Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 2 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                               

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-11/78-03-17

                                                                                                    Санкт-Петербург

Резолютивная часть оглашена 01 июня 2017г.

В полном объеме изготовлено 16 июня 2017г.

 

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее − Комиссия СПб УФАС России) по рассмотрению дела
№ 1-00-11/78-03-17 о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом от  28.02.2017 г. № 115/17 в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

<...>– заместитель начальника отдела контроля органов власти,

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев дело № 1-00-11/78-03-17, возбужденное по признакам нарушения:

- части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) в действиях вице-губернатора Санкт-Петербурга <...>, Жилищного комитета Санкт-Петербурга, выраженных в принятии решений, оформленных протоколами № 34/16 от 31.05.2016 г.; от 28.07.2016 г.; от 21.10.2016 г. об обеспечении перехода и 100%-е начисление квитанций за жилищно-коммунальные услуги по всем многоквартирным домам (далее – МКД), находящимся в управлении ООО «УК «Мир» (ИНН 7814579326) и ООО «УК Возрождение» (ИНН 7811488977) в ГУП ВЦКП «ЖХ», что может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности ООО «ЭЛЛИС ИТ» на товарном рынке информационно-расчетных услуг (услуг по расчету и сбору платы за жилищно-коммунальные услуги), а также ограничению прав управляющих организаций и собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УК Возрождение» и ООО «УК «Мир» в выборе организации, оказывающей услуги по расчету и сбору платы за жилищно-коммунальные услуги,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление ООО «ЭЛЛИС ИТ» (вх. № 26811/16 от 29.11.2016 г.) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях вице-губернатора Санкт-Петербурга <...>, Жилищного комитета Санкт-Петербурга, Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга, выраженных в принуждении клиентов ООО «ЭЛЛИС ИТ» к заключению договора на предоставление информационно-расчетных услуг (услуг по расчету и сбору платы за жилищно-коммунальные услуги) с ГУП ВЦКП «ЖХ», что может иметь результатом ограничение, устранение конкуренции на товарном рынке информационно-расчетных услуг.

 

В ходе рассмотрения указанного заявления Санкт-Петербургским УФАС России установлено следующее.

Протоколом № 34/16 от 31.05.2016 г. совещания с участием и за подписью вице-губернатора Санкт-Петербурга <...> Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга предписано «обеспечить переход и 100%-е начисление квитанций за жилищно-коммунальные услуги по всем многоквартирным домам, находящимся в управлении ООО «УК Возрождение» и ООО «УК «МИР» в ГУП «ВЦКП «ЖХ». Срок: 17.06.2016» (п.3 резолютивной части протокола № 34/16 от 31.05.2016 г.).

Согласно протоколу от 28.07.2016 г. совещания рабочей группы районной межведомственной комиссии по подготовке и проведению отопительного сезона 2015-2016 гг., (под председательствованием главы Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга <...> с участием председателя Жилищного комитета Санкт-Петербурга <...>) слушали вопрос 2 «О переходе и стопроцентное начисление квитанций за жилищно-коммунальные услуги по всем многоквартирным домам, находящимся в управлении ООО «УК Возрождение» и ООО «УК «Мир» в ГУП «ВЦКП «ЖХ»:

П. 2.1. Принята к сведению информация администрации: «В рамках исполнения решения протокола совещания от 31.05.2016 № 34/16 с участием вице-губернатора Санкт-Петербурга <...> по обеспечению перехода и 100% начисления квитанций за жилищно-коммунальные услуги по всем МКД, находящимся в управлении ООО «УК Возрождение» и ООО «УК «МИР» в ГУП «ВЦКП «ЖХ» управляющим компаниям было предложено представить в администрацию Василеостровского района графики перехода на комплексное обслуживание через в ГУП «ВЦКП «ЖХ» по лицевым счетам собственников и нанимателей жилых (нежилых) помещений, не включенных в существующие договоры с ГУП «ВЦКП «ЖХ». А сегодняшний день таких графиков управляющими организациями в администрацию не представлено».

П. 2.2. Принята к сведению информация ООО «УК Возрождение» и ООО «УК «Мир»: «Готовы вести работу с ГУП «ВЦКП «ЖХ» только по нанимателям МКД. Провести все МКД на расчет через ГУП «ВЦКП «ЖХ»связан с рядом сложностей: техническими вопросами как перевода данных с одной базы в другую, так и сроков работы в базе ГУП «ВЦКП «ЖХ».

П. 2.3. Принята у сведению информация Жилищного комитета Санкт-Петербурга: «Подготовлена «Дорожная карта по переходу на комплексное обслуживание через ГУП «ВЦКП «ЖХ» по лицевым счетам собственников и нанимателей жилых (нежилых помещений)». Жилищным комитетом Санкт-Петербурга были проведены встречи с управляющими компаниями (ООО «УК Возрождение» и ООО «УК «Мир»), на которых был оговорен план действий по переходу на комплексное обслуживание через ГУП «ВЦКП «ЖХ» по лицевым счетам собственников и нанимателей МКД, находящихся в управлении указанных управляющих компаний.

П. 2.4. Рекомендовано ООО «УК Возрождение» и ООО «УК «Мир»:

П. 2.4.2.Начать работу по переходу на комплексное обслуживание через ГУП «ВЦКП «ЖХ» по лицевым счетам собственников и нанимателей жилых (нежилых) помещений согласно Дорожной карты».

Протоколом от 21.10.2016 г. совещания рабочей группы районной межведомственной комиссии по подготовке и проведению отопительного сезона 2015-2016 гг. (под председательствованием <...> – председателя Жилищного комитета Санкт-Петербурга, <...> – главы администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга) принято решение «во исполнение протокольных решений совещания под руководством вице-губернатора Санкт-Петербурга <...> от 31.05.2016 № 34/16 управляющим компаниям ООО «УК Возрождение» и ООО «УК «МИР» обеспечить переход на обслуживание по всем многоквартирным домам в ГУП «ВЦКП «ЖХ» в срок до 01.12.2016 с заключением соответствующих договоров» (п.3.1.1 протокола от 21.10.2016 г.).

Пунктом 3.1.2. указанного протокола к управляющим компаниям ООО «УК «Мир» и ООО «УК Возрождение» предусмотрена санкция: «В случае не перехода управляющих компаний ООО «УК «МИР» и ООО «УК Возрождение» на 100% начисление квитанций за жилищно-коммунальные услуги по всем многоквартирным домам (МКД) в ГУП «ВЦКП «ЖХ» администрацией Василеостровского района Санкт-Петербурга совместно с Жилищным комитетом обеспечить подготовку план-графика проведения общих собраний собственников МКД с долей государственной собственности, а также провести общие собрания собственников МКД с целью выбора иных управляющих компаний для обслуживания МКД».

Описанные протокольные решения свидетельствуют об активной поддержке и сопровождению со стороны органов власти Санкт-Петербурга деятельности ГУП «ВЦКП «ЖХ», выраженных в даче указаний управляющим организациям о заключении договоров именно с ГУП «ВЦКП «ЖХ», что создает (может создать) указанной организации преимущественные условия деятельности.

Вместе с тем, на товарном рынке информационно-расчетных услуг аналогичные услуги по расчету и сбору платы за жилищно-коммунальные услуги оказывают также другие хозяйствующие субъекты.

Фактически многоквартирные дома, в отношении которых управляющим компаниям ООО «УК «Мир» и ООО «УК Возрождение дано указание о переводе для расчетов в ГУП «ВЦКП «ЖХ», находятся на расчетном обслуживании ООО «ЭЛЛИС ИТ».

 

Согласно пунктам 5, 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции, организации, имеющие организационно-правовую форму ГУП, являются хозяйствующими субъектами и им не должны создаваться преимущественные (более выгодные) условия деятельности на товарном рынке по сравнению с другими участниками рынка.

В силу положений статей 155, 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 63 «Правил предоставления услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила №354), обязанность по сбору платы за жилищно-коммунальные услуги возлагается на управляющую организацию.

В связи с чем управляющие компании имеют право как самостоятельно осуществлять сбор средств с населения, так и заключить договор с альтернативными расчетно-коммунальными центрами.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).

Заключение договора между управляющей компанией и расчетно-коммунальным центром (по своей правовой природе такой договор следует рассматривать как договор о предоставлении информационно-расчетных услуг) не является обязательным в соответствии с требованиями действующего законодательства и необходимым при оказании услуг управления многоквартирным домом.

Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 04.03.2015 г. № 155-р «Об утверждении примерного договора управления многоквартирным домом между управляющей организацией и жилищной организацией, выступающей уполномоченным представителем Санкт-Петербурга - собственника жилых и нежилых помещений в этом доме» утверждена примерная форма договора, в котором отсутствуют обязательства управляющих организаций заключать договор на расчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги и печать соответствующих платежных документов с ГУП «ВЦКП «ЖХ».

Таким образом, действия вице-губернатора Санкт-Петербурга <...>, Жилищного комитета Санкт-Петербурга, Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга, оформленные протокольными решениями, могут привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности ООО «ЭЛЛИС ИТ» на товарном рынке информационно-расчетных услуг (услуг по расчету и сбору платы за жилищно-коммунальные услуги), а также ограничению прав управляющих организаций и собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УК Возрождение» и ООО «УК «Мир» в выборе организации, оказывающей услуги по расчету и сбору платы за жилищно-коммунальные услуги, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, Санкт-Петербургское УФАС России выдало вице-губернатору Санкт-Петербурга <...>, Жилищному комитету Санкт-Петербургу, Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга предупреждение (исх. от 28.12.2016 г. № 78/29422/16) о необходимости прекращения в срок до 30 января 2017 г. действий, которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, для чего осуществить действия по отмене решений, оформленных протоколами № 34/16 от 31.05.2016; от 28.07.2016; от 21.10.2016 об обеспечении перехода и 100%-е начисления квитанций за жилищно-коммунальные услуги по всем многоквартирным домам, находящимся в управлении ООО «УК Возрождение» и ООО «УК «Мир» в ГУП «ВЦКП «ЖХ» и предоставить управляющим компаниям и собственникам право самостоятельного выбора расчетно-коммунальных центров для оказания услуг по расчету и сбору платы за жилищно-коммунальные услуги.

 

Письмом вх. от 30.01.2017 г. № 2207/17 вице-губернатор Санкт-Петербурга <...>  сообщил о принятии к сведению Предупреждения Санкт-Петербургского УФАС России от 28.12.2016 г. При этом доказательства отмены решения, оформленного протоколом № 34/16 от 31.05.2016 г. не представлены, что свидетельствует о неисполнении указанного предупреждения.

Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга письмом вх. от 31.01.2017 г. № 2393/17 сообщила о проведении совещания 26.01.2017 г. с участием руководителей ООО «УК «Мир», ООО «УК Возрождение», на котором решения, оформленные протоколами от 28.07.2016 и от 21.10.2016, были признаны рекомендательными и было обращено внимание управляющих организаций на право их самостоятельного выбора способа осуществления сбора средств с населения и выбора расчетно-коммунальных центров для оказания услуг по расчету и сбору платы за жилищно-коммунальные услуги с учетом требований действующего законодательства. Письмом вх. от 27.02.2017 г. № 4331-ЭП/17 Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга представила протокол вышеуказанного совещания.

Жилищный комитет Санкт-Петербурга не представил письменных пояснений и доказательств, свидетельствующих об исполнении вышеуказанного предупреждения.

На основании изложенного установлено неисполнение вице-губернатором Санкт-Петербурга <...> и Жилищным комитетом Санкт-Петербурга предупреждения от 28.12.2016 г. № 78/29422/16.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В этой связи, приказом от  28.02.2017 г. № 115/17 было возбуждено дело № 1-00-11/78-03-17 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

В ходе рассмотрения дела № 1-00-11/78-03-17 вице-губернатор Санкт-Петербурга <...> письмом вх. от 20.03.2017 г. № 6478-ЭП/17 представил в Санкт-Петербургское УФАС протокол № 21 от 02.03.2017 г., согласно пункту 2 которого протокол от 31.05.2016 г. № 34/16 отменен.

Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга письмом вх. от 30.03.2017 г. № 7447/17 представила протокол совещания рабочей группы районной межведомственной комиссии по подготовке и проведению отопительного сезона 2016-2017 гг. от 02.03.2017 г., которым пункты 2.1-2.5 заседания рабочей группы рМВК от 28.07.2016 г., решения пункты 3.1.1, 3.1.2 заседания рабочей группы рМВК от 21.10.2016 г. отменены.

Заявитель ООО «ЭЛЛИС ИТ» письмом вх. от 10.03.2017 № 5390/17 ходатайствовал о прекращении рассмотрения дела № 1-00-11/78-03-17, указывая на то, что в настоящее время не испытывает давления Жилищного комитета Санкт-Петербурга и вице-губернатора Санкт-Петербурга <...> в части незаконного ограничения конкуренции на товарном рынке информационно-расчетных услуг (услуг по расчету платы за жилищно-коммунальные услуги).

Согласно позиции вице-губернатора Санкт-Петербурга Бондаренко Н.Л. и Жилищного комитета Санкт-Петербурга, изложенной в письмах вх. от 20.03.2017 № 6478-ЭП/17 и вх. от 31.03.2017 № 7642/17 рассматриваемые Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России протокольные решения были направлены на устранение причин роста задолженности управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями, не являлись безусловными к исполнению частными управляющими организациями, следовательно, не могли быть причиной для прекращения договорных обязательств ООО «УК «Мир» и ООО «УК Возрождение» с ООО «ЭЛЛИС ИТ», а также носили исключительно рекомендательный характер.

Вместе с тем Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что согласно пункту 7.3. Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 № 100 «Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга», контроль за выполнением правовых актов иных исполнительных органов, письменных указаний вице-губернаторов, поручений, содержащихся в протоколах совещаний с участием вице-губернаторов, осуществляют соответствующие аппараты вице-губернаторов. Таким образом, решения, оформленные рассматриваемыми протоколами, содержащими сроки исполнения, не являются рекомендательными, а подлежат исполнению в установленные сроки и лицами, на которые исполнение решений возложено.

 

Согласно пояснениям представителей ООО «УК «Мир», ООО «УК Возрождение», ГУП ВЦКП «ЖХ» в настоящее время ими осуществляется постепенный переход на расчетное обслуживание в ГУП ВЦКП «ЖХ».

Согласно сведениям, представленным ГУП ВЦКП «ЖХ» письмом вх. от 27.04.2017 г. № 10468/17, количество многоквартирных домов, закрепленных за ООО «УК Возрождение», находящихся на расчетном обслуживании в ГУП ВЦКП «ЖХ» выросло с 73 МКД (по состоянию на 01.01.2016 г.) до 101 МКД (по состоянию на 01.01.2017 г.) и до 150 МКД (по состоянию на 01.04.2017 г.).

Указанное увеличение количества МКД, находящихся на расчетном обслуживании в ГУП ВЦКП «ЖХ», также подтверждается сведениями, представленными ООО «УК Возрождение» письмом вх. от 28.04.2017 № 10564/17 г., согласно которым по состоянию на 01.01.2016 г. на обслуживание в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» находилось 104 МКД, а по состоянию на 01.04.2017 г. количество МКД возросло до 153 МКД. Одновременно с этим, количество МКД, находящихся на обслуживании в ООО «ЭЛЛИС ИТ», уменьшилось с 272 МКД (по состоянию на 01.01.2017 г.) до 223 МКД (по состоянию на 01.04.2017 г.).

Кроме того установлено, что 20.01.2017 г. (после выдачи Санкт-Петербургским УФАС России предупреждения исх. от 28.12.2016 г. № 78/29422/16) Жилищный комитет Санкт-Петербурга провел совещание по теме: «Переход управляющих организаций ООО «УК «Мир», ООО «УК Возрождение» на обслуживание ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» по расчету платы и изготовлению счетов-квитанций за жилищно-коммунальные услуги по многоквартирным домам, находящимся в управлении» (протокол № 8 от 20.01.2017 г.), по результатам которого были приняты следующие решения и установлены сроки их исполнения:

«1. По управляющей организации ООО «УК «Мир»

1.1. Провести совещание по вопросу урегулирования разногласий к договору на комплексное обслуживание с ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство».

1.2. Директору ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» <...> направить в Жилищный комитет информацию об исполнении пункта 1.1 настоящего протокола.

1.3. Продолжить работу по передаче информации для заполнения базы ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» необходимой для перехода на комплексное обслуживание.

2. По управляющей компании ООО «УК «Возрождение»

2.1. Подписать окончательный график перехода многоквартирных домов в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» по итогам работы по передаче информации необходимой для начисления платы за жилищно-коммунальные услуги не менее чем по 36 многоквартирным домам.

2.2. Обеспечить расчет платы за жилищно-коммунальные услуги по 36 многоквартирным домам.

4. ГУП ВЦКП «Жилищные хозяйство», ООО «УК «Мир» урегулировать вопрос подписания договора на обслуживание программное обеспечения АРМ «Диспетчер».

Изложенное свидетельствует о продолжении реализации решений, оформленных протоколами № 34/16 от 31.05.2016 г.; от 28.07.2016 г.; от 21.10.2016 г., несмотря на их отмену 02.03.2017 г. (после осуществления запланированного перевода части МКД на расчетное обслуживание в ГУП ВЦКП «ЖХ»).

 

В связи с установлением в действиях вице-губернатора Санкт-Петербурга <...>, Жилищного комитета Санкт-Петербурга нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия СПб УФАС России приняла заключение об обстоятельствах дела. Копия заключения об обстоятельствах дела № 1-00-11/78-03-17 направлена лицам, участвующим в деле.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга письмом вх. от 30.05.2017 № 13364/17 представила письменные пояснения по обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела № 1-00-11/78-03-17, согласно которым Администрация поясняет, что указанные в пункте 3.1.2 протокола от 21.10.2016 г. совещания рабочей группы межведомственной комиссии по подготовке и проведению отопительного сезона 2015-2016 гг. графики не составлялись, проведение общих собраний не инициировались.

Отмечено, что в ходе рассмотрения данного дела представители управляющих организаций ООО «УК «Мир» и ООО «УК Возрождение» поясняли, что решение о переходе на обслуживание ГУП «ВЦКП «ЖХ» было принято самостоятельно, исходя из экономической целесообразности.

 

ООО «УК «Мир» представило письменные пояснения письмом вх. от 01.06.2017 № 13544/17. По мнению представителя ООО «УК «Мир», решения, оформленные протоколами от 28.07.2016 г. и 21.10.2016 г., носят рекомендательный характер.

ООО «УК «Мир» отметило что в силу пунктов 1 и 4 статьи 421, статей 155, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 63 Правил предоставления услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354, управляющие организации свободны в заключении договора, условия которого определяются по усмотрению сторон, а обязанность по сбору платы за жилищно-коммунальные услуги возлагаются на управляющую организацию.

Дополнительно сообщено, что в примерной форме договора управления многоквартирным домом, утвержденной распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 04.03.2015 г. № 155-р «Об утверждении примерного договора управления многоквартирным домом между управляющей организацией и жилищной организацией, выступающей уполномоченным представителем Санкт-Петербурга – собственника жилых и нежилых помещений в этом доме» отсутствуют обязательства управляющих организаций заключать договор на расчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги и печать соответствующих платежных документов с ГУП «ВЦКП «ЖХ».

 

ООО «УК Возрождение» в ответ на заключение об обстоятельствах дела № 1-00-11/78-03-17 письмом вх. от 31.05.2017 № 13414/17 пояснило следующее.

Согласно части 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация вправе самостоятельно определить расчетный центр для осуществления расчетов, выпуска квитанций и взимания платы за жилищно-коммунальные услуги.

Имеющийся между ООО «УК Возрождение» и ГУП ВЦКП «ЖХ» договор на комплексное обслуживание заключен в соответствии со статьями 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть при свободном волеизъявлении сторон и при отсутствии незаконного понуждения к его заключению.

 

Жилищный комитет Санкт-Петербурга в отношении обстоятельств, изложенных в указанном заключении письмом вх. от 01.06.2017 № 02-19-198/17-0-2 сообщил следующее.

Основанный на пункте 7.3 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 г. № 100 «Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга» (далее – Регламент), вывод Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России об обязательности решений, принятых на вышеуказанных совещаниях, для управляющих компаний ООО «УК Возрождение» и ООО «УК «Мир» является ошибочным, поскольку указанный пункт Регламента устанавливает обязанность соответствующих аппаратов вице-губернатора контролировать выполнение правовых актов иных исполнительных органов, письменных указаний вице-губернаторов, поручений, содержащихся в протоколах совещаний с участием вице-губернаторов. Таким образом, из содержания указанного пункта Регламента нельзя сделать вывод об обязательности содержащихся в протоколах  совещаний с участием вице-губернаторов, решений для управляющих компаний, являющихся независимыми хозяйствующими субъектами.

Кроме того, по мнению Жилищного комитета Санкт-Петербурга, не соответствующим фактическим обстоятельством дела является вывод Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России о том, что решения, принятые на совещании Жилищного комитета 20.01.2017 г., свидетельствуют о реализации решений, оформленных протоколами № 34/16 от 31.05.2016 г.; от 28.07.2016 г.; от 21.10.2016 г. Совещание 20.01.2017 г. в Жилищном комитете Санкт-Петербурга было проведено в целях устранения противоречий в толковании решений, принятых на совещаниях 31.05.2016 г., 28.07.2016 г., 21.10.2016 г.

Жилищный комитет Санкт-Петербурга указал на отсутствие ограничения конкуренции со стороны Жилищного комитета Санкт-Петербурга и вице-губернатора Санкт-Петербурга <...>.

Кроме того, поскольку протокол с участием вице-губернатора Санкт-Петербурга <...> от 31.05.2016 № 34/16 отменен пунктом 2 протокола № 21 от 02.03.2017, отсутствуют основания для признания действий вице-губернатора Санкт-Петербурга <...> содержащими нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Вице-губернатор Санкт-Петербурга <...> на заключение об обстоятельствах дела № 1-00-11/78-03-17 письмом вх. от 31.05.2017 № 13476-ЭП/17 сообщает следующее.

Несмотря на отмену протокола от 31.05.2016 г. № 34/16, ООО «УК «Мир» и ООО «УК Возрождение» в настоящее время осуществляют переход на расчетное обслуживание в ГУП ВЦКП. Следовательно, вне зависимости от наличия/отсутствия протокола № 34/16 управляющие компании, действуя по своему волеизъявлению, заключают договоры на обслуживание с ГУП ВЦКП «ЖХ». Прямая зависимость решений, принятых на совещании с участием вице-губернатора Санкт-Петербурга <...> и отраженных в протоколе № 34/16, и действиями управляющих компаний по оформлению договорных отношений с ГУП ВЦКП «ЖХ» отсутствует.

Согласно пункту 8 распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 12.11.2014 № 14-рг вице-губернатор Санкт-Петербурга <...> непосредственно координирует и контролирует деятельность только Жилищного комитета Санкт-Петербурга, Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга и Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, а не администраций районов Санкт-Петербурга. Таким образом, доводы Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России о том, что протокольные решения, содержащие сроки исполнения, не являются рекомендательными, не обоснованы.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга не является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку согласно Положению о вице-губернаторе Санкт-Петербурга, утвержденному распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 02.04.2004 № 5-рг, вице-губернатор Санкт-Петербурга является членом Правительства Санкт-Петербурга, не участвует в предоставлении государственных или муниципальных услуг и, соответственно, его деятельность не регламентирована административными регламентами.

 

Письменные пояснения по обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела №  1-00-11/78-03-17, ГУП ВЦКП «ЖХ» и ООО «ЭЛЛИС ИТ» не представлены.

 

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

8) создание дискриминационных условий;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга <...> согласно пункту 1.1. Положения о вице-губернаторе Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 02.04.2004 № 5-рг «Об утверждении Положения о вице-губернаторе Санкт-Петербурга» является членом Правительства Санкт-Петербурга - постоянно действующего высшего исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, на него распространяется действие статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 7.1. Регламента Правительства Санкт-Петербурга контролю подлежит исполнение правовых актов Губернатора и Правительства и организационных актов Губернатора и Правительства (письменных поручений Губернатора, поручений, содержащихся в протоколах заседаний Правительства и совещаний с участием Губернатора).

Так, в пункте 3 протокола от 31.05.2016 № 34/16 совещания с участием вице-губернатора Санкт-Петербурга <...> ответственность за обеспечение перехода и 100%-е начисление квитанций за жилищно-коммунальные услуги по всем многоквартирным домам, находящимся в управлении ООО «УК Возрождение» и ООО «УК «Мир» в ГУП ВЦКП «ЖХ» назначены: <...> (глава Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга), <...> (генеральный директор ООО «УК Возрождение»),  <...> (генеральный директор ООО «УК «Мир»).

В пункте 6 указанного протокола ответственным за обеспечение контроля за исполнением решений протокола назначен <...> (председатель Жилищного комитета Санкт-Петербурга).

В соответствии с пунктом 7.10. Регламента лица, на которых возложено исполнение правовых и организационных актов Губернатора и Правительства Санкт-Петербурга, несут ответственность за их неисполнение в соответствии с действующим законодательством.

Так, исполнение указанных в протоколе от 31.05.2016 № 34/16 письменных поручений является обязательным для Жилищного комитета Санкт-Петербурга и Администрации Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга.

Во исполнение поручений вице-губернатора Санкт-Петербурга <...> под председательствованием главы Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга были проведены совещания районной межведомственной комиссии от 28.06.2016 г. и 21.10.2016 г.

Таким образом, довод о рекомендательном характере организационного акта Правительства Санкт-Петербурга – протокола от 31.05.2016 № 34/16 совещания с участием вице-губернатора Санкт-Петербурга <...> является необоснованным.

 

Из статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 г. № 8799/11 по делу № А66-7056/2010).

Принятие вице-губернатором Санкт-Петербурга <...> и Жилищным комитетом Санкт-Петербурга решений, оформленных протоколами № 34/16 от 31.05.2016 г.; от 28.07.2016 г.; от 21.10.2016 г., создали условия для начала осуществления перехода ООО «УК Возрождение» и ООО «УК «Мир» на расчетно-кассовое обслуживание от ООО «ЭЛЛИС ИТ» в ГУП ВЦКП «ЖХ и возможности для наступления последствий в виде ограничения конкуренции.

Отсутствие графика перехода и неосуществление действий по инициированию и организации проведения общих собраний собственников МКД с целью выбора иных управляющих компаний для обслуживания МКД, находящихся в управлении ООО «УК Возрождение» и ООО «УК «Мир», которые были обозначены как санкция за неосуществление управляющими организациями 100%-го перехода на обслуживание в ГУП ВЦКП «ЖХ» объясняется началом перехода управляющих организаций на обслуживание в ГУП ВЦКП «ЖХ».

Также указанные факты не являются доказательствами отсутствия давления на управляющие организации ООО «УК «Мир» и ООО «УК Возрождение» и не исключают возможности наступления последствий в виде недопущение, ограничения либо устранения конкуренции.

Указание в рассматриваемых протоколах о стопроцентном начислении квитанций за жилищно-коммунальные услуги по всем многоквартирным домам, находящимся в управлении ООО «УК Возрождение» и ООО «УК «Мир» в ГУП ВЦКП «ЖХ» и конкретных сроков осуществления перехода по всем многоквартирным домам в ГУП ВЦКП «ЖХ», свидетельствует о попытке со стороны органов власти ограничить указанные управляющие организации в выборе расчетного центра.

Кроме того, доказательством влияния на управляющие организации ООО «УК Возрождение» и ООО «УК «Мир» является осуществление начала перехода указанных организаций на обслуживание в ГУП «ВЦКП» именно в период после принятия рассматриваемых протокольных решений.

 

Из изложенного следует, что доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 1-00-11/78-03-17, об отсутствии в действиях вице-губернатора Санкт-Петербурга <...> и Жилищного комитета Санкт-Петербурга не подтверждаются материалами дела и наступившими последствиями в виде осуществления перевода МКД, находящихся на обслуживании в ООО «УК Возрождение» и ООО «УК «Мир» от ООО «ЭЛЛИС ИТ» в ГУП ВЦКП «ЖХ» в период после принятия рассматриваемых протокольных решений по настоящее время.

 

Отмена протокола от 31.05.2016 г. № 34/16; пунктов 2.1-2.5 протокола от 28.07.2016 г.; пунктов 3.1.1, 3.1.2 протокола от 21.10.2016 г. является основанием для невыдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушения антимонопольного законодательства, но не является основанием для непризнания в действиях вице-губернатора Санкт-Петербурга <...> и Жилищного комитета Санкт-Петербурга нарушения антимонопольного законодательства.

 

Таким образом, действия вице-губернатора Санкт-Петербурга Н.Л. Бондаренко, Жилищного комитета Санкт-Петербурга содержат нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в принятии решений, оформленных протоколами № 34/16 от 31.05.2016 г.; от 28.07.2016 г.; от 21.10.2016 г. об обеспечении перехода и 100%-е начисление квитанций за жилищно-коммунальные услуги по всем многоквартирным домам, находящимся в управлении ООО «УК «Мир» и ООО «УК Возрождение» в ГУП ВЦКП «ЖХ».

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия СПб УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях вице-губернатора Санкт-Петербурга <...>, Жилищного комитета Санкт-Петербурга, выраженных в принятии решений, оформленных протоколами № 34/16 от 31.05.2016 г.; от 28.07.2016 г.; от 21.10.2016 г. об обеспечении перехода и 100%-е начисление квитанций за жилищно-коммунальные услуги по всем многоквартирным домам, находящимся в управлении ООО «УК «Мир» (ИНН 7814579326) и ООО «УК Возрождение» (ИНН 7811488977) в ГУП ВЦКП «ЖХ», что привело к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности ООО «ЭЛЛИС ИТ» на товарном рынке информационно-расчетных услуг (услуг по расчету и сбору платы за жилищно-коммунальные услуги), а также ограничению прав управляющих организаций и собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УК Возрождение» и ООО «УК «Мир» в выборе организации, оказывающей услуги по расчету и сбору платы за жилищно-коммунальные услуги.

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства вице-губернатору Санкт-Петербурга и Жилищному комитету Санкт-Петербурга не выдавать в связи с отменой протокола от 31.05.2016 г. № 34/16; пунктов 2.1-2.5 протокола от 28.07.2016 г.; пунктов 3.1.1, 3.1.2 протокола от 21.10.2016 г.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны