Решение №78/19576/22 по делу 078/10/18.1-1058/2022 по результатам рассмотрения жа... от 24 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 078/10/18.1-1058/2022

по результатам рассмотрения жалобы о нарушении

законодательства Российской Федерации

в сфере закупок товаров, работ, услуг

отдельными видами юридических лиц

 

19 августа 2022 года                                                              Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии —                                                                            <.....>;

членов Комиссии:

                                                                                                                                                       <.....>,

при участи посредством системы видео-конференц-связи представителя АО «Москабелькомплект» по доверенности <.....>, представителя АО «СПО «Арктика» по доверенности <.....>, по доверенности <.....>., представители ООО АСТ «ГОЗ» на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены,

рассмотрев с использованием видео-конференц-связи в соответствии с частью 16, частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу АО «Москабелькомплект»
(далее - Заявитель) на действия АО «
СПО «Арктика» (далее — Заказчик, Организатор торгов), Закупочной комиссии АО «СПО «Арктика» (далее — Закупочная комиссия) при организации и проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку кабельной продукции на площадке ООО АСТ ГОЗ (извещение № 220530300459) (далее - Запрос котировок),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Санкт-Петербургское УФАС России поступила жалоба Заявителя, переданная из Архангельского УФАС России (вх. от 12.08.2022 № 20775-ЭП/22) на действия Заказчика (Организатора торгов), Закупочной комиссии, при проведении Запроса котировок.

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке АО «СПО «Арктика» (утвержденное Советом директоров АО «СПО «Арктика» (протокол от 21.12.2018 г. № 25-СД))
(далее – Положение о закупке), Извещения о закупке «Закрытый запрос котировок в электронной форме  на право заключения государственного контракта на поставку кабельной продукции .

По мнению Заявителя, Заказчиком (Организатором торгов), Закупочной комиссией неправомерно установлено требование о предоставлении информационного письма ВП МО РФ с решением руководства военных представительств о назначении закрепленного ВП МО РФ за участником закупки, а также представлением расчетно-калькуляционных материалов по цене на заявленный Товар.

Извещение о проведении Запроса котировок размещено Заказчиком на официальном сейте Автоматизированной системы торгов государственного оборонного заказа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.astgoz.ru (далее  АСТ ГОЗ) — 29.07.2022;

Начальная (максимальная) цена договора — 716 673,46 руб.

Закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа.

Частью 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Согласно подпунктам 1, 4 части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Изучив представленные документы и сведения, заслушав позиции сторон Комиссия приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в Документации должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, составу и оформлению заявки на участие в закупке.

При этом согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

1. Согласно пункту 4.1.17 Извещения запроса котировок « Специальные требования к продукции (предмету закупки) — Приемка продукции ВП МО РФ».

В соответствии с пунктом 4.1.18 Извещения запроса котировок «Документом, подтверждающим соответствие предполагаемой продукции (предмета закупки) установленным требованиям — Участник для подтверждения соответствия предполагаемой продукции (предмета закупки) требованиям, установленным в пункте 4.1.17 в составе заявки должен представить следующие документы: Письмо об аккредитации ВП МО РФ за подписью начальника ВП МО РФ».

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон о ГОЗ) государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации; государственный заказчик государственного оборонного заказа - федеральный орган исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу; головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.

В соответствии с пунктами 4, 4.1, статьи 3 Закона о ГОЗ исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем; кооперация головного исполнителя - совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.

При этом, согласно пунктам 6, 7 статьи 3 Закона о ГОЗ государственный контракт по государственному оборонному заказу - договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность; контракт - договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность.

Из Проекта контракта (приложение № 1 к Извещению запроса котировок) (далее — Проект контракта) следует, что выступающее в качестве заказчика
АО «
СПО «Арктика» является головным исполнителем по государственному контракту заключенному с Министерством обороны Российской Федерации от 25.05.2012 1222187301221020105001125/3/1/2/0169/ГК-12-ДГОЗ (далее — Государственный контракт).

Согласно техническому заданию Запроса котировок предмет закупки — кабельная продукция.

Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 № 804 (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого военные представительства Министерства обороны Российской Федерации создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов).

Военные представительства осуществляют контроль качества военной продукции и ее приемку в случаях, установленных государственными контрактами (контрактами). Военные представительства вправе контролировать качество воен-ной продукции и ее соответствие технической документации на любом этапе разработки, производства, сервисного обслуживания, ремонта, модернизации и утилизации этой продукции. Военные представительства на основании заключенных государственных контрактов (контрактов) определяют перечни изделий, сборочных единиц и операций технологического процесса, подлежащих обязательному контролю качества и приемке, которые доводятся до руководителей организаций и могут уточняться военными представительствами в зависимости от результатов эксплуатации и контроля качества военной продукции (пункт 4 Положения).

На военные представительства возлагаются, в числе прочего участие в подготовке и согласовании контрактов на поставку военной продукции, комплектующих изделий, сервисное обслуживание, ремонт, модернизацию и утилизацию военной продукции, на выполнение аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также контроль за выполнением государственных контрактов (контрактов); проверка качества и комплектности принимаемой военной продукции, ее соответствия требованиям технической документации, а также заключенным государственным контрактам (контрактам); приемка военной продукции в сроки, предусмотренные государственными контрактами (контрактами), выдача организациям удостоверений на принятую продукцию; контроль за отработкой технической документации на военную продукцию, проверка ее соответствия требованиям нормативно-технических документов и условиям государственных контрактов (контрактов), а также согласование изменений, вносимых в эту документацию, и проверка состояния ее подлинников.

Главой 25 Руководства по работе военных представительств Министерства обороны Российской Федерации (утв. 18 декабря 2021 г. Заместителем Министра обороны Российской Федерации Криворучко А.Ю.): «…законодательством Российской Федерации в сфере ГОЗ не установлены требования, обязывающие государственного заказчика, головного исполнителя (исполнителя) формировать цену государственного контракта (контракта) на основании заключения военного представительства. Заключение о цене военной продукции, выданное военным представительством, носит рекомендательный характер, является одним из обосновывающих документов, представляемых головным исполнителем (исполнителем) в составе предложений о цене (прогнозной цене) продукции государственному заказчику (заказчику), и не порождает прямых правовых последствий для участников правоотношений в части ценообразования».

Пунктом 71 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 (ред. от 21.05.2022) «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»): «Копия направляемого в отраслевой орган предложения о прогнозной цене в отношении продукции единственного поставщика, а также копии иных документов, направляемых в отраслевой орган и государственному заказчику по их запросам в соответствии с пунктами 79 и 82 настоящего Положения в целях обоснования прогнозной цены на продукцию, сохраняются в организации для сопровождения дальнейших работ по определению прогнозной цены на продукцию в порядке, предусмотренном настоящим Положением, в том числе для представления в военное представительство Министерства обороны Российской Федерации или иного государственного заказчика, уполномоченное осуществлять свою деятельность в организации, для подготовки им заключения о прогнозной цене на продукцию в соответствии с пунктом 8 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 г. № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации».

Пунктом 1 указаний Начальника управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации от 19.12.2018 г. № 251/1/10000: «1. Начальникам военных представительств Министерства обороны Российской Федерации: …выдавать по запросам государственного заказчика (головного военного представительства) головным исполнителям (исполнителям) ГОЗ и представлять установленным порядком государственному заказчику (головному военному представительству) в срок до 5 рабочих дней заключение о военной продукции…».

Таким образом, как следует из вышеизложенного, представление «заключения ВП МО РФ по цене на заявленную Продукцию при изготовителе и Поставщике» возможно только по запросу отраслевого органа, государственного заказчика или головного военного представительства.

Следовательно участники закупки в том числе и те за которыми не закреплены военные представительств Министерства обороны Российской Федерации, не имеют правовых оснований для обращения и, соответственно, получения «заключения ВП МО РФ по цене на заявленную Продукцию при изготовителе и Поставщике».

Представитель Заказчика пояснил, что условия, содержащийся в пунктах 1.7,3.13 проекта договора о том, что цена в спецификации не должна превышать цену по заключению ВП МО РФ и о том, что с проектом Договора в обязательном порядке предоставляется заключение ВП МО РФ по цене на заявленную продукцию при изготовителе и Поставщике, определены условиями Государственного контракта, во исполнение которого производится запрос котировок в электронной форме.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1275 Федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации космической деятельности «Роскосмос» и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» - государственным заказчикам государственного оборонного заказа, головным исполнителям государственного оборонного заказа и исполнителям, участвующим в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг по государственному оборонному заказу, при подготовке и заключении государственных Контрактов (контрактов) руководствоваться Положением о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу, утвержденным данным постановлением (далее - Положение).

Согласно пункту 1 Положения оно определяет примерные условия государственного контракта по государственному оборонному заказу (далее - государственный контракт) и контракта (договора), заключаемого в целях выполнения государственного оборонного заказа (далее - контракт), для использования государственными заказчиками государственного оборонного заказа (далее - государственные заказчики), головными исполнителями государственного оборонного заказа (далее - головные исполнители) и исполнителями, участвующими в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг по государственному оборонному заказу (далее - соответственно продукция, поставка продукции), при подготовке проекта государственного контракта (контракта) и его заключении, а также при разработке и утверждении государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», осуществляющими нормативное правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности, типовых государственных контрактов либо типовых условий государственных контрактов,

Пунктом 4 Положения установлено, что условия контракта, заключаемого головным исполнителем с исполнителем, определяются условиями соответствующего государственного контракта. При этом пункт 4 Положения не содержит указаний на необходимость дублирования всех условий государственного контракта в договорах, заключаемых с соисполнителями, в том числе о закреплении за исполнителем военного представителя.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не доказана обоснованность включения требования о наличии закрепленного за участником военного представительства и отсутствия возможности приемки работ у военного представительства, закрепленного за Заказчиком.

Учитывая изложенное, довод заявителя о том, что заказчиком необоснованно установлено требование о наличии закрепленного за участником военного представительства признается обоснованным.

2. Пунктом 2.6 проекта договора (приложение к извещению о запросе котировок) установлено, что вместе с договором обязательно представление расчетно-калькуляционных материалов по цене на заявленный товар по действующей форме, утвержденной приказом ФАС от 26.08.2019 № 1138/19…

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Закона о государственном оборонном заказе) определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 №1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 1465), утверждено «Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (далее - Положение), которым предусмотрено государственное регулирование цен осуществляется в отношении продукции, указанной в пункте 6 Положения.

В соответствии с пунктом 5 Положения государственное регулирование цен в порядке, установленном Положением, предусматривает в том числе определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков.

Подпунктом «а» пункта 6 Положения установлено, что государственное регулирование цен осуществляется в отношении продукции, включенной в перечни продукции по государственному оборонному заказу.

Подпунктом «б» пункта 6 Положения государственное регулирование цен осуществляется также в отношении продукции, поставляемой по государственным контрактам в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией продукции, указанной в подпункте «а» пункта 6 Положения.

Перечень продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен (за исключением ядерного оружейного комплекса) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 №976-р (далее — Перечень).

Комиссией установлено, что согласно извещению указанная закупка проводится в рамках государственного оборонного заказа, предметом закупки является поставка кабельной продукции, которая не содержится в Перечне, а также не подпадает под продукцию, предусмотренную подпунктом «б» пунктом 6 Положения.

Кроме того, в пункте 39 Положения установлено, что виды цен на продукцию, установленные статьей 11 Федерального закона «О государственном оборонном заказе», применяются в отношении продукции, указанной в подпунктах «а» - «г» пункта 6 настоящего Положения, при заключении государственных контрактов в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика, а также могут применяться при заключении контрактов с поставщиками, входящими в кооперацию головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу на поставку продукции, указанной в подпункте «д» пункта 6 настоящего Положения, при отборе которых не использовались конкурентные способы определения поставщиков, и при исполнении этих государственных контрактов (контрактов).

В данной конкурсной процедуре происходит прямое определение поставщика конкурентным способом.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком необоснованно включено требование о предоставлении расчетно-калькуляционных материалов до заключения Контракта.

Комиссия также приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика, ограничивают количество участников Запроса котировок, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и нарушают пункты 2, 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу АО «Москабелькомплект» (вх. от 12.08.2022 № 20775-ЭП/22) на действия АО «СПО «Арктика» при организации и проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку кабельной продукции на площадке ООО АСТ ГОЗ (извещение № 220530300459) обоснованной.

2. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 19.08.2022 078/10/18.1-1058/2022.

 

Председатель Комиссии                                                                                                                              <.....>

 

Члены Комиссии:                                                                                                                                         <.....>

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны