Решение №78/15293/23, 78/15294/23 Т02-308/23 по жалобе АО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» от 22 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-308/23

 

19 июня 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (далее – Заказчик) и АО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 08.06.2023 вх. №14411-ЭП/23) АО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» на действия заказчика ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» при организации и проведении конкурентных переговоров на осуществление функций генерального проектировщика на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Аэропорт «Пулково». Вторая очередь развития. Объекты строительства фазы «А» (извещение №32312354259), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

03 мая 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32312354259 о проведении конкурентных переговоров на осуществление функций генерального проектировщика на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Аэропорт «Пулково». Вторая очередь развития. Объекты строительства фазы «А» (далее - Закупка), включая документацию о закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (далее – Положение о закупках), версия 19 от 01.12.2022, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

511 133 631,79 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

03.05.2023 (МСК)

3.

Дата публикации текущей редакции извещения
(по местному времени заказчика)

02.06.2023 (МСК)

4.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

09.06.2023 в 16:30 (МСК)

5.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

16.06.2023  (МСК)

6.

Место рассмотрения и оценки заявок

г. Санкт-Петербург, Пулковское ш., д. 41, литера ЗИ

 

2. Доводы жалобы:

1) По мнению Заявителя условия п. 13 Проекта договора в составе Документации о страховании ответственности проектировщика являются избыточными и безальтернативными, что приводит к необоснованному ограничению конкуренции. В рамках указанного довода Заявитель отмечает, что в Документации не определены требования Заказчика к страховщикам или перечень страховщиков, согласованных Заказчиком для заключения договора страховании ответственности проектировщика, а также не указан порядок подписания договора по результатам Закупки, что по мнению Заявителя является нарушением п. 10.1.4 Положения о закупках и п. 16 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ;

2) Заявитель оспаривает предъявление Заказчиком в п. 44 Технического задания Документации требования об отсутствии судебных решений в отношении организации – участника тендера, связанных с нарушениями в профессиональной сфере и в сфере административных правонарушений, являющегося необоснованным, дискриминационным и допускающее субъективную оценку;

3) По мнению Заявителя в Документации, и в частности, в Приложении №3 к проекту договора «Календарный График» Документации незаконно не установлены промежуточные сроки производства работ, а именно - «Даты окончания производства Работ» и «Ключевые даты», в свою очередь в Документации не представлен порядок согласования между заказчиком и исполнителем «Дат окончания производства Работ» и «Ключевых дат»;

4) Заявитель полагает, что Заказчиком в Документации незаконно не установлена надлежащая шкала или формула для оценки опыта участника, подход Заказчика к оценке опыта участников ограничивает конкуренцию и необоснованно не позволяет объективно оценить квалификацию участников, обладающих опытом выполнения аналогичных работ, но в количестве менее 3-х исполненных договоров.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, письменных возражений на жалобу Заявителя не представлено.

Документы, истребованные уведомлением №78/14146/23 от 13.06.2023 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

 

В отношении первого довода жалобы:

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Также на основании п.п. 4, 16 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, а также иные сведения, определенные положением о закупке.

Частью 15 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

В силу п. 10.1.4 Положения о закупках документация о закупке должна включать в себя в числе прочего порядок подписания договора по результатам Процедуры закупки.

Согласно п. 13.1 Проекта договора Документации проектировщик обязан застраховать свою профессиональную ответственность и одновременно с подписанием Договора предоставить Заказчику копию страхового полиса.

В п. 13.2 Проекта договора Документации предъявляются минимальные требования к условиям страхования:

13.2.1 Объект страхования: Риски причинения убытков Заказчику и/или третьим лицам, которые в том числе могут выразиться в причинении ущерба самому проектируемому Объекту, риски убытков от простоя любых третьих лиц и/или дополнительных расходов на бросовые работы и/или дополнительные строительные материалы, если это вызвано проектной ошибкой или иным Недостатком или неисполнением Проектировщика без непосредственного вреда/разрушения Объекта, включая риски, связанные с непреднамеренными ошибками (в том числе арифметическими), небрежностью и упущениями, допущенными при выполнении проектных работ, в частности:

(a) арифметические ошибки и любые другие упущения, допущенные в ходе разработки проектно-технической и градостроительной документации;

(b) ошибки, допущенные вследствие неверного выбора расчетных нагрузок;

(c) ошибки и упущения, допущенные при использовании правил, норм проектирования и любых других нормативных документов в области проектирования.

13.2.2 Страховая сумма: Не менее 3 000 000,00 (трех миллионов) евро в отношении каждого случая и не менее 9 000 000 (девяти миллионов) евро в совокупности за период страхования или не менее эквивалентных сумм в рублях по курсу ЦБ РФ, определяемых в договоре страхования после выполнения Сторонами условий пункта 13.3. Договора.

13.2.3 Франшиза: Не более 1% от страховой суммы.

13.2.4 Период страхования: Страхование должно быть организовано по принципу "совершенного действия" (acts committed) и должно покрывать период проектирования в рамках Проекта. Период заявления требований по договору страхования должен быть равен сроку исковой давности.

13.2.5 Расширения покрытия:

(a) Страховая защита также должна распространяться на требования о возмещении вреда, возникшего в связи с ошибками, небрежностью или упущениями и допущенного при осуществлении проектной и архитектурной деятельности специалистами и организациями (субподрядчиками), привлекаемыми для выполнения работ по договорам субподряда, за которых страхователь несет ответственность;

(b) Возмещаются расходы, произведенные в целях уменьшения убытков, предварительного выяснения обстоятельств наступления страхового случая, а также судебные издержки.

Согласно п. 13.3 Проекта договора Документации страховщик отдельно согласовывается с Заказчиком.

Предметом Закупки согласно Извещению является право заключения договора на осуществление функций генерального проектировщика на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Аэропорт «Пулково». Вторая очередь развития. Объекты строительства фазы «А».

Подпунктами 2, 3 п. 44 Технического задания Документации в разделе «Требования к участнику» предусмотрено членство в саморегулируемых организациях в сфере работ по инженерным изысканиям и в сфере работ по архитектурно-строительному проектированию.

В соответствии со ч. 2 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, саморегулируемая организация формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Согласно возражениям на жалобу в соответствии со п. 13 Проекта договора Документации проектировщик обязан застраховать свою профессиональную ответственность, тогда как в соответствии с пп. 5 п. 44 Технического задания Документации предполагается страхование рисков, связанных с непреднамеренными ошибками (в том числе арифметическими), небрежностью и упущениями, допущенными при выполнении проектных работ.

При этом ч. 1 ст. 761 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации и данных изыскательских работ.

В свою очередь в Документации не приведен порядок согласования страховщика с заказчиком исполнителем по договору в соответствии с п. 13.3 Проекта договора Документации, равно как и вовсе не определен порядок заключения договора.

Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Заказчиком в п. 13 Проекта договора Документации предъявляются ненадлежащие дискриминационные требования к страхованию ответственности проектировщика, в свою очередь Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России также приходит к выводу и о чрезмерности предъявляемых требований о дополнительном страховании ответственности проектировщика дополнительно к компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, предусмотренному ч. 2 ст. 55.16 ГрК РФ.

Кроме того, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что Заказчиком необоснованно не соблюдена обязанность по указанию в Документации порядка заключения договора, в числе прочего включающего порядок согласования страховщика с заказчиком исполнителем по договору, предусмотренного п. 13.3 Проекта договора Документации.

Исходя из изложенного по первому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по незаконному предъявлению в п. 13 Проекта договора Документации ненадлежащих дискриминационных требований к страхованию ответственности проектировщика, а также в незаконном неустановлении в Документации порядка заключения договора, в числе прочего включающего порядок согласования страховщика с заказчиком исполнителем по договору, предусмотренного п. 13.3 Проекта договора Документации, нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 4, 16 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, требований о формировании документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупка, а также в нарушении требований норм статей, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

 

В отношении второго довода жалобы:

Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Разделом 2 Документации определены требования к Поставщику и перечень документов, представляемых Поставщиком для подтверждения соответствия установленным требованиям, следуя пп. (v) п. 2.6 которого обязательными для предоставления документами являются иные документы, позволяющие достоверно установить соответствие Поставщика квалификационным требованиям, установленным Техническим заданием (Приложение № 1 к Документации конкурентных переговоров).

Согласно пп. 4 п. 44 Технического задания Документации приведены требования к Участнику, обозначенные Заказчиком как «Репутация Участника»:

-Отсутствие судебных решений в отношении организации, связанных с нарушениями в профессиональной сфере и в сфере административных правонарушений.

- Отсутствие неоспоренных претензий/штрафов за нарушение договоров с Обществом.

- Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.

При этом упомянутое в п. 2.5 Документации требование к деловой репутации Поставщика имеет неактивный статус, и, как следствие, не предъявляется в рамках Закупки.

В свою очередь Документацией не предусмотрен перечень и характер представляемых в соответствии с требованиями пп. 4 п. 44 Технического задания Документации сведений и документов, а требования в указанном пункте не отнесены к квалификационным.

Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Заказчиком в пп. 4 п. 44 Технического задания Документации в числе прочего предъявляются ненадлежащие неизмеряемые требования к участникам Закупки, не позволяющие объективно установить соответствие участника заявленным требованиям.

Исходя из изложенного по второму доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по незаконному предъявлению в пп. 4 п. 44 Технического задания Документации в числе прочего ненадлежащих, необъективных и неизмеряемых требований к участникам Закупки нарушение п.п. 2, 4 ч. 1, ч. 9 ст. 3.2, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

 

В отношении третьего довода жалобы:

Как было указано, на основании п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги

Согласно п. 25 Технического задания Документации сроки работ приведены в Приложении №3 «Календарный график» к Договору.

В целях сокращения сроков проектирования, а также для соблюдения технологии проектных работ генеральный проектировщик вправе предложить Заказчику параллельное выполнение работ по некоторым этапам.

Пунктом 12 Технического задания Документации определены сроки проектирования - 2023-2024 годы.

Согласно п. 4.1 Проекта договора Документации проектировщик обязан приступить к выполнению Работ в дату подписания Договора и завершить их в сроки согласно Приложению № 3 («Календарный график»).

В Приложении № 3 к Проекту договора Документации столбцы «Дата окончания производства Работ» и «Ключевая дата» оставлены незаполненными, итоговый срок производства работ указан как 27 января 2025 года.

Таким образом Документацией предусмотрены предельные сроки выполнения работ, ограниченные 27 января 2025 года, в свою очередь Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что отсутствие в Документации порядка согласования между заказчиком и исполнителем «Дат окончания производства Работ» и «Ключевых дат» не может указывать на наличие как таковой соответствующей обязанности у исполнителя по договору.

На основании изложенного по третьему доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит указанный довод неподтвержденным и не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.

 

В отношении четвертого довода жалобы:

На основании ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с п. 4.1 Документации установлены следующие критерии оценки заявок:

 

Критерий оценки

Значимость критерия

Балл

1

Цена договора, рублей c учетом всех налогов и сборов

[40]

100

2

Опыт исполнения договоров, предметом которых является выполнение участником собственными силами в роли Генерального проектировщика работ по разработке Проектной документации для строительства (реконструкции) особо опасных, технически сложных объектов инфраструктуры воздушного транспорта

- аэровокзальных комплексов (АВК) свыше 15 000 м2 и/или аэродромных покрытий (перроны, ИВПП, рулежные дорожки) с наличием положительных заключений ФАУ ГГЭ (далее - экспертизы) за исключением заключений экспертизы на инженерные изыскания и сметную документацию.

Подтверждается скан-копиями таких договоров (не менее трех), заключенных и исполненных Участником за последние 5 лет до срока окончания подачи заявок, на сумму не менее 30% от максимальной (начальной) цены каждый, указанной в извещении о закупке, скан-копиями актов выполненных работ по данным договорам, скан-копиями положительных заключений экспертизы на проектную документацию (за исключением заключений экспертизы на инженерные изыскания и сметную документацию).

 

При наличии отрицательных заключений ФАУ ГГЭ в качестве Генпроектировщика в Едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ГИС ЕГРЗ (egrz.ru)) балл по критерию «Опыт выполнения работ» может быть уменьшен на:

- 50% при наличии 2 (двух) и более отрицательных заключений;

- 25% при наличии 1 (одного) отрицательного заключения.

 

При наличии письменных претензий за последние 5 лет на момент окончания срока подачи заявок, в связи с нарушением Поставщиком своих обязательств по договорам, заключенным ранее Обществом с Поставщиком, и не оспоренных Поставщиком, балл по критерию «Опыт выполнения работ» может быть уменьшен на:

- 50% при наличии 2 (двух) и более претензий;

- 25% при наличии 1 (одной) претензии.

(Есть опыт – 100 баллов, опыт отсутствует – 0 баллов).

60]

[100]

 

 

Таким образом порядок оценки по критерию «Опыт исполнения договоров, предметом которых является выполнение участником собственными силами в роли Генерального проектировщика работ по разработке Проектной документации для строительства (реконструкции) особо опасных, технически сложных объектов инфраструктуры воздушного транспорта - аэровокзальных комплексов (АВК) свыше 15 000 м2 и/или аэродромных покрытий (перроны, ИВПП, рулежные дорожки) с наличием положительных заключений ФАУ ГГЭ (далее - экспертизы) за исключением заключений экспертизы на инженерные изыскания и сметную документацию» предусматривает присвоение положительного рейтинга при наличии не менее 3-х исполненных договоров за последние 5 лет до срока окончания подачи заявок на сумму не менее 30% от максимальной (начальной) цены каждый, указанной в Извещении.

При этом, представленный с соблюдением требований п. 4.1 Документации опыт в количестве одного или двух исполненных договоров неизменно обеспечивает такому участнику нулевой рейтинг по критерию.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком условия оценки заявок по критерию «Опыт исполнения договоров, предметом которых является выполнение участником собственными силами в роли Генерального проектировщика работ по разработке Проектной документации для строительства (реконструкции) особо опасных, технически сложных объектов инфраструктуры воздушного транспорта - аэровокзальных комплексов (АВК) свыше 15 000 м2 и/или аэродромных покрытий (перроны, ИВПП, рулежные дорожки) с наличием положительных заключений ФАУ ГГЭ (далее - экспертизы) за исключением заключений экспертизы на инженерные изыскания и сметную документацию» являются ненадлежащими, как не содержащие объективную и последовательную градацию присвоения того или иного количества баллов пропорционально имеющемуся опыту участника Закупки, в связи с чем не позволяют объективно выявить квалификацию участников Закупки.

Кроме этого, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что в описании порядка оценки по критерию «Опыт исполнения договоров, предметом которых является выполнение участником собственными силами в роли Генерального проектировщика работ по разработке Проектной документации для строительства (реконструкции) особо опасных, технически сложных объектов инфраструктуры воздушного транспорта - аэровокзальных комплексов (АВК) свыше 15 000 м2 и/или аэродромных покрытий (перроны, ИВПП, рулежные дорожки) с наличием положительных заключений ФАУ ГГЭ (далее - экспертизы) за исключением заключений экспертизы на инженерные изыскания и сметную документацию» Документации Заказчиком установлен необоснованный и дискриминационный порядок снижения рейтинга по критерию при наличии письменных претензий за последние 5 лет на момент окончания срока подачи заявок, в связи с нарушением Поставщиком своих обязательств по договорам, заключенным ранее Обществом с Поставщиком, что является несоразмерным возможным фактам наличия таких случаев расторжения договора или ненадлежащего исполнения обязанностей исполнителем такого договора, равно как и иному имеющемуся у участника опыту выполнения аналогичных работ в отсутствие претензий со стороны заказчика, вследствие чего указанный порядок расчета рейтинга по критерию путем снижения при определенных обстоятельствах необоснованно нивелирует имеющийся у участника положительный опыт надлежащим образом исполненных договоров в рамках критерия.

На основании изложенного по четвертому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика по неправомерному установлению в пп. 2 п. 4.1 Документации ненадлежащих, необъективных и дискриминационных условий оценки заявок по критерию «Опыт исполнения договоров, предметом которых является выполнение участником собственными силами в роли Генерального проектировщика работ по разработке Проектной документации для строительства (реконструкции) особо опасных, технически сложных объектов инфраструктуры воздушного транспорта - аэровокзальных комплексов (АВК) свыше 15 000 м2 и/или аэродромных покрытий (перроны, ИВПП, рулежные дорожки) с наличием положительных заключений ФАУ ГГЭ (далее - экспертизы) за исключением заключений экспертизы на инженерные изыскания и сметную документацию», не позволяющих объективно выявить квалификацию участников закупки, нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившегося в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенного при организации и проведении Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 08.06.2023 вх. №14411-ЭП/23) АО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» на действия заказчика ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» при организации и проведении конкурентных переговоров на осуществление функций генерального проектировщика на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Аэропорт «Пулково». Вторая очередь развития. Объекты строительства фазы «А» (извещение №32312354259), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» нарушения п.п. 2, 4 ч. 1, ч. 6 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 4, 9, 14, 16 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу (от 08.06.2023 вх. №14411-ЭП/23) АО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» на действия заказчика ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ИНН 7802463197, ОГРН 1097847058143) при организации и проведении конкурентных переговоров на осуществление функций генерального проектировщика на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Аэропорт «Пулково». Вторая очередь развития. Объекты строительства фазы «А» (извещение №32312354259) обоснованной.

 

2. Признать в действиях заказчика ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ИНН 7802463197, ОГРН 1097847058143) при организации и проведении конкурентных переговоров на осуществление функций генерального проектировщика на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Аэропорт «Пулково». Вторая очередь развития. Объекты строительства фазы «А» (извещение №32312354259) нарушения:

- п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 4, 16 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, требований о формировании документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупка, а также в нарушении требований норм статей, допущенные путем незаконного предъявления в п. 13 Проекта договора Документации ненадлежащих дискриминационных требований к страхованию ответственности проектировщика, а также в незаконном неустановлении в Документации порядка заключения договора, в числе прочего включающего порядок согласования страховщика с заказчиком исполнителем по договору, предусмотренного п. 13.3 Проекта договора Документации;

- п.п. 2, 4 ч. 1, ч. 9 ст. 3.2, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное путем незаконного предъявления в пп. 4 п. 44 Технического задания Документации в числе прочего ненадлежащих, необъективных и неизмеряемых требований к участникам Закупки;

- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенное путем неправомерного установления в пп. 2 п. 4.1 Документации ненадлежащих, необъективных и дискриминационных условий оценки заявок по критерию «Опыт исполнения договоров, предметом которых является выполнение участником собственными силами в роли Генерального проектировщика работ по разработке Проектной документации для строительства (реконструкции) особо опасных, технически сложных объектов инфраструктуры воздушного транспорта - аэровокзальных комплексов (АВК) свыше 15 000 м2 и/или аэродромных покрытий (перроны, ИВПП, рулежные дорожки) с наличием положительных заключений ФАУ ГГЭ (далее - экспертизы) за исключением заключений экспертизы на инженерные изыскания и сметную документацию», не позволяющих объективно выявить квалификацию участников закупки.

 

3. Заказчику ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ИНН 7802463197, ОГРН 1097847058143) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении конкурентных переговоров на осуществление функций генерального проектировщика на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Аэропорт «Пулково». Вторая очередь развития. Объекты строительства фазы «А» (извещение №32312354259) путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, возврата заявок, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные согласно резолютивной части настоящего решения нарушения, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке, проведения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

19 июня 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

на основании решения Комиссии от 19.06.2023 № Т02-308/23 по жалобе на действия заказчика ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» при организации и проведении конкурентных переговоров на осуществление функций генерального проектировщика на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Аэропорт «Пулково». Вторая очередь развития. Объекты строительства фазы «А» (извещение №32312354259, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 


 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ИНН 7802463197, ОГРН 1097847058143) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении конкурентных переговоров на осуществление функций генерального проектировщика на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Аэропорт «Пулково». Вторая очередь развития. Объекты строительства фазы «А» (извещение №32312354259), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, возврата заявок, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные согласно резолютивной части решения Комиссии от 19.06.2023 № Т02-308/23, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке, проведения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».


 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 18 июля 2023 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

<...>

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны