Решение №78/7997/21, 78/7998/21 Т02-229/21 по жалобе ООО "ЧОО "ШКВАЛ" от 24 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-229/21

 

19 марта 2021 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей филиала ФКП "Росгосцирк" "Большой Санкт-Петербургский государственный цирк" (далее – Организатор торгов) и ООО "ЧОО "ШКВАЛ" (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "ЧОО "ШКВАЛ" (вх. №8161-ЭП/21 от 10.03.2021) на действия филиала ФКП "Росгосцирк" "Большой Санкт-Петербургский государственный цирк" при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг физической охраны земельного участка и имущества, находящегося на нем, обеспечение пропускного и внутриобъектового режима для нужд филиала ФКП «Росгосцирк» «Большой Санкт-Петербургский государственный цирк» (извещение №32110053347, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

04 марта 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32110053347 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг физической охраны земельного участка и имущества, находящегося на нем, обеспечение пропускного и внутриобъектового режима для нужд филиала ФКП «Росгосцирк» «Большой Санкт-Петербургский государственный цирк», включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг ФКП "Росгосцирк", версия 20 от 15.07.2020 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

1 576 800,00 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

04.03.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

15.03.2021 в 09:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

15.03.2021 (МСК)

16.03.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

191023, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д.3, лит. А

 

2. Доводы жалобы.

1) По мнению Заявителя в п.п. 3, 5 ч. 2.1.2 раздела II Документации, а также в п. 4.17 Технического задания Документации установлено избыточное требование о наличии у участника закупки/исполнителя собственных мобильных групп, в составе каждой группы – не мене 2 (двух) частных охранников, вооруженных и экипированных специальными средствами, разрешенными к применению в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом установленного в Документации запрета на привлечение субподрядной организации;

2) Заявитель полагает избыточным предусмотренное пп. е) п. 1) ч. 3.2.3 Документации требование, согласно которому в случае, если несколько юридических лиц, физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) выступают на стороне одного Участника запроса предложений, то участник закупки должен представить нотариально заверенную копию договора о совместной деятельности;

3) Заявитель оспаривает предъявление Организатором торгов невыполнимого требования о предоставлении в составе заявки копий действующих лицензий на осуществление охранной деятельности, выданных Министерством внутренних дел Российской Федерации, указанное в пп. ж) п. 1) ч. 3.2.3 Документации;

4) По мнению Заявителя в пп. з) п. 1) ч. 3.2.3 Документации установлено избыточное требование о предоставлении в составе заявки копий ПТС автомобилей/договора(ов) аренды автомобилей, заключенных на срок не менее 11 месяцев, фотографии автомобилей с читаемыми государственными номерами, соглашение уполномоченного органа внутренних дел на нанесение раскраски на конкретном автомобиле;

5) Заявитель полагает излишними указанные в пп.пп. б), в), г), д), е) п. 3) ч. 3.2.3 Документации условия оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, следуя которым участник дополнительно предоставляет следующие документы: справка о наличии работников определенного уровня квалификации (раздел V «Формы документов»); копия положения о системе контроля качества охранных услуг; копия положения об организации и обеспечения работы оперативной дежурной службы; копия сертификата соответствия стандарта ГОСТ РПО 2016:2019 (VCS RAO 2016:2019); копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ и услуг.

6) Заявитель оспаривает применение Организатором торгов в п. 2) ч. 3.8.4 Документации завышенных величин порядка оценки по критерию «Опыт работы Участника закупки на оказание услуг по осуществлению охраны», существенно превышающих начальную (максимальную) цену Закупки;

7) По мнению Заявителя в п. 3) ч. 3.8.4 Документации также установлены завышенные величины порядка оценки по критерию «Наличие работников определенного уровня квалификации», не соответствующие фактическому числу привлекаемого персонала;

8) Заявитель полагает дискриминационным установленный в п. 4) ч. 3.8.4 Документации порядок оценки заявок по критерию «Деловая репутация», ставящий в неравное положение участников Закупки и тем самым ограничивающий конкуренцию.

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/6897/21 от 15 марта 2021 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ФКП "Росгосцирк" относится к казенным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона
№ 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно ч. 22 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Частью 8 Закона №223-ФЗ закреплено, что извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Согласно ч. 9 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в целях настоящей статьи - запрос предложений в электронной форме), может включать в себя этап проведения квалификационного отбора участников запроса предложений в электронной форме. При этом должны соблюдаться следующие правила:

1) в извещении о проведении запроса предложений в электронной форме должны быть установлены сроки проведения такого этапа;

2) ко всем участникам запроса предложений в электронной форме предъявляются единые квалификационные требования, установленные документацией о конкурентной закупке;

3) заявки на участие в запросе предложений в электронной форме должны содержать информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке и подтверждающие соответствие участников запроса предложений в электронной форме квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке;

4) заявки участников запроса предложений в электронной форме, не соответствующие квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, отклоняются.

 

 

В отношении первого довода жалобы:

В соответствии с п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Согласно п. 3 ч. 2.1.2 Документации при проведении запроса предложений установлено дополнительное требование к Участникам закупки о наличии у участника закупки не менее 2 (двух) мобильных групп, в составе каждой группы – не мене 2 (двух) частных охранников, вооруженных и экипированных специальными средствами, разрешенными к применению в соответствии с законодательством Российской Федерации.  Под мобильной группой подразумевается группа сотрудников охраны на автотранспортном средстве, осуществляющая оперативное реагирование на сигналы тревоги.

Пунктом 5 ч. 2.1.2 Документации установлено, что услуга должна оказываться собственными силами, субподряд исключен.

Исходя из положений п. 1 ст. 706 ГК РФ, если из закона или договора не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу собственными силами, подрядчик вправе привлекать к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).

Представители Организатора торгов пояснили, что в силу принципа свободы договора, закрепленного в гражданском законодательстве, стороны свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора. Исходя из положений п. 1 ст. 706 ГК РФ, в договоре возможно прямо предусмотреть необходимость исполнить обязательства лично исполнителем.

Согласно позиции Организатора торгов в случае, если Документацией не предусмотрено, что участник Закупки должен оказывать услуги своими силами, а участник закупки имеющий субподрядчиков предложит наименьшую цену, заказчик может столкнуться с ситуацией, когда вся или часть услуг оказываются лицом (субподрядчиком) о деятельности которого Организатор торгов не имеет представления и которое не проходило отбор в соответствии с Документацией. Данные обстоятельства могут негативным образом сказаться на качестве услуг, т.к., согласно Техническому заданию Документации охраняемый участок земли практически не огорожен, с трех сторон нет забора, нет освещения.

Также п. 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) гласит о том, что запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к порядку исполнения договора и соответствует положениям статей 706 и 780 ГК РФ, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг).

Включение в документацию о закупках спорного условия также не противоречит Закону №223-ФЗ и Закону №135-ФЗ, поскольку при проведении закупочных процедур заказчик не ограничен в вопросах формирования системы закупок, позволяющей выявить участника закупки, способного своевременно и качественно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу об обоснованности предъявляемого требования об оказании услуг в рамках Закупки собственными силами без привлечения субподрядной организации.

На основании изложенного по первому доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит указанный довод неподтвержденным и не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

 

По второму доводу жалобы:

Следуя ч. 5 ст. 3 Закона №223-ФЗ, участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Следуя ч. 5 ст. 3 Закона №223-ФЗ, участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В соответствии с пп. (е) п. 4.4.2 Положения о закупках в случае, если несколько юридических лиц, физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) выступают на стороне одного участника закупки, то участник закупки должен представить нотариально заверенную копию договора о совместной деятельности.

Подпунктом ж) п. 1) ч. 3.2.3 Документации продублировано указанное в пп. (е) п. 4.4.2 Положения о закупках требование.

Согласно позиции Организатора торгов требование о предоставлении нотариально заверенного договора о совместной деятельности (в случае если несколько лиц выступают на стороне одного участника) установлено в соответствии с требованиями пп. (е) п. 4.4.2 Положения о закупках, при этом предъявляемое требование не является неисполнимым.

Частью 1 ст. 3.3 Закона №223-ФЗ определено, что при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

Согласно ч. 5 ст. 3.3 Закона №223-ФЗ электронные документы участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что в случае, если несколько юридических лиц, физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) выступают на стороне одного участника закупки, предоставление заверенной копии договора о совместной деятельности не является существенным препятствием к участию в Закупке для указанных лиц в отсутствие требований к сроку и содержанию такого договора, вместе с тем, с учетом электронной формы проводимой Закупки условие об обязательном нотариальном заверении указанных документов выступает фактором, содержащим признаки необоснованного ограничения конкуренции.

На основании изложенного по второму доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному установлению в пп. ж) п. 1) ч. 3.2.3 Документации дискриминационного и необоснованно ограничивающего конкуренцию условия о предоставлении коллективным участником Закупки нотариально заверенной копии договора о совместной деятельности нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении положений статей, допущенное при организации и проведении Закупки.

 

По третьему доводу жалобы:

Согласно пп. ж) п. 1) ч. 3.2.3 Документации в составе заявки необходимо представить копию действующей лицензии на осуществление охранной деятельности выданное Министерством внутренних дел Российской Федерации, включающую в себя следующий вид услуг, оказываемый в составе лицензируемого вида деятельности:

- Защита жизни и здоровья граждан;

- Охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";

- Охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

- Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

- Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";

- Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Пунктом 2 Положения о лицензировании частной детективной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 лицензия на осуществление охранной деятельности предоставляется юридическим лицам, специально учрежденным для осуществления охранной деятельности, сроком на 5 лет территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Согласно позиции Организатора торгов в соответствии с Указом Президента РФ от 05 апреля 2016г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации были преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации. Подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль в сфере частной охранной деятельности, включены в структуру Росгвардии Российской Федерации (п. «а» ст.4 Указа Президента РФ от 05 апреля 2016г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»), таким образом, лицензии действительны как ранее выданные органами МВД России, так и выданные Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации - как органом, в который вошло подразделение МВД России, осуществлявшее услуги по выдаче лицензий.

Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что указанная позиция Организатора торгов не нашла своего отражения в Документации.

Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что Организатором торгов в пп. ж) п. 1) ч. 3.2.3 Документации применяется ненадлежащее требование, не соответствующее положениям действующего законодательства.

На основании изложенного по третьему доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному установлению в пп. ж) п. 1) ч. 3.2.3 Документации ненадлежащего требования к участникам Закупки, не соответствующего положениям действующего законодательства, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении положений статей, допущенное при организации и проведении Закупки.

 

В отношении четвертого довода жалобы:

В соответствии с пп. з) п. 1) ч. 3.2.3 Документации в составе заявки необходимо представить копии ПТС автомобилей/договора (ов) аренды автомобилей, заключенных на срок не менее 11 месяцев, фотографии автомобилей с читаемыми государственными номерами, соглашение уполномоченного органа внутренних дел на нанесение раскраски на конкретном автомобиле.

Приложение № 11 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. N 883) устанавливает, что специальная раскраска, информационные надписи и знаки на транспортных средствах частных охранных организаций подлежат согласованию с органами внутренних дел. К заявлению прилагается схема (описание) расположения на транспортных средствах частной охранной организации специальной раскраски, информационных надписей и знаков (далее - схема) в 2 экземплярах. По результатам рассмотрения представленных документов уполномоченным органом подготавливается заключение о согласовании схемы либо об отказе в согласовании схемы по форме, устанавливаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - заключение).

При этом несоответствие указанному требованию Документации влечет отклонение такой заявки.

Согласно возражениям Организатора торгов приказом № 674-ст от 24.09.2020г. утвержден национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59044-2020 «Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования», в котором указано, что транспортные средства, предназначенные для передвижения мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования), должны состоять на балансе соответствующей частной охранной организации и должны быть зарегистрированы за ней в органах внутренних дел, а также иметь специальную раскраску, информационные надписи и знаки.

Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что действующим законодательством не установлено обязательного согласования с Министерством внутренних дел Российской Федерации специальной раскраски, информационных надписей и знаков на каждый конкретный автомобиль, при этом согласованию подлежит только схема (описание) расположения на транспортных средствах частной охранной организации специальной раскраски, информационных надписей и знаков.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что Организатором торгов в пп. з) п. 1) ч. 3.2.3 Документации применяется чрезмерное дискриминационное требование, не соответствующее положениям действующего законодательства.

На основании изложенного по четвертому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному установлению в пп. з) п. 1) ч. 3.2.3 Документации чрезмерного дискриминационного требования к участникам Закупки, не соответствующего положениям действующего законодательства, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении положений статей, допущенное при организации и проведении Закупки.

 

В отношении пятого довода жалобы

Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с пп.пп. б), в), г), д) п. 3) ч. 3.2.3 Документации для оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений участник дополнительно предоставляет следующие документы:

- справка о наличии работников определенного уровня квалификации (раздел V «Формы документов»);

- копия положения о системе контроля качества охранных услуг;

- копия положения об организации и обеспечения работы оперативной дежурной службы;

- копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ и услуг в сфере частной охранной деятельности, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих работы и оказывающих услуги в сфере частной охранной деятельности.

Представители Организатора торгов пояснили, что 09.03.2021 в Документацию были внесены изменения, согласно которым оспариваемое Заявителем условие о предоставлении в составе заявки копии сертификата соответствия стандарта ГОСТ РПО 2016:2019 было устранено.

Иные же документы выступают основанием для присвоения участнику определенного Документацией количества баллов по критерию и не являются обязательными для представления, при этом справка о наличии работников определенного уровня квалификации требуется для подтверждения наличия штатных работников охранной организации, копии положения о системе контроля качества охранных услуг и положения об организации и обеспечения работы оперативной дежурной службы требуются для определения наличия контроля за оказанием охранных услуг, наличие у участника закупки свидетельства СРО говорит о том, что охранные организации, являющиеся членами саморегулируемой организации, постоянно контролируются со стороны этой организации на соответствие требований стандартов к определенному виду услуг.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о допустимости указания условия о предоставлении в составе заявки перечисленных в пп.пп. б), в), г), д) п. 3) ч. 3.2.3 Документации копий документов для оценки по критерию в рамках Закупки.

На основании изложенного по пятому доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит указанный довод неподтвержденным и не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

 

По шестому и седьмому доводу жалобы:

Согласно ч. 3.8.4. Документации комиссия осуществляет оценку заявок на участие в запросе предложений, поданных Участниками запроса предложений и признанными Участниками запроса предложений исходя из критериев и предельного значения баллов по критерию.

В соответствии с п. 2 ч. 3.8.4. Документации одним из критериев оценки является «Опыт работы Участника закупки на оказание услуг по осуществлению охраны» с максимальным количеством баллов 30 (раздел V «Формы документов») со следующим порядком оценки:

Информация по данному критерию подтверждается копиями заключенных и исполненных контрактов/ договоров с актами оказанных услуг/выполненных работ, исполненных Участником с 01.01.2018 г. до даты окончания срока подачи заявок. Стоимость каждого исполненного контракта/ договора должна составлять не менее 100% от начальной (максимальной) цены договора, указанной в Информационной карте запроса предложений, по каждому договору или группе одновременно действующих договоров с одним заказчиком на разные объекты.

Оценка настоящего критерия осуществляется по следующим показателям:

2.1. Объем оказанных услуг сопоставимого характера и объема на сумму ≥ 80 000 000,01 руб. – 25 баллов;

2.2. Объем оказанных услуг сопоставимого характера и объема на сумму 60 000 000,01 – 80 000,00 руб. – 20 баллов;

2.3. Объем оказанных услуг сопоставимого характера и объема на сумму 40 000 000,01 руб. – 60 000 000,00 руб. – 15 баллов;

2.4. Объем оказанных услуг сопоставимого характера и объема на сумму 20 000 000,01 руб. – 40 000 000,00 руб. – 10 баллов;

2.5. Объем оказанных услуг сопоставимого характера и объема на сумму ≤ 20 000 000,00 руб.– 0 баллов;

Учитываются суммы, подтвержденные подписанными актами выполненных работ/оказанных услуг.

При рассмотрении сведений Заказчик оставляет за собой право исключить документы с указанием работ, не соответствующих предмету, сроку или сумме закупки, но указанные Участником. В этом случае, при оценке критерия в расчет принимаются данные, откорректированные Заказчиком.

Наилучшим признается предложение Участника, представившего документов, удовлетворяющих требованиям, на наибольшую сумму стоимости выполненных работ по осуществлению охраны объектов. Такой заявке присваивается максимальное количество баллов по данному критерию. Оценка заявок следующих участников запроса предложений рассчитывается исходя из пропорционального соотношения к заявке, получившей наибольший балл по данному критерию.

На основании п. 3 ч. 3.8.4. Документации критерием оценки также является «Наличие работников определенного уровня квалификации» с максимальным количеством баллов 10 (раздел V «Формы документов»), оценка по указанному критерию осуществляется по следующим показателям:

3.1. Наличие штатных работников охранной организации с удостоверением частного охранника (50 человек и более) – 10 баллов;

3.2. Наличие штатных работников охранной организации с удостоверением частного охранника (25 – 49 человек) – 5 баллов.

3.3. Наличие штатных работников охранной организации с удостоверением частного охранника (менее 24 человек) – 0 баллов.

Информация о каждом сотруднике должна быть в обязательном порядке подтверждена копиями трудовых договоров между участником закупки и работниками или выпиской из штатного расписания, а также копиями удостоверений частного охранника.

Не подтвержденная информация не учитывается при оценке по указанному критерию.

Как было указано, начальная (максимальная) цена договора составляет 1 576 800,00 ₽.

Также, согласно п. 2 Технического задания Документации оказание услуг осуществляется одним круглосуточным постом (контрольно-пропускной пункт) в составе одного охранника.

Таким образом градация присвоения рейтинга по критериям «Опыт работы Участника закупки на оказание услуг по осуществлению охраны» и «Наличие работников определенного уровня квалификации» с предельными границами для максимальной оценки опыта или численности участника несоразмерны объему и условиям оказываемых услуг в рамках Закупки.

Представители Организатора торгов пояснили, что в связи с тем, что, согласно Техническому заданию Документации охраняемый участок земли практически не огорожен, с трех сторон нет забора, нет освещения Организатор торгов установил критерии оценки заявок по участников закупки по показателю «Опыт работы Участника закупки на оказание услуг по осуществлению охраны» исходя из объема ранее оказываемых услуг цирку и на аналогичных услугах другим предприятиям. Заказчиком была взята наименьшая цена (НМЦ) около 1,6 млн. рублей из имеющихся аналогичных договоров на оказание услуг охраны. Исходя из аналогичного опыта оказания услуг, Организатор торгов определил, что за период с 01.01.2018 г. до даты окончания срока подачи заявок необходим объем сопоставимого характера и объема на сумму 80 млн. рублей, т.е. чуть больше 25 млн. рублей в год или не более 10 договоров.

Также по мнению Организатора торгов необходимо минимум 10 (десять) человек в связи с частыми выездами по сигналу тревоги группы быстрого реагирования (проникновение посторонних лиц на охраняемую территорию).

Вместе с тем, с учетом позиции Организатора торгов условия присвоения максимального рейтинга по критериям «Опыт работы Участника закупки на оказание услуг по осуществлению охраны» и «Наличие работников определенного уровня квалификации» кратно превышают необходимые по мнению Организатора торгов кадровые возможности исполнителя по договору, при этом опыт исполнения аналогичных договоров на оказание услуг охраны не имеет взаимосвязи с иными условиями оказания услуг в рамках Закупки кроме имеющихся объемов, выраженных в стоимости.

Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что установленные Организатором закупки условия оценки заявок по критериям «Опыт работы Участника закупки на оказание услуг по осуществлению охраны» и «Наличие работников определенного уровня квалификации» являются ненадлежащими, как не соответствующие объему и условиям оказываемых услуг в рамках Закупки, в связи с чем не позволяют объективно выявить квалификацию участников закупки.

На основании изложенного по шестому и седьмому доводам жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора закупки по неправомерному установлению в п.п. 2, 3 ч. 3.8.4. Документации несоразмерных объему и условиям оказываемых услуг в рамках Закупки условий оценки заявок по критериям «Опыт работы Участника закупки на оказание услуг по осуществлению охраны» и «Наличие работников определенного уровня квалификации», не позволяющих объективно выявить квалификацию участников закупки, нарушений п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 8 ч. 4, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившихся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенных при организации и проведении Закупки.

 

В отношении восьмого довода жалобы:

На основании п. 4 ч. 3.8.4. Документации критерием оценки также является «Деловая репутация» с максимальным количеством баллов 20 (раздел V «Формы документов»), оценка по указанному критерию осуществляется по следующим показателям:

4.1. Наличие у участника закупки положения о системе контроля качества охранных услуг – 5 баллов;

Отсутствие у  участника  закупки  положения о системе контроля качества охранных услуг – 0 баллов;

4.2. Наличие у участника закупки положения об организации и обеспечения работы оперативной дежурной службы – 5 баллов;

Отсутствие у участника закупки положения об организации и обеспечения работы оперативной дежурной службы – 0 баллов;

4.3. Наличие у участника закупки свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ и услуг в сфере частной охранной деятельности, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих работы и оказывающих услуги в сфере частной охранной деятельности– 5 баллов;

Отсутствие у участника закупки свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ и услуг в сфере частной охранной деятельности, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих работы и оказывающих услуги в сфере частной охранной деятельности – 0 баллов.

Информация о наличии документов должна быть подтверждена копиями.

По мнению Заявителя предоставление указанных заказчиком документов ставит участников закупки в неравное положение и ограничивает тем самым конкуренцию, поскольку требование о предоставлении в составе заявки указанных документов, накладывает на участника закупки дополнительные обязанности по получению соответствующих документов у третьих лиц. При этом, данные документы являются необязательными.

Организатором закупки уже установлено требование по предоставлению доказательств выполнения аналогичных по характеру направлению договоров (копий договоров и актов оказанных услуг).

Предоставление в составе заявки положений, сертификатов не влияет на исполнение обязательств по договору заключаемому по результатам закупки.

Согласно позиции Организатора торгов в Определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2019 г. N 307-ЭС19-12629 по делу N А56-115357/2018 указано, что в закупочной документации заказчик вправе предусмотреть использование критерия деловой репутации участников закупки, включающий в себя наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, в т.ч. ГОСТов.

С учетом наличия взаимосвязи предоставляемых в рамках критерия «Деловая репутация» документов и сведений с предметом Закупки, а также удельным весом критерия в 20 баллов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о допустимости установления в Документации условия о предоставлении в составе заявки перечисленных в п. 4 ч. 3.8.4 Документации сведений и документов для оценки по критерию в рамках Закупки.

На основании изложенного по восьмому доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит указанный довод неподтвержденным и не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу ООО "ЧОО "ШКВАЛ" (вх. №8161-ЭП/21 от 10.03.2021) на действия филиала ФКП "Росгосцирк" "Большой Санкт-Петербургский государственный цирк" при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг физической охраны земельного участка и имущества, находящегося на нем, обеспечение пропускного и внутриобъектового режима для нужд филиала ФКП «Росгосцирк» «Большой Санкт-Петербургский государственный цирк» (извещение №32110053347), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов филиала ФКП «Росгосцирк» «Большой Санкт-Петербургский государственный цирк» нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 8 ч. 4, п.п. 2, 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "ЧОО "ШКВАЛ" (вх. №8161-ЭП/21 от 10.03.2021) на действия филиала ФКП "Росгосцирк" "Большой Санкт-Петербургский государственный цирк" (ИНН 7702060003, ОГРН 1027739272527) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг физической охраны земельного участка и имущества, находящегося на нем, обеспечение пропускного и внутриобъектового режима для нужд филиала ФКП «Росгосцирк» «Большой Санкт-Петербургский государственный цирк» (извещение №32110053347) обоснованной.

 

2. Признать в действиях организатора торгов филиала ФКП "Росгосцирк" "Большой Санкт-Петербургский государственный цирк" (ИНН 7702060003, ОГРН 1027739272527) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг физической охраны земельного участка и имущества, находящегося на нем, обеспечение пропускного и внутриобъектового режима для нужд филиала ФКП «Росгосцирк» «Большой Санкт-Петербургский государственный цирк» (извещение №32110053347) нарушения:

- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении положений статей, допущенное путем незаконного установления в пп. ж) п. 1) ч. 3.2.3 Документации дискриминационного и необоснованно ограничивающего конкуренцию условия о предоставлении коллективным участником Закупки нотариально заверенной копии договора о совместной деятельности;

- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении положений статей, допущенное путем незаконного установления в пп. ж) п. 1) ч. 3.2.3 Документации ненадлежащего требования к участникам Закупки, не соответствующего положениям действующего законодательства;

- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении положений статей, допущенное путем незаконного установления в пп. з) п. 1) ч. 3.2.3 Документации чрезмерного дискриминационного требования к участникам Закупки, не соответствующего положениям действующего законодательства;

- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 8 ч. 4, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенные вследствие неправомерного установления в п.п. 2, 3 ч. 3.8.4. Документации несоразмерных объему и условиям оказываемых услуг в рамках Закупки условий оценки заявок по критериям «Опыт работы Участника закупки на оказание услуг по осуществлению охраны» и «Наличие работников определенного уровня квалификации», не позволяющих объективно выявить квалификацию участников закупки.

 

3. Организатору торгов филиалу ФКП "Росгосцирк" "Большой Санкт-Петербургский государственный цирк" (ИНН 7702060003, ОГРН 1027739272527) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг физической охраны земельного участка и имущества, находящегося на нем, обеспечение пропускного и внутриобъектового режима для нужд филиала ФКП «Росгосцирк» «Большой Санкт-Петербургский государственный цирк» (извещение №32110053347) путем аннулирования запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг физической охраны земельного участка и имущества, находящегося на нем, обеспечение пропускного и внутриобъектового режима для нужд филиала ФКП «Росгосцирк» «Большой Санкт-Петербургский государственный цирк» (извещение №32110053347) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

19 марта 2021 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

на основании решения Комиссии от 19.03.2021 № Т02-229/21 по жалобе на действия филиала ФКП "Росгосцирк" "Большой Санкт-Петербургский государственный цирк" при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг физической охраны земельного участка и имущества, находящегося на нем, обеспечение пропускного и внутриобъектового режима для нужд филиала ФКП «Росгосцирк» «Большой Санкт-Петербургский государственный цирк» (извещение №32110053347, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»


 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. Организатору торгов филиалу ФКП "Росгосцирк" "Большой Санкт-Петербургский государственный цирк" (ИНН 7702060003, ОГРН 1027739272527) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг физической охраны земельного участка и имущества, находящегося на нем, обеспечение пропускного и внутриобъектового режима для нужд филиала ФКП «Росгосцирк» «Большой Санкт-Петербургский государственный цирк» (извещение №32110053347), путем аннулирования запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг физической охраны земельного участка и имущества, находящегося на нем, обеспечение пропускного и внутриобъектового режима для нужд филиала ФКП «Росгосцирк» «Большой Санкт-Петербургский государственный цирк» (извещение №32110053347) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.


 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 19 апреля 2021 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

<...>

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны