Решение б/н Решение о нарушении антимонопольного законодательства в отно... от 3 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

78/7175/17 от 16.03.2017

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №1-14.4-547/78-01-16

 

Резолютивная часть оглашена «01» марта 2016 г.                               Санкт-Петербург

В полном объеме решение изготовлено «16» марта 2017 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело №1-14.4-547/78-01-16 по признакам нарушения
ООО «Адвок-Авто» (адрес места нахождения: 192281, Санкт-Петербург, Балканская пл., д. 5, литера «АД», пом. 38-Н) статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии на заседании:

от <…> представитель не явился,

от ООО «Адвок-Авто» <…> (по доверенности от 01.11.2016),

от Адвокатской палаты Санкт-Петербурга <…> (доверенность от 01.12.2016),

от Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации <…> (доверенность от 15.12.2016),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее — Санкт-Петербургское УФАС России, Управление) поступило заявление <…> (вх.№№23791 от 06.11.2016) относительно возможного нарушения ООО «Адвокат-Авто» (ныне ООО «Адвок-Авто») статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции). Заявитель полагает, что действия Ответчика могут ввести потенциальных потребителей в заблуждение, нанести ущерб деловой репутации всего адвокатского сообщества, поставить под сомнение компетентность адвокатов, исказить в глазах граждан значимость и необходимость профессиональной юридической помощи.

Конкурентами ООО «Адвок-Авто» (ранее ООО «Адвокат-Авто») на рынке по оказанию услуг в области права в Санкт-Петербурге являются многочисленные хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность, которые не используют в своём фирменном наименовании слово «адвокат» и производные от этого слова, а также сами адвокаты.

Согласно информации ЕГРЮЛ Общество с ограниченно ответственностью «Адвокат-Авто» являлось до 31.10.2016 полным фирменным наименованием данного общества, а ООО «Адвокат-Авто» — сокращённым. ООО «Адвокат-Авто» использовало своё фирменное наименование (полное и сокращённое) в вышеуказанном виде с 04.10.2011 до 31.10.2016. С 31.10.2016 полным фирменным наименованием данного Общества является Общество с ограниченной ответственностью «Адвок-Авто», а сокращённым — ООО «Адвок-Авто».

Из письма ООО «Адвокат-Авто» (вх№4680/16 от 01.03.2016) следует, что адвокаты не оказывают услуги посредством данного Общества.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре) адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности. Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

Таким образом, в силу императивных требований действующего законодательства адвокаты не могут является работниками ООО «Адвокат-Авто».

В силу требований статьи 5 Закона об адвокатуре использование в наименованиях организаций и общественных объединений терминов «адвокатская деятельность», «адвокатура», «адвокат», «адвокатская палата», «адвокатское образование», «юридическая консультация» или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только адвокатами и созданными в порядке, установленном цитируемым Федеральным законом, организациями. Частью 1 статьи 20 Закона об адвокатуре установлено, что формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (пункт 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Статьёй 14.4 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг. Так, не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

Используя своё фирменное наименование в указанном виде, ООО «Адвок-Авто» (ранее ООО «Адвокат-Авто») сообщало о наличии специального статуса у субъекта, соответствующего статуса не имеющего. Подобное указание в наименовании может ввести в заблуждение потребителей, поскольку наличие специального статуса у субъекта представляет определенный уровень подготовки лица, а иногда круг его полномочий. Как правило, потребитель придает большое значение информации о наличии у субъекта опыта в осуществлении определенной деятельности в уровне образования, связанных с определенной деятельностью. Для достижения названных преимуществ для ООО «Адвокат-Авто» (ныне ООО «Адвок-Авто») приобрело исключительно право на своё фирменное наименование в прошлой редакции.

Изложенные выше факты могут увеличить спрос на получение оказываемых ООО «Адвок-Авто» (ранее ООО «Адвокат-Авто») юридических услуг, то есть вызвать перераспределение спроса в пользу Ответчика. Перераспределение спроса в пользу Ответчика влечёт уменьшение доходов у его конкурентов, то есть причиняет им убытки (упущенную выгоду).

Адвокаты в России несут бремя ряда специальных обязанностей, на них распространяется ряд ограничений. Так, например, в силу части 1 статьи 7 Закона об адвокатуре адвокат обязан:

1) честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами;

2) исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

3) постоянно совершенствовать свои знания самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень в порядке, установленном Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации и адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации;

4) соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции;

5) ежемесячно отчислять средства на общие нужды адвокатской палаты в порядке и в размерах, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - собрание (конференция) адвокатов), а также отчислять средства на содержание соответствующего адвокатского кабинета, соответствующей коллегии адвокатов или соответствующего адвокатского бюро в порядке и в размерах, которые установлены адвокатским образованием;

6) осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности.

При этом за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную цитируемым Федеральным законом (части 2 статьи 7 Закона об адвокатуре).

Между тем ООО «Адвок-Авто» (ранее ООО «Адвокат-Авто») хотя и заявляло в своём фирменном наименовании о своей причастности к профессиональному сообществу адвокатов, однако данное Общество не несёт бремени обязанностей адвоката, закреплённых статьёй 7 Закона об адвокатуре. Отсутствие необходимости несения расходов, которые несут адвокаты для исполнения своих обязанностей, указанных в статье 7 Закона об адвокатуре, даёт Ответчику преимущество перед остальными хозяйствующими субъектами, которые не используют в своём фирменном наименовании слово «адвокат» и производные от этого слова, а также сами адвокаты.

Изучив пояснения ООО «Адвок-Авто», представленные в ответ на заключение об обстоятельствах дела, Санкт-Петербургское УФАС России считает их необоснованными в свете следующего.

Преимущество ООО «Адвок-Авто» вопреки доводам Ответчика состояло не в том, что оно в результате приобретения фирменного своего фирменного наименования в прошлой редакции получило в силу каких-либо правовых актов дополнительные права, разрешения на осуществление какой-либо деятельности, а том, что Ответчик существенно повысил свою привлекательность в восприятии потребителей, заявил о презумпции высокой компетенции при оказании помощи по разрешению правовых вопросов и гарантировал качественное оказание услуг, которое соответствует особому высокому статусу адвоката.

Управление отмечает, что рядовой потребитель не обладает специальными познаниями (потребителю неизвестно о закрытом перечне форм адвокатских образований), и в его восприятии адвокат (или лицо, которое заявляет о своей причастности к адвокатуре) априори является профессионалом высокого класса, его услуги более желанны, чем услуги прочих юристов. Данный факт является общеизвестным.

При ООО «Адвок-Авто» не пояснило Санкт-Петербургскому УФАС России, почему оно ранее выбрало для себя фирменное наименование, содержащие слово «адвокат». Хотя Ответчик с тем же успехом мог приобрести другое фирменное наименование, например, ООО «Юрист-Авто», но не сделал этого.

В силу части 1 статьи 2 Закона об адвокатуре адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Таким образом, уже из легальной дефиниции понятия «адвокат» следует, что адвокат должен быть равно как независимым, так и профессионалом в своём ремесле.

В этой связи Управление критически относится к доводам ООО «Адвок-Авто», что его фирменное наименование в прошлой редакции не было направлено на получение преимуществ при осуществлении Ответчиком предпринимательской деятельности по своему основному направлению (оказание правовых услуг).

Доводы о том, что на Ответчика в отличии в отличие от адвокатов распространяется законодательство о защите прав потребителей также отклоняются Управлением, поскольку о ненадлежащем оказании услуг ООО «Адвок-Авто» сведений в материалах дела не имеется. Кроме того, на Ответчика распространяются гарантии, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», адвокаты же находятся под постоянным контролем своих коллег, поскольку адвокатура в России действует на основе принципов, законности, независимости, самоуправления, корпоративности. Также все адвокаты должны соблюдать требования Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого 31.01.2003 Первым Всероссийским съездом адвокатов.

Таким образом, в материалах рассматриваемого дела содержится достаточно доказательств о том, что приобретение ООО «Адвок-Авто» исключительного права на своё прошлое фирменное наименование в прошлой редакции, содержащие слово «адвокат», причиняет ущерб его конкурентам, противоречит действующему законодательству и даёт Ответчику дополнительные преимущества при осуществлении своей деятельности. В связи с изложенным, в действиях
ООО «Адвок-Авто» усматривается нарушение статьи 14.4 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ООО «Адвок-Авто» нарушение статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в приобретении и использовании с 04.10.2011 до 31.10.2016 фирменного наименования, содержащего слово «адвокат» в отсутствии у данного Общества права использовать данное слово.

2. Не выдавать ООО «Адвок-Авто» предписание предписание об устранении выявленных нарушений Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с изменением им своего фирменного наименования.

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны