Решение №78/19969/23 Т02-415/23 по жалобе ООО "Охранная организация "Теос СПб" от 14 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-415/23

09 августа 2023 года                                                                  Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

с участием представителей от СПбГУ (далее – Заказчик), от ООО "Охранная организация "Теос СПб" (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 31.07.2023 вх. №19679-ЭП/23) ООО "Охранная организация "Теос СПб" на действия заказчика СПбГУ при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по обеспечению комплекса мер по круглосуточной физической охране объектов и территорий Заказчика, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материальных ценностей, обеспечение контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов, поддержание общественного порядка и безопасности на объектах Заказчика (извещение №32312623248), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

27 июля 2023 года на сайте электронной торговой площадки https://www.rts-tender.ru/ в сети Интернет (далее – ЭТП) было опубликовано извещение №32312623248 (далее — Извещение) о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по обеспечению комплекса мер по круглосуточной физической охране объектов и территорий Заказчика, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материальных ценностей, обеспечение контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов, поддержание общественного порядка и безопасности на объектах Заказчика (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПбГУ (далее – Положение о закупках) в редакции 13 от 11.04.2023, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

44 058 840,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

27.07.23

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

14.08.2023 08:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

16.08.23, 17.08.23

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7/9, Административное здание, каб.№225

 

2. Заявитель в жалобе указывает на:

- необоснованное установление Заказчиком в п. 18.2 Информационной карты Документации критерия оценки «Квалификация участника», согласно которому оценивается опыт оказания услуг по обеспечению исключительно круглосуточной физической охраны только объектов (территорий) образовательных, научных организаций и учреждений здравоохранения на основании договоров, заключенных и исполненных за период с 01.01.2017 по 31.07.2023, что, по мнению Заявителя, ограничивает возможность участников подтвердить свою квалификацию;

- установление Заказчиком в п. 18.2 Информационной карты Документации незаконного условия в рамках критерия оценки «Квалификация участника» о наличии в штате участника закупки частных охранников 4 разряда или выше, либо работников ведомственной охраны, соответствующих требованиям ст. 6 ФЗ №77-ФЗ «О ведомственной охране»;

- установление Заказчиком в Документации ограничивающего конкуренцию требования пп. 1 п. 18.3 Документации в рамках критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (оказания услуг) к описанию предполагаемого к использованию дополнительного специального оснащения.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

 

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

СПбГУ относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона №223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки..

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

4. Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Охранная организация "Теос СПб" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/18904/23 от 01.08.2023, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/18904/23 от 01.08.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ для заказчиков определен принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно п. 1 Информационной карты и Техническому заданию Документации предметом договора является оказание услуг по обеспечению комплекса мер по круглосуточной физической охране объектов и территорий Заказчика, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материальных ценностей, обеспечение контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов, поддержание общественного порядка и безопасности на объектах Заказчика.

В п. 18 Информационной карты Документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

 

По первому доводу жалобы:

В п. 18.2 Информационной карты Документации установлен порядок оценки по критерию «Квалификация участника закупки» (значимость критерия 20%).

По показателям 1НЦБi и 2НЦБi оценивается количество (в шт.) и общая стоимость (в рублях) надлежаще исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению круглосуточной физической охраны объектов (территорий) образовательных, научных организаций и учреждений здравоохранения, заключенные и исполненные за период с 01.01.2017 по 31.07.2023.

Надлежаще исполненным контрактом (договором) считается контракт (договор), обязательства по которому, в соответствии с его условиями, исполнены участником, оплачены получателем услуг. При этом, стоимость каждого из исполненных контрактов/договоров должна составлять не менее 10 % (4 538 184,00 руб.)  от начальной максимальной цены настоящего конкурса.

В случае непредоставления копии контракта/договора и/или копий документов о приемке, либо выявления несоответствия сведений в представленных документах, комиссия не будет учитывать такой контракт/договор при оценке по данному показателю.

Количество баллов, присуждаемых по показателю 1НЦБi, определяется по шкале оценки:

Количество баллов

Кол-во контрактов (договоров)

1

100

7 шт. и более

2

80

6 шт.

3

60

5 шт.

4

40

3 – 4 шт.

5

20

1 – 2 шт.

6

0

Не представлены контракты (договоры) или представленные контракты (договоры) не соответствуют требованиям

 

Количество баллов по показателю 1НЦБi определяется по формуле:

1НЦБi = КЗ×НЦБi (j)

где:

КЗ – коэффициент значимости данного показателя, КЗ=0,1;

НЦБi(j) – количество баллов, присуждаемых i заявке по шкале оценки настоящего показателя;

1НЦБi - количество баллов, присуждаемых i заявке по данному показателю.

Количество баллов, присуждаемых по показателю 2НЦБi, определяется по формуле:

а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:

2НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);

б) в случае если , - по формуле:

2НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);

при этом НЦБmax = КЗ x 100,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ = 0,1;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, равное 100% от начальной максимальной цены настоящего конкурса;

НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.

При не предоставлении документов по настоящему показателю, оценка по показателю не производится. При этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.

В жалобе Заявитель указывает, что установленные Заказчиком требования в рамках критерия «Квалификация участника закупки» предполагают оценку опыта оказания услуг по обеспечению исключительно круглосуточной физической охраны и только объектов (территорий) образовательных, научных организаций и учреждений здравоохранения на основании договоров, заключенных и исполненных за период с 01.01.2017 по 31.07.2023, что, по мнению Заявителя, ограничивает конкуренцию и не позволяет потенциальным участникам подтвердить квалификацию не только в рамках круглосуточной охраны, но и в рамках осуществления дневных и ночных постов по 12 часов, а также, например, охраны коммерческих и административных зданий. Кроме того, по мнению Заявителя, установленный Заказчиком период заключения и исполнения таких договоров с 01.01.2017 по 31.07.2023 является неоднозначным и не позволяет оценить опыт участника по договору, например, с началом оказания услуг с 01.01.2017.

Представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в описании порядка оценки по критерию «Квалификация участника закупки» с целью выявления лучших условий исполнения контракта установлены требования о предоставления опыта исключительно по круглосуточной охране объектов, что сопоставимо предмету Закупки согласно п. 1 Информационной карты Документации. Кроме того, требование о предоставлении опыта оказания услуг по физической охране только объектов (территорий) образовательных, научных организаций и учреждений здравоохранения в наибольшей степени отвечает потребностям Заказчика, как образовательного учреждения, имеющего свою специфику при исполнении договора.

Представитель Заказчика также пояснил, что установленный в рамках оценки по данному критерию период оказания услуг не ограничивает потенциальных участников, а наоборот позволяет в полной мере представить необходимые документы, подтверждающие опыт за период с 01.01.2017 по 31.07.2023.

По словам представителя Заказчика, отсутствие указанных документов по критерию «Квалификация участника закупки» в составе заявки не является основанием для отклонения заявки от участия в процедуре Закупки.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Заказчика, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что требования к участникам в описании порядка оценки по критерию «Квалификация участника закупки», изложенные в п. 18.2 Информационной карты Документации, не ограничивают конкуренцию, являются сопоставимыми с предметом и условиями проведения Закупки, что не является нарушением Закона №223-ФЗ.

 

По второму доводу жалобы:

В п. 18.2 Информационной карты Документации установлен порядок оценки по критерию «Квалификация участника закупки» (значимость критерия 20%) по показателю 3НЦБi - «Наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для оказания услуг». Значимость показателя: 80 %.

Оценивается количество (чел.) в штате участника закупки частных охранников 4 разряда или выше, либо работников ведомственной охраны, соответствующих требованиям ст. 6 Федерального закона "О ведомственной охране" от 14.04.1999 N 77-ФЗ.

По данному показателю оценке подлежат следующие включенные Участником конкурса в состав Заявки на участие в конкурсе документы по каждому охраннику, состоящему в штате Участника конкурса:

а) копии всех страниц удостоверения частного охранника;

б) копия личной карточки охранника;

в) копии всех страниц трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности работника по форме СТД-Р.

При этом Участник закупки в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» вправе скрыть в копиях представленных документов персональные данные, кроме фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, сведений, подтверждающих квалификацию, сведений, подтверждающих специальность и опыт работы;

г) на всех охранников – заполненная форма «Справка о кадровых ресурсах» (Приложение № 3 к заявке на участие в конкурсе).

При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати (при наличии).

Минимальным необходимым количеством специалистов по данному показателю является 68 охранников (количество, необходимое для исполнения договора). В случае, если в заявке представлены сведения о менее 68 охранников, по данному показателю присваивается 0 баллов.

При не предоставлении документов по настоящему показателю, оценка по показателю не производится. При этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.

В жалобе Заявитель указывает, что на основании п. 18.2 Информационной карты Документации Заказчиком установлено незаконное условие в рамках критерия оценки «Квалификация участника» о наличии в штате участника закупки частных охранников 4 разряда или выше, либо работников ведомственной охраны, соответствующих требованиям ст. 6 ФЗ №77-ФЗ «О ведомственной охране» с учетом проведения процедуры Закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

Представитель Заказчика пояснил, что требование к участникам в рамках показателя 3НЦБi критерия «Квалификация участника» установлено Заказчиком согласно требованиям действующего законодательства, в том числе ФЗ №77-ФЗ «О ведомственной охране». Кроме того, работа частных охранников 4 разряда или выше, либо работников ведомственной охраны, информация о которых предоставляется в рамках критерия, может осуществляться, например, на основании трудовых договоров о работе по совместительству, что позволяет потенциальным участникам Закупки набрать необходимое количество баллов. Вместе с тем, данные условия установлены Заказчиком в рамках критерия оценки и не являются основанием для допуска или отклонения заявки.

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав представленные документы и сведения, а также позицию Заявителя и Заказчика, находит данный довод жалобы неподтвержденным и не усматривает нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

 

По третьему доводу жалобы:

В п. 18.3 Информационной карты Документации установлен критерий «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (выполнения работ, оказания услуг)» (значимость критерия 40%).

Для оценки по показателю Кi «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке:

1. По технологии выполнения работ (оказания услуг).

2. По организации выполнения работ (оказания услуг).

3. По управлению системой качества.

Участник должен представить в раскрытии экологических характеристиках описание предлагаемых принципов и методов оказания услуг/выполнения работ, а также описание предлагаемой технологии оказания услуг (выполнения работ) и системы управления качеством. Данные предложения должны соответствовать, а также учитывать требования к выполняемой работе (оказываемой услуге), их количественным и качественным характеристикам, определенным в Документации и соответствующим требованиям к оказанию услуг/выполнению работ, указанные в Техническом задании, Документации.

Предполагается, что указанные сведения будут подготовлены участником в произвольной форме в виде простого описания, и будут содержать, в том числе предложения по технологии выполнения работ (оказания услуг), в составе которого необходимо раскрыть, в частности, предполагаемое к использованию дополнительное специальное оснащение (какие технические средства необходимо задействовать), за исключением оснащения, установленного Техническим заданием.

В рамках показателя «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» под «Предложением о наличии качественных характеристик объекта закупки» понимается предоставление в составе заявки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего предложение в отношении всех свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки заявок); в противном случае представленное предложение о качественных характеристиках объекта закупки трактуется как «Участник закупки не представил или представил предложение в отношении качественных характеристик объекта закупки, не полностью соответствующее всем требованиям».

Порядок присвоение баллов по показателю «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» присваивается заявке по следующей шкале оценки:

 

Значение показателя «Качество товаров (качество работ, качество услуг)»

Количество присваиваемых баллов

Участник закупки представил предложение в отношении качественных характеристик объекта закупки, полностью соответствующее всем требованиям

100 баллов

Участник закупки не представил или представил предложение в отношении качественных характеристик объекта закупки, не полностью соответствующее всем требованиям

0 баллов

 

Представитель Заказчика пояснил, что требование пп. 1 п. 18.3 Документации в рамках критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (оказания услуг) к описанию предполагаемого к использованию дополнительного специального оснащения предполагает описание дополнительных технических средств участником в свободной форме, при этом оценка заявки по данному критерию согласно порядку начисления баллов производится на основании наличия либо отсутствия указнного описания, что предоставляет преимущество потенциальным участникам Закупки при предоставлении указанных сведений.

Представитель Заказчика также пояснил, что данное требование в рамках указанного критерия не является основанием для отклонения заявки участника.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позиции сторон, проанализировав представленные документы, полагает, что требование к описанию предполагаемого к использованию дополнительного специального оснащения в рамках показателя «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» изложено Заказчиком в соответствии с условиями проведдения процедуры Закупки, не является ограничивающим фактором для принятия участия в процедуре Закупки и не нарушает положений Закона №223-ФЗ.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.

 

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 31.07.2023 вх. №19679-ЭП/23) ООО "Охранная организация "Теос СПб" на действия заказчика СПбГУ (ИНН:7801002274; ОГРН:1037800006089) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по обеспечению комплекса мер по круглосуточной физической охране объектов и территорий Заказчика, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материальных ценностей, обеспечение контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов, поддержание общественного порядка и безопасности на объектах Заказчика (извещение №32312623248) необоснованной.

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны