Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 28 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ

№ 1-00-58/78-03-17

                                                                                                           Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2017 года

Полный текст решения изготовлен 23 октября 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее Комиссия СПб УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом от 02.10.2015 № 526 в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

рассмотрев дело № 1-00-58/78-03-17 (№ К03-160/15), возбужденное по признакам нарушения Администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга (198329, Санкт-Петербург,ул. Партизана Германа, 3) части 1 статьи 15, части1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в проведении конкурсного отбора организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в государственных бюджетных общеобразовательных учреждениях Красносельского района Санкт-Петербурга, подведомственных Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга в 2015-2018 годах, по процедуре, не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что могло привести к нарушению порядка проведения конкурсного отбора и недопущению, ограничению конкуренции при проведении конкурсного отбора,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Санкт-Петербургское УФАС России из ФАС России поступило заявление Региональной общественной организации осуществления общественного контроля в сфере закупок, указывающее на нарушающие нормы антимонопольного законодательства действия Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее – Администрация, организатор конкурсного отбора) при проведении в 2015 году конкурсного отбора организаций общественного питания по организации социального питания в государственных бюджетных образовательных учреждениях Красносельского района Санкт-Петербурга на период с 2015 по 2018 год.

В заявлении указано на следующие нарушения:

-при проведении процедуры конкурсного отбора Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) не применяется, что, по мнению заявителя, является нарушением п. 2. ст. 24 Закона о контрактной системе и может иметь результатом нарушение порядка отбора организаций общественного питания и ограничение конкуренции при проведении процедуры;

-информация о процедуре определения поставщиков размещена только на сайте Администрации Санкт-Петербурга: gov.spb.ru, что является нарушением п.7 ст. 4 Закона о контрактной системе. На официальном государственном сайте единой информационной системы в сфере закупок, которой является сайт http://zakupki.gov.ru/, информация о проводимой процедуре не размещена, номер и дата размещения извещения отсутствуют, конкурсная документация не размещена, что ограничивает доступ к информации о проведении процедуры.

-в конкурсной документации в п. 4.3 указано, что «Претендент вправе направить организатору конкурсного отбора запрос о разъяснении положений конкурсной документации. Обмен сведениями между претендентом, с одной стороны, и организатором конкурсного отбора, с другой стороны, осуществляется в письменной форме. Возможно использование других средств обмена информацией при условии дальнейшего подтверждения сведений в письменной форме». Так как обмен посредством почтовых отправлений не возможен ввиду сжатых сроков проведения процедуры, указанных в документации, а «другие средства обмена информацией» не указаны, что означает возможность проведения переговоров между участниками и организатором процедуры, что противоречит п. 1 ст. 46 Закона о контрактной системе «Запрет на проведение переговоров с участником закупки» и п.1 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

- установленные в конкурсной документации требования к участникам и порядок оценки и сопоставления заявок не соответствуют требованиям п. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе и нарушают постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что может иметь результатом ограничение конкуренции при проведении процедуры, может привести к нарушению порядка определения победителя торгов и запрещено ч.1 ст.15, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Заявителем указано, что в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 24.09.2008 № 569-95 «О социальном питании в Санкт-Петербурге», организации общественного питания, прошедшие конкурсный отбор, включаются в Реестр организаций социального питания в Санкт-Петербурге. В соответствии с пп. 7.2 п. 7 Приложения № 1 к постановлению Правительства Санкт- Петербурга от 23.07.2009 № 873 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт-Петербурге», ведение Реестра осуществляется Управлением социального питания Санкт-Петербурга (далее – УСП). УСП ведет такой реестр и публикует его на своей официальной странице по адресу - http://gov.spb.ru/gov/otrasl/socpit/reestr/. Согласно данным реестра, в Санкт-Петербурге определены 23 (двадцать три) организации общественного питания, прошедших конкурсный отбор на право заключения договора об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга. Вместе с тем, только на территории Санкт-Петербурга в сфере общественного питания работают более 1000 организаций различных форм собственности (http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/petrostat/resources/elef98804f514b0f819 Id5el000af5d8/horg g.pdf.

По мнению заявителя, организатором конкурсного отбора при проведении процедуры конкурсного отбора и утверждении конкурсной документации фактически нарушено единство экономического пространства, свободное перемещение товаров услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности посредством создания участнику конкурсного отбора преимущественных условий участия в конкурсном отборе, в том числе путем доступа к информации.

Установленные ст.4, ст.6, ст.7, ст.8, ст.22, ст.24, ст.31, ст.42, ст.46, ст.49, ст.50, ст.51, ст.55, ст.56 Закона о контрактной системе, ст.15, ст. 17 Закона о защите конкуренции», постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 принципы и требования при проведении закупок запрещают действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 

Позиция Администрации по вопросу проведения рассматриваемого конкурсного отбора заключается в следующем (письмо вх.№ 18835 от 28.08.2015).

Конкурсный отбор проводился в 2015 году в соответствии Законом Санкт-Петербурга от 08.10.2008 № 569-95 «О социальном питании в Санкт-Петербурге» (далее – Закон СПб  № 569-95), постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873 «О мерах реализации закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт-Петербурге» (далее - Постановление № 873), которым установлены квалификационные требования к участникам отбора, распоряжением Управления социального питания Санкт-Петербурга от 27.07.2009 № 03-01-08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873» (далее - Распоряжение № 03-01-08/09-0-0), которым утверждена Типовая конкурсная документация.

Утвержденная Администрацией конкурсная документация составлена в соответствии с условиями, требованиями и порядком, указанным в постановлении № 873, и Типовой конкурсной документацией, в том числе в части обязательных квалификационных требований, порядка оценки и сопоставления конкурсных предложений участников конкурсного отбора.

По сообщению Администрации, объявление о конкурсном отборе организаций общественного питания по организации социального питания в государственных образовательных учреждениях, подведомственных Администрации было опубликовано в газете «Красносельский район» № 12 (282) от 17.06.2015 и размещено на официальном портале Администрации Санкт-Петербурга в разделе Красносельский район по адресу: www/gov.spb.гu.

В объявлении указана дата, время и место вскрытия конвертов с предложениями – 08.07.2015 в 10.00 часов. Также указан порядок получения конкурсной документации и место размещения конкурсной документации в сети Интернет - на сайте Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга www/gov.spb.гu.

Комиссия СПб УФАС России отмечает, что даты начала и окончания приема заявок для участия в конкурсном отборе, рассмотрения заявок и подведения итогов отбора в извещении и в конкурсной документации отсутствуют.

По пояснениям Администрации, место и дата начала подачи конкурсных предложений установлено в пункте 8.1 раздела I Конкурной документации: конкурсное предложение может подаваться со дня, следующего за днем опубликования объявления о проведении настоящего конкурсного отбора и размещения Конкурсной документации на сайте. Конкурсное предложение должно быть представлено претендентом организатору конкурсного отбора не позднее даты и времени вскрытия конвертов с конкурсными предложениями. Фактическое начало приема конкурных предложений - 17.06.2015, окончание – 08.07.2015 до 10.00 часов, вскрытие конвертов - в соответствии с объявлением.

Согласно разделу II конкурсной документации источник финансирования – средства бюджет Санкт-Петербурга. Размер компенсации организациям общественного питания расходов в год по каждому из 40 образовательных учреждений в соответствии с конкурсной документацией составляет от 373,3 тыс.руб. до 18185,36 тыс.руб.

Согласно протоколу № 1 от 08.07.2015 для участия в конкурсном отборе был подан один конверт с предложениями по лотам с № 1 по лот № 40 ОАО «Комбинат социального питания Красносельского административного района», которые были признаны соответствующими требованиям, ОАО «Комбинат социального питания Красносельского административного района» признано участником конкурсного отбора. Согласно протоколу № 2 от 10.07.2015 конкурсное предложение ОАО «Комбинат социального питания Красносельского административного района» признано победителем конкурсного отбора по 40 лотам, с которым заключены договоры на организацию социального питания в 40 государственных бюджетных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, подведомственных администрации Красносельского района Санкт-Петербурга на три года (2015-2018 годы).

ОАО «Комбинат социального питания Красносельского административного района» оказывало аналогичные услуги по организации социального питания в государственных образовательных учреждениях Красносельского района Санкт-Петербурга в 2012-2015 годах.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле Комиссия СПб УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности в частности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Следовательно, в случае если образовательная организация является государственной образовательной организацией, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится организация питания обучающихся, что является их обязанностью в соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона об образовании и определено п. 1 ч. 2. ст. 6 Закона СПб № 569-95.

Поскольку организация питания обучающихся является социальным питанием, его организация также регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о социальном обслуживании).

В силу ч. 1 ст. 30 Закона о социальном обслуживании, источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются, в том числе, средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 24.12.2014 № 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге» (далее – Закон СПб № 717-135), социальные услуги в Санкт-Петербурге предоставляются поставщиками социальных услуг бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты. В соответствии со ст. 8 Закона СПб № 569-95, финансирование расходов, связанных с реализацией органами государственной власти Санкт-Петербурга полномочий, установленных настоящим Законом Санкт-Петербурга, осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Следовательно, исходя из анализа положений нормативных актов Санкт- Петербурга, получатели социальных услуг, получают социальные услуги за счет средств бюджета Санкт-Петербурга или на условиях частичной или полной оплаты, что в полном объеме согласуется с положениями Закона о социальном обслуживании.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона СПб № 569-95, социальное питание в Санкт-Петербурге обеспечивается:

  1.  учреждениями Санкт-Петербурга самостоятельно;
  2.  организациями общественного питания, отвечающими требованиям, установленным действующим законодательством, и прошедшими конкурсный отбор на право заключения договора об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга (далее - конкурсный отбор), в порядке, установленном настоящим Законом Санкт-Петербурга, а в части, не урегулированной настоящим Законом Санкт-Петербурга - правовым актом Правительства Санкт-Петербурга.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона СПб № 569-95 организациями общественного питания, являются организации независимо от форм собственности, предоставляющие услуги общественного питания, либо граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность по предоставлению услуг общественного питания без образования юридического лица.

В соответствии со ст. 5 Закона СПб № 569-95 организация социального питания в Санкт-Петербурге осуществляется организациями общественного питания, прошедшими конкурсный отбор, в соответствии с договорами об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, заключенными уполномоченными Правительством Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга или учреждением Санкт-Петербурга с указанными организациями общественного питания.

 

Вместе с тем, Комиссией СПб УФАС России установлено, что в соответствии с договорами об организации социального питания в бюджетных учреждениях Санкт-Петербурга, заключенными по результатам конкурсного отбора заказчик (бюджетное учреждение) компенсирует исполнителю (хозяйствующему субъекту) расходы, связанные с предоставлением питания с компенсацией стоимости с учетом стоимости питания, установленной Правительством Санкт-Петербурга, на основании отчетов исполнителя о количестве граждан, которым питание с компенсацией стоимости фактически предоставлено. Компенсация выплачивается за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Таким образом, субсидии для реализации мер социальной поддержки по обеспечению питанием граждан фактически предоставляются хозяйствующим субъектам в виде оплаты в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга оказанных хозяйствующим субъектом услуг по организации питания в бюджетных учреждениях.

В случае, если услуги по организации питания в бюджетных учреждениях, оказываемые коммерческими организациями, финансируются полностью или частично за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, то закупка таких услуг должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, исходя из нижеизложенного.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона о социальном обслуживании, финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

Таким образом, Закон о социальном обслуживании определяет обязанность проведения закупок социальных услуг для обеспечения государственных нужд, также за счет средств получателей социальных услуг за частичную плату.

В соответствии с Законом об образовании, Законом СПб № 717-135, Законом СПб № 569-95, социальное питание, в случае если оно финансируется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, является государственной нуждой и организация закупок таких услуг должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе в силу ч.1. ст. 1 Закона о контрактной системе.

В случае, если социальное питание финансируется за частичную плату получателей социальных услуг, то закупка социальных услуг, в силу положений Закона о социальном обслуживании также должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Следовательно, при наличии бюджетного финансирования социальной услуги закупка социальных услуг, предоставляемых получателю социальных услуг, должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

 

В целях организации социального питания в бюджетных учреждениях Законом Санкт-Петербурга от 28.11.2014 № 665-116 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрены расходы соответствующих органов власти на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению на льготной основе питания в государственных образовательных учреждениях.

При этом указанные меры социальной поддержки реализуются в Санкт-Петербурге в форме предоставления субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям (по кодам целевых статей 0334065, 0334096, 0334101).

Аналогичные расходы предусмотрены:

Законом Санкт-Петербурга от 02.12.2015 № 747-145 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (коды целевых статей 0330040650, 0330040960, 0330041010).

Законом Санкт-Петербурга  от 13.12.2016 № 699-113 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (коды целевых статей 0330040650, 0330040960, 0330041010).

 

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99) установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению № 2 к указанному Постановлению № 99.

Согласно пункту 6 приложения № 2 к Постановлению № 99 к вышеуказанным случаям отнесено оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей.

 

Исходя из изложенного установлено, что в Санкт-Петербурге принята иная, не предусмотренная Законом о контрактной системе, процедура отбора хозяйствующих субъектов для организации социального питания в бюджетных учреждениях - по результатам конкурсного отбора, проводимого в соответствии с нормативными актами Санкт-Петербурга, изданными в 2008-2009 годах:

Законом Санкт-Петербурга от 24.09.2008 № 569-95 «О социальном питании в Санкт- Петербурге»;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт- Петербурге»;

распоряжением Управления социального питания от 27.07.2009 № 03-01-08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873», которым утверждена типовая конкурсная документация для проведения конкурсного отбора организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга.

Указанные акты Санкт-Петербурга приняты до вступления в силу с 01.01.2014 Закона о контрактной системе и не учитывают требований федерального законодательства.

В соответствии с ч.5 статьи 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Вместе с тем, при проведении в 2015 году конкурсного отбора нормы Закона о контрактной системе Администрацией не применялись.

Министерство юстиции Российской Федерации письмом от 06.07.2016 № 08/76205-МГ (вх.№  17636/16 от 26.07.2016) в адрес ФАС России, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу письмом от 21.07.2016 № 78/06-10505 (вх.№ 18388/16 от 08.08.2016) в адрес Санкт-Петербургского УФАС России подтвердили, что Закон о контрактной системе не содержит положений, допускающих определение порядка отбора хозяйствующих субъектов для организации социального питания в бюджетных учреждениях нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, либо выводящих из сферы его регулирования закупки, учитывая «компенсационный порядок оплаты». В этой связи бюджетное учреждение должно привлекать организации общественного питания в соответствии с порядком, регламентированным Законом о контрактной системе. С учетом изложенного, статьи 4 и 5 Закона СПб № 569-95 в части слов «прошедшим конкурсный отбор» не соответствуют положениям Закона о контрактной системе, который не предусматривает такой процедуры.

Таким образом, Министерством юстиции РФ подтвержден вывод Санкт-Петербургского УФАС России о противоречии нормативных актов Санкт-Петербурга, регламентирующих процедуру проведения конкурсного отбора, федеральному, в т.ч. антимонопольному, законодательству.

 

Конституцией Российской Федерации гарантируются поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с контрактной системой в сфере закупок предполагает взаимосвязанные цели и задачи.

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на акты и действия в т.ч. органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Антимонопольные требования к торгам установлены в статье 17 Закона о защите конкуренции. В частности, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При проведении конкурсного отбора в 2015 году Администрацией применены Закон СПб № 569-95, постановление № 873, распоряжение № 03-01-08/09-0-0, противоречащие требованиям Закона о контрактной системе.

Проведение процедуры конкурсного отбора, не предусмотренной федеральным законодательством и не соответствующей единым требованиям федерального законодательства (Закона о контрактной системе), могло привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке общественного питания, в том числе путем ограничения доступа к информации о проведении процедуры, нарушению порядка определения победителя, поскольку победитель определен по иной процедуре, к которой федеральным законодательством не установлено единых требований, что могло иметь результатом недопущение, ограничение конкуренции при проведении конкурсных отборов организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга и запрещено ч.1 ст.15, ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

 

Ввиду того, что порядок закупки услуг общественного питания определяется Законом о контрактной системе, конкурсная документация, утвержденная Администрацией, своими положениями противоречит Закону о контрактной системе, постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, в части установления требований (в указанных формулировках) к:

  • наличию в уставе организации общественного питания видов деятельности по оказанию услуг общественного питания (для юридических лиц),
  • наличию у организации общественного питания опыта работы по оказанию услуг общественного питания не менее пяти лет,
  • отсутствие нарушений законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил оказания услуг общественного питания,
  • отсутствие у организации общественного питания задолженности перед бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами.

Следовательно, в конкурсной документации усматривается:

  • ограничение в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
  • необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
  • ограничение ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу товаров,
  • создание дискриминационных условий при проведении конкурсного отбора,
  • создание преимущественных условий участия в конкурсном отборе отдельным хозяйствующим субъектам,

что противоречит  ч. 1 ст. 15, ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Установленный в конкурсной документации порядок оценки и сопоставления заявок не соответствуют требованиям п. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе и нарушает постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что может иметь результатом ограничение конкуренции при проведении процедуры, может привести к нарушению порядка определения победителя торгов и запрещено ч.1 ст.15, п.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Порядок разъяснения положений конкурсной документации, установленный в конкурсной документации не соответствует ч.7, ч.8 ст.50 закона о контрактной системе, противоречит п. 1 ст. 46 Закона о контрактной системе  и п.1 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

 

В силу требования Закона о контрактной системе, публикация о проведении закупок осуществляется на едином интернет ресурсе. Для публикации информации о проведении конкурсного отбора на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга определен большой перечень средств массовой информации (23 СМИ), доподлинно установить в каком СМИ опубликована информация о конкретном конкурсной отборе затруднительно. Кроме того, предусмотрено размещение информации о проведении конкурсного отбора в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайтах различных исполнительных органов, которые проводят конкурсный отбор – Районные администрации, Комитет по образованию, Комитет по здравоохранению, и др. Данный факт может ограничить доступ к информации о проведении конкурсного отбора, что запрещено ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

 

Установив, что Санкт-Петербургским УФАС России рассматривается другое дело, имеющее значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, определением от 02.12.2015 № 03/31353 Комиссия СПб УФАС России приостановила рассмотрение дела № К03-160/15 (№1-00-58/78-03-17) о нарушении антимонопольного законодательства на срок рассмотрения дела № К03-145/15, возбужденного по признакам нарушения Управлением социального питания Санкт-Петербурга (197110, Санкт-Петербург, ул.Пионерская, д. 22, лит.А) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в утверждении распоряжением от 27.07.2009 № 03-01­08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873» Типовой конкурсной документации для проведения конкурсного отбора организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что привело к выбору процедуры, не соответствующей требованиям федерального законодательства, и могло привести к недопущению, ограничению конкуренции при проведении конкурсных отборов.

 

В период приостановления дела совершены следующие действия.

Законом Санкт-Петербурга от 14.06.2017 № 342-57 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 31.05.2017) из Закона Санкт-Петербурга от 24.09.2008 № 569-95 «О социальном питании в Санкт-Петербурге» исключены пункты, содержащие понятие «конкурсный отбор».

В соответствии со статьей 2 данный документ вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования.

Закон опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru - 15.06.2017, на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.06.2017.

Начало действия документа - 26.06.2017

 

Комиссией СПб УФАС России решением по делу № 1-00-8/78-03-17 признано нарушение Правительством Санкт-Петербурга части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в применении постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873 (ред. от 20.05.2016) «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт-Петербурге», в части установления порядка проведения конкурсного отбора организаций общественного питания на право заключения договора об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, не соответствующего требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что приводит к применению в Санкт-Петербурге процедуры конкурсного отбора, не соответствующей требованиям федерального законодательства, и может привести к недопущению, ограничению конкуренции при проведении конкурсных отборов на право заключения договора об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, нарушению порядка определения победителя, к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке услуг общественного питания.

Правительству Санкт-Петербурга выдано предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство - постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт-Петербурге», путем исключения из текста постановления слов «прошедшим конкурсный отбор» и «конкурсный отбор» и приведения постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт-Петербурге» в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Комиссией СПб УФАС России решением по делу №К03-145/15 признано нарушение Управлением социального питания Санкт-Петербурга части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в утверждении Распоряжением от 27.07.2009 № 03-01­08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873» Типовой конкурсной документации для проведения конкурсного отбора организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что привело к применению в Санкт-Петербурге процедуры конкурсного отбора, не соответствующей требованиям федерального законодательства, и может привести к недопущению, ограничению конкуренции при проведении конкурсных отборов на право заключения договора об организации социального питания в учреждениях Санкт-Петербурга, нарушению порядка определения победителя, к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке услуг общественного питания.

Управлению социального питания Санкт-Петербурга выдано предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство - распоряжения Управления социального питания Санкт-Петербурга от 27.07.2009 № 03-01-08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873», путем исключения слов «прошедшим конкурсный отбор» и «конкурсный отбор» и приведения распоряжения от 27.07.2009 № 03-01-08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873», в том числе Типовой конкурсной документации, в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции.

 

В связи с тем, что рассмотрение дела № К03-145/15 завершено, определением от 04.09.2017 № 78/26044/17 рассмотрение дела № 1-00-58/78-03-17 (№ К03-160/15) возобновлено.

Комиссия СПб УФАС России на основании ч.1, ч.3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдала Администрации предупреждение от 04.09.2017 № 78/26038/17 о необходимости прекращения действий (бездействия), об устранении причин и условий, способствовавших возникновению рассматриваемого в деле № 1-00-58/78-03-17 (№ К03-160/15) нарушения антимонопольного законодательства, путем приведения процедуры выбора организаций общественного питания по организации социального питания в государственных бюджетных образовательных учреждениях Красносельского района Санкт-Петербурга в том числе порядка опубликования информации, документации, в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Письмом от 09.10.2017 исх.№ 07-45-277/17-0-1 Администрация в ответ на предупреждение сообщила, что в 2015 году конкурсная документация была разработана в соответствии с Законом СПб № 569-95, постановлением № 873, распоряжением № 03-01-08/09-0-0. Договоры, заключенные по результатам конкурсного отбора выполняются, срок окончания – 31.08.2018. В 2018 году осуществление конкурсных процедур по организации социального питания в государственных бюджетных образовательных учреждениях Красносельского района Санкт-Петербурга планируется осуществить в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Услуга по предоставлению питания на льготной основе включена в планы закупок на 2018 год каждого государственного бюджетного образовательного учреждения Красносельского района Санкт-Петербурга (представлены планы закупок).

Комиссия СПб УФАС России признала предупреждение исполненным.

 

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением .

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 3, 7 статьи 39.1, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия СПб УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушение Администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга (198329, Санкт-Петербург,ул. Партизана Германа, 3) части 1 статьи 15, части1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в проведении конкурсного отбора организаций общественного питания на право заключения договоров об организации социального питания в государственных бюджетных общеобразовательных учреждениях Красносельского района Санкт-Петербурга, подведомственных Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга в 2015-2018 годах, по процедуре, не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что могло привести к нарушению порядка проведения конкурсного отбора и недопущению, ограничению конкуренции при проведении конкурсного отбора, к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке услуг общественного питания, в том числе путем ограничения доступа к информации о проведении процедуры, нарушению порядка определения победителя, поскольку победитель определен по иной процедуре, к которой федеральным законодательством не установлено единых требований.

2. В связи с выполнением Администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга предупреждения от 04.09.2017 № 78/26038/17 о необходимости прекращения действий (бездействия), об устранении причин и условий, способствовавших возникновению рассматриваемого в деле № 1-00-58/78-03-17 (№ К03-160/15) нарушения антимонопольного законодательства, дело о нарушении антимонопольного законодательства № 1-00-58/78-03-17 прекратить, не привлекать Администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

                                                              

                                                                                          

 

 

Решение  может быть обжаловано в арбитражный суд в течение  трех месяцев со дня принятия решения, а также в коллегиальный орган ФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны