Решение №02/12105/23 Т02-263/23 по жалобе ООО «Строй-Поставка СПб» от 23 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-263/23

18 мая 2023 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) и ООО «Строй-Поставка СПб» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 10.05.2023 вх. №11303-ИП/23) ООО «Строй-Поставка СПб» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» и его закупочной комиссии (далее — Закупочная комиссия) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку металлопроката и алюминиевого профиля (извещение №32312262814), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

05 апреля 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32312262814 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку металлопроката и алюминиевого профиля (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 30.12.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

66 547 722,23 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

05.04.2023

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

04.05.2023 в 06:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

04.05.2023

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

https://lot-online.ru

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «Строй-Поставка СПб» от участия в процедуре Закупки, оспаривая при этом установленное Организатором торгов в Документации описание предмета Закупки, которое, по мнению Заявителя, с учетом требований к описанию поставляемого товара в составе заявки, а также разъяснений положений Документации, опубликованных Организатором торгов, не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Строй-Поставка СПб» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/11072/23 от 12.05.2023, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/11072/23 от 12.05.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с протоколом №170/2023-ЭА заседания комиссии по закупкам по рассмотрению первых частей заявок на участие в Закупке от 04.05.2023 заявка ООО «Строй-Поставка СПб» была отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: «Заявка №157861 - не соответствует требованиям документации, а именно:

Товар №20 Прокат тип 20. Требования заказчика: «По товару Прокат тип 20 установлено требование к норме показателю твердость стали: менее 207 (единица измерения - НВ)». Участник указал: 156 НВ (единица измерения - НВ). Согласно инструкции по заполнению первой части заявки: «Присутствие слова норма в наименовании показателя обязует участника закупки воспроизвести соответствующую характеристику без изменений - как указано в нормативно-правовом документе с полным указанием всех необходимых слов, словосочетаний и единиц измерения». Согласно данным ГОСТ 10702-2016 по выбранному участником состоянию материала - горячетканный - показатель твердость указан в открытом диапазоне (словосочетание - не более).

Участник предоставил значения по показателю без соблюдения вышеуказанных правил».

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Как следует из п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

На основании п. 3.1 Документации первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

1) согласие участника аукциона на поставку (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг) в объеме и на условиях, предусмотренных документацией. Не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике аукциона, сведений о ценовом предложении участника. В случае содержания в первой части заявки сведений об участнике, сведений о ценовом предложении участника, такая заявка подлежит отклонению.

2) наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики предлагаемого к поставке товара, соответствующие требованиям, установленным в техническом задании, иные документы и сведения в случае, если таковые предусмотрены документацией аукциона в электронной форме.

Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах.

Форма представления сведений по предлагаемым к поставке товарам и порядок ее заполнения приведены в разделе 14 настоящей документации.

Согласно п. 3.3.3 Документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями пункта 26 информационной карты открытого аукциона в электронной форме.

Пунктом 26 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) установлены требования к содержанию и составу заявки.

Так, в соответствии с п. 26 Информационной карты первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

1) согласие участника аукциона на поставку товара в количестве и на условиях, предусмотренных документацией (в свободной форме*);

* Участник, при предоставлении согласия участника аукциона на поставку товаров в объеме и на условиях, предусмотренных документацией, обязан указать номер процедуры, способ размещения закупки, наименование закупки, электронно-торговую площадку на которой размещена данная закупка согласно Единой информационной системы в сфере закупок.

2) наименование каждой позиции товара с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и качественные, эксплуатационные характеристики товара (по рекомендуемой форме 1), соответствующие требованиям, установленным в техническом задании.

Разделом 11 Документации регламентировано техническое задание на поставку металлопроката и алюминиевого профиля (далее — Техническое задание).

Приложением № 2 к Техническому заданию установлены сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, в том числе «По товару Прокат тип 20 установлено требование к норме показателю твердость стали: менее 207 (единица измерения — НВ)».

Разделом 14 Документации предусмотрена форма представления сведений о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара (далее — Форма № 1), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).

Согласно Инструкции участник закупки при заполнении первой части заявки использует требования к товарам, содержащиеся в приложении «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки» к Техническому заданию.

Первая часть заявки должна содержать сведения, установленные настоящей Инструкцией, и может быть оформлена в произвольной форме с обязательным указанием необходимых характеристик для всех товаров, указанных в перечне товаров в приложении №1.

В первой части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен предоставить следующие сведения: - конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Конкретный показатель - предоставляемые участником закупки сведения, содержащие наименование показателя товара, в отношении которого участником закупки в первой части заявки указываются конкретные значения показателя товара, наименование товара, в отношении которого указываются конкретные значения указанного показателя и конкретное значение показателя товара (либо конкретное диапазонное значение товара).

В данной инструкции перечислены (римское число один) основные правила закупки, которые являются стандартными правилами заполнения заявки (участник руководствуется только данными правилами, при отсутствии условий применения иных правил, которые указаны далее по тексту инструкции (римские числа два|три)). Также в инструкции перечислены правила (римское число два) имеющие приоритет над основными правилами. Третий вид правил является дополняющим видом правил (римское число три) - данный вид правил, при возникновении условий их применения дополняет (сужает или расширяет) основные и|или приоритетные правила. Участник при заполнении заявки заполняет заявку по основным правилам инструкции (в случае возникновения условий применения приоритетных правил - использует их, в пределах требования заказчика по данному показателю), учитывая при этом все дополняющие правила инструкции.

Участник при подготовке заявки руководствуется нижеуказанными положениями инструкции.

  • показатель состоит из наименования показателя и значения показателя. Требование к наименованию показателя отделяется от требования к значению показателя основным знаком «:»;

  • закрытый диапазон - указана нижняя и верхняя границы диапазона. Открытый диапазон - указана верхняя/нижняя граница;

  • Знаками (союзами) перечисления значений показателя внутри показателя в данной закупке являются «\», «|»;

  • Показатели каждого товара отделяются друг от друга «;». В конце каждого товара «.».

I. В описании товаров заказчик использует следующие виды показателей: 1. показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения в виде требований, содержащих указание на максимальность и (или) минимальность.

1.3 При указании заказчиком в Документации требования к показателю в виде слов («менее», «меньше») и символов («<») участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое менее значения показателя, установленного в Документации, и не является при этом равным значению показателя, установленному Документацией.

II. Участник закупки при заполнении заявки также должен руководствоваться следующими правилами: - показатель состоит из наименования показателя и значения показателя. Требование к наименованию показателя отделяется от требования к значению показателя символом «:». - наименование показателя товара должно быть передано участником закупки без искажений, в строгом соответствии с наименованием, установленном в Документации; - в случае, если требования к значению показателя включают в себя числовое значение и единицу измерения, то в первой части заявки недопустимо не указывать или менять единицу измерения числового значения показателя, установленную в Документации.

Дополнительно к указанным выше положениям в части заполнения показателей, участник закупки должен руководствоваться указанными ниже положениями, которые являются приоритетными.

Присутствие слова норма в наименовании показателя обязует участника закупки воспроизвести соответствующую характеристику без изменений - как указано в нормативно-правовом документе с полным указанием всех необходимых слов, словосочетаний и единиц измерения.

На основании пп. 2 п. 5.4 Документации заявка участника закупки отклоняется от участия в аукционе в случае, если представленные сведения не соответствуют требованиям документации об аукционе.

Заявитель в жалобе указывает на то, что, исходя из требований Инструкции заказчика: «Присутствие слова норма в наименовании показателя обязует участника закупки воспроизвести соответствующую характеристику без изменений - как указано в нормативно-правовом документе с полным указанием всех необходимых слов, словосочетаний и единиц измерения». То есть в данном правиле Инструкции заказчик точно и полно определяет правило применения именно слова «норма» без каких-либо производных этого слова. Заявитель отметил, что к другим словам, например: «точный или его производных», «целый или его производные», «каждый или его производные» и т.д. заказчиком установлена возможность применения производных от этих слов, при описании требований к товарам. В данном случае, к слову «норма» заказчик не устанавливает условий применения производных слова «норма», а указывает конкретно слово «норма». Поэтому, по мнению Заявителя, основания для отклонения заявки у заказчика отсутствует.

Представители Организатора торгов отметили, что согласно положениям аукционной документации, при подготовке своей заявки участник закупки руководствуется правилами «Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе». В данной инструкции прописаны все возможные случаи заполнения показателей – все положения трактуются, по мнению заказчика, однозначно. Согласно правилу, указанному под II: «Присутствие слова норма в наименовании показателя обязует участника закупки воспроизвести соответствующую характеристику без изменений - как указано в нормативно-правовом документе с полным указанием всех необходимых слов, словосочетаний и единиц измерения».

Представители Организатора торгов пояснили, что в рассматриваемом показателе присутствует слово норма в дательном падеже. Согласно открытым источникам «Падеж является грамматической категорией, которая показывает синтаксическую роль существительного и его связи с другими словами в предложении». Вместе с этим согласно данным открытых источников и правил русского языка «производные» слова — это слова, образованные, произведённые от какого-либо другого слова или словосочетания: лёд → ледник, ледяной, обледенеть; колоть лёд → ледокол; голый лёд → гололёд, гололедица и т. п. В связи с вышеуказанным интерпретация, приводимая Заявителем в составе жалобы, является ошибочной, несоответствующей общепринятым правилам русского языка и, в частности, Инструкции по заполнению заявке в данной Закупке.

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав представленные документы, установила, что Заявитель ООО «Строй-Поставка СПб» в составе заявки на участие в Закупке представил форму сведений по предлагаемым к поставке товарам, в которой в отношении товара «Прокат тип 20» указал значение показателя, не соответствующее требованиям п. II Инструкции, что являлось основанием для отклонения заявки ООО «Строй-Поставка СПб» от участия в Закупке согласно пп. 2 п. 5.4 Документации.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «Строй-Поставка СПб» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.

Заявитель в жалобе также оспаривает установленное Организатором торгов в Документации описание предмета Закупки, которое, по мнению Заявителя, с учетом требований Инструкции, а также разъяснений положений Документации, опубликованных Организатором торгов, не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Представители Организатора торгов отметили, что иные доводы жалобы Заявителя относятся к положениям Документации о закупке, с которыми Заявитель согласился, подавая заявку на участие в Закупке, при этом поданная Заявителем заявка в части обжалуемых положений Документации заполнена корректно, что свидетельствует о понимании Заявителем условий Документации, а также об отсутствии ограничения конкуренции.

Комиссия СПб УФАС России полагает, что Заявителем ООО «Строй-Поставка СПб» путем подачи заявки на участие в Закупке были приняты требования Документации и выражено согласие с условиями участия в Закупке, которые Заявитель посчитал допустимыми и приемлемыми.

Следуя ч. 11 ст. 3 Закона №223-ФЗ, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Комиссией СПб УФАС России учтено, что согласно представленным со стороны Организатора торгов документам и сведениям Заявитель ООО «Строй-Поставка СПб» корректно в соответствии с требованиями Документации заполнил заявку в части обжалуемого описания предмета Закупки.

Исходя из изложенного, ввиду того, что Заявитель в жалобе оспаривает положения Документации, ограничивающие, по мнению Заявителя, конкуренцию, а также препятствующие подаче заявки на участие в Закупке, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что Заявитель ООО «Строй-Поставка СПб», подавший заявку на участие в Закупке и, тем самым, выразивший согласие со всеми положениями Документации, а также готовность заключить договор по итогам Закупки на установленных условиях в случае признания общества победителем Закупки, не может являться лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, вследствие чего у Комиссии СПб УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения данных доводов жалобы ООО «Строй-Поставка СПб» по существу на предмет соответствия действий Организатора торгов положениям Закона №223-ФЗ.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 10.05.2023 вх. №11303-ИП/23) ООО «Строй-Поставка СПб» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его Закупочной комиссии при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку металлопроката и алюминиевого профиля (извещение №32312262814) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны