Решение №78/37593/21 Т02-869/21 по жалобе ООО «МЕСАП» от 24 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-869/21

22 декабря 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от АО «СНСЗ» (далее – Организатор торгов) и ООО «МЕСАП» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 14.12.2021 вх. №39388/21) ООО «МЕСАП» на действия Организатора торгов АО «СНСЗ» и его закупочной комиссии (далее — Закупочная комиссия) при организации и проведении запроса котировок с ограниченным перечнем участников на право заключения договора на поставку оборудования для камбуза пассажиров и камбуза экипажа (извещение №32110782297, далее — Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

29 октября 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32110782297 о проведении запроса котировок с ограниченным перечнем участников на право заключения договора на поставку оборудования для камбуза пассажиров и камбуза экипажа (далее – Извещение).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «СНСЗ» (далее – Положение о закупках) в редакции от 20.10.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

54 341 864,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

29.10.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

15.11.2021 в 13:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

03.12.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Понтонный, Заводская, 10

2. Заявитель обжалует неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в незаконном допуске к участию в Закупке заявки с идентификационным номером 10940, оспаривая при этом установленное Организатором торгов в Извещении описание предмета Закупки.

Также Заявитель оспаривает неуказание Закупочной комиссией в итоговом протоколе № 59-А-45/ПДЗК/2021 от 06.12.2021 сведений о предоставлении обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, установленный в Извещении, в связи с тем, что в результате проведения Закупки цена договора снизилась более чем на 25% от начальной (максимальной) цены договора.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Извещение, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

АО «СНСЗ» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «МЕСАП» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/36376/21 от 16.12.2021, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/36376/21 от 16.12.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

По доводу жалобы Заявителя о незаконном допуске Закупочной комиссией к участию в Закупке заявки с ИНУ: 10940, а также об установлении Организатором торгов в Извещении описания предмета Закупки, которое, по мнению Заявителя, ограничивает конкуренцию:

В соответствии с протоколом № 59-А-45/ПДЗК/2021 от 06.12.2021 к участию в процедуре Закупки было допущено три заявки: ООО «МЕСАП» (идентификационный номер участника (далее — ИНУ): 70643), ИНУ: 10940, ИНУ: 89101. По результатам оценки и сопоставления заявок Закупочной комиссией было принято решение признать победителем заявку с ИНУ: 10940, а также присвоить заявке ООО «МЕСАП» (ИНУ: 70643) второй порядковый номер.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

На основании ч. 20 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Пунктом 2.4.1 Извещения установлено, что требования к продукции, в том числе к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, приведены в разделе 5 «Проект договора» и разделе 6 «Техническое задание».

Как следует из пп. 2 п. 2.7.1 Извещения, для участия в настоящей процедуре участник должен подать заявку, в состав которой включает коммерческое предложение, составленное по форме 2, в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящем извещении (подраздел 7.2); обязательное приложение к коммерческому предложению техническое предложение по форме 2.1 с указанием всех показателей и характеристик товаров, работ, услуг, установленных в техническом задании.

Согласно п. 2.8.5 Извещения в случае если в разделе 6 указаны товарные знаки, знаки обслуживания, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товара или наименования производителей, сопровождаемые словами «или эквивалент», участник процедуры при описании продукции обязан подтвердить соответствие предлагаемой продукции показателям эквивалентности, установленным в извещении.

В соответствии с п. 6.1 Извещения техническое задание на оборудование для камбуза пассажиров (требования к продукции/предмету закупки) представлено отдельным файлом. Файл под названием «6.1. Техническое задание на оборудование для камбуза пассажиров»), являющийся неотъемлемой частью настоящего извещения (далее — ТЗ на оборудование для камбуза пассажиров).

Согласно п. 6.2 Извещения техническое задание на оборудование для камбуза экипажа (требования к продукции/предмету закупки) представлено отдельным файлом. Файл под названием «6.2. Техническое задание на оборудование для камбуза экипажа»), являющийся неотъемлемой частью настоящего извещения (далее — ТЗ на оборудование для камбуза экипажа).

Пунктом 8.9 ТЗ на оборудование для камбуза пассажиров установлены основные характеристики оборудования для камбуза пассажиров (количество на один заказ).

Пунктом 8.9 ТЗ на оборудование для камбуза экипажа установлены основные характеристики оборудования для камбуза экипажа (количество на один заказ).

Как следует из примечания, указанного в ТЗ на оборудование для камбуза пассажиров, а также ТЗ на оборудование для камбуза экипажа, все содержащиеся в техническом задании товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя следует читать со словами «или эквивалент».

Заявитель в жалобе указывает на то, что в соответствии с ТЗ на оборудование для камбуза пассажиров, а также ТЗ на оборудование для камбуза экипажа предусмотрена поставка оборудования компании Electrolux. Заданные в Документации габариты и технические характеристики оборудования Electrolux, по мнению Заявителя, являются уникальными и не могут быть заменены 100%-м эквивалентом.

Заявитель полагает, что лицо, признанное победителем запроса котировок (ИНУ: 10940), не имеет возможности поставить серийное оборудование, указанное в Извещении, в соответствии с техническим заданием, поскольку серийные аналоги оборудования Electrolux с идентичными характеристиками, указанными в Извещении, отсутствуют. Требование серийного аналога установлено в Положении о закупках. Невозможность поставки указанного оборудования обуславливается также и тем, что компания Electrolux Professional Group официально известила ООО «МЕСАП» и всех ведущих дистрибьютеров РФ о прекращении с 01.12.21г. поставок морского камбузного оборудования в Россию.

Представители Организатора торгов отметили, что в запросе котировок приняли участие три участника со следующими ИНУ: 70643 (ООО «МЕСАП»), 10940 и 89101. Заявки всех трёх участников были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок и допущены к участию в запросе котировок. Победителем закупки стал участник с ИНУ: 10940. В своем коммерческом предложении участник предложил к поставке продукцию собственного производства, эквивалентную по характеристикам оборудованию Electrolux. Третий участник запроса котировок с ИНУ: 89101 в своем коммерческом предложении предложил к поставке продукцию производителя Loipart АВ, Швеция, также эквивалентную по характеристикам оборудованию Electrolux.

Представители Организатора торгов в отношении заявления ООО «МЕСАП» о прекращении компанией Electrolux Professional Group с 01.12.2021 года поставок морского камбузного оборудования в Россию, отметили, что участник, признанный победителем запроса котировок (ИНУ: 10940), планирует к поставке продукцию собственного производства. Таким образом, способность победителя Закупки поставить оборудование, являющееся предметом запроса котировок, не зависит от поставок в Россию оборудования компанией Electrolux Professional Group. Кроме того, в составе заявки с ИНУ: 10940 участник подал коммерческое предложение, в котором гарантировал поставку всего объема продукции, предусмотренной техническим заданием (раздел 6 извещения о запросе котировок).

Комиссией СПб УФАС России установлено, что победитель Закупки (ИНУ: 10940) в составе заявки на участие в Закупке предложил к поставке продукцию собственного производства с характеристиками, соответствующими требованиям ТЗ на оборудование для камбуза пассажиров, а также ТЗ на оборудование для камбуза экипажа.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов о допуске заявки с ИНУ: 10940 к участию в Закупке принято в порядке, соответствующем Извещению.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.

Исходя из доводов, представленных в жалобе ООО «МЕСАП», Заявитель также полагает, что описание предмета Закупки, установленное Организатором торгов в Извещении, ограничивает конкуренцию и не соответствует условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, поскольку, по мнению Заявителя, содержит требования закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе (Electrolux) в отсутствие обоснования специфики использования такого товара.

Вместе с тем, учитывая факт подачи заявки на участие в Закупке со стороны ООО «МЕСАП», Комиссия СПб УФАС России полагает, что Заявителем были приняты требования Извещения, в том числе установленное Организатором торгов описание предмета Закупки, а также выражено согласие с условиями участия в Закупке, которые Заявитель посчитал допустимыми и приемлемыми.

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона №223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Следуя ч. 11 ст. 3 Закона №223-ФЗ, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

На основании ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Как было указано ранее, в соответствии с протоколом № 59-А-45/ПДЗК/2021 от 06.12.2021 к участию в процедуре Закупки было допущено три заявки: ООО «МЕСАП» (ИНУ: 70643), ИНУ: 10940, ИНУ: 89101. По результатам оценки и сопоставления заявок Закупочной комиссией было принято решение признать победителем заявку с ИНУ: 10940, а также присвоить заявке ООО «МЕСАП» (ИНУ: 70643) второй порядковый номер.

Исходя из изложенного, ввиду того, что Заявитель оспаривает положения Извещения, являющиеся, по его мнению, ненадлежащими, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что Заявитель ООО «МЕСАП», подавший заявку на участие в Закупке и, тем самым, выразивший согласие со всеми положениями Извещения, а также готовность заключить договор по итогам Закупки на установленных условиях, кроме того, занявший второе место по итогам оспариваемой Закупки, не может являться лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, вследствие чего у Комиссии СПб УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения данного довода жалобы ООО «МЕСАП» по существу.

По доводу жалобы Заявителя о неуказании Закупочной комиссией в итоговом протоколе № 59-А-45/ПДЗК/2021 от 06.12.2021 сведений о предоставлении обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, установленный в Извещении, в связи с тем, что в результате проведения Закупки цена договора снизилась более чем на 25% от начальной (максимальной) цены договора:

На основании ч. 14 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) утратил силу с 1 июля 2018 года. - Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ;

4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

В соответствии с протоколом № 59-А-45/ПДЗК/2021 от 06.12.2021 Закупочной комиссией было принято решение признать победителем заявку с ИНУ: 10940, с предложенной ценой договора: 40 000 000,10 руб., в том числе НДС 20%.

Заявитель в жалобе указывает на то, что в результате проведения Закупки цена контракта (40 000 000,10 руб.) снизилась более чем на 25% от НМЦД (54 341 864 руб.), в связи с чем, по мнению Заявителя, условие о предоставлении обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, установленный в извещении, должно быть отражено в протоколе заседания Закупочной комиссии АО «СНСЗ». Вместе с тем в протоколе № 59-А-45/ПДЗК/2021 от 06.12.2021 данное условие отсутствует.

Представители Организатора торгов отметили, что ни в Законе № 223-ФЗ, ни в Положении о закупках среди перечня сведений, необходимых для включения в протокол заседания закупочной комиссии, не указаны меры по борьбе с демпингом. Таким образом, не включая в итоговый протокол условие о предоставлении победителем закупки обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, установленный в Извещении, АО «СНСЗ» не нарушает Закон №223-ФЗ и Положение о закупках.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о соблюдении Закупочной комиссией требований к содержанию протокола № 59-А-45/ПДЗК/2021 от 06.12.2021, установленных ч. 14 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 14.12.2021 вх. №39388/21) ООО «МЕСАП» на действия Организатора торгов АО «СНСЗ» (ИНН: 7817315385, ОГРН: 1089848054350) и его Закупочной комиссии при организации и проведении запроса котировок с ограниченным перечнем участников на право заключения договора на поставку оборудования для камбуза пассажиров и камбуза экипажа (извещение №32110782297) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны