Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 30 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ

№ 1-00-57/78-03-17

                                                                                                           Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2017 года

Полный текст решения изготовлен 17 октября 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее Комиссия СПб УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом от 02.10.2015 № 522 (с изменениями, внесенными приказом от 02.10.2017 № 533/17) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

рассматривая дело № 1-00-57/78-03-17 (№ К03-156/15), возбужденное по признакам нарушения Администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга (195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский пр., д.50) части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в проведении конкурсного отбора организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, по процедуре, не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что могло привести к нарушению порядка проведения конкурсного отбора и недопущению, ограничению конкуренции при проведении конкурсного отбора,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление ООО «Концерн Антей», указывающие на нарушающие нормы антимонопольного законодательства действия Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее – Администрация, организатор конкурсного отбора) при проведении в 2015 году конкурсного отбора организаций общественного питания по организации социального питания в государственных бюджетных образовательных учреждениях Красногвардейского района Санкт-Петербурга на период с 2015 по 2018 год.

В заявлении указано на следующие нарушения:

-при проведении процедуры конкурсного отбора Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) не применяется, что, по мнению заявителя, является нарушением п. 2. ст. 24 Закона о контрактной системе и может иметь результатом нарушение порядка отбора организаций общественного питания и ограничение конкуренции при проведении процедуры;

-информация о процедуре определения поставщиков размещена только на сайте Администрации Санкт-Петербурга: gov.spb.ru, что является нарушением п.7 ст. 4 Закона о контрактной системе. На официальном государственном сайте единой информационной системы в сфере закупок, которой является сайт http://zakupki.gov.ru/, информация о проводимой процедуре не размещена, номер и дата размещения извещения отсутствуют, конкурсная документация не размещена, что ограничивает доступ к информации о проведении процедуры.

-в конкурсной документации в п. 4.3 указано, что «Претендент вправе направить организатору конкурсного отбора запрос о разъяснении положений конкурсной документации. Обмен сведениями между претендентом, с одной стороны, и организатором конкурсного отбора, с другой стороны, осуществляется в письменной форме. Возможно использование других средств обмена информацией при условии дальнейшего подтверждения сведений в письменной форме». Так как обмен посредством почтовых отправлений не возможен ввиду сжатых сроков проведения процедуры, указанных в документации, а «другие средства обмена информацией» не указаны, что означает возможность проведения переговоров между участниками и организатором процедуры, что противоречит п. 1 ст. 46 Закона о контрактной системе «Запрет на проведение переговоров с участником закупки» и п.1 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

- установленные в конкурсной документации требования к участникам и порядок оценки и сопоставления заявок не соответствуют требованиям п. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе и нарушают постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что может иметь результатом ограничение конкуренции при проведении процедуры, может привести к нарушению порядка определения победителя торгов и запрещено ч.1 ст.15, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Заявителем указано, что в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 24.09.2008 № 569-95 «О социальном питании в Санкт-Петербурге», организации общественного питания, прошедшие конкурсный отбор, включаются в Реестр организаций социального питания в Санкт-Петербурге. В соответствии с пп. 7.2 п. 7 Приложения № 1 к постановлению Правительства Санкт- Петербурга от 23.07.2009 № 873 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт-Петербурге», ведение Реестра осуществляется Управлением социального питания Санкт-Петербурга (далее – УСП). УСП ведет такой реестр и публикует его на своей официальной странице по адресу - http://gov.spb.ru/gov/otrasl/socpit/reestr/. Согласно данным реестра, в Санкт-Петербурге определены 23 (двадцать три) организации общественного питания, прошедших конкурсный отбор на право заключения договора об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга. Вместе с тем, только на территории Санкт-Петербурга в сфере общественного питания работают более 1000 организаций различных форм собственности (http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/petrostat/resources/elef98804f514b0f819 Id5el000af5d8/horg g.pdf.

По мнению заявителя, организатором конкурсного отбора при проведении процедуры конкурсного отбора и утверждении конкурсной документации фактически нарушено единство экономического пространства, свободное перемещение товаров услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности посредством создания участнику конкурсного отбора преимущественных условий участия в конкурсном отборе, в том числе путем доступа к информации.

Установленные ст.4, ст.6, ст.7, ст.8, ст.22, ст.24, ст.31, ст.42, ст.46, ст.49, ст.50, ст.51, ст.55, ст.56 Закона о контрактной системе, ст.15, ст. 17 Закона о защите конкуренции», постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 принципы и требования при проведении закупок запрещают действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 

Позиция Администрации по вопросу проведения рассматриваемого конкурсного отбора заключается в следующем (письмо вх.№ 18214 от 20.08.2015).

Конкурсный отбор проводился в 2015 году в соответствии Законом Санкт-Петербурга от 08.10.2008 № 569-95 «О социальном питании в Санкт-Петербурге» (далее – Закон СПб  № 569-95), постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873 «О мерах реализации закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт-Петербурге» (далее - Постановление № 873), которым установлены квалификационные требования к участникам отбора, распоряжением Управления социального питания Санкт-Петербурга от 27.07.2009 № 03-01-08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873» (далее - Распоряжение № 03-01-08/09-0-0), которым утверждена Типовая конкурсная документация.

Утвержденная Администрацией конкурсная документация составлена в соответствии с условиями, требованиями и порядком, указанным в постановлении № 873 и Типовой конкурсной документацией, в том числе в части обязательных квалификационных требований, порядка оценки и сопоставления конкурсных предложений участников конкурсного отбора.

По сообщению Администрации, объявление о конкурсном отборе организаций общественного питания по организации социального питания в государственных образовательных учреждениях, подведомственных Администрации было опубликовано в газете «Вести Красногвардейского района, входящей Перечень средств массовой информации, в которых размещается информация о проведении конкурсного отбора на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, и размещено 26.05.2015 на сайте Красногвардейского района Санкт-Петербурга http://gov.spb.гu (Главная/Власть/Администрации районов/Красногвардейский район/Объявления, заключения, извещения).

В извещении указано, что вскрытие конвертов с предложениями состоится 16.06.2015 в 10.00 часов по адресу: Санкт-Петербург, Среднеохтинский пр., д. 50. Также порядок получения конкурсной документации. Место размещения конкурсной документации в сети Интернет в извещении отсутствует.

Комиссия СПб УФАС России отмечает, что даты начала и окончания приема заявок для участия в конкурсном отборе, рассмотрения заявок и подведения итогов отбора в извещении и в конкурсной документации отсутствуют.

По пояснениям Администрации, место и дата начала подачи конкурсных предложений установлено в пункте 8.1 раздела I Конкурной документации: конкурсное предложение может подаваться со дня, следующего за днем опубликования объявления о проведении настоящего конкурсного отбора и размещения Конкурсной документации на сайте. Конкурсное предложение должно быть представлено претендентом организатору конкурсного отбора не позднее даты и времени вскрытия конвертов с конкурсными предложениями. Таким образом, датой начала приема конкурсных предложений для участия в конкурсном отборе являлась 27.05.2015.

Согласно разделу II конкурсной документации источник финансирования – средства бюджет Санкт-Петербурга. Размер компенсации организациям общественного питания расходов в год соответствии с конкурсной документацией составляет 84908,9 тыс.руб.

Согласно протоколу № 1 от 16.06.2015 для участия в конкурсном отборе была подана одна заявка ОАО «Комбинат социального питания «Охта», которая была признана соответствующей установленным требованиям,  ОАО «Комбинат социального питания «Охта» признано единственным участником квалификационного отбора, с которым заключены договоры на организацию социального питания в 39 государственных бюджетных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, подведомственных администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга на три года (2015-2018 годы).

ОАО «Комбинат социального питания «Охта» оказывало аналогичные услуги по организации социального питания в государственных образовательных учреждениях Красногвардейского района Санкт-Петербурга в 2012-2015 годах.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле Комиссия СПб УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности в частности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Следовательно, в случае если образовательная организация является государственной образовательной организацией, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится организация питания обучающихся, что является их обязанностью в соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона об образовании и определено п. 1 ч. 2. ст. 6 Закона СПб № 569-95.

Поскольку организация питания обучающихся является социальным питанием, его организация также регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о социальном обслуживании).

В силу ч. 1 ст. 30 Закона о социальном обслуживании, источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются, в том числе, средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 24.12.2014 № 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге» (далее – Закон СПб № 717-135), социальные услуги в Санкт-Петербурге предоставляются поставщиками социальных услуг бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты. В соответствии со ст. 8 Закона СПб № 569-95, финансирование расходов, связанных с реализацией органами государственной власти Санкт-Петербурга полномочий, установленных настоящим Законом Санкт-Петербурга, осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Следовательно, исходя из анализа положений нормативных актов Санкт- Петербурга, получатели социальных услуг, получают социальные услуги за счет средств бюджета Санкт-Петербурга или на условиях частичной или полной оплаты, что в полном объеме согласуется с положениями Закона о социальном обслуживании.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона СПб № 569-95, социальное питание в Санкт-Петербурге обеспечивается:

  1.  учреждениями Санкт-Петербурга самостоятельно;
  2.  организациями общественного питания, отвечающими требованиям, установленным действующим законодательством, и прошедшими конкурсный отбор на право заключения договора об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга (далее - конкурсный отбор), в порядке, установленном настоящим Законом Санкт-Петербурга, а в части, не урегулированной настоящим Законом Санкт-Петербурга - правовым актом Правительства Санкт-Петербурга.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона СПб № 569-95 организациями общественного питания, являются организации независимо от форм собственности, предоставляющие услуги общественного питания, либо граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность по предоставлению услуг общественного питания без образования юридического лица.

В соответствии со ст. 5 Закона СПб № 569-95 организация социального питания в Санкт-Петербурге осуществляется организациями общественного питания, прошедшими конкурсный отбор, в соответствии с договорами об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, заключенными уполномоченными Правительством Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга или учреждением Санкт-Петербурга с указанными организациями общественного питания.

 

Вместе с тем, Комиссией СПб УФАС России установлено, что в соответствии с договорами об организации социального питания в бюджетных учреждениях Санкт-Петербурга, заключенными по результатам конкурсного отбора заказчик (бюджетное учреждение) компенсирует исполнителю (хозяйствующему субъекту) расходы, связанные с предоставлением питания с компенсацией стоимости с учетом стоимости питания, установленной Правительством Санкт-Петербурга, на основании отчетов исполнителя о количестве граждан, которым питание с компенсацией стоимости фактически предоставлено. Компенсация выплачивается за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Таким образом, субсидии для реализации мер социальной поддержки по обеспечению питанием граждан фактически предоставляются хозяйствующим субъектам в виде оплаты в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга оказанных хозяйствующим субъектом услуг по организации питания в бюджетных учреждениях.

В случае, если услуги по организации питания в бюджетных учреждениях, оказываемые коммерческими организациями, финансируются полностью или частично за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, то закупка таких услуг должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, исходя из нижеизложенного.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона о социальном обслуживании, финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

Таким образом, Закон о социальном обслуживании определяет обязанность проведения закупок социальных услуг для обеспечения государственных нужд, также за счет средств получателей социальных услуг за частичную плату.

В соответствии с Законом об образовании, Законом СПб № 717-135, Законом СПб № 569-95, социальное питание, в случае если оно финансируется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, является государственной нуждой и организация закупок таких услуг должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе в силу ч.1. ст. 1 Закона о контрактной системе.

В случае, если социальное питание финансируется за частичную плату получателей социальных услуг, то закупка социальных услуг, в силу положений Закона о социальном обслуживании также должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Следовательно, при наличии бюджетного финансирования социальной услуги закупка социальных услуг, предоставляемых получателю социальных услуг, должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

 

В целях организации социального питания в бюджетных учреждениях Законом Санкт-Петербурга от 28.11.2014 № 665-116 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрены расходы соответствующих органов власти на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению на льготной основе питания в государственных образовательных учреждениях.

При этом указанные меры социальной поддержки реализуются в Санкт-Петербурге в форме предоставления субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям (по кодам целевых статей 0334065, 0334096, 0334101).

Аналогичные расходы предусмотрены:

Законом Санкт-Петербурга от 02.12.2015 № 747-145 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (коды целевых статей 0330040650, 0330040960, 0330041010).

Законом Санкт-Петербурга  от 13.12.2016 № 699-113 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (коды целевых статей 0330040650, 0330040960, 0330041010).

 

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99) установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению № 2 к указанному Постановлению № 99.

Согласно пункту 6 приложения № 2 к Постановлению № 99 к вышеуказанным случаям отнесено оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей.

 

Исходя из изложенного установлено, что в Санкт-Петербурге принята иная, не предусмотренная Законом о контрактной системе, процедура отбора хозяйствующих субъектов для организации социального питания в бюджетных учреждениях - по результатам конкурсного отбора, проводимого в соответствии с нормативными актами Санкт-Петербурга, изданными в 2008-2009 годах:

Законом Санкт-Петербурга от 24.09.2008 № 569-95 «О социальном питании в Санкт- Петербурге»;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт- Петербурге»;

распоряжением Управления социального питания от 27.07.2009 № 03-01-08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873», которым утверждена типовая конкурсная документация для проведения конкурсного отбора организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга.

Указанные акты Санкт-Петербурга приняты до вступления в силу с 01.01.2014 Закона о контрактной системе и не учитывают требований федерального законодательства.

В соответствии с ч.5 статьи 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Вместе с тем, при проведении в 2015 году конкурсного отбора нормы Закона о контрактной системе Администрацией не применялись.

Министерство юстиции Российской Федерации письмом от 06.07.2016 № 08/76205-МГ (вх.№  17636/16 от 26.07.2016) в адрес ФАС России, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу письмом от 21.07.2016 № 78/06-10505 (вх.№ 18388/16 от 08.08.2016) в адрес Санкт-Петербургского УФАС России подтвердили, что Закон о контрактной системе не содержит положений, допускающих определение порядка отбора хозяйствующих субъектов для организации социального питания в бюджетных учреждениях нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, либо выводящих из сферы его регулирования закупки, учитывая «компенсационный порядок оплаты». В этой связи бюджетное учреждение должно привлекать организации общественного питания в соответствии с порядком, регламентированным Законом о контрактной системе. С учетом изложенного, статьи 4 и 5 Закона СПб № 569-95 в части слов «прошедшим конкурсный отбор» не соответствуют положениям Закона о контрактной системе, который не предусматривает такой процедуры.

Таким образом, Министерством юстиции РФ подтвержден вывод Санкт-Петербургского УФАС России о противоречии нормативных актов Санкт-Петербурга, регламентирующих процедуру проведения конкурсного отбора, федеральному, в т.ч. антимонопольному, законодательству.

 

Конституцией Российской Федерации гарантируются поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с контрактной системой в сфере закупок предполагает взаимосвязанные цели и задачи.

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на акты и действия в т.ч. органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Антимонопольные требования к торгам установлены в статье 17 Закона о защите конкуренции. В частности, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При проведении конкурсного отбора в 2015 году Администрацией применены Закон СПб № 569-95, постановление № 873, распоряжение № 03-01-08/09-0-0, противоречащие требованиям Закона о контрактной системе.

Проведение процедуры конкурсного отбора, не предусмотренной федеральным законодательством и не соответствующей единым требованиям федерального законодательства (Закона о контрактной системе), могло привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке общественного питания, в том числе путем ограничения доступа к информации о проведении процедуры, нарушению порядка определения победителя, поскольку победитель определен по иной процедуре, к которой федеральным законодательством не установлено единых требований, что могло иметь результатом недопущение, ограничение конкуренции при проведении конкурсных отборов организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга и запрещено ч.1 ст.15, ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

 

Ввиду того, что порядок закупки услуг общественного питания определяется Законом о контрактной системе, конкурсная документация, утвержденная Администрацией, своими положениями противоречит Закону о контрактной системе, постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, в части установления требований (в указанных формулировках) к:

  • наличию в уставе организации общественного питания видов деятельности по оказанию услуг общественного питания (для юридических лиц),
  • наличию у организации общественного питания опыта работы по оказанию услуг общественного питания не менее пяти лет,
  • отсутствие нарушений законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил оказания услуг общественного питания,
  • отсутствие у организации общественного питания задолженности перед бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами.

Следовательно, в конкурсной документации усматривается:

  • ограничение в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
  • необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
  • ограничение ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу товаров,
  • создание дискриминационных условий при проведении конкурсного отбора,
  • создание преимущественных условий участия в конкурсном отборе отдельным хозяйствующим субъектам,

что противоречит  ч. 1 ст. 15, ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Установленный в конкурсной документации порядок оценки и сопоставления заявок не соответствуют требованиям п. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе и нарушает постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что может иметь результатом ограничение конкуренции при проведении процедуры, может привести к нарушению порядка определения победителя торгов и запрещено ч.1 ст.15, п.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Порядок разъяснения положений конкурсной документации, установленный в конкурсной документации не соответствует ч.7, ч.8 ст.50 закона о контрактной системе, противоречит п. 1 ст. 46 Закона о контрактной системе  и п.1 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

 

В силу требования Закона о контрактной системе, публикация о проведении закупок осуществляется на едином интернет ресурсе. Для публикации информации о проведении конкурсного отбора на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга определен большой перечень средств массовой информации (23 СМИ), доподлинно установить в каком СМИ опубликована информация о конкретном конкурсной отборе затруднительно. Кроме того, предусмотрено размещение информации о проведении конкурсного отбора в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайтах различных исполнительных органов, которые проводят конкурсный отбор – Районные администрации, Комитет по образованию, Комитет по здравоохранению, и др. Данный факт может ограничить доступ к информации о проведении конкурсного отбора, что запрещено ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

 

Установив, что Санкт-Петербургским УФАС России рассматривается другое дело, имеющее значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, определением от 27.11.2015 № 03/30898 Комиссия СПб УФАС России приостановила рассмотрение дела № К03-156/15 (№1-00-57/78-03-17) о нарушении антимонопольного законодательства на срок рассмотрения дела № К03-145/15, возбужденного по признакам нарушения Управлением социального питания Санкт-Петербурга (197110, Санкт-Петербург, ул.Пионерская, д. 22, лит.А) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в утверждении распоряжением от 27.07.2009 № 03-01­08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873» Типовой конкурсной документации для проведения конкурсного отбора организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что привело к выбору процедуры, не соответствующей требованиям федерального законодательства, и могло привести к недопущению, ограничению конкуренции при проведении конкурсных отборов.

 

В период приостановления дела совершены следующие действия.

Законом Санкт-Петербурга от 14.06.2017 № 342-57 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 31.05.2017) из Закона Санкт-Петербурга от 24.09.2008 № 569-95 «О социальном питании в Санкт-Петербурге» исключены пункты, содержащие понятие «конкурсный отбор».

В соответствии со статьей 2 данный документ вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования.

Закон опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru - 15.06.2017, на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.06.2017.

Начало действия документа - 26.06.2017

 

Комиссией СПб УФАС России решением по делу № 1-00-8/78-03-17 признано нарушение Правительством Санкт-Петербурга части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в применении постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873 (ред. от 20.05.2016) «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт-Петербурге», в части установления порядка проведения конкурсного отбора организаций общественного питания на право заключения договора об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, не соответствующего требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что приводит к применению в Санкт-Петербурге процедуры конкурсного отбора, не соответствующей требованиям федерального законодательства, и может привести к недопущению, ограничению конкуренции при проведении конкурсных отборов на право заключения договора об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, нарушению порядка определения победителя, к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке услуг общественного питания.

Правительству Санкт-Петербурга выдано предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство - постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт-Петербурге», путем исключения из текста постановления слов «прошедшим конкурсный отбор» и «конкурсный отбор» и приведения постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт-Петербурге» в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Комиссией СПб УФАС России решением по делу №К03-145/15 признано нарушение Управлением социального питания Санкт-Петербурга части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в утверждении Распоряжением от 27.07.2009 № 03-01­08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873» Типовой конкурсной документации для проведения конкурсного отбора организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что привело к применению в Санкт-Петербурге процедуры конкурсного отбора, не соответствующей требованиям федерального законодательства, и может привести к недопущению, ограничению конкуренции при проведении конкурсных отборов на право заключения договора об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, нарушению порядка определения победителя, к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке услуг общественного питания.

Управлению социального питания Санкт-Петербурга выдано предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство - распоряжения Управления социального питания Санкт-Петербурга от 27.07.2009 № 03-01-08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873», путем исключения слов «прошедшим конкурсный отбор» и «конкурсный отбор» и приведения распоряжения от 27.07.2009 № 03-01-08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873», в том числе Типовой конкурсной документации, в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции.

 

В связи с тем, что рассмотрение дела № К03-145/15 завершено, определением от 04.09.2017 № 78/26069/17 рассмотрение дела № 1-00-57/78-03-17 (№ К03-156/15) возобновлено.

Комиссия СПб УФАС России на основании ч.1, ч.3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдала Администрации предупреждение от 04.09.2017 № 78/26068/17 о необходимости прекращения действий (бездействия), об устранении причин и условий, способствовавших возникновению рассматриваемого в деле № 1-00-57/78-03-17 (№ К03-156/15) нарушения антимонопольного законодательства, путем приведения процедуры выбора организаций общественного питания по организации социального питания в государственных бюджетных образовательных учреждениях Красногвардейского района Санкт-Петербурга в том числе порядка опубликования информации, документации, в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Письмом от 02.10.2017 вх.№ 23494/17 Администрация в ответ на предупреждение сообщила, что в 2015 году конкурсная документация была разработана в соответствии с Законом СПб № 569-95, постановлением № 873, распоряжением № 03-01-08/09-0-0. По результатам конкурсного отбора заключено 39 договоров сроком на три года до 31.08.2018, оснований для расторжения договора до окончания из действия не имеется. По окончании срока действия указанных договоров процедура закупок организации общественного питания в государственных бюджетных образовательных учреждениях Красногвардейского района Санкт-Петербурга будет приведена в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Комиссия СПб УФАС России признала предупреждение исполненным.

 

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением .

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 3, 7 статьи 39.1, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия СПб УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать нарушение Администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга (195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский пр., д.50) части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в проведении конкурсного отбора организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, по процедуре, не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что могло привести к нарушению порядка проведения конкурсного отбора и недопущению, ограничению конкуренции при проведении конкурсного отбора, к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке услуг общественного питания, в том числе путем ограничения доступа к информации о проведении процедуры, нарушению порядка определения победителя, поскольку победитель определен по иной процедуре, к которой федеральным законодательством не установлено единых требований.

2. В связи с выполнением Администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга предупреждения от 04.09.2017 № 78/26068/17 о необходимости прекращения действий (бездействия), об устранении причин и условий, способствовавших возникновению рассматриваемого в деле № 1-00-57/78-03-17 (№ К03-156/15) нарушения антимонопольного законодательства, дело о нарушении антимонопольного законодательства № 1-00-57/78-03-17 прекратить, не привлекать Администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

Председатель Комиссии                                                

Члены Комиссии:                                                                     

                                                                                          

 

 

Решение  может быть обжаловано в арбитражный суд в течение  трех месяцев со дня принятия решения, а также в коллегиальный орган ФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны