Решение №78/18373/21 Т02-479/21 по жалобе ООО «Казачий разъезд» от 24 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-479/21
21 июня 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от Банка ВТБ (ПАО) (далее – Организатор торгов) и ООО «Казачий разъезд» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 10.06.2021 вх. № 19391-ЭП/21, от 16.06.2021 вх. № 19684-ЭП/21, от 22.06.2021 вх. № 20328-ЭП/21) ООО «Казачий разъезд» на действия закупочной комиссии Организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) (далее — Закупочная комиссия) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем охранно-тревожной сигнализации, систем охранного телевидения, систем контроля и управления доступом, систем охранной сигнализации, установленных на устройствах самообслуживания на объектах Банка ВТБ (ПАО) на территории Красноярского края (извещение №32110235537), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
27 апреля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110235537 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем охранно-тревожной сигнализации, систем охранного телевидения, систем контроля и управления доступом, систем охранной сигнализации, установленных на устройствах самообслуживания на объектах Банка ВТБ (ПАО) на территории Красноярского края (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг Банка ВТБ (ПАО) (далее – Положение о закупках) в редакции от 30.12.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
7 219 472,52 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
27.04.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
13.05.2021 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
19.05.2021, 26.05.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
г. Москва, Пресненская наб., д.12 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «Казачий разъезд» от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
Банк ВТБ (ПАО) относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Казачий разъезд» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/17283/21 от 15.06.2021, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/17283/21 от 15.06.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с итоговым протоколом № 32110235537-03 от 02.06.2021 заявка ООО «Казачий разъезд» была отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: «Ценовое предложение Участника и Участник, подавший ценовое предложение, признаны несоответствующими требованиям пункта 8 документации конкурентной процедуры закупки, а именно - Участники процедуры закупки не допускаются к участию в процедуре закупки в случае: – по иным основаниям для отказа Участнику в допуске к участию в конкурентной процедуре закупки, установленным в Положении о закупках Заказчика и требованиям пункта 4.5.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг в Банке ВТБ (ПАО), а именно - В случае если на участие в процедуре закупки (лот) подано три или четыре заявки, Комиссия вправе отклонить заявку, предоставленную участником процедуры закупки, если предложенная в ней цена за единицу продукции ниже на двадцать пять и более процентов средней цены за единицу продукции, определяемой как среднеарифметическое значение цен за единицу продукции, указанных во всех заявках на участие в процедуре закупки, и у Комиссии возникли обоснованные сомнения в способности участника процедуры закупки исполнить договор на предложенных условиях и условиях, установленных документацией процедуры закупки. Предложенная единичная расценка снижена на 72.7 %».
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно п. 2 Документации установлены требования к составу заявки на участие в конкурентной процедуре закупки:
1) первая часть заявки, которая должна содержать описание поставляемой продукции, – Техническое предложение (Форма 1);
2) вторая часть заявки, которая должна содержать сведения об участнике, о его соответствии установленным к участникам требованиям – Заявка на участие в конкурентной процедуре закупки (Форма 2), документы, предоставляемые для подтверждения соответствия установленным требованиям, в соответствии с п. 8 настоящей документации конкурентной процедуры закупки;
3) третья часть заявки – Ценовое предложение (Форма 3).
Как следует из п. 8 Документации, основания для отказа участнику в допуске к участию в конкурентной процедуре закупки установлены в Положении о закупках заказчика, размещенном в открытом доступе в ЕИС в Реестре положений о закупках 223-ФЗ, а также в настоящем пункте 8 документации конкурентной процедуры закупки.
Участники процедуры закупки не допускаются к участию в процедуре закупки также по иным основаниям для отказа участнику в допуске к участию в конкурентной процедуре закупки, установленным в Положении о закупках заказчика.
Пунктом 4.5.2 Положения о закупках установлено, что в случае, если на участие в процедуре закупки (лот) подано три или четыре заявки, комиссия вправе отклонить заявку, предоставленную участником процедуры закупки, если предложенная в ней цена договора (цена лота), цена за единицу продукции ниже на двадцать пять и более процентов средней цены договора (цены лота), цены за единицу продукции, определяемой как среднеарифметическое значение цен договора (цен лота), цен за единицу продукции, указанных во всех заявках на участие в процедуре закупки, и у комиссии возникли обоснованные сомнения в способности участника процедуры закупки исполнить договор на предложенных условиях и условиях, установленных документацией процедуры закупки.
Согласно п. 4.5.4 Положения о закупках заказчик вправе запросить у участника процедуры закупки, предоставившего заявку с демпинговой, как определено в подпунктах 4.5.1 - 4.5.3 настоящего Положения, ценой договора (ценой лота), ценой за единицу продукции, дополнительные разъяснения структуры предлагаемой цены и обоснование такой цены. В сроки, установленные документацией процедуры закупки, комиссия проводит анализ всей информации, предоставленной участником процедуры закупки.
Как следует из п. 4.5.5 Положения о закупках, если участник процедуры закупки не предоставил информацию, установленную в подпункте 4.5.4 настоящего Положения, в установленные комиссией сроки, или комиссия пришла к обоснованному решению, что участник процедуры закупки не способен исполнить договор на условиях, предложенных таким участником процедуры закупки и установленных документацией процедуры закупки, комиссия отклоняет заявку на участие в процедуре закупки такого участника процедуры закупки указанием причин отклонения.
Заявитель в жалобе указывает на то, что заказчиком не были запрошены дополнительные разъяснения структуры предлагаемой цены и обоснование такой цены и не проведен анализ возможности исполнения обязательств по договору. Заявитель полагает, что доводы комиссии заказчика носят предположительный характер и не могут служить основанием отказа в допуске к участию в конкурсной процедуре закупки.
Представители Организатора торгов пояснили, что Заявителем подано ценовое предложение ниже средней цены договора на 61,7% и ниже средней цены за единицу продукции на 72,7%. Таким образом, на основании п. 8 Документации и требованиям пункта 4.5.2 Положения о закупках, комиссия заказчика отказала Заявителю в дальнейшем участие в конкурентной процедуре. Обоснованность данного вывода подтверждается следующим:
-
в рамках формирования начальной (максимальной) цены договора Заявителем предоставлено коммерческое предложение, сформированное с учетом структуры затрат на оказание услуг в объеме, предусмотренном закупкой (прилагается), согласно которому цена договора составляет 23 571 960,24 р. (единичная стоимость обслуживания одной условной установки составляет 218,22 р.), данная стоимость формируется, в том числе из расчета фонда заработной платы на 3-х сотрудников с окладом в 65 000 руб/мес. Однако ценовое предложение Заявителя составляет 2 093 304,00 р. (единичная стоимость обслуживания одной условной установки составляет 23,15 р.), данная стоимость формируется, в том числе из расчета фонда заработной платы на 3-х сотрудников с окладом в 5 000 руб/мес., следовательно, изменение стоимости услуг составило более 92 %. Кроме того, столь значительное снижение стоимости напрямую связано с изменением фонда оплаты труда, что влияет на качество исполнение обязательств по договору.
-
согласно всероссийской программы Федеральной Налоговой службы по обелению рынка, Банк ВТБ (ПАО) следует рекомендациям Федеральной налоговой службы и Федеральной антимонопольной службы в части должной осмотрительности при выборе контрагентов, в части добросовестных налогоплательщиков. В рамках данной программы Банк ВТБ (ПАО) в конкурентных процедурах закупок внедрил структуру ценообразования, которая позволяет прозрачно оценивать стоимость оказания услуг, все налоговые нагрузки на ФОТ, прибыль, и прочие расходы. Тем самым минимизировав риск сотрудничества с недобросовестными налогоплательщиками. Данная форма, включающая информацию о структуре затрат, позволяет оценивать ценовые предложения участников, без запросов дополнительной информации. В ценовом предложение Заявителя указан оклад сотрудника, осуществляющего обслуживание объектов по договору в размере 5000 рублей с учетом всех налогов, что значительно ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О минимальном размере оплаты труда" в размере 12792 рублей.
Представители Организатора торгов отметили, что с учетом вышеуказанной информации доводы Заявителя на его согласие с условия закупки и отсутствием дополнительного запроса информации от заказчика являются необоснованными.
Комиссия СПб УФАС России, сопоставив доводы жалобы Заявителя и позицию Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу об обоснованности принятого Закупочной комиссией Организатора торгов решения об отклонении заявки ООО «Казачий разъезд» от участия в Закупке по основаниям, указанным в итоговом протоколе № 32110235537-03 от 02.06.2021.
Комиссия СПб УФАС России полагает, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «Казачий разъезд» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации и Положению о закупках.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки ООО «Казачий разъезд» от участия в процедуре Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 10.06.2021 вх. № 19391-ЭП/21, от 16.06.2021 вх. № 19684-ЭП/21, от 22.06.2021 вх. № 20328-ЭП/21) ООО «Казачий разъезд» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов Банка ВТБ (ПАО) (ИНН: 7702070139, ОГРН: 1027739609391) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем охранно-тревожной сигнализации, систем охранного телевидения, систем контроля и управления доступом, систем охранной сигнализации, установленных на устройствах самообслуживания на объектах Банка ВТБ (ПАО) на территории Красноярского края (извещение №32110235537) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.