характеристике в соответствии с правилами настоящей инструкции по предоставлению единиц измерения.

В п. 1 Приложения №1 к Техническому заданию Документации в отношении товара «Мотор тип 1» установлено требование к показателю маркировка должна быть наличие/отсутствие.

При этом в приведенном случае не может быть применено ни одно из указанных требований Инструкции в отношении знака «:» или словосочетания «должна быть», что приводит к невозможности надлежащим образом определить однозначно соответствующий требованиям Заказчика вариант представления значения характеристики по показателю.

Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что Заказчиком в Документации установлена ненадлежащая инструкция по предоставлению сведений в составе заявки, содержащая чрезмерные и противоречивые условия заполнения соответствующей формы для предоставления сведений о характеристиках товаров, включающая ряд приоритетных правил, исключений и иных условий, не преследующая цели расширения круга потенциальных участников Закупки и обеспечения конкуренции, и как следствие, противоречащая принципам информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России учтено, что согласно опубликованным в ЕИС протоколам на участие в Закупке подана лишь одна заявка, признанная комиссией Заказчика соответствующей Документации.

На основании изложенного по доводам жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по незаконному установлению в Документации ненадлежащей инструкции по предоставлению сведений о характеристиках товаров в составе первой части заявки, не отвечающей принципам информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также не способствующей цели расширения круга потенциальных участников Закупки, нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 07.04.2023 вх. №8493-ЭП/23) ООО «РГТН» на действия СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку стеклоочистителей и их комплектующих (извещение №32312248422), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях СПб ГУП «Горэлектротранс» нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу (от 07.04.2023 вх. №8493-ЭП/23) ООО «РГТН» на действия СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку стеклоочистителей и их комплектующих (извещение №32312248422) обоснованной.

 

2. Признать в действиях заказчика СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку стеклоочистителей и их комплектующих (извещение №32312248422) нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное путем незаконного установления в Документации ненадлежащей инструкции по предоставлению сведений о характеристиках товаров в составе первой части заявки, не отвечающей принципам информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также не способствующей цели расширения круга потенциальных участников Закупки.

 

3. Заказчику СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку стеклоочистителей и их комплектующих (извещение №32312248422) путем аннулирования аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку стеклоочистителей и их комплектующих (извещение №32312248422) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры закупки.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

24 апреля 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

на основании решения Комиссии от 24.04.2023 № Т02-211/23 по жалобе на действия заказчика СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку стеклоочистителей и их комплектующих (извещение №32312248422, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»


 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. Заказчику СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку стеклоочистителей и их комплектующих (извещение №32312248422), путем аннулирования аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку стеклоочистителей и их комплектующих (извещение №32312248422) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры закупки.


 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 23 мая 2023 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

<...>

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны