Решение №78/10627/22 Т02-235/22 по жалобе ООО "Торговый дом ЗЕВС" от 5 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-235/22

 

28 апреля 2022 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей МЭС Северо-Запада (далее — Заказчик) и ООО "Торговый дом ЗЕВС" (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом ЗЕВС" (от 21.04.2022 вх. 11062-ЭП/22) на действия заказчика МЭС Северо-Запада при организации и проведении аукциона в электронной форме на поставку выключателей 10-35 кВ (6 шт.) (извещение №32211317258), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

15 апреля 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение №32211317258 о проведении аукциона в электронной форме на поставку выключателей 10-35 кВ (6 шт.) (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым стандартом закупок ПАО «ФСК ЕЭС», версия 27 от 10.03.2022 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

10 932 768,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

15.04.2022

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

29.04.2022 в 13:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

13.05.2022 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

http://rts-tender.ru/

 

2. Заявитель в жалобе указывает, что Документация, а именно часть IV «Техническая часть» разработана таким образом, что исключает вовсе или делает затруднительным участие поставщиков, не являющихся производителями закупаемого оборудования с заводами-изготовителями на территории РФ, что противоречит выводам Верховного суда Российской Федерации, изложенным в Обзоре судебной практики, по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации 16.05.2018.

По мнению Заявителя согласно Документации исключается возможность поставки аналогичного, указанному в технической части Документации, оборудования, если завод – изготовитель аналогичного оборудования, находится за пределами территории Российской Федерации, так как в этом случае выполнить требования п. 112 части IV «Техническая часть» закупочной документации не представляется возможным.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/9718/22 от 25 апреля 2022 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.

ПАО «ФСК ЕЭС» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

На основании п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

На основании п. 3 Информационной карты Документации описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона 223-ФЗ установлено в части V «Техническая часть»  и/или в части IV «Проект договора» настоящей документации о закупке.

В части V «Техническая часть» Документации содержатся ТЕХНИЧЕСКИЕ  ТРЕБОВАНИЯ к  вакуумному выключателю 10 кВ BB/TEL-10-20/1000 с комплектом адаптации ячейки КРУ серии К-XII, вакуумному выключателю 10 кВ с комплектом оборудования для ретрофита ячейки типа КРУ2-10, К-XII, К-XIII, К-XXVI, К-37, КР-10\500 на 630А, а также элегазовым колонковым выключателям на напряжение 35 кВ.

В соответствии с п. 112 ч. V «Техническая часть» Документации установлено, что шеф–монтажные и пуско–наладочные работы с участием аттестованного заводом – изготовителем специалиста включены в стоимость оборудования.

Заявителем в жалобе приведена ссылка на Обзор судебной практики, по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации 16.05.2018 (далее — Обзор), следуя которой требования к участнику закупки являться производителем поставляемого товара не характеризуют квалификационный уровень поставщика товара и приводят к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку потенциальный участник закупки может не быть производителем оборудования, равным образом являясь участником рынка, осуществляющим поставку требуемого оборудования надлежащим образом.

Приведенная Заявителем ссылка содержится в п. 6 Обзора, где Президиумом Верховного суда Российской Федерации определено, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Представители Заказчика в возражениях на жалобу отметили, что «Технические требования» Документации разработаны в соответствии с требованиями Приказа ПАО «ФСК ЕЭС» от 27.10.2021 №328/512, законодательства Российской Федерации и Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3. Значение параметра «Шеф-монтажные и пуско-наладочные работы с участием аттестованного заводом - изготовителем специалиста включены в стоимость оборудования» является обязательным и обусловлено необходимостью сборки, регулировки, наладки и снятия характеристик поставляемого выключателя при монтажных и пуско-наладочных работах. В целях сохранения заводской гарантии на оборудование, данный объем работ должен выполнять специалист, сертифицированный заводом-изготовителем.

Представители Заказчика подчеркнули, что технические требования Документации не содержат ограничений в возможности участия поставщиков оборудования, не являющихся непосредственно производителем, т.к. оказание услуг шеф- инженера может быть предоставлено любой организацией, специалисты которой имеют сертификат от завода-изготовителя.

Согласно позиции Заказчика оспариваемые Заявителем положения «Технической части» Документации также не противоречат выводам Верховного суда Российской Федерации, изложенным в Обзоре, ссылку на который приведена в жалобе Заявителя, в свою очередь приведенные положения Обзора представляются неприменимыми при рассмотрении жалобы и не относящимися к обстоятельствам, изложенным в жалобе.

Таким образом Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу об обоснованности и соответствии предъявленных Заказчиком в п. 112 ч. V «Техническая часть» Документации требований нормам Закона №223-ФЗ.

На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы безосновательными и не усматривает в действиях Заказчика нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом ЗЕВС" (от 21.04.2022 вх. 11062-ЭП/22) на действия заказчика МЭС Северо-Запада при организации и проведении аукциона в электронной форме на поставку выключателей 10-35 кВ (6 шт.) (извещение №32211317258), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях заказчика МЭС Северо-Запада нарушений, допущенных при организации и проведении процедуры Закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО "Торговый дом ЗЕВС" (от 21.04.2022 вх. №11062-ЭП/22) на действия заказчика МЭС Северо-Запада (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336) при организации и проведении аукциона в электронной форме на поставку выключателей 10-35 кВ (6 шт.) (извещение №32211317258) необоснованной.

 

<...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны