Решение б/н Решение по делу в отношении ООО «ФАС-Онлайн» от 25 сентября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF78/17837/18 от 06.06.2018
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №1-14.4-538/78-01-17
Резолютивная часть оглашена «24» мая 2018 г. |
Санкт-Петербург |
В полном объеме решение изготовлено «06» июня 2018 г. |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель:
<…> |
– временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления, |
члены: |
|
<…> |
– заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления, |
<…> |
– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления, |
рассмотрев дело №1-14.4-538/78-01-17 по признакам нарушения ООО «ФАС-Онлайн» (адрес: 197375, Санкт-Петербург, ул. Вербная, д. 27, оф. 716) части 1 статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции), которое выразилось в приобретении и использовании исключительного права на фирменное наименование ООО «ФАС-Онлайн» и исключительного права на коммерческое обозначение «ФАС-Онлайн»,
от ответчика явился генеральный директор Козин Роман Андреевич,
УСТАНОВИЛА:
В Санкт-Петербургское УФАС России поступили материалы Волгоградского УФАС России (вх.№27802/17 от 23.11.2017) относительно возможного нарушения ООО «ФАС-Онлайн» антимонопольного законодательства Российской Федерации, в частности статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Из упомянутых материалов следует, что предполагаемый ответчик имел недобросовестную цель, когда приобретал исключительное право на своё фирменное наименование и коммерческое обозначение «ФАС-Онлайн». В настоящее время ответчик использует свои фирменное наименование и коммерческое обозначение, чтобы вводить потребителей в заблуждение, например, относительно принадлежности к ФАС России.
ООО «ФАС-Онлайн» осуществляет деятельность, в том числе за плату, по подготовке жалоб на действия заказчика в антимонопольный орган посредством собственного сервиса «ФАС-Онлайн». В России существует ряд аналогичных сервисов, а также хозяйствующие субъекты, которые занимаются подготовкой жалоб в антимонопольный орган.
ООО «ФАС-Онлайн» осуществляет деятельность на конкурентном товарном общероссийском рынке подготовки жалоб на действия заказчика в антимонопольный орган с момента своей регистрации в качестве юридического лица до настоящего времени. В частности, к конкурентам ООО «ФАС-Онлайн» относятся ООО «Контракт Солюшнс Энтерпрайз», ООО «Куэлс», ООО «СПЦ плюс» и ЗАО «Юридическая фирма «КЛИФФ».
Данные выводы также подтверждаются анализом состояния конкуренции на товарном рынке, который провело Санкт-Петербургское УФАС России. В указанном анализе рынка приведён подробный перечень конкурентов ответчика.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (пункт 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно уставу и информации единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) полным наименованием ответчика с 28 июля 2016 года является Общество с ограниченной ответственностью «ФАС-Онлайн», а сокращённым — ООО «ФАС-Онлайн».
Ответчик использует своё фирменное наименование в пользовательском соглашении (договоре оферты) на предоставление доступа к сервису «ФАС-ОНЛАЙН» на странице https://fasonline.ru/public/files/Пользовательское соглашение без финансовой части.pdf. Также ООО «ФАС-Онлайн» использует своё фирменное наименование при оказании услуг по предоставлению доступа системе «ФАС-Онлайн». В материалах дела есть платёжное поручение от 30.05.2017 №843, при этом в назначении платежа указано, что денежные средства перечислено в оплату услуг по предоставлению доступа к системе «ФАС-Онлайн».
Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет» (пункт 1 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью 1 статьи 1476 Гражданского кодекса Российской Федерации фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения.
ООО «ФАС-Онлайн» использует различительную часть своего фирменного наименованная в своём коммерческом обозначении.
Согласно пункту 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет», если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории ( пункт 1 статьи 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации ).
Однако пунктом 2 статьи 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на использование коммерческого обозначения, способно ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.
Ответчик использует своё коммерческое обозначение «ФАС-Онлайн» и различительную часть фирменного наименования в доменных именах fas-online.ru и fasonline.ru. Кроме того, оно использует своё коммерческое обозначение и различительную часть фирменного наименования в группе «Интеллектуальный сервис ФАС-ОНЛАЙН» в социальной сети «ВКонтакте» (доступ осуществляется по странице https://vk.com/fas_online), а также на сайтах fas-online.ru и fasonline.ru.
С учётом изложенного, факт использования ответчиком своего фирменного наименования и коммерческого обозначения нашел своё достаточное подтверждение.
Статьёй 14.4 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг. Так, не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.
В силу пункта 1 положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным органом по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. При этом Согласно информации ЕГРЮЛ Федеральная антимонопольная служба является полным наименование данного органа, а ФАС России — сокращённым.
Пунктом 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Согласно статье 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету:
1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;
2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;
3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
Комиссия оценила средства индивидуализации ответчика и приходит к выводу, что его фирменное наименование и коммерческое обозначение сходны до степени смешения с наименованием ФАС России (есть риск смешения). Комиссия оценила данный факт с позиции потребителя услуг ответчика.
В рассматриваемом случае имеет место противоречие фирменного наименования и коммерческого обозначения ООО «ФАС-Онлайн» общественным интересам. Оно выражается в том, что ответчик вводит в заблуждение потребителей, а также создаёт для себя конкурентные преимущества за счёт использования слов, которые вызывают ложное впечатление об устойчивых и тесных связях между ООО «ФАС-Онлайн» и ФАС России. Средства индивидуализации ответчика могут ввести потребителя в заблуждение, и он может решить, что ООО «ФАС-Онлайн» является подведомственной организацией ФАС России.
Используя свои средства индивидуализации в указанном виде, ответчик сообщает неограниченному кругу лиц о наличии у него права использовать аббревиатуру «ФАС», которая при специфике деятельности ответчика соотносится именно с ФАС России. Фирменное наименование и коммерческое обозначение вводят в заблуждение потенциальных потребителей услуг такой коммерческой организации в отношении содержания, качества предоставляемых услуг и принадлежности организации к ФАС России.
Поскольку, как было установлено ранее, ООО «ФАС-Онлайн» не может использовать свои средства индивидуализации и при этом не вводить потребителей в заблуждение, то любое использование этих средств индивидуализации является недобросовестным. С учётом изложенного, материалами дела подтверждается, что ответчик приобрёл исключительное право на свои коммерческого обозначение и фирменное наименование с целью последующего недобросовестного использования.
Данная недобросовестная цель выразилась в намерении ООО «ФАС-Онлайн» вводить потребителей в заблуждение и сообщать им о наличии у него устойчивых и тесных связях с ФАС России. Реализация данной цели выразилась в претворении при осуществлении деятельности этого намерения.
Как правило, потребитель придает большое значение информации о наличии у контрагента деловой репутации. Для достижения такого преимущества ответчик приобрёл исключительно право на свои фирменное наименование и коммерческое обозначение. Использование обозначение «ФАС-Онлайн» создаёт у потребителя впечатление об ответчике как о неком авторизованном (одобренном) ФАС России хозяйствующем субъекте.
Изложенные выше факты свидетельствуют о направленности действий ответчика на увеличение спроса на его услуги. Поведение ООО «ФАС-Онлайн» может вызвать перераспределение спроса на общероссийском рынке подготовки жалоб на действия заказчика в антимонопольный орган.
В материалах рассматриваемого дела содержится достаточно доказательств о том, что приобретение ООО «ФАС-Онлайн» исключительного права на свои средства индивидуализации противоречит законодательству, может причинить ущерб конкурентам ответчика и даёт ему дополнительные преимущества при осуществлении своей деятельности. В этой связи комиссия считает доказанным акт недобросовестной конкуренции в действиях ответчика, поскольку он своим фирменным наименованием и коммерческим обозначением вводит потребителей в заблуждение о своём статусе, репутации и взаимоотношениях с ФАС России, которых на самом деле у ООО «ФАС-Онлайн» нет.
Комиссия отклоняет доводы ответчика о том, что обозначение «ФАС-Онлайн» следует расшифровывать как «Федеральная Автоматизированная Система-ОНЛАЙН». Данную пометку ООО «ФАС-Онлайн» разместило только после того, как Санкт-Петербургское УФАС России возбудило дело в отношении ответчика.
В этой связи комиссия усмотрела в действиях ООО «ФАС-Онлайн» нарушение части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции и приняла на заседании 16 апреля 2018 года заключение об обстоятельствах дела.
Ответчик представил свои пояснения (вх.№12847/18 от 18.05.2018) в ответ на заключение. Комиссия изучила данные пояснения и отклоняет их.
Ответчик отмечает, что в его фирменном наименовании не воспроизведено сокращенное наименование Федеральной антимонопольной службы — ФАС России. Также, по мнению ООО «ФАС-Онлайн», его средства индивидуализации не сходны до степени смешения с сокращённым наименованием ФАС России, поскольку в них есть слово «онлайн» и кавычки. Кроме того, ответчик сообщил, что аббревиатура «ФАС» является весьма распространённой.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в фирменное наименование юридического лица не могут включаться обозначения, противоречащие общественным интересам.
В разговорной речи вмести «ФАС России», как правило, говорят «ФАС». При этом деятельность ответчика связана с подачей жалоб в антимонопольный орган. В этой связи деятельность ООО «ФАС-Онлайн» ассоциируется именно с ФАС России, а не с иными лицами. Если бы ответчик осуществлял деятельность, например, на рынке консультаций по обучению сторожевых собак, то его фирменное наименование не ассоциировалось бы с ФАС России.
Таким образом, наличие в фирменном наименовании и коммерческом обозначении ответчика аббревиатуры «ФАС» противоречит общественным интересам, поскольку его деятельность тесно связана с деятельностью антимонопольного органа.
Комиссия учла специфику деятельности ответчика. Доводы ответчика не опровергают анализ товарного рынка, проведенный управлением.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ООО «ФАС-Онлайн» (ОГРН 1167847307011, ИНН 7814659211) нарушение части 1 статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в приобретении и использовании исключительного права на фирменное наименование ООО «ФАС-Онлайн» и исключительного права на коммерческое обозначение «ФАС-Онлайн».
2. Выдать ООО «ФАС-Онлайн» (ОГРН 1167847307011, ИНН 7814659211) предписание о прекращении недобросовестной конкуренции посредством исключения из своего фирменного наименования и коммерческого обозначения аббревиатуры «ФАС».
Председатель |
<…> |
Члены |
<…> |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
78/17842/18 от 06.06.2018
ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ №1-14.4-538/78-01-17
«6» июня 2018 г. |
Санкт-Петербург |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель:
<…> |
– временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления, |
члены: |
|
<…> |
– заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления, |
<…> |
– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления, |
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от «6» июня 2018 г. по делу №1-14.4-538/78-01-17 о нарушении ООО «ФАС-Онлайн» (адрес: 197375, Санкт-Петербург, ул. Вербная, д. 27, оф. 716) части 1 статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «ФАС-Онлайн» (адрес: 197375, Санкт-Петербург, ул. Вербная, д. 27, оф. 716, ОГРН 1167847307011, ИНН 7814659211) в срок до 20 сентября 2018 года прекратить нарушение части 1 статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в приобретении и использовании исключительного права на фирменное наименование ООО «ФАС-Онлайн» и исключительного права на коммерческое обозначение «ФАС-Онлайн», а именно: исключить из своего коммерческого обозначения и различительной (произвольной) части своего фирменного наименования аббревиатуру «ФАС».
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель |
<…> |
Члены |
<…> |
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.