Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 14 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-27/78-03-17

 

«01» августа 2017                                                                        Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2017 года

Полный текст решения изготовлен  15 августа 2017 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия СПб УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом от 10.05.2017 № 278/17 в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

<…> – начальник отдела контроля органов власти;

<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти; 

рассмотрев дело №1-00-27/78-03-17, возбужденное по признакам нарушения части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в осуществлении Местной администрацией Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Черная речка и ООО «ПРО СЕРВИС» ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий путем необоснованного применения п. 15 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении способом у единственного поставщика и исполнении муниципальных контрактов от 06.07.2016 № 0801/16/72 (закупка № 3781433307216000093); от 12.07.2016 № 0801/16/73 (закупка № 3781433307216000094); от 14.12.2016 № 1101/16/113 (закупка № 3781433307216000118); от 14.12.2016 № 0113/16/112 (закупка № 3781433307216000119), что привело или могло привести к недопущению конкуренции за право исполнения муниципальных контрактов, воспрепятствованию осуществления деятельности по организации экскурсионных, туристических, спортивных, культурно-просветительных мероприятий иными хозяйствующими субъектами,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Санкт-Петербургское УФАС России в ходе рассмотрения заявлений Автономной некоммерческой организации Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Россия» (далее – АНО) (от 10.02.2017 №№ 3199-ЭП/17, 3200-ЭП/17, 3201-ЭП/17, 3204-ЭП/17), обращения АНО, поступившего из прокуратуры Приморского района Санкт-Петербурга (от 20.02.2017 № 3897/17) и обращения <…>, поступившего из прокуратуры Приморского района Санкт-Петербурга (от 07.04.2017 № 8264/17, выявило в действиях Местной администрации Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Черная речка (далее - МА МО Чёрная речка) и ООО «ПРО СЕРВИС» при заключении  и исполнении муниципальных контрактов №№ 3781433307216000093, 3781433307216000094, 3781433307216000118, 3781433307216000119 признаки нарушения ч. 4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции.

 

Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений указанного кодекса. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (часть 2 статьи 72 БК РФ).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Часть 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) в статье 3 Закона № 44-ФЗ понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных названным Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Частью 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупки и предложить лучшие условия исполнения контракта и (или) наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.

В силу части 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона № 44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Частью 2 статьи 48 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия.

Согласно статье 6 Закона № 44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с осуществлением закупок, предполагает взаимосвязанные цели и задачи.

 

Обстоятельства дела заключаются в следующем.

1. Муниципальный контракт от 06.07.2016 № 0801/16/72 (закупка № 3781433307216000093).

Согласно выписке из плана-графика закупок на 2016 год МА МО Черная речка, представленной письмом вх. № 7460/17 от 30.03.2017 г., запланирована следующая закупка:

Лот 59: поставка билетов на посещение музея с экскурсионной программой; ОКВЭД2: 79.90.32; ОКПД: 79.90.31.190; минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету контракта: поставка билетов на посещение музея с экскурсионной программой; количество (объем): 169 штук; ориентировочная НМЦ контракта: 200 000 руб.; условия финансового обеспечения контракта (включая размер аванса): 60 000 руб.; срок размещения заказа: июнь 2016 г.; срок исполнения контракта: август 2016 г.; способ размещения заказа: закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно правкам, внесенным в выписку из плана графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Местной Администрации МО Черная речка на 2016 год, представленным письмом вх. № 16695/17 от 07.07.2017 г., наименование предмета контракта: организация посещения музея с экскурсионной программой; ОКВЭД2: 79.90.3, 79.90.32; ОКПД: 79.90.39.190; срок размещения заказа: июль 2016 г.; срок исполнения контракта: сентябрь 2016 г.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности код 79.90.3 присвоен деятельности по предоставлению туристических услуг, связанных с бронированием; код 79.90.32 -деятельности по оказанию услуг, связанных со службой предварительных заказов.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности код 79.90.39.190 присвоен услугам прочим, связанным со службой предварительных заказов.

 

МА МО Черная речка письмом от 25.03.2016 № 01-08/656.5 в коммерческие организации направила запросы о представлении коммерческих предложений по поставке билетов на посещение музеев с экскурсионной программой для организации и проведения досуговых мероприятий для жителей округа в период с июня по август 2016 года. В указанных запросах отсутствуют сведения о начальной цене, необходимом количестве билетов, а также требования к мероприятиям, на которые закупаются билеты.

На указанные запросы поступило 3 предложения, в том числе от ООО «ПРО СЕРВИС», которое предложило организовать и провести следующие автобусные экскурсии для граждан, проживающих на территории муниципального образования Черная речка, включая входные билеты для посещения дворцов (музеев, парков), на общую сумму 200 000 руб.:

- Господин Великий Новгород (июль 2016 г.; стоимость – 76 075,30 руб.);

- Город крепость-Кронштадт (июль 2016 г.; стоимость – 24 858,30);

- Павловск (июль 2016 г.; стоимость – 24 926,50 руб.);

- Петродворец (Петергоф) (август 2016 г.; стоимость – 25 326,50 руб.);

- Стрельна (июль 2016 г.; стоимость – 23 976,50 руб.);

- обзорная по Санкт-Петербургу (сентябрь 2016 г.; стоимость – 24 836,90 руб.).

По данной запланированной закупке МА МО Черная речка заключен муниципальный контракт от 06.07.2016 г. № 0801/16/72 (закупка № 3781433307216000093) с единственным поставщиком - ООО «ПРО СЕРВИС». Основанием для заключения контракта с единственным поставщиком является пункт 15 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ - «закупка услуги по посещению зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия».

Предмет контракта - поставка билетов на посещение музеев с экскурсионной программой для организации и проведения досуговых мероприятий для нужд МА МО Черная речка  в рамках реализации Муниципальной программы на 2016 год «Организация и проведение досуговых мероприятий для жителей МО Черная речка».

В соответствии с техническим заданием к контракту, в период с 06.07.2016 по 21.09.2016 предусмотрена организация 6 (шести) экскурсионных программ, соответствующих коммерческому предложению ООО «ПРО СЕРВИС», каждая из которых включает посещение от одного до трех музеев, экскурсионную программу, транспортное обслуживание, а в отдельных случаях питание. На каждую программу поставке  подлежит 40-45 билетов на общую сумму - 200 000 руб.

Пунктом 3.1. контракта от 06.07.2016 г. № 0801/16/72 установлен срок поставки товара, который составляет 3 (три) рабочих дня после подписания контракта.

В то же время в пункте 3.2 Технического задания, являющегося Приложением № 1 к указанному муниципальному контракту, установлен иной срок поставки товара – в течение 10 (десяти) рабочих дней после подписания контракта.

Срок действия муниципального контракта согласно пункту 8.1 - 31 октября 2016 г.

Вместе с тем, исполнитель ООО «ПРО СЕРВИС» не являлся организацией, которая непосредственно предоставляет услуги на посещение музея, а является организатором экскурсий. В этой связи ООО «ПРО СЕРВИС» заключены договоры:

- фрахтования транспортного средства от 04.07.2016 б/н с индивидуальным предпринимателем на предоставление транспортного средства с экипажем и оказание услуг по перевозке определенного круга лиц (пассажиров).

- от 06.07.2017 с физическим лицом на оказание услуг по проведению экскурсий по Санкт-Петербургу и пригородам.

Договоры с музеями о поставке (бронировании) билетов на посещение музеев не представлены (отсутствуют).

В соответствии с пунктом 1 статьи 516 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.

Контракт исполнен ООО «ПРО СЕРВИС» 06.07.2016 (товарная накладная), то есть в день заключения муниципального контракта, и оплачен МА МО Чёрная речка 27.07.2016 (платежное поручение № 514849 на сумму 200 000 руб.).

Данные обстоятельства свидетельствуют о заблаговременной, до заключения контракта, организации ООО «ПРО СЕРВИС» мероприятий по предмету контракта, в том числе приобретении (бронировании) билетов в музеи, посещение которых входило в каждую экскурсионную программу в соответствии с техническим заданием. Такие действия ООО «ПРО СЕРВИС» возможны при предварительной договоренности с МА МО «Черная речка» в условиях гарантий на заключение муниципального контракта.

Согласно пояснениям МА МО Черная речка и отчету о проведении мероприятий с посещением музеев, представленному ООО «ПРО СЕРВИС» письмом вх. № 16694/17 от 07.07.2017, ООО «ПРО СЕРВИС» в рамках исполнения данного муниципального контракта организовало и провело автобусные экскурсии для граждан, проживающих на территории муниципального образования Черная речка, что не предусмотрено предметом муниципального контракта от 06.07.2016 № 0801/16/72 – поставка билетов.

Фактические даты мероприятий, проведенных в рамках муниципального контракта от 06.07.2016 № 0801/16/72: 06.07.2016 г., 09.07.2016 г., 14.07.2016 г., 20.07.2016 г., 03.09.2016 г., 21.09.2016 г.

Исходя из изложенного, МА МО Черная речка предусмотрела сроки для организации и проведения ООО «ПРО СЕРВИС» экскурсий для граждан МО Черная речка в рамках муниципального контракта от 06.07.2016 № 0801/16/72, что противоречит его предмету, выходит за рамки запланированных сроков и является нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Материалами дела № 1-00-27/78-03-17 и пояснениями сторон подтверждается факт оказания ООО «ПРО СЕРВИС» услуг по организации и проведению автобусных экскурсий для граждан МО Черная речка в рамках исполнения рассматриваемого муниципального контракта.

Согласно пункту 4.3 муниципального контракта от 06.07.2016 № 0801/16/72 оплата поставленного Товара, либо части поставленного Товара, производится муниципальным заказчикам на основании подписанного Сторонами Акта приемки товара, выставленного Поставщиком счета на оплату и счета-фактуры в течение 10 (десяти) рабочих дней после подписания муниципальным заказчиком Акта приемки товара, путем перечисления денежных средств по безналичному расчету на расчетный счет Поставщика.

Пунктом 4.5 указанного муниципального контракта не предусмотрено его авансирование.

Поскольку оплата исполнения муниципального контракта была произведена МА МО Черная речка 27.07.2016 г., а фактически контракт был исполнен в сентябре 2017 г., в действиях МА МО Черная речка усматривается авансирование контракта, что не предусмотрено положениями указанного контракта.

 

2. Муниципальный контракт от 12.07.2016 №0801/16/73 (закупка № 3781433307216000094)

Согласно выписке из плана-графика закупок на 2016 год МА МО Черная речка, представленной письмом вх. № 7460/17 от 30.03.2017 г., запланирована следующая закупка:

Лот № 70: поставка билетов на посещение музея с экскурсионной программой; ОКВЭД2: 79.90.32; ОКПД: 79.90.31.190; минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету контракта: организация посещения музея с экскурсионной программой; количество (объем): 169 штук; ориентировочная НМЦ контракта: 200 000 руб.; условия финансового обеспечения контракта (включая размер аванса): 60 000 руб.; срок размещения заказа: июль 2016 г.; срок исполнения контракта: сентябрь 2016 г.; способ размещения заказа: закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно правкам, внесенным в выписку из плана графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Местной Администрации МО Черная речка на 2016 год, представленным Комиссии письмом вх. № 16695/17 от 07.07.2017 г., срок размещения заказа: июнь 2016 г.; срок исполнения контракта: август 2016 г.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности код 79.90.32 присвоен деятельности по оказанию услуг, связанных со службой предварительных заказов.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности код 79.90.39.190 присвоен услугам прочим, связанным со службой предварительных заказов.

МА МО Черная речка письмом от 25.05.2016 № 01-08/1363.1 в коммерческие организации направила запросы о представлении коммерческих предложений по оказанию услуг по поставке билетов на посещение музеев с экскурсионной программой в период с августа по сентябрь 2016 г. В указанных запросах отсутствуют сведения о начальной цене, необходимом количестве билетов, а также требования к мероприятиям.

На указанные запросы поступило 3 предложения, в том числе от ООО «ПРО СЕРВИС», которое предложило организовать и провести следующие автобусные экскурсии для граждан, проживающих на территории муниципального образования Черная речка, включая входные билеты для посещения дворцов (музеев, парков), на общую сумму 200 000 руб.:

- Вырица (сентябрь 2016 г.; стоимость – 53 284,70 руб.);

- Храмы разных конфессий (август 2016 г.; стоимость – 24 576,50 руб.);

- Фарфоровый завод (август 2016 г.; стоимость – 24 700 руб.);

- Экскурсия по дороге жизни (август 2016 г.; стоимость – 21 226,50 руб.);

- Пушкин (август 2016 г.; стоимость – 25 234,70 руб.);

- Гатчина (сентябрь 2016 г.; стоимость – 26 04,70 руб);

- Пушкин + Павловск (сентябрь 2016 г.; стоимость – 24 942,90 руб.).

По данной запланированной закупке МА МО Черная речка заключен муниципальный контракт от 12.07.2016 № 0801/16/73 (закупка № 3781433307216000094) с единственным поставщиком - ООО «ПРО СЕРВИС». Основанием для заключения контракта с единственным поставщиком является пункт 15 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ - «закупка услуги по посещению зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия».

Предмет контракта - поставка билетов на посещение музеев с экскурсионной программой для организации и проведения досуговых мероприятий для нужд МА МО Черная речка  в рамках реализации Муниципальной программы на 2016 год «Организация и проведение досуговых мероприятий для жителей МО Черная речка».

В соответствии с техническим заданием к контракту, в период с 17.08.2016 по 30.09.2016 предусмотрена организация 7 (семи) экскурсионных программ, соответствующих коммерческому предложению ООО «ПРО СЕРВИС», каждая из которых включает посещение от одного до трех музеев, экскурсионную программу, транспортное обслуживание. На каждую программу поставке  подлежит 30-45 билетов на общую сумму - 200 000 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 516 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.

Пунктом 3.1. контракта установлен срок поставки товара, который составляет 3 (три) рабочих дня после подписания контракта.

В то же время в пункте 3.2 Технического задания, являющегося Приложением № 1 к указанному муниципальному контракту, установлен иной срок поставки товара – в течение 10 (десяти) рабочих дней после подписания контракта.

Срок действия муниципального контракта согласно пункту 8.1- 31 октября 2016 г.

Контракт исполнен ООО «ПРО СЕРВИС» 15.07.2016 (товарная накладная) и оплачен МА МО Чёрная речка 27.07.2016 (платежное поручение  № 514850 на сумму 200 000 руб.)

Вместе с тем, исполнитель ООО «ПРО СЕРВИС» не являлся организацией, которая непосредственно предоставляет услуги на посещение музея, а является организатором данных экскурсий. В этой связи ООО «ПРО СЕРВИС» до заключения муниципального контракта заключены договоры:

- фрахтования транспортного средства от 04.07.2016 б/н с индивидуальным предпринимателем на предоставление транспортного средства с экипажем и оказание услуг по перевозке определенного круга лиц (пассажиров).

- от 06.07.2017 с физическим лицом на оказание услуг по проведению экскурсий по Санкт-Петербургу и пригородам.

Договоры с музеями о поставке (бронировании) билетов на посещение музеев не представлены (отсутствуют).

Согласно пояснениям МА МО Черная речка и отчету о проведении культурно-просветительных мероприятий с посещением музеев, представленному ООО «ПРО СЕРВИС» письмом вх. № 16694/17 от 07.07.2017, ООО «ПРО СЕРВИС» в рамках исполнения данного муниципального контракта организовало и провело автобусные экскурсии для граждан, проживающих на территории муниципального образования Черная речка, что не предусмотрено предметом муниципального контракта от 06.07.2016 № 0801/16/72 – поставка билетов.

Фактические даты мероприятий, проведенных в рамках муниципального контракта от 12.07.2016 №0801/16/73: 10.08.2016 г., 17.08.2016 г., 24.08.2016 г., 31.08.2016 г., 23.09.2016 г., 28.09.2016 г., 30.09.2016 г.

Исходя из изложенного, МА МО Черная речка предусмотрела сроки для организации и проведения ООО «ПРО СЕРВИС» автомобильных экскурсий для граждан МО Черная речка в рамках муниципального контракта от 12.07.2016 №0801/16/73, что противоречит его предмету и является нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Материалами дела № 1-00-27/78-03-17 и пояснениями сторон подтверждается факт оказания ООО «ПРО СЕРВИС» услуг по организации и проведению автобусных экскурсий для граждан МО Черная речка в рамках исполнения рассматриваемого муниципального контракта.

Согласно пункту 4.3 муниципального контракта от 12.07.2016 №0801/16/73 оплата поставленного Товара, либо части поставленного Товара, производится муниципальным заказчикам на основании подписанного Сторонами Акта приемки товара, выставленного Поставщиком счета на оплату и счета-фактуры в течение 10 (десяти) рабочих дней после подписания муниципальным заказчиком Акта приемки товара, путем перечисления денежных средств по безналичному расчету на расчетный счет Поставщика.

Пунктом 4.5 указанного муниципального контракта не предусмотрено его авансирование.

Поскольку оплата исполнения муниципального контракта была произведена МА МО Черная речка 27.07.2016 г., а фактически контракт был исполнен в сентябре 2016 г. (за пределами планируемых временных рамок, указанных в плане-графике размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МА МО Черная речка на 2016 год), в действиях МА МО Черная речка усматривается авансирование контракта, что не предусмотрено положениями указанного контракта.

 

3. Муниципальный контракт от 14.12.2016 № 1101/16/113 (закупка № 3781433307216000118).

Согласно выписке из плана-графика закупок на 2016 год МА МО Черная речка, представленной письмом вх. № 7460/17 от 30.03.2017 г., запланирована следующая закупка:

Лот № 138: поставка билетов на спортивное мероприятие; ОКВЭД2: 79.90.31; ОКПД: 79.90.39.110; минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету контракта: поставка билетов на спортивное мероприятие; количество (объем): 800 штук; ориентировочная НМЦ контракта: 400 000 руб.; условия финансового обеспечения контракта (включая размер аванса): обеспечение контракта заказчиком не установлено; срок размещения заказа: декабрь 2016 г.; срок исполнения контракта: декабрь 2016 г.; способ размещения заказа: закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

МА МО Черная речка письмом от 14.10.2016 № 01-08/2539 в коммерческие организации направила запросы о представлении коммерческих предложений по поставке билетов на посещение спортивных, а также физкультурно-оздоровительных мероприятий в период с декабря 2016 г. по апрель 2017 г. В указанных запросах отсутствуют сведения о начальной цене, необходимом количестве билетов, а также требования к мероприятиям.

На указанные запросы поступило два предложения, в том числе от ООО «ПРО СЕРВИС», которое предложило приобрести билеты на спортивные мероприятия, проводимые в плавательных центрах Приморского района, по стоимости 400 руб. за один билет с открытой датой.

По данной запланированной закупке МА МО Черная речка заключен муниципальный контракт от 14.12.2016 № 1101/16/113 (закупка № 3781433307216000118) с единственным поставщиком - ООО «ПРО СЕРВИС». Основанием для заключения контракта с единственным поставщиком является пункт 15 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ - «закупка услуги по посещению зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия».

Предмет контракта - поставка билетов на спортивные мероприятия «День здоровья» для жителей МО Черная речка в рамках реализации Муниципальной программы на 2016 год «Обеспечение условий для развития на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Черная речка физической культуры и массового спорта, организация и проведение официальных физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципального образования».

В соответствии с техническим заданием к контракту, предусмотрена поставка 1100 штук билетов для посещения бассейна «Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва Приморского района Санкт-Петербурга» по цене 400 руб./шт.,  на общую сумму - 440 000 руб.

Контракт исполнен ООО «ПРО СЕРВИС» 14.12.2016 (товарная накладная), то есть в день заключения муниципального контракта, и оплачен МА МО Чёрная речка 16.12.2016 (платежное поручение  № 280002 на сумму 440 000 руб.).

Вместе с тем, исполнитель ООО «ПРО СЕРВИС» не являлся организацией, которая непосредственно предоставляет услуги бассейна, а является посредником при организации данных услуг. В этой связи ООО «ПРО СЕРВИС» заключен договор от 19.12.2016 № 931 на оказание физкультурно-оздоровительных услуг (с дополнительным соглашением от 16.01.2017) с СПб ГОБУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва Приморского района Санкт-Петербурга» на период с 20.12.2016 по 20.04.2017.

Таким образом, на момент «исполнения» и оплаты исполнения муниципального контракта, у ООО «ПРО СЕРВИС» отсутствовал договор со спортивной организацией (бассейном). Оплатив контракт в полном объеме МА МО Черная речка фактически выдала ООО «ПРО СЕРВИС» аванс, на который исполнитель контракта смог приобрести билеты на посещение СПб ГОБУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва Приморского района Санкт-Петербурга» жителями МО Черная речка.

Данные обстоятельства свидетельствуют о предварительной договоренности между ООО «ПРО СЕРВИС и МА МО «Черная речка», в т.ч относительно условий муниципального контракта .

 

Согласно пункту 5.1. договора от 19.12.2016 № 931 (заказчик - ООО «ПРО СЕРВИС») стоимость услуг исполнителя (СПб ГОБУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва Приморского района Санкт-Петербурга») по настоящему договору составляет 220 000 руб.

В пункте 5.2. договора указано, что услуги по организации и проведению занятий в бассейне для корпоративных клиентов осуществляются со скидкой 50% по будням с 07:00 до 13:00 при приобретении более 30 пропусков. В этом случае стоимость одного занятия для одного посетителя составляет 200 руб.

Таким образом, при приобретении МА МО Черная речка 1100 билетов в бассейн непосредственно у организации, предоставляющей услуги, стоимость контракта составила бы 220000 руб.

В соответствии с образцом билета на разовое посещение спортивного мероприятия, представленным МА МО Черная речка и ООО «ПРО СЕРВИС» письмами вх. № 16695/17 от 07.07.2017 г. и вх. № 16694/17 от 07.07.2017 г., проведение спортивного мероприятия осуществлялось в будние дни с 7:00 до 13:00 в период с 20 декабря по 20 апреля 2017 года.

Таким образом, МА МО Черная речка, воспользовавшись услугами посредника – ООО «ПРО СЕРВИС», закупила билеты на посещение бассейна в СПб ГОБУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва Приморского района Санкт-Петербурга» в два раза дороже, чем напрямую у СПб ГОБУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва Приморского района Санкт-Петербурга», что является неэкономным расходованием бюджетных средств.

 

4. Муниципальный контракт от 14.12.2016 № 0113/16/112 (закупка № 3781433307216000119).

Согласно выписке из плана-графика закупок на 2016 год МА МО Черная речка, представленной письмом вх. № 7460/17 от 30.03.2017 г., запланирована следующая закупка:

Лот № 130: поставка билетов на мероприятия в рамках муниципальных программ «Участие в деятельности по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге в формах и порядке, установленных законодательством Санкт-Петербурга», «Участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма», «Участие в деятельности по профилактике наркомании», «Участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»; ОКВЭД2: 79.90.31; ОКПД: 79.90.39.110; минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету контракта: поставка билетов на мероприятия; количество (объем): 180 штук; ориентировочная НМЦ контракта: 360 000 руб.; условия финансового обеспечения контракта (включая размер аванса): обеспечение контракта заказчиком не установлено; срок размещения заказа: декабрь 2016 г.; срок исполнения контракта: декабрь 2016 г.; способ размещения заказа: закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

МА МО Черная речка письмом от 18.10.2016 № 01-08/2569 в коммерческие организации направила запросы о представлении коммерческих предложений по реализации билетов на культурно-просветительное мероприятие. В указанных запросах отсутствуют сведения о начальной цене, необходимом количестве билетов, а также требования к мероприятиям.

На указанные запросы поступило 3 предложения, в том числе от ООО «ПРО СЕРВИС», которое предложило оказать услуги по реализации билетов на культурно-просветительное мероприятие, которое включает в себя 4 блока тем, освещаемых в интерактивной, игровой, лекционной формах, а также включает раздачу наглядных печатных материалов (общая стоимость мероприятия – 359 900 руб.).

По данной запланированной закупке МА МО Черная речка заключен муниципальный контракт от 14.12.2016 № 1101/16/113 (закупка № 3781433307216000118) с единственным поставщиком - ООО «ПРО СЕРВИС». Основанием для заключения контракта с единственным поставщиком является пункт 15 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ - «закупка услуги по посещению зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия».

Предмет контракта – услуги по реализации билетов на культурно-просветительное мероприятие для жителей МО Черная речка в рамках реализации Муниципальных программ на 2016 год «Участие в деятельности по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге в формах и порядке, установленных законодательством Санкт-Петербурга», «Участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Черная речка», «Участие в деятельности по профилактике наркомании в Санкт-Петербурге в соответствии с законами Санкт-Петербурга», «Участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Черная речка».

В соответствии с техническим заданием к контракту, предусмотрена проведение мероприятия согласно программе, реализация 180 штук пригласительных билетов по цене 1999,44 руб./шт., на общую сумму - 359 900 руб. Дата и место проведения мероприятия, согласно техническому заданию – 20.02.2017, Ланское шоссе, д.16/1. Согласно договору субаренды нежилого помещения от 20.02.2017, заключенному ООО «ПРО СЕРВИС» с ООО «Танцевальная студия «Монте Карло», культурно-просветительное мероприятие «Наше Будущее» проведено по иному адресу – ул. Сестрорецкая, д.5, лит.А, что не соответствует требованиям технического задания.

В силу пункта 2.4. Технического задания, являющегося Приложением № 1 к Муниципальному контракту от 14.12.2016 № 0113/16/112 дата проведения мероприятия – 20 февраля 2017 г.

Согласно пункту 3.7 указанного муниципального контракта муниципальный заказчик производит оплату услуг по безналичному расчету на счет исполнителя, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания Акта оказанных услуг.

Акт об оказании услуг по реализации билетов на культурно-просветительное мероприятие № 4 был подписан сторонами рассматриваемого муниципального контракта от 14.12.2016 № 0113/16/112, 14 декабря 2016 г., то есть в день заключения муниципального контракта.

Оплата исполнения указанного контракта произведена МА МО Чёрная речка 15.12.2016 (платежные поручения № 252452, 252451, 252449, 252444 на общую сумму 359 900 руб.), то есть до фактического исполнения контракта (20 февраля 2017 г.).

Описанные действия МА МО Черная речка свидетельствуют об авансировании муниципального контракта от 14.12.2016 № 0113/16/112, что не предусмотрено положениями указанного контракта.

Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности код 79.90.31 присвоен деятельности по бронированию билетов на культурно-развлекательные мероприятия.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности код 79.90.39.110 присвоен услугам по бронированию билетов на культурно-развлекательные мероприятия.

Услуги по реализации билетов на культурно-просветительное мероприятие, то есть по организации и проведению культурно-просветительного мероприятия, являющиеся предметом муниципального контракта от 14.12.2016 № 0113/16/112 относятся к иным видам экономической деятельности.

 

Исходя из норм Закона № 44-ФЗ, а также согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы, данным письмом от 31.03.2016 № АК/21038/16 в целях единообразного применения законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, заказчик вправе заключить контракт на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия на основании пункта 15 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ только с организациями, которые непосредственно предоставляют данные услуги. Закупка услуг по бронированию, доставке билетов на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия должна осуществляться с применением конкурентных процедур.

 

Содержание планов-графиков закупок в части рассматриваемых закупок на 2016 год, и запросов предложений, направленных МА МО Черная речка участникам рынка, подтверждает, что МА МО Черная речка закупала не билеты на конкретные общедоступные мероприятия, а услуги по организации таких мероприятий исключительно для нужд МА МО Черная речка.

Фактически муниципальные контракты от 06.07.2016 № 0801/16/72 (закупка № 3781433307216000093); от 12.07.2016 № 0801/16/73 (закупка № 3781433307216000094); от 14.12.2016 № 1101/16/113 (закупка № 3781433307216000118); от 14.12.2016 № 0113/16/112 (закупка № 3781433307216000119) заключены МА МО Черная речка с ООО «ПРО СЕРВИС», которое осуществляло доставку билетов и организовывало мероприятия в целях исполнения контракта под конкретный заказ МА МО Черная речка, а не для неопределенного круга лиц, следовательно, исполнителей муниципальных контрактов необходимо было выбирать с применением конкурентных процедур.

Рынки услуг организации экскурсионно-туристических, спортивных, культурно-просветительных мероприятий являются конкурентными, что подтверждается  в т.ч. коммерческими предложениями, представленными участниками рынка по запросам МА МО Черная речка. Вместе с тем, конкурентные процедуры МА МО Черная речка проведены не были, что не допустило конкуренции за право заключения и исполнения муниципальных контрактов.

Статья 16 Закона о защите конкуренции содержит запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме;

Статьей 46 Закона № 44-ФЗ установлен запрет на ведение при проведении закупок каких-либо переговоров заказчика, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки.

 

Комиссией СПб УФАС России установлены следующие действия, нарушающие приведенные нормы, совершенные МА МО Черная речка и ООО «ПРО СЕРВИС» в рамках достигнутых соглашений в ходе заключения муниципальных контрактов и приведшие к недопущению конкуренции, что подтверждено материалами дела № 1-00-27/78-03-17:

- Заказчиком МА МО Черная речка не было сформировано и опубликовано техническое задание в отношении каждого мероприятия, отражающее потребность заказчика, в связи с чем, заинтересованные в исполнении контрактов хозяйствующие субъекты не имели возможности представить коммерческое предложение, которое удовлетворило бы потребности заказчика;

- ООО «ПРО СЕРВИС» в результате достигнутых соглашений получило доступ к информации о потребностях заказчика МА МО Черная речка по проведению мероприятий, которая не была известна иным участникам рынка, что позволило ему предложить заказчику программы мероприятий, сроки и место их проведения, исходя из своих материальных и трудовых ресурсов и согласовать их с заказчиком;

- О достигнутых договоренностях свидетельствует тот факт, что заключение муниципальных контрактов от 06.07.2016 № 0801/16/72, от 14.12.2016 № 1101/16/113 и от 14.12.2016 № 0113/16/112 и их исполнение осуществлено в один день, что было бы невозможно в случае, если их исполнение не было бы начато ООО «ПРО СЕРВИС» заранее, до их заключения.

 

Целями совершения соглашений (согласованных действий) со стороны каждого из участников являются:

Со стороны МА МО Черная речка:

- полное освоение денежных средств, выделенных на проведение мероприятий, без их экономии, что противоречит положениям статьи 1 Закона № 44-ФЗ;

- снижение трудовых издержек на подготовку документации и размещение закупки, поскольку разработка технического задания к контракту осуществлялась хозяйствующим субъектом - ООО «ПРО СЕРВИС»;

Со стороны ООО «ПРО СЕРВИС»:

- исключение из участия в закупках иных хозяйствующих субъектов – конкурентов;

- заключение муниципального контракта вне конкуренции по максимальной цене;

- снижение финансовых и трудозатрат на подготовку заявок, поскольку при заключении контракта способом у единственного исполнителя подготовка заявки не требуется;

- получение дополнительных доходов от исполнения муниципальных контрактов, так как цена, например, контракта от 14.12.2016 № 1101/16/113 в два раза превышает средства, затраченные ООО «ПРО СЕРВИС» для исполнения контракта;

- гарантия заключения и оплаты контракта МА МО Черная речка.

Комиссия СПб УФАС России установила, что цели, поставленные перед участниками рассмотренных соглашений (согласованных действий), достигнуты.

Оплата исполнения муниципальных контрактов до их фактического исполнения путем проведения запланированных мероприятий свидетельствует об авансировании заказчиком исполнения контрактов, а также о необеспечении со стороны заказчика контроля за качеством исполнения контракта.

В результате заключения муниципальных контрактов без конкурентных процедур (в условиях отсутствия конкуренции) произошло повышение / поддержание начальной максимальной цены контрактов.

В результате достигнутого соглашения единственным исполнителем по всем рассматриваемым муниципальным контрактам являлось ООО «ПРО СЕРВИС», один из участников товарных рынков услуг организации экскурсионно-туристических, спортивных, культурно-просветительных мероприятий, которое получило преимущественную возможность заключить муниципальные контракты и осуществить деятельность по их исполнению, чем ему созданы преимущественные условия деятельности на указанном товарном рынке.

Выявленное авансирование со стороны МА МО Черная речка  исполнения контрактов ООО «ПРО СЕРВИС» также является созданием преимущественных условий деятельности ООО «ПРО СЕРВИС» на товарном рынке.

 

Рассмотренными действиями МА МО Черная речка и ООО «ПРО СЕРВИС» иные хозяйствующие субъекты, работающие на рассматриваемом рынке, были лишены возможности принять участие в рассматриваемых закупках, заключить муниципальный контракт и осуществить деятельность по его исполнению на рынке услуг по услуг по организации экскурсионно-туристических, спортивных, культурно-просветительных мероприятий Таким образом, был ограничен доступ на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, что запрещено статьей 16 Закона о защите конкуренции.

 

В связи с установлением в действиях Местной администрацией Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Черная речка и ООО «ПРО СЕРВИС» нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия СПб УФАС России приняла заключение об обстоятельствах дела. Копия заключения об обстоятельствах дела № 1-00-27/78-03-17 направлена лицам, участвующим в деле.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

МА МО Черная речка письмом исх. № 01-08/1791 от 01.08.2017 г. представила письменные пояснения по обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела № 1-00-27/78-03-17, согласно которым МА МО Черная речка поясняет следующее:

«1. Муниципальный контракт от 06.07.2016 № 0801/16/72 (реестровый номер контракта № 3781433307216000093)

2. Муниципальный контракт от 12.07.2016 № 0801/16/73 (реестровый номер контракта № 3781433307216000094).

Нарушение ч. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции Заказчиком не допущено в связи с тем, что не было никакого соглашения между органом власти местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, а также никаких согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранения с него хозяйствующих субъектов.

В материалах дела отсутствуют доказательства согласованных действий до заключения контракта. Заказчик самостоятельно выбрал на рынке экскурсионных услуг (услуг по посещению музеев) тот экскурсионный продукт, который в наибольшей степени соответствовал потребностям Заказчика. Наличие опечаток в договоре (расхождение в сроке, указанном в договоре, со сроком, указанным в приложении к договору, а также то обстоятельство, что контрактом не предусмотрено авансирование), а также наличие «Технического задания» не могут служить такими доказательствами, поскольку даже Техническое задание, само по себе, является лишь результатом более детального описания предмета контракта.

ООО «ПРО СЕРВИС» действительно является организатором экскурсий, включающих в себя посещение музеев.

Без приобретения билетов на данные экскурсии организованно и комплексно посетить необходимые музеи с уникальным экскурсионным обеспечением не представлялось возможным.

Приобретение билетов в данном случае – это необходимое и достаточное условие для посещения мероприятий, поскольку в условиях обычного делового оборота билеты приобретаются (оплачиваются) всегда непосредственно до мероприятия.

Вместе с тем, п. 15 ч. 1 ст. 93 не указывает на то, что закупка посещения музеев должна быть исключительно вне организованного тура (без экскурсионного обслуживания).

Оказание ООО «ПРО СЕРВИС» услуг по организации и проведению автобусных экскурсий не противоречит предмету муниципального контракта в связи с тем, что предметом контракта является «поставка билетов на посещение музеев с экскурсионной программой для организации и проведения досуговых мероприятий в соответствии с Техническим заданием (приложение № 1). Техническим заданием предусмотрена обязанность Поставщика организовать и провести досуговые мероприятия для жителей округа на территории МО Черная речка (с учетом транспортного и экскурсионного обслуживания). Контрактом не предусмотрен конкретный вид транспортного обслуживания, что представило участникам рынка самостоятельно его определить, исходя из своих возможностей.

Таким образом, экскурсионная программа входила в предмет контракта, а приобретенные в рамках вышеуказанных контрактов билеты позволили посетить все предусмотренные контрактом музеи, что сопровождалось уникальной автобусной экскурсионной программой.

Принимая во внимание, что посещение ряда музеев, храмов, дворцов без приобретения заранее билетов с экскурсионным обслуживанием невозможно, предметом контракта является, в том числе, поставка билетов, то и оплата контракта была осуществлена после поставки соответствующих билетов, что прямо вытекает из положений п. 15 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44 от 05.04.2013 г.

3. Муниципальный контракт от 14.12.2016 № 1101/16/113 (реестровый номер контракта № 3781433307216000118).

Заказчик не может согласиться с выводами Комиссии, поскольку Заказчик приобрел билеты по контракту именно на посещение спортивного мероприятия «День здоровья», организатором которого является ООО «ПРО СЕРВИС», а не СПб ГОБУ ДОД СДЮШОР Приморского района Санкт-Петербурга.

Вместе с тем Заказчик считает необходимым обратить внимание Комиссии, что действующим законодательством РФ в рамках осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд не предусмотрена обязанность Заказчика исследовать договорные отношения ООО «ПРО СЕРВИС» с СПб ГОБУ ДОД СДЮШОР Приморского района Санкт-Петербурга при заключении Заказчиком муниципального контракта непосредственно с организатором спортивного мероприятия.

Предметом контракта является, в том числе, поставка билетов. Принимая во внимание, что по своей природе «посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия» невозможно без предварительной покупки соответствующих билетов, оплата контракта была осуществлена после поставки соответствующих билетов, что прямо из положений п. 15 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013.

4. Муниципальный контракт от 14.12.2016 № 0113/16/112 (реестровый номер контракта № 3781433307216000119).

          …

Само по себе исполнение контракта (подписание акта оказанных услуг) в день его подписания также не свидетельствует о наличии нарушений Закона о конкуренции, поскольку его исполнение не выходит за пределы сроков, предусмотренных контрактом.

К таким обстоятельствам, не свидетельствующим о наличии нарушений Закона о конкуренции, также относятся:

- оплата исполнения контракта на следующий день, поскольку контракт был оплачен в сроки, предусмотренные контрактом;

- несоответствие предмета закупки выбранному коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Положениями ст. 93 Закона установлено, что при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с положениями п. 15 ч. 1 данной статьи обосновывать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и его иные существенные условия не требуется.

Данные обстоятельства дают основание полагать, что при соблюдении условий заключения контракта в соответствии с положениями п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона у Заказчика не возникают обязанности обращаться к конкурентным способам определения поставщика.

Расширительное толкование процедуры заключения контракта по пункту 15 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в части необходимости истребования Заказчиком при заключении такого контракта дополнительной документации, либо установления Заказчиком дополнительных критериев выбора исполнителя, органом, вне компетенции которого аккумулированы указанные полномочия, влечет абсолютную невозможность использования правовой нормы, что противоречит общим началам гражданского законодательства, а также ограничение прав широкого круга лиц путем предъявления к ним дополнительных, ничем не предусмотренных требований».

Доводы, изложенные в письменных пояснениях Местной администрацией Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Черная речка, подтверждают выводы Комиссии СПб УФАС России о том, что фактически в рамках исполнения рассматриваемых муниципальных контрактов исполнителем – ООО «ПРО СЕРВИС» были организованы мероприятия для нужд МА МО Черная речка, в том числе оказаны услуги, не предусмотренные предметами указанных муниципальных контрактов, а также осуществлено бронирование и доставка билетов. Данные выводы подтверждают необходимость проведения конкурентных процедур для выбора исполнителя рассмотренных муниципальных контрактов.

Письменные пояснения по обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела № 1-00-27/78-03-17, заявителем и ООО «ПРО СЕРВИС» не представлены.

 

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 93 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия.

Таким образом, заказчик вправе заключить государственный контракт на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия на основании пункта 15 части 1 статьи 93 44-ФЗ только с организациями, которые непосредственно представляют данные общедоступные услуги для неопределенного круга лиц.

Согласно обзору разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (декабрь 2016 г.), подготовленному Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, услуги по бронированию и доставке билетов на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия не подпадают под действие пункта 15 части 1 статьи 93 44-ФЗ, в связи с чем осуществление закупки на оказание данных услуг должно осуществляться с применением конкурентных процедур, предусмотренных 44-ФЗ.

Доводами Местной администрации Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Черная речка и материалами дела № 1-00-27/78-03-17 подтверждаются выводы Комиссии СПб УФАС России о том, что в рамках рассматриваемых муниципальных контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 15 части 1 статьи 93 44-ФЗ, единственным исполнителем – ООО «ПРО СЕРВИС» были поставлены билеты на посещение музеев и мероприятий, что является нарушением 44-ФЗ, поскольку исполнители данных услуг должны отбираться посредством конкурсных процедур.

Вместе с тем, фактическое исполнение ООО «ПРО СЕРВИС» муниципальных контрактов от 06.07.2016 № 0801/16/72 (закупка № 3781433307216000093). от 12.07.2016 №0801/16/73 (закупка № 3781433307216000094), от 14.12.2016 № 0113/16/112 (закупка № 3781433307216000119) свидетельствует об организации мероприятий, а не поставке билетов, что противоречит предмету контрактов. Исполнитель муниципального контракта для организации мероприятия для муниципальных нужд МА МО Черная речка должен также отбираться посредством конкурсных процедур.

Таким образом, в действиях Местной администрации Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Черная речка и ООО «ПРО СЕРВИС» содержится нарушение частей 1, 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в осуществлении МА МО Черная речка и ООО «ПРО СЕРВИС» ограничивающих конкуренцию соглашений путем необоснованного применения пункта 15 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ при заключении способом у единственного поставщика и исполнении муниципальных контрактов от 06.07.2016 № 0801/16/72 (закупка № 3781433307216000093); от 12.07.2016 № 0801/16/73 (закупка № 3781433307216000094); от 14.12.2016 № 1101/16/113 (закупка № 3781433307216000118); от 14.12.2016 № 0113/16/112 (закупка № 3781433307216000119), что привело к недопущению конкуренции за право исполнения муниципальных контрактов, к повышению / поддержанию начальной максимальной цены контрактов, воспрепятствовало доступу на товарный рынок и осуществлению деятельности по организации экскурсионно-туристических, спортивных, культурно-просветительных мероприятий иными хозяйствующими субъектами.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия СПб УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушение частей 1, 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Местной администрации Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Черная речка и ООО «ПРО СЕРВИС», выразившееся в осуществлении Местной администрацией Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Черная речка и ООО «ПРО СЕРВИС» ограничивающих конкуренцию соглашений путем необоснованного применения пункта 15 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ при заключении способом у единственного поставщика и исполнении муниципальных контрактов от 06.07.2016 № 0801/16/72 (закупка № 3781433307216000093); от 12.07.2016 № 0801/16/73 (закупка № 3781433307216000094); от 14.12.2016 № 1101/16/113 (закупка № 3781433307216000118); от 14.12.2016 № 0113/16/112 (закупка № 3781433307216000119), что привело к недопущению конкуренции за право исполнения муниципальных контрактов, к повышению / поддержанию начальной максимальной цены контрактов, воспрепятствовало доступу на товарный рынок и осуществлению деятельности по организации экскурсионно-туристических, спортивных, культурно-просветительных мероприятий иными хозяйствующими субъектами.

2. Выдать Местной администрацией Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Черная речка и ООО «ПРО СЕРВИС» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при проведении закупок для муниципальных нужд .

 

 

Председатель Комиссии:                                                          <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                 <…>

 

                                                                                           <…>

 

 

 

 

Решение  может быть обжаловано в арбитражный суд в течение  трех месяцев со дня принятия решения, а также в коллегиальный орган ФАС России.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-27/78-03-17

 

«01» августа 2017 года                                                                 Санкт-Петербург

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом от 10.05.2017 № 278/17 в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

<…> – начальник отдела контроля органов власти;

<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,  

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения по делу № 1-00-27/78-03-16 о нарушении частей 1, 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Местной администрации Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Черная речка и ООО «ПРО СЕРВИС», выразившимся в осуществлении Местной администрацией Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Черная речка и ООО «ПРО СЕРВИС» ограничивающих конкуренцию соглашений путем необоснованного применения пункта 15 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ при заключении способом у единственного поставщика и исполнении муниципальных контрактов от 06.07.2016 № 0801/16/72 (закупка № 3781433307216000093); от 12.07.2016 № 0801/16/73 (закупка № 3781433307216000094); от 14.12.2016 № 1101/16/113 (закупка № 3781433307216000118); от 14.12.2016 № 0113/16/112 (закупка № 3781433307216000119), что привело к недопущению конкуренции за право исполнения муниципальных контрактов, к повышению / поддержанию начальной максимальной цены контрактов, воспрепятствовало доступу на товарный рынок и осуществлению деятельности по организации экскурсионно-туристических, спортивных, культурно-просветительных мероприятий иными хозяйствующими субъектами,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Местной администрации Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Черная речка с момента получения настоящего предписания совершать действия направленные на обеспечение конкуренции для чего впредь при проведении закупок для муниципальных нужд не заключать соглашений и не совершать действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции за право исполнения муниципальных контрактов.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 15 сентября 2017 года.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-27/78-03-17

 

«01» августа 2017 года                                                                 Санкт-Петербург

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом от 10.05.2017 № 278/17 в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

<…> – начальник отдела контроля органов власти;

<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения по делу № 1-00-27/78-03-16 о нарушении частей 1, 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Местной администрации Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Черная речка и ООО «ПРО СЕРВИС», выразившихся в осуществлении Местной администрацией Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Черная речка и ООО «ПРО СЕРВИС» ограничивающих конкуренцию соглашений путем необоснованного применения пункта 15 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ при заключении способом у единственного поставщика и исполнении муниципальных контрактов от 06.07.2016 № 0801/16/72 (закупка № 3781433307216000093); от 12.07.2016 № 0801/16/73 (закупка № 3781433307216000094); от 14.12.2016 № 1101/16/113 (закупка № 3781433307216000118); от 14.12.2016 № 0113/16/112 (закупка № 3781433307216000119), что привело к недопущению конкуренции за право исполнения муниципальных контрактов, к повышению / поддержанию начальной максимальной цены контрактов, воспрепятствовало доступу на товарный рынок и осуществлению деятельности по организации экскурсионно-туристических, спортивных, культурно-просветительных мероприятий иными хозяйствующими субъектами,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «ПРО СЕРВИС» с момента получения настоящего предписания совершать действия направленные на обеспечение конкуренции для чего впредь при участии в закупках для государственных и муниципальных нужд не заключать соглашений и не совершать действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции за право исполнения государственных и муниципальных контрактов.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 15 сентября 2017 года.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны